Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Волгоградской городской Думы
от 18.06.2008 N 5/127
Программа
повышения эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями Волгограда
27 октября 2009 г.
Паспорт
Программы повышения эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями Волгограда
Наименование - Программа повышения эффективности управления
Программы муниципальными унитарными предприятиями Волгограда
(далее - Программа)
Основание - Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О
для разработки государственных и муниципальных унитарных
Программы предприятиях" (в редакции на 01.12.2007), Положение
о муниципальном унитарном предприятии Волгограда,
принятое постановлением Волгоградского городского
Совета народных депутатов от 15.12.2000 N 21/296 "О
принятии Положения о муниципальном унитарном
предприятии Волгограда" (в редакции постановления
Волгоградского городского Совета народных депутатов
от 10.12.2003 N 64/1226), Порядок управления и
распоряжения муниципальной собственностью
Волгограда, принятый постановлением Волгоградского
городского Совета народных депутатов от 04.06.99
N 57/657 "О Порядке управления и распоряжения
муниципальной собственностью Волгограда" (в редакции
на 18.06.2008), решение Волгоградской городской Думы
от 29.06.2007 N 47/1111 "Об исполнении бюджета
Волгограда за 2006 год"
Заказчик - администрация Волгограда
Программы
Разработчик - департамент муниципального имущества администрации
Программы Волгограда
Исполнитель - департамент муниципального имущества администрации
Программы Волгограда
Цели и задачи - совершенствование существующей системы управления
Программы муниципальными унитарными предприятиями Волгограда;
повышение конкурентоспособности муниципальных
унитарных предприятий Волгограда;
улучшение финансово-экономических показателей
деятельности муниципальных унитарных предприятий
Волгограда;
создание системы экономического мониторинга и
усиление контроля за деятельностью муниципальных
унитарных предприятий Волгограда
Сроки реализации - 2008-2010 годы
Программы
Прогноз - улучшение финансово-экономических результатов
ожидаемых деятельности муниципальных унитарных предприятий
социально- Волгограда;
экономических повышение ответственности руководителей
результатов муниципальных унитарных предприятий Волгограда за
реализации несоответствие результатов деятельности
Программы муниципальных унитарных предприятий Волгограда
утвержденным в установленном порядке основным
экономическим показателям
Контроль - комитет Волгоградской городской Думы по
за исполнением муниципальному имуществу;
Программы департамент муниципального имущества администрации
Волгограда
Решением Волгоградской городской Думы от 27 октября 2009 г. N 25/735 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Обоснование необходимости реализации Программы
В 2006 году фактически осуществляли деятельность 193 муниципальных унитарных предприятия Волгограда (далее - МУП), которые находились в ведомственном подчинении органов исполнительной власти Волгограда.
К 01 января 2007 г. количество МУП уменьшено до 184 за счет их реорганизации (1) и ликвидации (8).
Стоимость чистых активов МУП на начало 2006 года превысила 1309 млн. рублей. На начало 2007 года стоимость чистых активов составила 1159 млн. рублей. Балансовая стоимость основных средств по состоянию на 01.01.2007 составила 1007236 тыс. рублей, а остаточная стоимость - 399363 тыс. рублей. Объем выручки, полученной МУП в 2006 году, составил 2263 млн. рублей. Среднесписочная численность работающих в МУП в 2006 году была около 8769 человек.
Однако анализ показывает низкую эффективность вложенных в МУП средств (активы предприятий), т.е. отчисления части чистой прибыли в бюджет Волгограда за пользование муниципальным имуществом (доходы собственника имущества) составляют чуть более 2% от общей суммы вложенных средств, что обуславливается неэффективной, а подчас и убыточной деятельностью МУП, и в ряде случаев приводит к их банкротству и отчуждению муниципальной собственности.
Эти негативные моменты в деятельности МУП являются следствием отсутствия возможностей у органов исполнительной власти Волгограда эффективно осуществлять полномочия по контролю и координации их деятельности, несовершенства определенных действующим законодательством рычагов управления МУП, а также отсутствия четких отраслевых критериев необходимости функционирования предприятий в форме унитарных предприятий.
В целях совершенствования системы управления МУП и создания эффективной модели их реформирования департаментом муниципального имущества администрации Волгограда проведен финансово-экономический анализ деятельности МУП с использованием основных аналитических коэффициентов, позволивших осуществить их структуризацию и выработать подходы в проведении работ по реформированию МУП.
