Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2010 г. N 1505
"О внесении изменений в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 15 июня 2010 г. N 899 "О Программе развития конкуренции в Волгоградской области на 2010-2012 годы"
Постановляю:
1. Внести в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 15 июня 2010 г. N 899 "О Программе развития конкуренции в Волгоградской области на 2010-2012 годы" следующие изменения:
1.1. В Программе развития конкуренции в Волгоградской области на 2010-2012 годы, утвержденной названным постановлением:
1.1.1. В паспорте:
1) позиции "Исполнители Программы" и "Объемы и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:
2) в позиции "Система организации контроля за исполнением Программы" слова "до 30-го месяца" заменить словами "до 30-го числа месяца".
1.1.2. Раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Содержание проблемы
Ключевым инструментом достижения целей социально-экономического развития является конкурентная политика. Она направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизацию предприятий и создание условий для обеспечения потребностей граждан в высококонкурентных товарах и услугах.
Концепция социально-экономического развития Российской Федерации направлена на формирование институциональной среды инновационного развития, снижение инфляции, создание условий для повышения качества и уровня жизни населения, и в конечном итоге - на развитие национальной конкурентоспособности.
На современном этапе уделяется все больше внимания со стороны органов исполнительной власти всех уровней к проблемам, препятствующим развитию территорий, устранению административных барьеров, ухудшающих ситуацию на различных товарных рынках.
Улучшение конкурентной среды предусматривается за счет сокращения необоснованных внутренних и внешних барьеров и снижения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения доступности рынков.
Конкуренция как социально-экономический процесс определяет необходимость учитывать все аспекты удовлетворения потребности для получения рыночных конкурентных преимуществ. Предпочтения потребителей при этом не всегда определяются рационально.
Целью развития конкуренции является создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
На товарных рынках субъекты деятельности пытаются завоевать свое преимущество, используя ценовой фактор, качественные характеристики товара, снижая издержки на производство и реализацию товара и увеличивая расходы на его продвижение.
Однако следует отметить, что достижение преимущества по издержкам не всегда позволяет производителю получить устойчивое преимущество на рынке. Потребитель предпочитает более дешевый товар только при прочих равных характеристиках. Поэтому большинство рыночных стратегий направлено на то, чтобы не позволять потребителям прямо сравнивать альтернативные предложения. Это создает барьеры для входа на рынок, связанные с популярностью или статусом товара.
Потребительский выбор, сформировавшийся под воздействием имиджа или других факторов влияния на потребительское поведение, обеспечивает более устойчивое преимущество на рынке, которое невозможно скопировать другим хозяйствующим субъектам. Таким образом, применение любых методов конкурентной борьбы субъектами товарного рынка имеет экономические последствия с точки зрения перераспределения ограниченных ресурсов.
Поэтому предусматривается комплексный подход к вопросу развития конкуренции на товарных рынках Волгоградской области.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В современных условиях формируются совершенно новые условия конкуренции, когда первостепенную значимость приобретает скорость реакции на изменения в окружающем мире.
Конкурентоспособность представляет собой следствие управления создаваемыми конкурентными преимуществами во времени. Чтобы обеспечить динамическую конкурентоспособность, необходимо учитывать элементы, характеризующие поведение экономического субъекта, - то есть процессы разработки и реализации тактических и стратегических решений относительно глобальной стратегической цели экономического развития.
Конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможности предприятия в существующих условиях проектировать, производить и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем услуги их конкурентов.
Существуют показатели эффективности и конкурентоспособности предприятия. При этом, если эффективность характеризует рациональность процесса потребления и расходования ресурсов предприятием, то конкурентоспособность характеризует привлекательность как самого ресурса (для потребителя), так и формы удовлетворения потребности.
Принимая во внимание традиционную трактовку конкурентоспособности как способности выдерживать конкуренцию, а также сделанный вывод о сущности конкуренции как системы отношений, можно предположить, что конкурентоспособность предприятия - это способность системы управления организацией создавать такую систему отношений, которая обеспечивала бы адекватное соотнесение ресурсов и компетенции предприятия с требованиями и ограничениями внешней среды.
Развитая конкурентная среда предполагает в первую очередь снижение до минимума барьеров входа на рынок, наличие необходимой инфраструктуры, значительного количества конкурирующих хозяйствующих субъектов, формирование правовых и организационных условий и механизмов для предупреждения, ограничения и предотвращения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, а также действий и соглашений органов власти и управления, направленных на ограничение конкуренции.
Для характеристики конкурентоспособности развития отраслевых рынков и отдельных предприятий используются различные показатели. Для оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта учитывается конкурентоспособность не только его продукции, но и производственной базы, а также состояния рынка.
Для оценки конкурентоспособности товара может быть использована следующая формула:
, где:
- комплексный показатель конкурентоспособности рассматриваемого товара (коэф.);
- количество параметров качества продукции;
- коэффициент корреляции, отражающий тесноту взаимосвязи между объемами реализации продукции предприятий q и соответствующими значениями i-го параметра качества этих предприятий;
- i-й параметр качества продукции предприятия, единица измерения;
- максимально возможное значение рассматриваемого параметра качества, единица измерения;
- минимальная цена на товар-заменитель, встречающийся на отраслевом рынке;
- цена единицы продукции, для которой производится оценка конкурентоспособности.
Программа развития конкуренции в Волгоградской области определяет приоритеты и основные направления развития конкурентной политики на розничном рынке фармацевтической продукции, розничном рынке нефтепродуктов, рынке информационно-коммуникационных технологий и связи, товарном рынке продовольствия в агропромышленном комплексе и других.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Программой развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р, и рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации по подготовке региональных программ по развитию конкуренции.
В Программе проведен анализ конкурентной среды и мер, принимаемых для ее улучшения, в том числе и на ключевых товарных рынках, определены цель и задачи конкурентной политики в Волгоградской области, система программных мероприятий, механизм реализации и оценки эффективности и результативности реализации Программы.
Методика оценки эффективности и результативности Программы базируется на предположении о достижении в заданные сроки прогнозируемых значений целевых показателей, выполнении мероприятий, решении задач и достижении цели Программы. В ходе реализации Программы предполагается совершенствование системы целевых показателей Программы.".
1.1.3. В разделе 4:
1) в абзаце четвертом подпункта 4.2.5:
слова "и объемы финансирования" исключить;
слово "приведены" заменить словом "приведен";
2) абзацы второй и третий подпункта 4.2.5 исключить;
3) подпункты 4.5.1-4.5.5 изложить в следующей редакции:
"4.5.1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке строительного комплекса Волгоградской области.
На товарном рынке строительного комплекса осуществляют деятельность предприятия и организации различных форм собственности, организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели.
В составе строительного комплекса Волгоградской области в 2008 году с учетом малых предприятий насчитывалось около 51 тыс. человек. В настоящее время численность сократилась на 57 процентов и составила около 22,3 тыс. человек.
В сфере производства неметаллических минеральных продуктов на территории Волгоградской области действует более 200 организаций и территориально обособленных подразделений, в их числе 5 крупных предприятий: ОАО "Себряковцемент", ОАО "Себряковский комбинат асбестоцементных изделий", ООО "Волма", ОАО "Волгоградский керамический завод", ОАО "Волгоградский завод железобетонных изделий N 1".
4.5.2. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке строительного комплекса Волгоградской области.
