Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 30 марта 2010 г. N 321с
"На постановление главы администрации Волгоградской области от 16 января 2006 г. N 15 "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 03 марта 2005 г. N 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" и Закона Волгоградской области от 14 февраля 2006 г. N 1197-ОД "О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы" (в редакции от 19 июля 2006 г. N 886, от 15 декабря 2006 г. N 1556, от 19 июля 2007 г. N 1318, от 09 октября 2007 г. N 1746, от 25 ноября 2008 г. N 1614)"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена повторная юридическая экспертиза постановления главы администрации Волгоградской области от 16 января 2006 г. N 15 "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 03 марта 2005 г. N 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" и Закона Волгоградской области от 14 февраля 2006 г. N 1197-ОД "О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы" (в редакции от 19 июля 2006 г. N 886, от 15 декабря 2006 г. N 1556, от 19 июля 2007 г. N 1318, от 09 октября 2007 г. N 1746, от 25 ноября 2008 г. N 1614) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утвержден Порядок предоставления компенсационных выплат реабилитированным лицам за установку квартирного телефона.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются общественные отношения, связанные с определением условий предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 01.07.2005 N 78-ФЗ);
- Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции от 25.12.2009 N 341-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009 N 326-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 03.03.2005 N 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" (в редакции от 03.02.2010 N 1993-ОД).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 статьи 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту "ж" статьи 14 Закона Волгоградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" жертвам политическим# репрессий предоставляется компенсация расходов за установку телефона реабилитированным гражданам.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего заключения имеется в виду пункт "ж" статьи 4 названного Закона
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, глава администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
Однако в тексте исследуемого Постановления выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 6 Порядка предоставления компенсационных выплат реабилитированным лицам за установку квартирного телефона (далее - Порядок) устанавливается порядок финансирования расходов на предоставления компенсационных выплат реабилитированным лицам за установку квартирного телефона.
Согласно пунктам 6.1-6.2 Порядка финансирование расходов на предоставление компенсационных выплат реабилитированным лицам за установку квартирного телефона осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных законом Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Учет операций по исполнению расходов областного бюджета, связанных с компенсационными выплатами реабилитированным лицам за установку квартирного телефона, осуществляется на лицевых счетах получателей средств областного бюджета, открытых территориальным управлениям УСЗН в Комитете бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (далее именуется - Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства), в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий год, доведенных в установленном бюджетным законодательством порядке главным распорядителем средств областного бюджета - Управлением социальной защиты населения Администрации Волгоградской области (далее именуется - Управление социальной защиты населения).
Таким образом, в пунктах 6.1-6.2 Порядка содержатся положения, касающиеся учета операций по исполнению расходов областного бюджета.
Согласно части 1 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Волгоградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, финансируются за счет средств бюджета Волгоградской области и реализуются в порядке, установленном администрацией Волгоградской области.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего заключения имеется в виду часть 1 статьи 6 названного Закона
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении порядка финансирования расходов на предоставления компенсационных выплат реабилитированным лицам за установку квартирного телефона, высшим должностным лицом, а не высшим исполнительном органом
Содержание и форма исследуемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
В тексте исследуемого Постановления положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 20 января 2006 г. N 9.
Постановления главы администрации Волгоградской области от 19 июля 2006 г. N 886, от 15 декабря 2006 г. N 1556, от 19 июля 2007 г. N 1318, от 09 октября 2007 г. N 1746, от 25 ноября 2008 г. N 1614, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 02 августа 2006 г. N 139, от 20 декабря 2006 г. N 237, от 25 июля 2007 г. N 135, от 17 октября 2007 г. N 195, от 03 декабря 2008 г. N 225-226.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что постановление главы администрации Волгоградской от 16 января 2006 г. N 15 "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 03 марта 2005 г. N 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" и Закона Волгоградской области от 14 февраля 2006 г. N 1197-ОД "О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы" (в редакции от 19 июля 2006 г. N 886, от 15 декабря 2006 г. N 1556, от 19 июля 2007 г. N 1318, от 09 октября 2007 г. N 1746, от 25 ноября 2008 г. N 1614) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего заключения пропущена часть текста, после "главы администрации Волгоградской" следует читать "области"
Предлагаем привести исследуемый нормативный правовой акт в соответствие с федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления Министерства |
М.А. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 30 марта 2010 г. N 321с "На постановление главы администрации Волгоградской области от 16 января 2006 г. N 15 "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 03 марта 2005 г. N 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" и Закона Волгоградской области от 14 февраля 2006 г. N 1197-ОД "О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы" (в редакции от 19 июля 2006 г. N 886, от 15 декабря 2006 г. N 1556, от 19 июля 2007 г. N 1318, от 09 октября 2007 г. N 1746, от 25 ноября 2008 г. N 1614)"
Текст заключения официально опубликован не был