Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 3 августа 2010 г. N А12-13456/2010
(извлечение)
Именем Российской Федерации
ООО "Б." обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Волгограда в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (далее Департамент), выраженного в письме N 7960юр от 16.06.2010 г., об отказе в предоставлении обществу преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Копецкого, 20, и ул. им. 50 лет Октября, 5"б".
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Администрацию Волгограда в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда произвести юридически значимые действия в отношении ООО "Б." по обеспечению реализации права преимущественного приобретения муниципального имущества, арендуемого на основании договора аренду недвижимого имущества муниципальной имущественной казны Волгограда N 12/кн от 15.09.2004 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и перечисленного в приложении N 1 к указанному договору в отношении всех зданий и помещений.
В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил свои требования и просил незаконным отказ Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, выраженный в письме N 7960юр от 16.06.2010 г., об отказе в предоставлении преимущественного права приобретения арендуемого муниципального имущества.
В порядке восстановления нарушенного права обязать Департамент муниципального имущества администрации Волгограда совершить юридически значимые действия, предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Копецкого, 20 и по ул. им. 50 лет Октября, 5"б", принадлежащее ООО "Б." на праве аренду на основании договора аренды недвижимого имущества муниципальной имущественной казны Волгограда N 12/кн от 15.09.2004 г. с дополнительным соглашением N 1 от 13.05.2005 г., с дополнительным соглашением N 2 от 25.05.2005 г., с дополнительным соглашением N 3 от 01.11.2005 г., с дополнительным соглашением N 4 от 01.01.2006 г., с дополнительным соглашением N 5 от 11.01.2007 г., с дополнительным соглашением N 6 от 01.01.2008 г., с дополнительным соглашением N 7 от 01.01.2009 г., с дополнительным соглашением N 8 от 19.03.2009 г., с дополнительным соглашением N 9 от 01.07.2009 г., с дополнительным соглашением N 10 от 01.01.2010 г.
Обязать Департамент муниципального имущества администрации Волгограда заключить договор на проведении оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, принять решение об условиях приватизации имущества и направить в адрес предпринимателя проекты договора купли-продажи арендуемого имущества в установленный Федеральным законом N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок (т. 6 л.д. 143).
Заявленные требования обоснованы тем, что решение ответчика не соответствует требованиям ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ограничивает его возможность приобретения в собственность арендуемого помещения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Волгограда, Волгоградская городская Дума, МУП "Рынок оптово-розничной торговли".
Ответчик и третьи лица заявленные требования не признали, указав, что арендуемые ООО "Б." объекты муниципального нежилого фонда не включены в Прогнозный прав приватизации муниципального имущества на 2010 г. и на плановый период 2011 г. и 2012 г. Следовательно, у Общества отсутствует преимущественное право выкупа арендуемых помещений. Отсутствует данное право и в связи с прекращением действия договора аренды недвижимого имущества.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, вместо "Прогнозный прав" следует читать "Прогнозный план"
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Администрации Волгограда от 05.08.2004 г. N 1095 между Департаментом и ООО "Б." 15.09.2004 г. заключен договор N 12/кн аренды недвижимого имущества муниципальной имущественной казны Волгограда согласно приложению N 2 сроком действия до 05.08.2009 г. Согласно приемо-сдаточному акту от 06.08.2004 г. Обществу передано в аренду недвижимое и движимое имущество (всего 53 единицы), расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Копецкого, 20 и ул. им. 50 лет Октября, 5"б". Техническое состояние преданного# имущества подтверждено соответствующими актами от 06.08.2004 г., составленными на каждый объект недвижимого имущества (т. 1 л.д. 57-95).
Государственная регистрация договора аренды осуществлена уполномоченным на то органом 27.05.2005 г. (т. 1 л.д. 61 оборот).
В последствии между сторонами заключены дополнительные соглашения к договору аренды: N 1 от 13.05.2005 г., N 2 от 25.05.2005 г., N 3 от 01.11.2005 г., N 4 от 01.01.2006 г., N 5 от 11.01.2007 г., N 6 от 01.01.2008 г., N 7 от 01.01.2009 г., N 8 от 19.03.2009 г., N 9 от 01.07.2009 г., N 10 от 01.01.2010 г. (т. 1 л.д. 96-121, т. 2 л.д. 1-66).
В соответствии с дополнительным соглашением N 8 от 19.03.2009 г. срок действия договора аренды продлен до 30.06.2010 г. (т. 2 л.д. 49, 140).