Собственными силами предприятий и организаций по виду деятельности "Строительство" в 2009 году произведено работ более чем на 32,4 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 14 процентов меньше соответствующего периода прошлого года.
Объем построенных и введенных в эксплуатацию жилых домов в 2009 году сократился против уровня 2008 года на 12,9 процента и составил 714,1 тыс. кв. метров.
Падение спроса со стороны строительных организаций привело к снижению объемов выпуска строительных материалов и конструкций в 2009 году от 10 до 50 процентов (в зависимости от выпускаемых материалов и конструкций) по отношению к объемам 2008 года.
В 2009 году произведено цемента 3000 тыс. тонн (92 процента к уровню 2008 года), кирпича - около 170 млн. штук условного кирпича (55 процентов), конструкций и деталей сборных железобетонных - около 210 тыс. куб. метров (52 процента), листов асбестоцементных - 464 млн. штук условных плиток (92 процента).
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов" в 2009 году составил 20,5 млрд. рублей, что на 27,1 процента меньше аналогичного периода прошлого года.
За семь месяцев 2010 года объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" составил 15,8 млрд. рублей и снизился против аналогичного периода прошлого года на 8,3 процента.
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов за семь месяцев 2010 г. увеличилось на 0,2 процента против соответствующего периода прошлого года.
4.5.3. Уровень концентрации товарного рынка строительного комплекса Волгоградской области.
Наибольшая концентрация субъектов строительного рынка Волгоградской области имеет место в городском округе город-герой Волгоград, городском округе город Волжский и городском округе город Михайловка. Это связано с наличием на данных территориях повышенного спроса на продукцию субъектов строительного рынка, близостью к запасам сырья, необходимым для производства.
4.5.4. Барьеры входа на товарный рынок строительного комплекса Волгоградской области.
Сдерживающими факторами развития конкуренции на рынке строительного комплекса Волгоградской области являются:
преференции муниципальных властей, предоставляемые отдельным застройщикам;
длительные сроки получения разрешения на строительство;
неудовлетворительное состояние инженерной инфраструктуры либо ее отсутствие;
высокая залоговая стоимость кредитов;
длительность процедуры оформления документации на технологическое присоединение к существующим электрическим сетям, системам тепло- и водоснабжения, а также высокие цены за подключение к ним.
4.5.5. Мероприятия, направленные на развитие конкуренции на товарном рынке строительного комплекса Волгоградской области.
С целью развития конкуренции необходимо:
обеспечение равных условий при получении государственных и муниципальных заказов путем создания системы электронных торгов, а также обеспечение равного доступа к ним всех субъектов хозяйственной деятельности;
совершенствование сметного ценообразования в Российской Федерации, позволяющее обеспечить достоверность расчетов стоимости строительной продукции на ранних стадиях строительного процесса, организация экспертизы качества проектной документации объектов капитального строительства;
упрощение процедуры выдачи разрешений на строительство и разработку технических регламентов, формализующих требования к биологической, химической, промышленной и иным видам безопасности.
Для решения неотложных проблем в производстве строительных материалов должны быть предусмотрены такие меры как создание благоприятных условий для привлечения частного капитала в развитие промышленности строительных материалов путем частичного финансирования за счет государственных средств (федеральных, областных) и муниципальных средств, создание необходимой инфраструктуры (дороги, газопроводы, электросети, водопроводы и другое), проведение геологоразведочных работ по изучению запасов минерального сырья, обеспечение сопровождения инвестиционных проектов.
Предоставление средств бюджета на софинансирование приоритетных проектов сыграет роль катализатора, послужит сигналом для потенциальных инвесторов, позволит разработать методическую базу оценки инвестиционных проектов и реализовать их на принципах государственно-частного партнерства.
В целях создания привлекательных условий для инвесторов необходимо в первую очередь за счет средств областного и местного бюджетов провести первоначальную подготовку потенциальных производственных площадок, выбранных для размещения производства строительных материалов с использованием имеющегося минерального сырья.
В состав подготовительных работ должны войти:
геологоразведочные работы для утверждения запасов минерального сырья, пригодного для производства строительных материалов;
обеспечение производственных площадок инженерными коммуникациями (железнодорожная ветка, дорога с твердым покрытием, газопровод, линия электропередач, водопровод и другое);
формирование пакета разрешительных документов.
Инициаторами этих мероприятий должны выступить исполнительные органы муниципальных образований, которые в последующем смогут предложить инвесторам конкретные подготовленные площадки для организации производства строительных материалов, учитывая, что успешная реализация проекта позволит в последующем расширить местную налогооблагаемую базу и создать новые рабочие места.
Способствовать развитию конкуренции может также разработанный механизм по увеличению объемов закупок строительных материалов в регионе с использованием биржевой (электронной) торговли, которая обеспечивает участникам рынка равенство в конкурентной борьбе. Показатели биржевой торговли в регионе должны учитываться на государственном уровне.
Вследствие возрастающей конкуренции среди строительных организаций, появления фирм нового поколения, а также присутствия иностранных компаний происходит перераспределение строительного рынка.
Соответственно у многих строительных организаций снижаются объемы выполняемых работ, что влечет за собой недозагруженность предприятий стройиндустрии, и как результат - снижение рентабельности и рост убытков предприятий.
Для повышения конкурентоспособности строительным организациям необходимо рассмотреть возможность объединения в финансово-строительные холдинги, повысить уровень организации процесса строительства, наработать опыт управления проектами, уделить серьезное внимание обучению специалистов, повысить качество выполняемых работ.
Повышение конкурентоспособности строительной продукции в значительной степени подразумевает вопрос качества строительства, а значит, и повышение ответственности контролирующих органов на всех этапах - от проектирования до ввода объектов.
В Волгоградской области созданы три саморегулируемые организации (далее именуется - СРО) в строительстве и одна проектная СРО в области строительства, прием в которую осуществляется путем жесткого отбора. В области в последующие годы должно соблюдаться известное в мировой практике правило опережающего развития промышленности строительных материалов по сравнению с темпами роста объемов строительства.
Необходимо урегулировать и снять напряжение в области ценообразования в строительстве, разработав ряд мер, способствующих совершенствованию сметного нормирования и ценообразования, приведению в соответствие рыночных целей и задач строительной деятельности формам и методам определения стоимости строительства по действующим правилам сметного ценообразования.
Одной из основных задач, влияющих на формирование цены объектов строительства, является обеспечение максимально достоверных и объективных расчетов стоимости строительной продукции на ранних стадиях строительного процесса на основе качественно выполненных изысканий и проектной документации, правильно сформированных технической и технологической частей заказа, тщательно выбранных объемов работ, материальных, технических и трудовых ресурсов, точно подобранных ценовых показателей и учета всех факторов, влияющих на цену строительной продукции.
Государство в лице соответствующих органов федерального, регионального уровней должно влиять на формирование стоимости объекта и требовать применения соответствующих нормативов, норм и расценок при определении стоимости строительства объектов, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований.
Конкуренция на строительном рынке обеспечит возможность строительных организаций объективно определять начальную цену государственного или муниципального контракта в соответствии с проектной документацией. Предложение, вносимое подрядной организацией по цене контракта, должно быть грамотно обосновано для последующего качественного исполнения взятых на себя обязательств в пределах предусмотренных финансовых средств.
Возможность формирования сметной документации различными методами (базисно-индексным и ресурсным) также позволяет участникам инвестиционного процесса влиять на развитие конкуренции в строительной отрасли.
