Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 января 2010 г. N А12-23929/2009
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" (далее по тексту - общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной Антимонопольной службы России (далее - административный орган, ФАС России) N 1 25/340-09 от 27.10.2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы нарушением порядка истребования необходимой информации и документов, нарушением сроков привлечения к административной ответственности, отсутствием состава административного правонарушения, а также нарушением процессуального порядка привлечения к административной ответственности.
Представитель административного органа с заявленным требованием не согласен, процедура и срок привлечения к административной ответственности нарушены не были.
Исследовав представленные документы, выслушав доводы представителей сторон, суд считает, что заявление общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках рассмотрения дела N 1 10/26-09, возбужденного в отношении ОАО "ЛУКОЙЛ" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ФАС России определением от 16.04.2009, привлек к участию в рассмотрении указанного дела ООО "ЛУКОЙЛ Волгограднефтепереработка" в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.
В связи с необходимостью получения информации, связанной с рассмотрением дела N 1 10/26-09, пунктом 5 Определения об отложении рассмотрения дела N 1 10/26-09 от 09.07.2009 ФАС России запросил у Общества следующие документы и информацию:
1) сумму себестоимости проданных нефтепродуктов (указанную в строке 020 формы N 2 бухгалтерской отчетности "о формировании себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг"), представить помесячно за 3, 4 квартал 2008 и 1 квартал 2009 по направлению продажи на экспорт;
2) объем оптовых поставок нефтепродуктов в регионы Российской Федерации (отдельно по каждому виду нефтепродуктов) за период апрель-май 2009 (помесячно) в соответствии с табл. N 1 по форме согласно п.п. 3 п. 5 Определения от 10.06.2009 N ПС/18008;
3) полную себестоимость производства нефтепродуктов Обществом с расшифровкой по основным статьям, включая: амортизацию, заработную плату производственного персонала, затраты на расходные материалы (в т.ч. электроэнергия), управленческие расходы, а также прибыль Общества за период апрель-май 2009 помесячно;
4) цены приобретения нефти, предназначенной для переработки Обществом, за период апрель-май 2009 помесячно;
5) объемы первичной переработки нефти и объемы полученных нефтепродуктов (по видам) Обществом за период апрель-май 2009 (помесячно);
6) объемы оптовых поставок Обществом автомобильных бензинов по маркам за период апрель-май 2009 в целом и по следующим группам потребителей (в тоннах): сбытовым компаниям, входящим в группу лиц Компании; сбытовым компаниям - перепродавцам топлива, не входящим в группу лиц Компании; Министерству обороны Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ОАО "РЖД", а также потребителям, использующим топливо для собственных нужд (не с целью дальнейшей перепродажи);
7) перечень субъектов Российской Федерации, в которые Общество осуществляло в апреле-мае 2009 оптовые поставки нефтепродуктов, и перечень субъектов Российской Федерации, в которые такие поставки не осуществлялись;
8) сложившиеся при оптовой реализации нефтепродуктов средние расходы на транспортировку нефтепродуктов потребителям Обществом в каждый из субъектов Российской Федерации, в которые Общество осуществляло поставки за период апрель-май 2009, в рублях на тонну;
9) объемы производства и оптовой реализации Обществом нефтепродуктов (без учета купленных у других хозяйствующих субъектов) по видам: автомобильный бензин АИ 80(76) и его модификации; автомобильный бензин АИ-92(93) и его модификации; автомобильный бензин АИ-95(96), АИ-98 и их модификации; дизельное топливо (все виды и модификации); авиационный керосин (все виды и модификации); мазут топочный; на экспорт и на внутренний рынок сбытовым предприятиям, входящим в группу лиц Компании и иным потребителям, раздельно за периоды октябрь-декабрь 2008 и апрель-май 2009, в тоннах;
10) сведения об объемах переработки нефти, производства и реализации нефтепродуктов Обществом за период апрель-май 2009, в соответствии с табл. N 3 по форме согласно п.п. 11 п. 5 Определения от 10.06.2009 N ПС/18008;
11) расходы на производство и оптовую реализацию по каждому перечисленному ниже виду нефтепродуктов в рублях за период апрель-май 2009 помесячно раздельно на экспорт и внутренний рынок:
- автомобильный бензин АИ 80(76) и его модификации,
- автомобильный бензин АИ-92(93) и его модификации,
- автомобильный бензин АИ-95(96), АИ-98 и их модификации
- дизельное топливо (все виды и модификации),
- авиационный керосин (все виды и модификации),
- мазут топочный;
12) расчет себестоимости по каждому виду реализованных нефтепродуктов с разбивкой по элементам затрат за период апрель-май 2009, помесячно, в соответствии с табл. N 4 по форме согласно п.п. 13 п. 5 Определения от 10.06.2009 N ПС/18008;
13) сведения о средневзвешенных ценах на нефтепродукты в соответствии с реестрами всех сделок Общества по реализации нефтепродуктов за период апрель-май 2009 помесячно раздельно на экспорт и внутренний рынок;
14) сведения о средневзвешенных ценах на нефтепродукты в соответствии с реестрами всех сделок Общества по реализации нефтепродуктов за период апрель-май 2009 помесячно, заключенных с хозяйственными обществами, входящими в группу лиц Компании; с хозяйственными обществами, не входящими в группу лиц Компании;
15) прайс-листы Общества на нефтепродукты за период 01.01.2009-31.05.2009.
