Решение Волгоградской городской Думы от 14 июля 2010 г. N 35/1039
"Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы"
19 июня 2013 г., 23 сентября 2015 г.
В соответствии с Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", в целях организации деятельности Волгоградской городской Думы по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявлению и устранению в нормативных правовых актах Волгоградской городской Думы положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, руководствуясь статьями 24, 26 Устава города-героя Волгограда, Волгоградская городская Дума решила:
1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на И.А. Кареву - председателя Волгоградской городской Думы.
Председатель Волгоградской |
И.А. Карева |
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы
(утв. решением Волгоградской городской Думы от 14 июля 2010 г. N 35/1039)
19 июня 2013 г., 23 сентября 2015 г.
1. Общие положения
Решением Волгоградской городской Думы от 23 сентября 2015 г. N 33/1069 в пункт 1.1 настоящего Порядка внесены изменения
1.1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы, а также постановлений и распоряжений главы Волгограда по вопросам организации деятельности Волгоградской городской Думы и иным вопросам, отнесенным к его полномочиям Уставом города-героя Волгограда, в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на 07.05.2013), другими федеральными законами (далее - Порядок) в соответствии с Федеральными законами от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" устанавливает порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы, а также постановлений и распоряжений главы Волгограда по вопросам организации деятельности Волгоградской городской Думы и иным вопросам, отнесенным к его полномочиям Уставом города-героя Волгограда, в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на 07.05.2013), другими федеральными законами (далее - антикоррупционная экспертиза) в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и их последующего устранения, порядок подготовки заключений о результатах антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы, а также постановлений и распоряжений главы Волгограда по вопросам организации деятельности Волгоградской городской Думы и иным вопросам, отнесенным к его полномочиям Уставом города-героя Волгограда, в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на 07.05.2013), другими федеральными законами.
1.2. Основными принципами антикоррупционной экспертизы являются:
а) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы;
б) оценка нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта Волгоградской городской Думы во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
в) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы;
г) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу;
д) сотрудничество Волгоградской городской Думы, а также ее должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы.
1.3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
1.4. Антикоррупционная экспертиза проводится правовым отделом Волгоградской городской Думы (далее - правовой отдел) в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Решением Волгоградской городской Думы от 23 сентября 2015 г. N 33/1069 в раздел 2 настоящего Порядка внесены изменения
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
2.1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы проводится правовым отделом одновременно с предусмотренной Регламентом Волгоградской городской Думы правовой экспертизой проектов нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы проводится по решению Волгоградской городской Думы или письменному поручению главы Волгограда.
Решение Волгоградской городской Думы или письменное поручение главы Волгограда о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы должно содержать следующие сведения: дату принятия, регистрационный номер, наименование нормативного правового акта Волгоградской городской Думы, срок проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта Волгоградской городской Думы (не более 20 рабочих дней).
Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта Волгоградской городской Думы.
2.2. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы готовится заключение о результатах антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы (далее - заключение) в письменной форме. Заключение носит рекомендательный характер и учитывается при подготовке и рассмотрении проектов нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы. Правовой отдел вправе подготовить единое заключение, содержащее выводы о соответствии (несоответствии) проектов нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы нормам федерального законодательства и наличии (отсутствии) в их тексте коррупциогенных факторов.
2.3. В заключении должны содержаться следующие сведения:
а) дата подготовки заключения;
б) вид и наименование нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта Волгоградской городской Думы, прошедшего антикоррупционную экспертизу;
в) положения нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта Волгоградской городской Думы, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта Волгоградской городской Думы (раздела, главы, статьи, части, пункта, подпункта, абзаца) и соответствующие коррупциогенные факторы (в случае выявления указанных положений);
г) предложения о способах устранения выявленных в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта Волгоградской городской Думы положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
2.4. В заключении должны быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта Волгоградской городской Думы положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
2.5. Заключение подписывается работником правового отдела, прошедшим обучение по проведению антикоррупционной экспертизы, и руководителем правового отдела.
Решением Волгоградской городской Думы от 23 сентября 2015 г. N 33/1069 в раздел 3 настоящего Порядка внесены изменения
3. Учет результатов антикоррупционной экспертизы
3.1. В целях устранения выявленных в ходе антикоррупционной экспертизы положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, заключение с указанием положений нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта Волгоградской городской Думы, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявленных при проведении антикоррупционной экспертизы, направляется главе Волгограда и в профильный комитет Волгоградской городской Думы.
3.2. Заключение рассматривается профильным комитетом Волгоградской городской Думы.
3.3. По результатам рассмотрения заключения профильный комитет Волгоградской городской Думы принимает одно из следующих решений:
а) подготовить проект нормативного правового акта Волгоградской городской Думы о внесении изменений в нормативный правовой акт Волгоградской городской Думы в целях устранения выявленных положений, способствующих созданию условий для возможного проявления коррупции;
б) принять меры по устранению положений, способствующих созданию условий для возможного проявления коррупции, выявленных в проекте нормативного правового акта Волгоградской городской Думы;
в) принять заключение к сведению. О данном решении профильный комитет Волгоградской городской Думы информирует главу Волгограда.
3.4. В случае непринятия профильным комитетом Волгоградской городской Думы мер по устранению коррупциогенных факторов в проекте нормативного правового акта Волгоградской городской Думы окончательное решение по результатам заключения принимается Волгоградской городской Думой.
В случае непринятия профильным комитетом Волгоградской городской Думы мер по устранению коррупциогенных факторов в нормативном правовом акте Волгоградской городской Думы глава Волгограда направляет заключение на рассмотрение комитетов Волгоградской городской Думы.
Решением Волгоградской городской Думы от 19 июня 2013 г. N 78/2379 в раздел 4 настоящего Порядка внесены изменения
4. Независимая антикоррупционная экспертиза
В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, по поручению главы Волгограда указанные проекты нормативных правовых актов размещаются на официальном сайте Волгоградской городской Думы с указанием даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и рассматривается профильным комитетом Волгоградской городской Думы в течение 10 рабочих дней со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, комитетом Волгоградской городской Думы направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
К заключению по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть приложены документы, подтверждающие аккредитацию в качестве независимого эксперта.
5. Заключительное положение
Изменения в настоящий Порядок вносятся решением Волгоградской городской Думы.
Комитет Волгоградской городской Думы
по правам граждан, законности и безопасности
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы проводится правовым отделом Волгоградской городской Думы в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
При проведении экспертизы подлежат выявлению коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, и коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
Экспертиза проводится по решению Волгоградской городской Думы или письменному поручению председателя Волгоградской городской Думы.
По результатам проведения экспертизы готовится экспертное заключение, в котором должны быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Определен порядок учета результатов антикоррупционной экспертизы.
Предусмотрено проведение независимой антикоррупционной экспертизы.
Решение вступает в силу со дня его принятия.
Решение Волгоградской городской Думы от 14 июля 2010 г. N 35/1039 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Волгоградской городской Думы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия
Текст решения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Волгоградской городской Думы от 26 февраля 2020 г. N 18/414
Изменения вступают в силу с 26 февраля 2020 г.
Решение Волгоградской городской Думы от 23 сентября 2015 г. N 33/1069
Решение Волгоградской городской Думы от 19 июня 2013 г. N 78/2379