В этой связи при формировании сметной документации базисно-индексным методом на определенных этапах требуется также разработка системы индексов различной степени детализации. Так при разработке проектно-сметной документации на объекты строительства и пересчете в текущий уровень цен необходимо применять индексы, рассчитываемые по конкретной проектной документации или по статьям затрат, при расчетах за выполненные работы - по разработанным региональным центром ценообразования индексам, дифференцированным по видам работ и единичным расценкам.
Для развития конкуренции на строительном рынке необходимо сконцентрировать усилия всех заинтересованных органов и организаций на создание новой современной нормативной базы, максимально открытой и доступной для всех участников инвестиционно-строительного процесса, с последующей разработкой и внедрением новых правил, норм и расценок для определения затрат в строительстве.
Новая база должна адекватно отражать достигнутый технологический и организационный уровень строительства, соответствовать современным требованиям по качеству конечной продукции, применяемым эффективным строительным материалам, существующему уровню квалификации рабочих, используемым строительным машинам, механизмам, оборудованию и инструменту при производстве строительных работ, способствовать ускоренной разработке норм и расценок на новые, эффективные технологии в строительстве.
Перечень программных мероприятий, направленных на развитие конкуренции на товарном рынке строительного комплекса Волгоградской области, приведен в приложении 5 к Программе.";
4) подпункты 4.6.1-4.6.5 изложить в следующей редакции:
"4.6.1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.
На товарном рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области осуществляют хозяйственную деятельность муниципальные унитарные предприятия, открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.
4.6.2. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.
По итогам за 2008 год объем товарного рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области составил 22746,3 млн. рублей, по итогам за 2009 год - 25789,0 млн. рублей (рост 13,3 процента).
Из 377 предприятий жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области доля муниципальных унитарных предприятий составляет 42,7 процента (161 предприятие), открытых акционерных обществ - 1,9 процента (7 предприятий), обществ с ограниченной ответственностью - 55,4 процента (209 предприятий).
Особенности рынка жилищно-коммунальных услуг:
рынок пребывает в процессе становления;
рыночные отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства в некоторых отраслях и подотраслях только складываются;
рыночные механизмы задействованы не в полной мере;
преобладание мер административного воздействия над экономическими;
неразвитость конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
высокая степень износа основных фондов.
Указанные особенности сформировали затратную природу тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Предприятия жилищно-коммунальной сферы как объект инвестиций представляют интерес для инвесторов по следующим причинам:
у данных предприятий существует значительный резерв по снижению затрат на производство и оказание услуг в первую очередь за счет внедрения энерго- и ресурсоэффективных технологий;
предприятия жилищно-коммунального комплекса преимущественно являются естественными локальными монополистами, имеющими гарантированный рынок сбыта, с устойчивым поступлением денежных средств в первую очередь от населения.
Рынок жилищно-коммунальных услуг региона характеризуется наличием конкурентных и монопольных сегментов (смешанный тип рынка).
В Волгоградской области продолжается процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства, который является одним из важнейших аспектов социальной и экономической политики. Реформа направлена на повышение качества предоставления услуг населению, защиту законных прав и интересов населения, обеспечение стабильной поставки этих услуг с одновременным проведением мероприятий по модернизации и обновлению основных фондов отрасли с привлечением средств бюджетов всех уровней, а также кредитных средств и средств инвесторов.
С 2000 года реализуются подпрограмма "Переселение жителей Волгоградской области из аварийного жилищного фонда", подпрограмма "Модернизация объектов инженерной инфраструктуры Волгоградской области" долгосрочной областной целевой программы "Жилище", ведомственная целевая программа "Энерго-, ресурсосбережение и повышение качества поставки услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве Волгоградской области на 2009-2010 годы". Данные подпрограммы и программа позволили сдержать рост износа и в какой-то мере обеспечить обновление основных фондов.
Все мероприятия указанных подпрограмм и программы финансировались за счет средств областного и местного бюджетов. Для финансирования отдельных объектов привлекались средства федерального бюджета. При этом необходимо отметить, что объем выделяемых средств крайне недостаточен для полномасштабного решения имеющихся проблем.
На 1 января 2008 г. жилищный фонд Волгоградской области насчитывал 55,16 млн. кв. метров, увеличившись в период с 2006 года на 2,6 процента или на 1,4 млн. кв. метров. Последние пять лет среднегодовые темпы прироста объема вводимого жилья составляют 5,0-7,0 процента.
На начало 2010 года в среднем на одного жителя области приходилось около 21,2 кв. метра общей площади жилых помещений.
В зависимости от года постройки 13 процентов жилья приходится на период после 1995 года, 44,8 процента - на период с 1971 по 1995 год, 36,1 процента - на период с 1946 по 1970 год.
По итогам 2009 года объем вводимого жилья составил 548 тыс. кв. метров.
По итогам января-июля 2010 г. введено 246,1 тыс. кв. метров жилья (без учета зданий, построенных на садовых и дачных участках). Для сравнения в Ростовской области введено за аналогичный период 885,6 тыс. кв. метров, в Астраханской области - 254,4 тыс. кв. метров.
В последние годы в связи с приватизацией и ростом индивидуального жилищного строительства произошли изменения в структуре жилищного фонда в сторону увеличения частного жилищного фонда. По данным за 2009 год, из 55,02 млн. кв. метров общей площади жилищного фонда Волгоградской области 91,2 процента или 50,21 млн. кв. метров приходится на частный жилищный фонд, 7,8 процента или 4,23 млн. кв. метров - на муниципальный жилищный фонд и 0,1 процента или 0,584 млн. кв. метров - на государственный жилищный фонд.
Всеми видами благоустройства на 1 января 2010 г. оборудовано 33,7 млн. кв. метров или 61 процент жилищного фонда, в том числе водопроводом - 71 процент, канализацией - 70 процентов, отоплением - 85 процентов, горячим водоснабжением - 64 процента, газом - 90 процентов жилищного фонда.
Вместе с тем, показатели благоустройства жилищного фонда Волгоградской области по сравнению со средним показателем по Российской Федерации ниже на 6,3 процента - по водоснабжению, на 0,8 процента - по горячему водоснабжению, на 3,2 процента - по водоотведению, на 18 процентов - по показателю оснащенности всеми видами благоустройства.
Износ жилищного фонда, состоящего из 10812 многоэтажных многоквартирных домов, составляет:
до 65 процентов - 9540 многоквартирных домов или 88,2 процента от всего многоквартирного жилищного фонда;
до 70 процентов - 848 многоквартирных домов или 4 процента от всего многоквартирного жилищного фонда;
свыше 70 процентов - 424 многоквартирных дома или 2 процента от всего многоквартирного жилищного фонда.
В настоящее время суммарная площадь аварийного жилищного фонда составляет 1,084 млн. кв. метров или 2,0 процента жилищного фонда Волгоградской области, что превышает объемы годового ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования.
Количество аварийных домов составляет 8,89 тыс. единиц с численностью проживающих около 50,0 тыс. человек.
Аварийный жилищный фонд является опасным для проживания, ухудшает внешний облик населенных пунктов Волгоградской области, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность районов и городов Волгоградской области.
Теплоснабжение жилищно-коммунального хозяйства в Волгоградской области осуществляется от 6 тепловых электростанций (далее именуется - ТЭЦ), 389 котельных, в том числе - 361 муниципальной.
