Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 января 2008 г. N А12-14873/07-С6
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Администрация Волгограда обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным п. 195 "Списка объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения", утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 г. N 62/706 "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области" (в редакции постановлений Волгоградской областной Думы от 30.06.2005 г. N 13/326, от 07.12.2006 г. N 17/701), в части отнесения здания по пр. Героев Сталинграда, дом 3 (ранее пр. Канатчиков, 24) к памятникам истории и культуры регионального значения, как противоречащий ст.ст. 12, 132 Конституции РФ, п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 1, 6-7 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. (в редакции от 18 января 1985 г.) "Об охране и использовании памятников истории и культуры", ст. 3, ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Волгоградская областная Дума не признает заявленные требования, считая их необоснованными, и заявляет о пропуске срока исковой давности.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
Материалами дела установлено, что постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 г. N 62/706 "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области" (в редакции постановлений Волгоградской областной Думы от 30.06.2005 г. N 13/326, от 07.12.2006 г. N 17/701) утвержден "Список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения". Согласно п. 195 Списка здание по пр. Героев Сталинграда, дом 3 (ранее пр. Канатчиков, 24) отнесено к памятникам истории и культуры регионального значения.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают# их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Суд считает, что администрацией Волгограда пропущен срок исковой давности, в соответствии со ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом об отказе в иске.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения пропущена часть текста, после "вынесению судом" следует читать "решения"
Администрация Волгограда утверждает, что о наличии Списка культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятников истории и культуры регионального значения, ей стало известно из письма ГУК "Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры" от 19.08.2004 г. N 917, о котором заявителю стало известно после обращения прокурора Красноармейского района г. Волгограда в судебные органы с требованиями о признании недействительными ненормативных актов администрации Волгограда по отчуждению объекта, указанного в п. 195 Списка объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения пропущена часть текста, после "Списка" следует читать "объектов"
В письме от 19.08.2004 г. N 917 сформулирована позиция ГУК "Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры" по вопросу об отнесении спорного объекта к памятнику истории и культуры. При этом администрация Волгограда не представляет каких-либо документальных подтверждений о дате ознакомления с данным письмом. Вместе с тем, из определения судьи Волгоградского областного суда от 10.09.2007 г. об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции следует, что решение суда первой инстанции по заявлению прокурора Красноармейского района г. Волгограда о признании недействительными ненормативных актов администрации Волгограда в отношении спорного объекта вынесено 27.03.2007 г., т.е. до этого времени заявителю уже было известно и о позиции ГУК "Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры", и о наличии оспариваемого ненормативного правового акта.
Заявление в арбитражный суд Волгоградской области поступило 25.09.2007 г., т.е. после истечения срока, установленного ст. 198 АПК РФ.
Из представленных документов усматривается, что Список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих охране как памятники истории и культуры регионального значения был утвержден в целях сохранения культурного наследия, обеспечения учета, сохранности, содержания, использования и реставрации памятников истории и культуры в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.10.1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации" о культуре".
Во исполнение Закона РСФСР от 15.12.1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" приняты Постановление Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. N 865 "Об утверждении положения об охране и использовании памятников истории и культуры", приказ Министерства Культуры СССР от 13.05.1986 г. N 203 "Об утверждении "Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры".
В п. 5 Постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. N 865 указано, что государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры осуществляется Советом Министров СССР, Советами Министров союзных республик, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами охраны памятников. Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами и специально уполномоченными на то государственными органами охраны памятников.
В п. 22 названного постановления закреплена обязанность предприятий, учреждений, организаций и граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники истории и культуры, сообщать в местные государственные органы охраны памятников о предполагаемом отчуждении или перемещении памятников для внесения необходимых изменений в документы по учету и охране памятников.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, имеется в виду пункт 22 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного названным постановлением
Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства Культуры СССР от 13.05.1986 г. N 203 предусмотрено, что районные, городские и районные в городе государственные органы охраны памятников выполняют возложенные на них функции по обеспечению охраны памятников.
Таким образом, на администрацию Волгограда возложена функция по обеспечению охраны памятников истории и культуры, находящихся на территории Волгограда. Принимая решение о продаже спорного объекта, администрация Волгограда обязана была знать, что данное здание отнесено к памятнику культуры. Администрация Волгограда обратилась с требованием о признании недействительным включение в список памятников истории и культуры здания N 3 по проспекту Героев Сталинграда в г. Волгограде после того, как здание с нарушением действующего законодательства было продано, а прокурор Красноармейского района г. Волгограда в интересах государства обратился в Красноармейский районный суд г. Волгограда с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов администрации Волгограда по спорному объекту.
Суд считает, что не представлено достаточных доказательств, подтверждающих тот факт, что спорный объект не относится к числу памятников истории и культуры. Заявитель не представил доказательств, подтверждающих нарушение его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует ст.ст. 12, 132 Конституции РФ, п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 1, 6-7 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. (в редакции от 18 января 1985 г.) "Об охране и использовании памятников истории и культуры", ст. 3, ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Отказать в удовлетворении требований администрация Волгограда о признании недействительным п. 195 "Списка объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения", утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 г. N 62/706 "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области" (в редакции постановлений Волгоградской областной Думы от 30.06.2005 г. N 13/326, от 07.12.2006 г. N 17/701), в части отнесения здания по пр. Героев Сталинграда, дом 3 (ранее пр. Канатчиков, 24) к памятникам истории и культуры регионального значения, как противоречащего ст.ст. 12, 132 Конституции РФ, п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 1, 6-7 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. (в редакции от 18 января 1985 г.) "Об охране и использовании памятников истории и культуры", ст. 3, ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Взыскать с администрации Волгограда в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 января 2008 г. N А12-14873/07-С6
Текст решения официально опубликован не был