Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 9 июня 2010 г. N 856н
"На постановление главы администрации Волгоградской области от 10 июля 2006 г. N 826 "Об организации деятельности государственного специализированного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" и государственного специализированного учреждения (отделения) социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков"" (в редакции от 27 февраля 2007 г. N 253, от 05 сентября 2007 г. N 1571, от 18 марта 2008 г. N 299, от 08 декабря 2008 г. N 1677, от 23 апреля 2009 г. N 437, от 28 августа 2009 г. N 1014, от 14 декабря 2009 г. N 1483, от 13 апреля 2010 г. N 515)"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена повторная юридическая экспертиза постановления главы администрации Волгоградской области от 10 июля 2006 г. N 826 "Об организации деятельности государственного специализированного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" и государственного специализированного учреждения (отделения) социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков" (в редакции от 27 февраля 2007 г. N 253, от 05 сентября 2007 г. N 1571, от 18 марта 2008 г. N 299, от 08 декабря 2008 г. N 1677, от 23 апреля 2009 г. N 437, от 28 августа 2009 г. N 1014, от 14 декабря 2009 г. N 1483) (далее - Постановление), на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждено Положение об организации деятельности государственного специализированного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"; Положение об организации деятельности государственного специализированного учреждения (отделения) социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков"; Нормативы численности работников государственного специализированного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"; Нормативы численности работников государственного специализированного учреждения (отделения) социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков".
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются общественные отношения, возникающие в сфере социального обслуживания отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (в редакции от 18.07.2009 N 178-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в редакции от 23.07.2008 N 160-ФЗ);
- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в редакции от 13.10.2009 N 233-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 08.05.2010 N 83-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 N 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (в редакции от 10.03.2009 N 216);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определено, что законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 указанного выше Федерального закона к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:
1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" определено, что государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 указанного выше Федерального закона управление государственной системой социальных служб осуществляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с к полномочиями.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдение требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекте Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципе организации законодательных (представительных) и исполнительных органе государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и е исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов нормативных актов Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъект Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Согласно пункту 4 статьи 39 Устава (Основного закона) Волгоградской области глава администрации Волгоградской области в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Таким образом, глава администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемы отношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления. Однако в тексте исследуемого Постановления выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
В соответствии с пунктом 3.5 Положения об организации деятельности государственного специализированного учреждения социального обслуживании "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", утвержденного рассматриваемым Постановлением, в состав центра может включаться отделения семейных воспитательных групп и патронатного воспитания. Основные направления деятельности:
подготовка воспитателей семейных воспитательных групп и лиц, желающих стать патронатными воспитателями:
организация семейных воспитательных групп и патронатного воспитания: защита прав и законных интересов воспитанников;
осуществление постоянного медико-психолого-педагогического патронажа на несовершеннолетними, находящимися в семейной воспитательной группе, в семь патронатного воспитателя;
оказание организационно-методической помощи воспитателям семейных воспитательных групп и патронатным воспитателям;
учет несовершеннолетних, переданных в семейную воспитательную группу и семью патронатного воспитателя;
осуществление иных полномочий, предусмотренных действующих законодательством.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.
Согласно пункту 3, абзацу 2 пункта 6 статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое).
Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423, подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.
Согласно части 2 пункта 1 Семейного кодекса Российской Федерации органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего заключения допущена опечатка, имеется в виду часть 2 пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса РФ
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в определении субъектом Российской Федерации формы устройства детей, не предусмотренной федеральным законодательством; в закреплении субъектом Российской Федерации полномочий учреждения, отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов опеки и попечительства.
Содержание и форма исследуемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 25 июля 2006 г. N 133.
Постановления от 27 февраля 2007 г. N 253, от 05 сентября 2007 г. N 1571, от 18 марта 2008 г. N 299, от 08 декабря 2008 г. N 1677, от 23 апреля 2009 г. N 437, от 28 августа 2009 г. N 1014, от 14 декабря 2009 г. N 1483, от 13 апреля 2010 г. N 515, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 07 марта 2007 г. N 41, от 12 сентября 2007 г. N 170, от 26 марта 2008 г. N 52, от 10 декабря 2008 г. N 231-232, от 29 апреля 2009 г. N 78, от 02 сентября 2009 г. N 162, от 16 декабря 2009 г. N 236, от 21 апреля 2010 г. N 71.
Вывод: юридическая экспертиза пришла к выводу, что постановление главы администрации Волгоградской области от 10 июля 2006 г. N 826 "Об организации деятельности государственного специализированного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" и государственного специализированного учреждения (отделения) социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков" (в редакции от 27 февраля 2007 г. N 253, от 05 сентября 2007 г. N 1571, от 18 марта 2008 г. N 299, от 08 декабря 2008 г. N 1677, от 23 апреля 2009 г. N 437, от 28 августа 2009 г. N 1014, в редакции от 14 декабря 2009 г. N 1483, от 13 апреля 2010 г. N 515) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Начальник Управления Министерства |
М.А. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 9 июня 2010 г. N 856н "На постановление главы администрации Волгоградской области от 10 июля 2006 г. N 826 "Об организации деятельности государственного специализированного учреждения социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" и государственного специализированного учреждения (отделения) социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков"" (в редакции от 27 февраля 2007 г. N 253, от 05 сентября 2007 г. N 1571, от 18 марта 2008 г. N 299, от 08 декабря 2008 г. N 1677, от 23 апреля 2009 г. N 437, от 28 августа 2009 г. N 1014, от 14 декабря 2009 г. N 1483, от 13 апреля 2010 г. N 515)"
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст заключения официально опубликован не был