Суммарная мощность муниципальных котельных составляет 4,003 тыс. Гкал/час. На природном газе работают 97 процентов котельных, 3 процента - используют жидкое топливо. Протяженность тепловых сетей составляет 2160,0 километра в двухтрубном исполнении, износ которых составляет от 60,0 до 75,0 процента.
За период 1995-2002 годов согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 724 "О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность" на баланс муниципалитетов принято 466 котельных, в которых были установлены морально устаревшие, с высокой степенью износа котлы марок HP-18, "Универсал", "Факел", коэффициент полезного действия которых не превышал 60 процентов.
Начиная с 1998 года, в рамках реализации мероприятий по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве Волгоградской области большая часть высокозатратных, энергоемких котельных была закрыта или модернизирована. В настоящее время в тепловом хозяйстве Волгоградской области осталось 102 котельных, требующих модернизации.
Анализ проведенных обследований технического состояния котельного оборудования и тепловых сетей показал, что установленная мощность указанных котельных в несколько раз превышает подключенную нагрузку, что приводит к нерациональному использованию котельного оборудования и увеличению расхода топлива на 30,0-35,0 процента и, следовательно, к высоким затратам на выработку тепловой энергии.
Тепловые сети в сельской местности с учетом низкой плотности застройки местности, большой протяженности и, вследствие плохой изоляции или ее отсутствия, имеют значительные сверхнормативные тепловые потери (от 30 до 50 процентов).
Водоснабжение Волгоградской области осуществляется за счет как поверхностных, так и подземных вод.
Наиболее крупными водопотребителями являются город-герой Волгоград, городские округа город Волжский, Камышин, Фролово, Жирновск, Урюпинск. Большинство населения области обеспечивается водой из поверхностных источников.
За счет поверхностных источников из-за отсутствия пресных подземных вод осуществляется хозяйственно-питьевое водоснабжение отдельных частей территории Заволжья (Палласовский, Старополтавский муниципальные районы), для водоснабжения которых построено несколько магистральных каналов из Волгоградского водохранилища.
Подземные воды являются важным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения, хотя по качественным показателям они не всегда соответствуют предъявляемым требованиям.
Эксплуатация водоносных горизонтов производится большей частью с использованием одиночных скважин, реже - групповых водозаборов.
Разведанность запасов подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения в Волгоградской области чрезвычайно низкая.
При существующем водопотреблении области на долю подземных вод приходится 10,6 процента, а остальные 89,4 процента - на поверхностные воды.
Качество подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, в отдельных случаях не соответствует предъявляемым требованиям для питьевой воды по содержанию железа, солей жесткости и некоторых других компонентов. В основном это связано с отсутствием вод лучшего качества.
Следует отметить исключительно плохое состояние сооружений водоснабжения в ряде городов и районных центров области, по которым степень износа составила от 40 до 60 процентов, а в некоторых превысила 80 процентов. Среди них Быковский, Городищенский, Дубовский, Еланский, Котовский, Кумылженский, Нехаевский, Жирновский, Ольховский, Октябрьский муниципальные районы.
Возрастает также износ разводящих сетей, применяются устаревшие и малоэффективные методы очистки и подготовки воды, не вводятся новые объекты водоснабжения и водоотведения, что негативно влияет на приведение качества питьевой воды в соответствие с предъявляемыми требованиями. В течение ряда лет нет существенного прироста мощностей канализационных сооружений и насосных станций, протяженности магистральных коллекторов, разводящих сетей канализации.
Имеют место нерешенные проблемы ликвидации выпусков неочищенных стоков в р. Волгу, являющуюся источником хозяйственно-питьевого водоснабжения города-героя Волгограда, Светлоярского муниципального района, отдельных сельских населенных пунктов.
На сегодняшний день в Волгоградской области насчитывается 1412 сельских населенных пунктов, в которых проживает 664 тыс. человек. Централизованные системы водоснабжения имеются в 799 сельских населенных пунктах. Необходимость в проведении реконструкции централизованных систем водоснабжения и обеспечения безопасности питьевого водоснабжения существует в 1384 населенных пунктах.
Не обеспечены услугами централизованного водоснабжения и используют для хозяйственно-питьевых целей воду из родников, общественных колодцев, а также индивидуальных скважин 38 процентов населения, проживающего в сельской местности региона, а в 15 селах осуществляется подвоз воды. Такие населенные пункты малочисленны и строительство централизованных систем водоснабжения экономически нецелесообразно. Наибольший дефицит в питьевой воде наблюдается в сельских населенных пунктах Калачевского, Светлоярского, Ленинского, Быковского, Палласовского, Старополтавского муниципальных районов.
Водозаборные и очистные сооружения в большинстве населенных пунктов области выработали свой ресурс, а выделяемых финансовых средств недостаточно для их модернизации и внедрения новых водоочистных технологий.
Протяженность сетей систем водоснабжения городов, районных центов#, сельских населенных пунктов области составляет 10645,4 километра, из них 4275 километров или более 40 процентов нуждаются в замене.
Серьезные проблемы имеются в сфере канализования населенных пунктов.
На сегодняшний день на территории области находится в работе 35 единиц канализационных очистных сооружений. Из них 17 единиц сооружений - по полной биологической очистке, 18 единиц - сооружения механической очистки. В оставшихся населенных пунктах канализование осуществляется при помощи септиков и выгребных ям.
Суммарная мощность канализационных очистных сооружений составляет 944,4 тыс. куб. метров в сутки, протяженность канализационных сетей составляет 2712,51 километра.
Износ основных фондов канализационного хозяйства составляет более 70 процентов.
4.6.3. Уровень концентрации товарного рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.
Коэффициент рыночной концентрации на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (предприятия городского округа город-герой Волгоград, городского округа город Волжский и городского округа город Камышин) составляет:
в сфере холодного водоснабжения - 83,7 процента;
в сфере горячего водоснабжения - 95,2 процента;
в сфере теплоснабжения - 83,2 процента.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) составил:
в сфере холодного водоснабжения - 7005;
в сфере горячего водоснабжения - 9063;
в сфере теплоснабжения - 6922.
Уровень концентрации товарного рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области высокий.
4.6.4. Барьеры входа на товарный рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.
Сдерживающими факторами развития конкуренции на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области являются:
высокий уровень износа основных фондов, в том числе инженерных сетей;
долгий срок окупаемости инвестиционных проектов;
отсутствие у потребителей выбора поставщика коммунальных услуг;
невысокий профессионализм руководителей управляющих компаний, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья;
зависимость от бюджетного финансирования;
временные интервалы сдачи имущества в аренду.
4.6.5. Мероприятия, направленные на развитие конкуренции на товарном рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.
В отраслях жилищно-коммунального хозяйства, в которых действуют субъекты естественных локальных монополий (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение), процессы демонополизации будут осуществляться следующими путями:
разукрупнение действующих в отрасли муниципальных предприятий;
создание альтернативных предприятий различных форм собственности, в том числе малого и среднего бизнеса, которые привлекаются на равноправной основе к участию в конкурсных отборах подрядчиков.
Развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг будет способствовать решению следующих ключевых задач в этой сфере:
передаче управления жилищным фондом специализированным жилищным организациям (управляющим компаниям, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья);
повышению качества предоставляемых услуг по всему их спектру.
Перечень мероприятий, направленных на развитие конкуренции на товарном рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, приведен в приложении 6 к Программе.";
5) дополнить раздел пунктами 4.8-4.10 следующего содержания:
"4.8. Развитие товарного рынка розничной торговли нефтепродуктами Волгоградской области.