В соответствии с Постановлением Администрации Волгограда от 05.08.2004 г. N 1094 с ООО "Б." 09.08.2004 г. также заключен договор N 5397 аренды земельных участков, расположенных по указанным адресам для осуществления торговой деятельности рынка, эксплуатации колхозного рынка, организации торговли на открытой площадке сроком действия до 05.08.2009 г. Государственная регистрация договора осуществлена 14.01.2005 г. (т. 2 л.д. 97-115).
В последствие в договор вносились изменения и дополнения согласно Постановлениям Администрации Волгограда от 31.08.2004 г. N 1248, N 361 от 13.02.2006 г. В соответствии с распоряжением Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 026.02.2010 г. N 129-рз с Обществом 01.03.2010 г. заключен договор N 9036 аренды земельных участков сроком действия до 30.06.2010 г. (т. 2 л.д. 116-139).
Общество 09.06.2010 г. обратилось в Администрацию Волгограда и Департамент с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества т. 1 л.д. 44).
Письмом от 16.06.2010 г. N 7960юр Департамент отказал Обществу в предоставлении такого права на том основании, что арендуемое им недвижимое имущество не включено в Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2010-2012 годы, действующим же законодательством не предусмотрено предоставление преимущественного права выкупа арендуемых помещений, не включенных в план (программу) приватизации имущества (т. 1 л.д. 48)
Данное обстоятельство и послужило основанием к обращению Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному првовму# акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения, действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное действие (бездействие).
При этом согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся вопросы определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Аналогичное положение закреплено и в пункте 5 части 1 статьи 24 Устава города-героя Волгограда, согласно которому в исключительной компетенции городской Думы находятся вопросы принятия порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Волгограда.
В соответствии с п.п. 3.3., 3.4. Порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью Волгограда, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 04.06.1999 г. N 57/657, управление муниципальным имуществом осуществляется структурным подразделением по управлению имуществом (в настоящее время - департамент муниципального имущества администрации Волгограда), положение о котором утверждается решением Волгоградской городской Думы.
Положением о Департаменте муниципального имущества администрации Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 17.12.2008 г. N 13/383, предусмотрено, что Департамент уполномочен осуществлять от имени муниципального образования городского округа город-герой Волгоград права собственника муниципального имущества Волгограда. К функциям Департамента отнесены вопроса# разработки проектов и реализации утвержденных Волгоградской городской Думой программ по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в том числе прогнозных планов (программ) приватизации муниципального имущества Волгограда; организация и проведение в установленном законодательством порядке публичных торгов по продаже муниципального имущества Волгограда и имущественных прав на него и права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) - т. 5 л.д. 53.
Порядок и условия отчуждения муниципального имущества определены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением городского Совета народных депутатов от 08.07.2002 г. N 43/744.
Согласно п. 4.1. Положения приватизация муниципального имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Объектами муниципального имущества, подлежащего приватизации, являются# в соответствии с п. 4.2.4. Положения муниципальное имущество, сданное в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Одним из способов приватизации муниципального имущества является приобретение недвижимого муниципального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 5.1.10.).
При этом п. 8.6. Положения предусматривает право субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующего требованиям, установленным статьей 3 Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направить по своей инициативе в Департамент заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, далее указанная норма, а также раздел 21 "Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества" Положения регламентируют последующие действия Департамента лишь в тех случаях, когда арендуемое имущество включено в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества, не учитывая положения Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего возможность предоставления преимущественного права выкупа арендуемого имущества как включенного в прогнозный план приватизации муниципального имущества, так и по инициативе субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ от 22.07.2008 г. "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества. При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при наличии следующих условий:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения и далее по тексту допущены опечатки, вместо "настоящего Федерального закона" следует читать "названного Федерального закона"
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъекта Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ (вступившей в силу с 1 января 2009 г.) субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с часть 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При получении заявления уполномоченные органы в соответствии с часть 3 статьи 9 указанного Закона, также вступившей в силу с 1 января 2009 г., обязаны выполнить следующие действия:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Из чего следует, что с 1 января 2009 г. законодательством установлено, что отчуждение имущества из муниципальной собственности лицам, соответствующим требованиям статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ, допускается по инициативе арендатора. При этом возможность реализации права на выкуп арендуемого имущества в соответствии со ст. 9 Закона не поставлена в зависимость от наличия включения его в прогнозный план приватизации муниципального имущества.
Данный вывод содержится в п. 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.11.2009 г. N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так ВАС РФ отметил, что судам необходимо учитывать, что в соответствии с Законом до 1 января 2009 г. реализация права на приобретение была возможна только в случае включения недвижимого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного или муниципального имущества. Заявление субъекта малого или среднего предпринимательства о намерении приобрести в собственность арендуемое им недвижимое имущества# по рыночной стоимости, поданное до указанной даты, не является основанием для включения данного имущества в план приватизации, а также совершения иных действий по его отчуждению в порядке, предусмотренном Законом.