16) порядок формирования цен на нефтепродукты в Обществе, утвержденный уполномоченным органом;
17) перечень действующих договоров, заключенных между Компанией и Обществом на оказание услуг Обществу Компанией с указанием по каждому из них предмета договора;
18) копию действующего договора на оказание услуг по мониторингу конъюнктуры рынков продукции нефтепереработки, заключенный между Компанией и Обществом, со всеми изменениями и дополнениями;
19) копии полученных от Компании протоколов оптовых цен реализации продукции в соответствии с договором на оказание услуг по мониторингу конъюнктуры рынков продукции нефтепереработки между Компанией и Обществом за период с 01.07.2008 г. по 31.03.2009 г.;
20) копии прейскурантов цен Общества на авиакеросин, мазут, дизельное топливо, автомобильные бензины (далее - нефтепродукты) при осуществлении их поставок за период с 01.07.2008 г. по 31.03.2009 г.;
21) сведения об объемах оптовых поставок нефтепродуктов Общества в регионы Российской Федерации (отдельно по каждому виду нефтепродуктов) за период с января 2008 года по март 2009 года (помесячно), в соответствии с таблицей N 1 по форме согласно п. 6 запроса информации от 01.06.2009 N АГ/16659;
22) информацию о полной себестоимости производства нефтепродуктов Обществом с расшифровкой по основным статьям, включая: амортизацию, заработную плату производственного персонала, расходные материалы (в т.ч. электроэнергия), управленческие расходы, а также полученную прибыль, за период с июля 2008 года по март 2009 года, помесячно;
23) сведения об объемах первичной переработки нефти, полученных нефтепродуктов (по видам) и реализации нефтепродуктов за период с июля 2008 года по март 2009 года (помесячно), в соответствии с табл. N 2 по форме согласно п. 8 запроса информации от 01.06.2009 N АГ/16659;
24) сведения о расходах на производство и оптовую реализацию Общества по каждому перечисленному виду нефтепродуктов в рублях за периоды июль-сентябрь 2008 года и март 2009 года помесячно раздельно на экспорт и внутренний рынок:
- автомобильный бензин АИ-80 (76) и его модификации,
- автомобильный бензин АИ-92 (93) и его модификации,
- автомобильный бензин АИ-95 (96), АИ-98 и их модификации,
- дизельное топливо (все виды и модификации),
- авиационный керосин (все виды и модификации),
- мазут топочный,
в соответствии с табл. N 3 по форме согласно п. 10 запроса информации от 01.06.2009 N АГ/16659;
25) расчет себестоимости по каждому виду реализованных Обществом нефтепродуктов с разбивкой по элементам затрат за период июль 2008 года - март 2009 года помесячно в соответствии с табл. N 4 по форме согласно п. 11 запроса информации от 01.06.2009 N АГ/16659;
26) информацию о стоимости нефти, приобретенной Обществом для переработки на НПЗ, за период с июля 2008 года по март 2009 года помесячно;
27) сведения об объемах реализации нефтепродуктов Обществом на электронной торговой площадке и (или) на бирже по видам нефтепродуктов за период июль 2008 года - март 2009 года (помесячно);
28) сведения об объемах оптовых поставок автомобильных бензинов по маркам за 2008 год и 1 квартал 2009 года раздельно - в целом, и по следующим группам потребителей, в тоннах:
- сбытовым компаниям, входящим в группу лиц Компании,
- сбытовым компаниям - перепродавцам топлива, не входящим в группу лиц Компании,
- Министерству обороны Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ОАО "РЖД", а также потребителям, использующим топливо для собственных нужд (не с целью дальнейшей перепродажи);
29) какой период времени и какие дополнительные затраты потребуются для технологического перевода мощностей с целью изменения соотношения выпускаемых Обществом объемов различных марок автомобильных бензинов без увеличения общего объема выпуска нефтепродуктов:
- при увеличении в общем объеме производимых Обществом автомобильных бензинов доли низкооктановых бензинов,