4.8.1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке розничной торговли нефтепродуктами Волгоградской области.
В Волгоградской области расположены предприятия по добыче нефти и производству нефтепродуктов, по оптовой и розничной торговле моторным топливом.
Крупнейшим производителем нефтепродуктов в регионе является ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка", входящее в группу компаний "ЛУКОЙЛ".
За 2009 год предприятием произведено более 1482 тыс. тонн автомобильного бензина, около 3200 тыс. тонн дизельного топлива, 468 тыс. тонн смазочных нефтяных масел, 1777 тыс. тонн топочного мазута.
Реализация нефтепродуктов потребителям производится через нефтебазы (оптовый рынок нефтепродуктов) и автозаправочные станции (далее именуются - АЗС) (розничный рынок нефтепродуктов).
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее именуется - Волгоградстат) на территории Волгоградской области находится около 400 АЗС, из них около 190 - на территориях городского округа город-герой Волгоград и других крупных городов области.
АЗС, в зависимости от принадлежности к вертикально интегрированным нефтяным компаниям (далее именуется - ВИНК) ЛУКОЙЛ, ЮКОС, РОСНЕФТЬ или сети АЗС - ВИПОЙЛ и других, существенно дифференцированы по внешнему виду, наличию современного оборудования, оказанию дополнительных услуг, применению различных способов оплаты (наличные средства, карточки оплаты) и, как следствие, имеют различные объемы реализации нефтепродуктов.
4.8.2. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке розничной торговли нефтепродуктами Волгоградской области.
По данным Волгоградстата, поставки нефтепродуктов из других регионов России на территорию Волгоградской области составили:
бензинов автомобильных в натуральном выражении в 2007 году - 221,2 тыс. тонн, в 2008 году - 181,5 тыс. тонн, в 2009 году - 171,6 тыс. тонн или в денежном выражении соответственно 3,8, 3,7 и 3,0 млрд. рублей;
топлива дизельного в натуральном выражении в 2007 году - 183,3 тыс. тонн, в 2008 году - 214,6 тыс. тонн, в 2009 году - 147,3 тыс. тонн или в денежном выражении соответственно 2,5, 4,1 и 2,0 млрд. рублей;
мазута топочного в натуральном выражении в 2007 году - 4,2 тыс. тонн, в 2008 году - 16,0 тыс. тонн, в 2009 году - 14,9 тыс. тонн или в денежном выражении соответственно 17,1, 96,4 и 69,9 млн. рублей.
Объем товарного рынка розничной продажи бензинов автомобильных на территории Волгоградской области увеличился в 2009 году к уровню 2007 года на 11,9 процента, к уровню 2008 года - на 9,3 процента и составил в 2007-2009 годах соответственно 12,6, 12,9 и 14,1 млрд. рублей.
Наибольший удельный вес в розничной продаже бензинов автомобильных принадлежит ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", ООО "ПРОЭКС", ЗАО "Энергосервис".
Общая доля трех хозяйствующих субъектов, занимающих наибольший удельный вес на товарном рынке розничной торговли бензинами автомобильными в Волгоградской области, за первое полугодие 2010 г. составляет около 50 процентов в общем объеме розничной торговли бензинами автомобильными на территории области, что свидетельствует о достаточно высокой концентрации и низкой конкуренции рынка нефтепродуктов в Волгоградской области.
Потребности потребителей на розничном рынке бензина и дизельного топлива на территории области удовлетворяются в полной мере. Вместе с тем АЗС расположены по территории области неравномерно, примерно 50 процентов приходится на городской округ город-герой Волгоград и другие крупные города области. В среднем на одну АЗС приходится примерно 1740 единиц зарегистрированного транспорта. В отдельных муниципальных образованиях количество АЗС ограничено или единственно.
Потребность в автомобильном топливе носит выраженный сезонный характер. По оценкам участников рынка, на внутригородском рынке автомобильного топлива пик спроса приходится на летний период (месячные объемы реализации летом в 2-3 раза превышают аналогичные показатели зимой). Это происходит в связи с тем, что часть автомобилистов вообще не пользуются транспортом в зимний период времени, кроме того, летом дальность и частота поездок у городских жителей увеличивается (загородные поездки на природу, дачи и другие). При проведении опроса потребителей 90 процентов ответили, что пользуются автомобилем круглый год, 8 процентов - преимущественно в теплое время года, 2 процента - только в теплое время года.
Фактор роста спроса на нефтепродукты в период весенне-полевых и уборочных работ для городского рынка не актуален.
4.8.3. Уровень концентрации товарного рынка розничной торговли нефтепродуктами Волгоградской области.
Коэффициент рыночной концентрации (сумма долей рынка трех крупнейших хозяйствующих субъектов) на исследуемом рынке в 2007 году, по данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, составил:
АИ-76 (80) АИ-92 (АИ-91, АИ-93) АИ-95 (АИ-96) АИ-98 дизтопливо |
73,54 процента; 74,54 процента; 81,44 процента; 96,15 процента; 78,51 процента. |
Таким образом, рынок розничной торговли нефтепродуктами характеризуется высоким уровнем концентрации.
Маршруты следования автомобильного транспорта можно разделить на внутригородские, пригородные, межрайонные, межобластные. Так как розничный рынок нефтепродуктов является обеспечивающим рынком по отношению к рынку автомобильных перевозок (грузовых и пассажирских), можно выделить по аналогии отдельные географические рынки: городские (рынки отдельных населенных пунктов), пригородные и областные розничные рынки нефтепродуктов (АЗС на трассах).
Состав покупателей, уровень величины спроса и покупательная способность потребителей на городских розничных рынках, розничных рынках отдельных населенных пунктов и розничных рынках на трассах существенно отличаются, и, как следствие, имеется значимая разница в уровне цен на бензин и дизельное топливо.
По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, цены на нефтепродукты на АЗС на трассах Волгоградской области ниже цен на рынках отдельных населенных пунктов в размере от 0,7 до 2,0 рубля за один литр.
4.8.4. Барьеры входа на товарный рынок розничной торговли нефтепродуктами Волгоградской области.
Барьерами для входа на рынок розничной продажи нефтепродуктов на территории Волгоградской области является:
1) наличие среди действующих хозяйствующих субъектов ВИНК.
Например, ВИНК "ЛУКОЙЛ" имеет на территории региона добывающие и перерабатывающие производства, широкую сеть нефтебаз и АЗС. Высокая рыночная доля ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" (далее именуется - "ЛУКОЙЛ-НВНП") на розничных локальных рынках является следствием проведенной в 1992-1993 годах приватизации нефтяного комплекса. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения" пакеты акций хозяйствующих субъектов по нефтедобыче, переработке нефти и оптово-розничной реализации нефтепродуктов, осуществляющих свою деятельность на территории Волгоградской области, были внесены в уставный фонд ОАО "ЛУКОЙЛ";
2) ограниченность оптовых закупок нефтепродуктов независимыми от собственника завода-производителя организациями по отпускным ценам завода-производителя.