С 1 января 2009 г. субъект малого или среднего предпринимательства вправе по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и реализации им права на приобретение арендуемого имущества.
Данная позиция нашла свое отражение и в многочисленной судебной практике.
Таким образом, решение Департамента об отказе в предоставлении ООО "Б." преимущественного права выкупа арендуемого имущества только на том основании, что это имущество не включено в прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2010-2012 годы, не соответствует положениям статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ.
Как следует из заявления ООО "Б." от 09.06.2010 г. о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, Общество предоставило Департаменту документы, подтверждающие соответствие его условиям отнесения к категории субъектом среднего предпринимательства. Такие же доказательства были представлены и суду (т. 1 л.д. 44).
Так согласно приказу N 02 от 22.04.2010 г. об утверждении штатного расписания количество штатных единиц Общества составляет 130,5 (т. 4 л.д. 117). Согласно же п.п. "а" пункта 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" средняя численность работников не должны# превышать для средний# предприятий от ста одного до двухсот пятидесяти человек.
Представленные Обществом бухгалтерские балансы за 2008 г. - 1 квартал 2010 г., отчеты о прибылях и убытках свидетельствуют о том, что полученная Обществом выручка от реализации товаров (работ, услуг) за указанные годы не превышала предельные значения, установленные для средних предприятий Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства)" (т. 4 л.д. 119-131).
Арбитражный суд считает, что ООО "Б." соответствует и положениям статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ.
1. Так из представленных доказательств следует, что на момент подачи заявления Общество непрерывно арендует муниципальное имущество более пяти лет на основании договора аренды N 12/кн от 15.09.2004 г., государственная регистрация которого осуществлена 27.05.2005 г.
В качестве дополнительного основания отсутствия у Общества права преимущественного выкупа арендуемого имущества Департамент привел довод о том, что указанный договор аренды прекратил свое действие 30.06.2010 г.
Арбитражный суд не принимает указанный довод, поскольку он, во-первых, не являлся основаниям для принятия оспариваемого решения; во-вторых, на момент обращения Общества с заявлением (09.06.2010 г.) о реализации своего права срок действия договора не истек.
Судом также установлено, что ранее 10.12.2008 г. Общество уже обращалось в Департамент с заявлением о включении в перечень объектов, подлежащих приватизации, арендуемое им недвижимое имущество. Согласие на приватизацию Обществом имущества выразила и Администрация Красноармейского района г. Волгограда. Однако письмами от 24.12.2008 г. и от 22.01.2009 г. Департамент отказал Обществу в приватизации арендуемого имущества, на том основании, что имущество не включено в прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2009 г., не смотря на то, что Общество как раз и просило Департамент включить арендуемое им имущество в данный план (т. 1 л.д. 52-56).
Кроме того, Общество 07.04.2010 г. обратилось в Департамент с заявлением о продлении срока действия договора аренды муниципального имущества от 15.09.2004 г. N 12/кн на пять лет. На что 20.04.2010 г. Департаментом дан ответ, что с таким заявлением арендатор должен обращаться за месяц до истечения срока договора (т. 7 л.д. 1, 2).
Вместе с тем, уже 27.05.2010 г. Департамент направляет в адрес Общества извещение о прекращении срока действия договора с 30.06.2010 г. в связи с принятием решения об использовании имущества, расположенного по ул. Копецкого, 20, для муниципальных нужд; в отношении имущества, расположенного по ул. им. 50 лет Октября, решается вопрос о проведении капитального ремонта или реконструкции, либо о ликвидации этого имущества. Аналогичное извещение о прекращении срока договора аренды земельного участка 23.06.2010 г. направлено в адрес Общества и Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда (т. 1 л.д. 50, 51).
При этом ответчиком не представлены суду доказательства тому, что до 27.05.2010 г. Администрацией Волгограда или Департаментом принимались в отношении арендуемого Обществом имущества какие-либо официальные решения, на которые ответчик ссылается в извещении от 27.05.2010 г.
Только 30.06.2010 г., то есть уже после обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением и принятия его к производству суда, Департаментом издается распоряжение N 460-р об исключении арендуемого Обществом муниципального имущества из состава муниципальной имущественной казны Волгограда и закреплении его на праве хозяйственного ведения за МУП "Рынок оптово-розничной торговли". По акту от 01.07.2010 г. имущество передается муниципальному предприятию (т. 5 л.д. 59-66).
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что фактической передачи имущества не было, поскольку официально по акту приема-передачи имущество от ООО "Б." Департаментом не принималось, до настоящего времени Общество продолжает пользоваться указанным имуществом.