- при увеличении в общем объеме производимых Обществом автомобильных бензинов доли высокооктановых бензинов;
30) осуществлялись ли Обществом за период 2008-2009 гг. оптовые поставки нефтепродуктов в рамках северного завоза. В случае осуществления такого завоза топлива, укажите, какие именно нефтепродукты, в какой субъект РФ, в каких объемах и на каких условиях производились поставки. Какова была транспортная составляющая в конечной цене нефтепродуктов. Осуществлялось ли государственное дотирование поставок или компенсация из государственного бюджета поставщикам или покупателям отдельных составляющих конечной цены нефтепродуктов. Укажите, вид этих дотаций и компенсаций, их размер и долю в общей стоимости поставки;
31) перечень субъектов РФ, в которые Общество осуществляло в 2008 году и I квартале 2009 года оптовые поставки нефтепродуктов, и перечень субъектов РФ, в которые такие поставки не осуществлялись;
32) сложившиеся при оптовой реализации нефтепродуктов Обществом средние расходы на транспортировку нефтепродуктов потребителям в каждый из субъектов РФ, в которые Общество осуществляло поставки нефтепродуктов в 2008 и 2009 годах, в рублях на тонну:
34) сведения о средневзвешенных ценах на нефтепродукты в соответствии с реестрами всех сделок Общества по реализации нефтепродуктов за период июль 2008 года - март 2009 года помесячно раздельно на экспорт и внутренний рынок;
35) сведения о средневзвешенных ценах на нефтепродукты в соответствии с реестрами всех сделок Общества по реализации нефтепродуктов с НПЗ за период июль 2008 года - март 2009 года, помесячно:
36) сведения об объемах производства и оптовой реализации нефтепродуктов Компании на экспорт и на внутренний рынок сбытовым предприятиям, входящим в группу лиц Компании и иным потребителям, за период январь 2007 - март 2009 гг. помесячно, в тоннах.
Информацию по подпунктам 2, 10, 12, 21, 23, 24, 25 пункта 5 Определения необходимо было представить на бумажном носителе и в электронном виде на оптическом носителе. Вся информация, представляемая в электронном виде, должна соответствовать формату MS Excel 2003.
Указанную информацию и документы Обществу надлежало представить в Федеральную антимонопольную службу в срок до 21.07.2009.
Определением от 23.07.2009 рассмотрение дела N 1 10/26-09 отложено на 28.08.2009 в связи с удовлетворением ходатайства ОАО "ЛУКОЙЛ". Согласно пункту 5 данного определения ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" надлежало в срок до 17.08.2009 представить в ФАС России следующие документы:
1) копии формы бухгалтерской отчетности N 1, N 2 за 6 месяцев 2009 года;
2) документы и информацию, ранее запрошенные Определением, но не представленные по настоящее время.
Однако, к установленному сроку, запрошенная информация и документы представлены не были. 26.08.2009 административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 1 25/340-09 и проведении административного расследования.
В связи с непредставлением документов, административный орган сделал вывод о нарушении заявителем части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции. По данному факту, 25.09.2009 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 1 25/340-09.
Постановлением от 27.10.2009 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа 500000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Объективную сторону вменяемого обществу административного правонарушения образует непредставление в федеральный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов либо представление заведомо недостоверных сведений.
В соответствии с пунктами 1, 11 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно части 1 статьи 25 указанного Закона коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что сопроводительным письмом от 07.09.2009 общество частично представило требуемые управлением документы.
10.09.2009 Комиссией ФАС России рассмотрено по существу дело N 1 10/26-09 о нарушении антимонопольного законодательства, вынесено решение.