Независимые от ВИНК участники розничных рынков вынуждены оплачивать торговые надбавки крупных или мелких оптовиков;
3) риск дефицита топлива для обеспечения АЗС независимых от ВИНК розничных продавцов. Все нефтеперерабатывающие заводы принадлежат ВИНК. В случае дефицита обеспечивают прежде всего собственную розничную сеть АЗС;
4) более высокие транспортные расходы независимых от ВИНК хозяйствующих субъектов на поставку нефтепродуктов из соседних регионов, приводящие к удорожанию товара. Поставки нефтепродуктов на АЗС осуществляются из Саратова (ТНК-BP), Астрахани и Астраханской области (Аксарайск) (Газпром), Самары и Самарской области (ЮКОС/РОСНЕФТЬ), Нижнего Новгорода (ЛУКОЙЛ), Уфы, Рязани;
5) наличие на рынке ценового лидера. В Волгоградской области ООО "ЛУКОЙЛ-НВНП" является на сегодняшний день ценовым лидером на розничном рынке нефтепродуктов из-за значительной доли на розничных, оптовых и мелкооптовых рынках.
Мелкие участники рынков вынуждены в своей ценовой политике следовать за ценовой политикой лидирующего хозяйственного субъекта;
6) консерватизм и сформировавшиеся потребительские предпочтения. Потребители ориентируются на бренд заправок. Заправка без бренда менее привлекательна для потребителей.
Для увеличения продаж независимые от ВИНК и других сбытовых сетей участники рынков вынуждены вкладывать дополнительные средства на раскрутку собственного бренда или получение в пользование чужого бренда [франчайзинг ("ЛУКОЙЛ")], незаконное использование чужих товарных знаков;
7) высокие капитальные затраты на строительство АЗС;
8) эффект масштаба. Участники рынка отмечают, что на рассматриваемом рынке рентабельное и расширенное воспроизводство возможно только при наличии достаточно развитой сети АЗС (не менее 5 единиц);
9) стратегия поведения действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок.
Анализ стратегии поведения ООО "ЛУКОЙЛ-НВНП" свидетельствует о том, что сбытовая политика общества нацелена на рост розничных продаж, завоевание более высокой доли розничных рынков, расширение собственной сети АЗС (доведение товара, произведенного ВИНК "ЛУКОЙЛ" до конечного потребителя).
Отмеченные барьеры являются труднопреодолимыми, связаны с присутствием хозяйствующего субъекта, имеющего значительные доли рынков и входящего в ВИНК.
4.8.5. Мероприятия, направленные на развитие конкуренции на товарном рынке розничной торговли нефтепродуктами Волгоградской области.
Розничный рынок нефтепродуктов в Волгоградской области является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.
ООО "ЛУКОЙЛ-НВНП" как в составе своей группы лиц, так и самостоятельно может действовать независимо от конкурентов, что дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующих товарных рынках (цену, объемы реализации).
Рынок нефтепродуктов нерегулируемый, на региональном уровне влиять на развитие конкуренции сложно.
Для изменения ситуации в данной сфере необходимы изменения в федеральном законодательстве.
Целесообразными видятся предлагаемые Министерством экономического развития Российской Федерации следующие меры по развитию конкуренции в этой отрасли:
обязательная продажа части объема произведенных ВИНК нефтепродуктов независимым хозяйствующим субъектам, что актуально для Волгоградской области;
разделение видов деятельности нефтяных компаний, запрет совмещения одним лицом деятельности по производству и оптовой реализации нефтепродуктов с деятельностью по их реализации;
исключение избыточных административных барьеров.
Закрепление этих мер законодательно на федеральном уровне обеспечит доступ независимых хозяйствующих субъектов к производимым объемам нефтепродуктов, обеспечит развитие конкуренции в данной отрасли.
4.8.6. Целевые индикаторы и показатели товарного рынка розничной торговли нефтепродуктами Волгоградской области.
Количество независимых участников в секторе розничной торговли нефтепродуктами Волгоградской области в 2010 году составит 70 участников, в 2011 году - 75 участников, в 2012 году - 80 участников.
4.9. Развитие товарного рынка розничной торговли фармацевтической продукцией Волгоградской области.
4.9.1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке розничной торговли фармацевтической продукцией Волгоградской области.
Рынок розничной торговли товарами аптечного ассортимента (фармацевтические, медицинские и ортопедические товары) является динамично развивающимся сектором экономики области. Во многом это объясняется тем, что фармацевтическая продукция относится к социально значимой, она характеризуется малой эластичностью. В результате чего, даже в условиях кризиса экономики, производство и реализация лекарственных средств подвержены меньшим спадам по сравнению с другими отраслями. Желание скорее выздороветь побуждает потребителя приобретать дорогостоящие препараты.
В 2010 году в Волгоградской области розничную реализацию товаров аптечного ассортимента (фармацевтические, медицинские и ортопедические товары) осуществляют около 730 аптечных учреждений, что выше уровня 1991 года в 2,6 раза (в 1991 году - 275 аптечных учреждений).
В структуре аптечных учреждений наибольший удельный вес по количеству аптек приходится на:
государственные аптечные учреждения Волгоградского областного государственного унитарного предприятия "Волгофарм" (далее именуется - ГУП "Волгофарм") - 68 аптек (9,3 процента);
муниципальные аптечные учреждения - 42 аптеки (5,7 процента), 14 из которых расположены в городском округе город-герой Волгоград, 28 - в районных центрах муниципальных образований Волгоградской области;
аптечные учреждения других форм собственности - 610 аптек (83,5 процента) расположены во всех муниципальных образованиях Волгоградской области.
В городском округе город-герой Волгоград расположено 335 аптечных учреждений всех форм собственности. В отдельных муниципальных образованиях число аптечных учреждений небольшое, а в отдельных поселениях они отсутствуют.
ГУП "Волгофарм" - единственное в Волгоградской области государственное предприятие, занимающееся фармацевтической деятельностью. Аптечные учреждения ГУП "Волгофарм" расположены в городском округе город-герой Волгоград, городском округе город Волжский, городах Калач-на-Дону, Камышине, Котельниково, Михайловке и в Суровикинском, Урюпинском, Ленинском, Палласовском, Старополтавском, Городищенском, Иловлинском, Киквидзенском муниципальных районах Волгоградской области.
На территории Волгоградской области осуществляют розничную торговлю аптечные учреждения других субъектов Российской Федерации, в том числе:
Москвы - "Аптека 36,6" - около 40 аптечных учреждений, "Доктор Столетов" - 4 аптечных учреждения;
Санкт-Петербурга - "Здоровые люди" - 3 аптечных учреждения, "Мелодия здоровья" - 6 аптечных учреждений, "Роста" - 5 аптечных учреждений;
г. Самары - "Имплозия" - 8 аптечных учреждений, "Астра" - 3 аптечных учреждения.
Снабжение аптечных учреждений области осуществляют 15-16 организаций.
4.9.2. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке розничной торговли фармацевтической продукцией Волгоградской области.
По данным Волгоградстата, объем розничного товарного рынка составил в 2009 году 12,9 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше уровня 2007 года и на 12,2 процента больше уровня 2008 года.
Наибольший удельный вес в розничной реализации товаров аптечного ассортимента (фармацевтические, медицинские и ортопедические товары) приходится на ГУП "Волгофарм", ООО "Аптеки 36,6" Волгоград" и муниципальное унитарное предприятие "Социальная аптека N 47".
Общая доля трех вышеназванных аптечных учреждений на товарном рынке розничной торговли фармацевтической продукцией, по данным Волгоградстата, за январь-июнь 2010 г. составила 24,8 процента.
4.9.3. Уровень концентрации товарного рынка розничной торговли фармацевтической продукцией Волгоградской области.