Перечисленные действия ответчика суд расценивает как действия, имеющие целью исключительно воспрепятствовать реализации Обществом права на приобретение арендуемого имущества.
Данный вывод суда соотносится с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в пункте 5 Информационного письма от 05.11.2009 г. N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. В подтверждение довода об отсутствии задолженности по арендным платежам заявителем представлены платежные документы об оплате аренды с 2004 г. по 25.06.2010 г. (т. 3, т.4 л.д. 1-111).
Доказательства обратного ответчиком не представлены, возражения по данному вопросу не заявлены.
3. В соответствии со статьей 2 Закона Волгоградской области от 16.10.2008 г. N 1739-ОД "Об установлении предельного значения площади и срока рассрочки оплаты при возмездном отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Волгоградской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Волгоградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" площадь недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Волгоградской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Волгоградской области, при реализации преимущественного права на приобретение указанного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства не может превышать одну тысячу квадратных метров.
Из представленной Обществом технической документации (технических и кадастровых паспортов) на объекты недвижимости следует, что площадь каждого из объектов не превышает установленную норму (т. 5 л.д. 74-99, т. 6 л.д. 1-125).
Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил в пункте 12 Информационного письма от 05.11.2009 г. N 134, что Закон N 159-ФЗ не содержит положений, запрещающих субъектам малого или среднего предпринимательства реализовать принадлежащее им право на приобретение в отношении нескольких арендуемых или# объектов недвижимого имущества. При этом площадь каждого из выкупаемых субъектом малого или среднего предпринимательства объектов недвижимости не должна превышать предельные значения площади арендуемого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, установленных законами субъектов Российской Федерации.
4. Доказательств включения арендуемого ООО "Б." имущества в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства стороны не представили.
Таким образом, приведенные доказательства свидетельствуют, что ООО "Б." соответствует условиям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ.
Арбитражный суд также считает, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности, поскольку Общество не имеет возможности на законных основаниях приобрести в собственность арендуемые помещения.
В порядке восстановления нарушенного права Общество просит суд обязать ответчика совершить юридически значимые действия, предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Копецкого, 20 и по ул. им. 50 лет Октября, 5"б", принадлежащее ООО "Б." на праве аренду на основании договора аренды недвижимого имущества муниципальной имущественной казны Волгограда N 12/кн от 15.09.2004 г. с дополнительным соглашением N 1 от 13.05.2005 г., с дополнительным соглашением N 2 от 25.05.2005 г., с дополнительным соглашением N 3 от 01.11.2005 г., с дополнительным соглашением N 4 от 01.01.2006 г., с дополнительным соглашением N 5 от 11.01.2007 г., с дополнительным соглашением N 6 от 01.01.2008 г., с дополнительным соглашением N 7 от 01.01.2009 г., с дополнительным соглашением N 8 от 19.03.2009 г., с дополнительным соглашением N 9 от 01.07.2009 г., с дополнительным соглашением N 10 от 01.01.2010 г. Обязать Департамент муниципального имущества администрации Волгограда заключить договор на проведении оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, принять решение об условиях приватизации имущества и направить в адрес предпринимателя проекты договора купли-продажи арендуемого имущества в установленный Федеральным законом N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок.
Арбитражный суд расценивает данные требования, как требования возложить на ответчика обязанности по совершению действий, предусмотренных часть 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ.
Учитывая, что ООО "Б." соответствует требованиям, предусмотренным ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ от 22.07.2008 г. "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", что подтверждено материалами дела, арбитражный суд находит надлежащим способ восстановления нарушенного права.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ оплаченная Обществом государственная пошлина по заявлению в размере 2000 рублей и по удовлетворенному заявлению о применении обеспечительных мер в размере 2000 рублей подлежит взысканию в его пользу с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, выраженное в письме от 16 июня 2010 г. N 7960юр, об отказе ООО "Б." в предоставлении преимущественного права приобретения арендуемого муниципального имущества как не соответствующее положениям Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В порядке устранения нарушенного права обязать Департамент муниципального имущества администрации Волгограда совершить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении арендуемого ООО "Б." на основании договора аренды N 12/кн от 15.09.2004 г. и дополнительных соглашений к нему муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Копецкого, 20, и ул. им. 50 лет Октября, 5"б".
Взыскать с Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в пользу ООО "Б." государственную пошлину по заявлению в размере 2000 рублей, по применению обеспечительных мер в размере 2000 рублей, а всего в размере 4000 рублей.
Отменить обеспечительные меры, указанные в определении арбитражного суда от 2 июля 2010 г.
Решение может быть обжаловано в установленный законом срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 3 августа 2010 г. N А12-13456/2010
Текст решения официально опубликован не был