Из объяснений представителя общества, заявленных при составлении протокола об административном правонарушении следует, что "запрашиваемая информация представлена. Состав административного правонарушения отсутствует. Решение Комиссии принято 10.09.2009 в отсутствие якобы не представленной информации, что свидетельствует об отсутствии ее необходимости для Комиссии". В судебном заседании представитель общества пояснил, что часть запрошенной ФАС России информации составляет коммерческую тайну, представлено Положение об охране конфиденциальности информации ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка".
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 3 Закона N 98-ФЗ под информацией, составляющей коммерческую тайну, понимается научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны, то есть приняты правовые, организационные, технические и иные меры по охране ее конфиденциальности.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 98-ФЗ обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
В силу ч. 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции требование о представлении информации должно быть мотивированным.
Как следует из представленных документов, определение о предоставлении информации от 23.07.2009 управлением не мотивировано, не содержит сведений об относимости истребованной информации к нарушению ОАО "ЛУКОЙЛ" требований Закона о защите конкуренции. При этом суд отмечает, что ссылка административного органа на часть 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ и рассмотрение дела N 1 10/26-09, не является указанием цели и обоснования необходимости запрашиваемой информации и документов.
Таким образом, направленное обществу определение не соответствует положениям ст. 6 Закона N 98-ФЗ, в связи с чем не представляется возможным установить наличие обязанности у общества по исполнению изложенного в нем требования. Из данного определения управления не следует, что истребуемые у общества документы и информация каким-либо образом связаны с рассмотрением дела N 1 10/26-09. Более того, доказательств того, что общество обладает запрошенной информацией материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, вместо "настоящим Кодексом" следует читать "названным Кодексом"
По смыслу приведенных нормативных положений должная реализация антимонопольным органом своих полномочий предполагает четкое и однозначное формулирование искомых сведений (информации), истребование которых связано не только с нормативно закрепленным перечнем властных полномочий, но и с необходимостью получения соответствующих сведений (информации) в силу определенных фактических обстоятельств (планируемых либо проводимых проверочных мероприятий, имеющих законные цели).
С субъективной стороны деяние, предусмотренное частью 5 статьи 19.8 Кодекса, характеризуется намеренными непредставлением, искажением либо недостоверностью предоставляемой информации.
В данном случае в рамках административного производства и судебного разбирательства управлением не собрано и не представлено доказательств намеренного противоправного характера действий общества.
Анализ перечня и объема запрошенной у общества информации и документов позволяет сделать вывод о том, что для исполнения запроса административного органа в установленный срок обществу необходимо было провести значительно объемную работу по сбору и анализу документов по различным направлениям.
Согласно определению ФАС России от 23.07.2009 года заявителю установлен срок предоставления документов и информации до 17.08.2009. Определение получено обществом по почте - 03.08.2009, таким образом, срок для сбора и представления документов и информации составил 14 календарных дней. А учитывая объем необходимой работы, которую следует провести, и отсутствие доказательств наличия у заявителя такой обработанной информации, установленный административным органом срок нельзя признать разумным.
Кроме того, определение от 23.07.2009 не содержит конкретный перечень информации и документов, которые необходимо представить обществу. Требование ФАС России на необходимость представления документов и информации, ранее запрошенные Определением (подпункт 2 п. 5 Определения от 23.07.2009), не конкретизировано - отсутствует дата и номер указанного определения. Также в определении от 23.07.2009 отсутствует правовое обоснование, обязывающее Общество представить запрашиваемую информацию. При этом суд отмечает, что основанием для привлечения общества к административной ответственности послужило неисполнение именно определения от 23.07.2009.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным органом не представлено доказательств наличия состава административного правонарушения в действиях общества. Данное обстоятельство свидетельствует о незаконности вынесенного ФАС России постановления N 1 25/340-09 от 27.10.2009.
При этом суд находит несостоятельным довод общества об истечении двухмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности. Так, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения в области антимонопольного законодательства. В рассматриваемом случае общество привлечено к административной ответственности в связи с нарушением части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, арбитражный суд решил:
Заявление ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Федеральной Антимонопольной службы России N 1 25/340-09 от 27.10.2009 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 января 2010 г. N А12-23929/2009
Текст решения официально опубликован не был