Уровень концентрации товарного рынка розничной торговли фармацевтической продукцией Волгоградской области по 3 аптечным учреждениям, доминирующим на данном рынке, составляет 24,8 процента. Для расчета уровня концентрации по отдельным видам фармацевтической продукции отсутствуют данные. Исходя из данных концентрации, розничный рынок торговли фармацевтической продукцией по области в целом является конкурентным. Вместе с тем в отдельных поселениях розничный рынок фармацевтической продукции низкоконкурентный.
Розничная торговля фармацевтической продукцией регулируется приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания", от 14 декабря 2005 г. N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств", от 13 сентября 2005 г. N 578 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача", постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 13 января 2010 г. N 1 "Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства".
4.9.4. Барьеры входа на товарный рынок розничной торговли фармацевтической продукцией Волгоградской области.
Фармацевтический рынок, с одной стороны, подчиняется законам рынка, а с другой - имеет социальную направленность. Лекарственное средство - специфический товар, реализацию которого необходимо осуществлять под контролем государства как с позиций регулирования ценообразования для соблюдения принципа доступности их для населения, так и качества и надлежащих условий реализации для гарантии безопасности и эффективности лечения заболеваний. Поэтому существование административных барьеров в виде лицензирования фармацевтической деятельности на пути развития данного бизнеса целесообразно и оправдано и применяется практически во всех странах.
Практика показывает, что необходимость процедуры лицензирования не влияет на состояние конкурентной среды там, где фармацевтический бизнес выгоден. Развитие же фармацевтического рынка в сельской местности происходит исключительно из возможности управлять государственной аптечной сетью Волгоградской области с административных позиций. Это позволяет понуждать ее выполнять социальные функции, важнейшими из которых являются:
содержание аптечных учреждений на селе на фоне их малой прибыльности или убыточности;
изготовление аптечной продукции, не выпускаемой промышленностью;
льготный отпуск лекарственных средств населению;
оборот наркотических средств и психотропных веществ, необходимых в процессе оказания медицинской помощи населению.
Отсутствие инструментов регулирования фармацевтического рынка в виде нормативов обеспечения аптечными учреждениями определенной численности населения или минимального расстояния между розничными фармацевтическими объектами привело к тому, что в Волгоградской области наблюдается высокая концентрация аптечных учреждений и высокий уровень их конкуренции в городах и поселках городского типа и недостаточность розничной фармацевтической сети в сельской местности.
Так, из 730 аптечных учреждений, расположенных в Волгоградской области, 93,2 процента сосредоточены в городских и районных центрах, 46 процентов (335 аптечных учреждений) - в городском округе город-герой Волгоград.
Органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит организация лекарственного обеспечения населения, также не располагают механизмами правого# регулирования дислокации аптечных учреждений на подведомственных территориях. Таким образом, очевидна серьезная проблема Волгоградской области в виде ограниченной доступности лекарственной помощи для граждан, проживающих в сельских поселениях.
В сложившейся ситуации целесообразно предусмотреть специальное нормативное правовое регулирование лекарственного обеспечения сельского населения, так как рыночные механизмы не работают в условиях низкой плотности населения сельских территорий, значительной удаленности сельских населенных пунктов от районных центров, невысокой покупательной способности сельского населения.
4.9.5. Мероприятия, направленные на развитие конкуренции на товарном рынке розничной торговли фармацевтической продукцией Волгоградской области.
С целью развития розничного рынка фармацевтической продукции предусматривается осуществление мер, направленных на установление экономически обоснованного уровня розничной надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, путем снижения числа посредников. Кроме того, при утверждении надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области учитывается баланс интересов потребителей и аптечных учреждений.
С 1 сентября 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", в соответствии с которым медицинским учреждениям разрешена реализация в сельской местности лекарственных средств.
Перечень программных мероприятий, направленных на развитие конкуренции на товарном рынке розничной торговли фармацевтической продукцией Волгоградской области, приведен в приложении 8 к Программе.
4.10. Развитие рынка информационно-коммуникационных технологий и связи в Волгоградской области.
4.10.1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке информационно-коммуникационных технологий и связи в Волгоградской области.
В настоящее время связь является одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся базовых инфраструктурных отраслей, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста, достаточно развитой конкурентной средой. В 2010 году наблюдается рост конкуренции во всех сегментах рынка широкополосного доступа. Все больше поставщиков предлагают полный спектр мультисервисных услуг. Домовые сети выходят на корпоративный рынок. В регионе активно действуют крупные операторы и провайдеры беспроводного доступа.
На территории Волгоградской области действуют 142 оператора связи по 305 лицензиям. Абсолютное большинство операторов связи являются филиалами либо представительствами более крупных предприятий связи, имеющих акционерные капиталы с взаимным проникновением. Наиболее крупные операторы связи входят в холдинг ОАО "Связьинвест".
В 2010 году уровень проникновения широкополосного доступа в Интернет на территории Волгоградской области вырос в 3,5 раза по сравнению с 2008 годом и составляет около 32,3 процента при среднем уровне проникновения в Российской Федерации - 37 процентов. Цена доступа к сети Интернет за месяц использования тарифных планов с безлимитным доступом уменьшилась в 3 раза по сравнению с 2008 годом. Городской округ город-герой Волгоград занимает первое место в Южном федеральном округе по "интернетизации" жилого сектора. Используются технологии доступа FTTB, Wi Max, A(H)DSL, 3,5G.
Основными конъюнктурными направлениями 2010 года на рынке информационно-коммуникационных технологий и связи в Волгоградской области являются:
объединение сетей мобильных и фиксированных операторов связи ОАО "Южная телекоммуникационная компания" (далее именуется - ЮТК) и ЗАО "Волгоград-GSM";
покупка крупными игроками рынка сетей более мелких операторов (покупка ОАО "ВымпелКом" компаний ЗАО "Совинтел" и ЗАО "Корбина");
вывод сотовыми операторами безлимитных тарифных планов на доступ к сети Интернет (безлимитные тарифные планы на базе технологии 3G);
вывод на рынок операторами фиксированной связи дополнительных сервисов (универсальная услуга - установлено 1555 таксофонов практически во всех без исключения населенных пунктах Волгоградской области, решена проблема телефонизации сельских населенных пунктов).
4.10.2. Характеристика текущего состояния рынка услуг связи и конкуренции в Волгоградской области.
Сегмент рынка услуг |
Оператор |
Характер конкуренции |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
Мобильная связь |
ОАО "МегаФон" ОАО "ВымпелКом" ОАО "МТС" |
конкурентные рынки без доминирования хозяйствующего субъекта |
Местная телефонная связь |
ОАО "ЮТК" |
доминирующая монополия |
новые операторы: ЗАО "ЭР-Телеком", ЗАО "Коламбия-Телеком" и другие |
конкурентный рынок при высоком уровне доминирования одного хозяйствующего субъекта |
|
Междугородная и международная связь |
ОАО "Ростелеком" |
доминирующая монополия |
новые операторы: ОАО "Межрегиональный Транзит-Телеком", ЗАО "Волгатранстелеком" и другие |
конкурентный рынок при высоком уровне доминирования одного хозяйствующего субъекта |
|
Передача данных, телематические услуги, включая Интернет |
новые операторы и традиционные операторы субъекта |
конкурентные рынки без доминирования хозяйствующего субъекта |
Основные факторы, стимулирующие развитие конкурентных рынков телекоммуникаций в регионе:
увеличение конкуренции и конкурентоспособности привело к повышению качества телекоммуникационных услуг и снижению их стоимости (за последние 2 года снижение стоимости трафика составило 50 процентов);
современный доступ к рынкам телекоммуникаций характеризуется ликвидацией барьеров, которые затрудняли вхождение на рынки новых партнеров. Готовность и снижение затрат на внедрение новых технологий облегчает приход на рынки телекоммуникаций новых компаний. Среднестатистический житель Волгоградской области имеет возможность выбора как минимум двух операторов - традиционных и новых услуг;
все большая прозрачность регуляторных процессов укрепляет доверие общества к рынкам телекоммуникаций и создает благоприятную среду для инвестиций (Волгоградский филиал акционерного коммерческого банка "Связьбанк");
расширение доступности телекоммуникационных услуг за счет применения эффективных механизмов взаимосоединения сетей (использование башен сотовой связи и каналов внутризоновой связи для построения каналов наземного цифрового телевизионного вещания);
защита прав потребителя телекоммуникационных услуг.
Уровень проникновения услуги широкополосного доступа неоднороден:
в городском округе город-герой Волгоград, городском округе город Волжский - от 50 процентов;
в городских и сельских поселениях (за исключением районных центров) - менее 20 процентов.
При этом доступ по коммутируемым каналам в поселениях не может обеспечить необходимую надежность соединения. Наиболее затратной статьей расходов на организацию доступа для абонента остается построение выделенного канала.
Осуществляется контроль за заключением государственных контрактов на оказываемые услуги связи и размещением их на портале органов государственной власти, правильностью соблюдения процедур согласования размещения средств связи на земельных участках, являющихся собственностью Волгоградской области, зданиях, сооружениях и внутри них и процедур получения разрешительных документов на строительство линейно-кабельных сооружений. В 2009-2010 годах подписаны соглашения о сотрудничестве в области развития инфокоммуникационных технологий и услуг, повышения уровня и качества обслуживания населения на территории Волгоградской области между Администрацией Волгоградской области и Поволжским филиалом ОАО "МегаФон" (торговая марка "МегаФон").
4.10.3. Мероприятия, направленные на развитие конкуренции на рынке информационно-коммуникационных технологий и связи Волгоградской области.
Основная цель развития конкуренции в сфере информационных технологий и телекоммуникаций на 2010-2012 годы - повышение доступности и качества оказываемых услуг. Планируется привлечение на конкурсной основе организаций к реализации мероприятий по созданию и развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры в Волгоградской области, обеспечение информационной открытости деятельности организаций связи и телекоммуникаций для населения, доступа организаций данной сферы к областным нормативным правовым актам, регулирующим сферу связи, другой информации по вопросам их деятельности.
Перечень и объемы финансирования программных мероприятий, направленных на развитие конкуренции рынка информационно-коммуникационных технологий и связи в Волгоградской области, приведены в приложении 9 к Программе.
4.10.4. Целевые индикаторы и показатели развития рынка информационно-коммуникационных технологий и связи в Волгоградской области.
N п/п |
Наименование индикатора |
Значение индикатора на конец года |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
1. |
Организация и предоставление доступа государственным и хозяйствующим субъектам к сети Интернет для получения возможности пользоваться государственными услугами (процентов) |
74,0 |
84,0 |
93,0 |
2. |
Уровень проникновения широкополосного доступа в Интернет на территории Волгоградской области (сумма предоставляемых каналов подключения всех операторов (лицензиатов) телематических услуг на 100 потенциальных пользователей) (процентов) |
32,3 |
41,0 |
49,0 |
3. |
Количество одновременно обрабатываемых обращений (единиц) |
положительная динамика |
||
4. |
Цифровизация абонентских линий фиксированной связи (процентов) |
69,8 |
71,3 |
75,1 |
5. |
Строительство сетей передачи данных на базе волоконно-оптических линий связи для юридических лиц. Коэффициент задействования (процентов) |
36,0 |
41,0 |
47,0 |
6. |
Количество каналов доступа (портов) на 100 пользователей к информационно-телекоммуникационным технологиям, предоставляемых юридическим и физическим лицам (единиц) |
положительная динамика"; |
1.1.4. В разделе 5:
1) пункт 5.1 дополнить абзацем двадцать третьим следующего содержания:
"Волгоградская область готовит организационные мероприятия по реализации взаимодействия с официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" и с электронными торговыми площадками-операторами по организации и проведению открытых аукционов для госзаказов в электронной форме.";
2) в абзаце третьем пункта 5.2:
слова "и объемы финансирования" исключить;
слова "приведены в приложении 8" заменить словами "приведен в приложении 10";
3) в пункте 5.2 абзац второй исключить.
1.1.5. В разделе 6:
1) в абзаце шестом пункта 6.1 слова "Работы по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг проводятся в соответствии с" заменить словами "Для снятия данных ограничений планируется проведение мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг",";
2) в абзаце седьмом пункта 6.1:
слова "и объемы финансирования" исключить;
слова "приведены в приложении 9" заменить словами "приведен в приложении 11";
3) в пункте 6.1 абзацы третий, четвертый, пятый исключить.
1.1.6. Раздел 7 изложить в следующей редакции:
"7. Объемы и источники финансирования Программы
Общий объем финансирования Программы в 2010-2012 годах составит 5102,1 млн. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования:
2010 год - 791,1 млн. рублей, в том числе из внебюджетных средств (собственных средств организаций и заемных средств) - 791,1 млн. рублей;
2011 год - 1924,9 млн. рублей, в том числе из внебюджетных средств (собственных средств организаций и заемных средств) - 1924,9 млн. рублей;
2012 год - 2386,1 млн. рублей, в том числе из внебюджетных средств (собственных средств организаций и заемных средств) - 2386,1 млн. рублей.".
1.1.7. Раздел 9 дополнить текстом следующего содержания:
1.2. Приложения 1-7 к Программе развития конкуренции в Волгоградской области на 2010-2012 годы, утвержденной названным постановлением, изложить в новой редакции согласно соответственно приложениям 1-7.
1.3. Дополнить Программу развития конкуренции в Волгоградской области на 2010-2012 годы, утвержденную названным постановлением, приложениями 8, 9 согласно соответственно приложениям 8, 9.
1.4. Приложения 8, 9 к Программе развития конкуренции в Волгоградской области на 2010-2012 годы, утвержденной названным постановлением, изложить в новой редакции согласно соответственно приложениям 10, 11.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель Главы |
Г.А. Чуриков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Перечень исполнителей Программы дополнен Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, управлением по топливно-энергетическому комплексу аппарата Главы Администрации Волгоградской области, государственным автономным учреждением Волгоградской области "Управление государственной экспертизы проектов", государственным автономным учреждением Волгоградской области "Региональный центр по ценообразованию в строительстве Волгоградской области".
Общий объем финансирования Программы сокращен с 23089,88 млн. рублей до 5102,1 млн. рублей.
Уточнены мероприятия по направлениям:
развитие товарного рынка строительного комплекса Волгоградской области;
развитие товарного рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.
Программа дополнена мероприятиями по направлениям:
развитие товарного рынка розничной торговли нефтепродуктами Волгоградской области;
развитие товарного рынка розничной торговли фармацевтической продукцией Волгоградской области;
развитие рынка информационно-коммуникационных технологий и связи в Волгоградской области.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2010 г. N 1505 "О внесении изменений в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 15 июня 2010 г. N 899 "О Программе развития конкуренции в Волгоградской области на 2010-2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления официально опубликован не был