К основным аналитическим коэффициентам относятся:
коэффициенты ликвидности:
коэффициент текущей ликвидности (k_1) позволяет установить, в какой степени оборотные активы покрывают текущие пассивы, нормативное значение больше 2;
коэффициент обеспеченности собственными средствами (к_2) определяет степень обеспеченности хозяйственной деятельности МУП собственными оборотными средствами, необходимыми для его финансовой устойчивости, нормативное значение больше 0,1;
коэффициент восстановления платежеспособности (к_3)/(утраты платежеспособности (к_4), показывает наличие реальной возможности у МУП восстановить или утратить свою платежеспособность в течение определенного периода, нормативное значение больше 1.
Показатели финансовой устойчивости:
соотношение заемных и собственных средств показывает, сколько заемных средств привлекло МУП на 1 рубль, вложенных в активы собственных средств, значение соотношения должно быть меньше 0,7; превышение указанной границы означает зависимость МУП от внешних источников, потерю финансовой устойчивости;
коэффициент маневренности собственных средств показывает способность МУП поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников; чем ближе значение показателя к 0,5, тем больше возможностей финансового маневра у МУП;
степень платежеспособности определяется как отношение текущих заемных средств МУП к среднемесячной выручке; характеризует ситуацию с текущей платежеспособностью МУП, объемами ее краткосрочных заемных средств и сроками возможного погашения текущей задолженности МУП перед его кредиторами.
Показатели рентабельности:
показатель рентабельности реализованной продукции отражает соотношение прибыли от реализации продукции и дохода, полученного МУП в отчетном периоде; он определяет, сколько рублей прибыли получено МУП в результате реализации продукции на 1 рубль выручки;
рентабельность основной деятельности показывает эффективность затрат, произведенных МУП на производство и реализацию продукции, отношение прибыли от реализованной продукции к объему затрат на производство реализованной продукции;
рентабельность деятельности МУП показывает, какую прибыль имеет МУП с каждого рубля реализации, отношение прибыли, оставшейся в распоряжении МУП, к выручке.
В результате данного анализа образованы следующие группы МУП:
1-я группа: МУП, включенные в прогнозные планы (программы) приватизации муниципального имущества на 2004, 2005 годы и предлагаемые к приватизации, (приложение 1 к настоящей Программе);
2-я группа: МУП, предлагаемые к реорганизации, (приложение 2 к настоящей Программе).
В основном данная группа включает МУП - аптеки. В состав муниципальной аптечной сети Волгограда входят 29 действующих аптечных МУП. Большинство аптечных МУП имеют статус социальных, так как участвуют в реализации национального проекта "Здравоохранение" в части дополнительного лекарственного обеспечения муниципальной целевой программы "Льготное лекарственное обеспечение жителей Волгограда, страдающих рядом хронических заболеваний, а также работоспособного населения и детей, отнесенных к отдельным категориям граждан, пользующихся набором социальных услуг" на 2008-2010 годы", в форме обеспечения бесплатной лекарственной помощью жителей Волгограда, страдающих хроническими заболеваниями, но не имеющих инвалидности. Кроме того, в числе аптечных МУП имеется 14 МУП, которые кроме отпуска готовых лекарственных средств заняты изготовлением экстемпоральных лекарственных средств как для нужд муниципальных учреждений здравоохранения Волгограда, так и для жителей Волгограда. Изготовление экстемпоральных лекарственных средств является малопривлекательным для коммерческих аптек, потому что данная деятельность требует больших финансовых вложений для закупки необходимого оборудования, а также для привлечения специально обученных специалистов, обладающих опытом в сфере технологии изготовления лекарств.
Однако целью создания аптечных МУП является не только решение социальных задач, находящихся в сфере интересов Волгограда, но и получение прибыли.
Учитывая, что многие аптеки имеют статус социальных, отпускающих лекарственные средства и изделия медицинского назначения по льготным рецептам, являются производственными, занимающимися изготовлением лекарственных средств и имеющими в своем составе производственные филиалы и отделы, подготовлены предложения по реорганизации аптечных МУП путем присоединения к платежеспособным, финансово стабильным аптекам, таким, как МУП "Социальная аптека N 47", МУП "Социальная аптека N 38", МУП "Аптека N 275", МУП "Аптека N 42", МУП "Межбольничная аптека N 241".
К настоящему времени целый ряд нерентабельных аптечных МУП с целью их сохранения для обеспечения жителей Волгограда лекарственными средствами уже реорганизован путем присоединения к высокорентабельным аптечным МУП.
Проведение реформирования аптечных МУП путем поэтапного слияния высокорентабельных МУП, таких, как МУП "Социальная аптека N 47", МУП "Социальная аптека N 38", МУП "Аптека N 275", МУП "Аптека N 42", МУП "Межбольничная аптека N 241", с менее рентабельными сможет позволить аптечным МУП конкурировать с аптечными предприятиями иной формы собственности, обеспечивать высокое качество, эффективность и безопасность лекарственной помощи для жителей Волгограда, предоставлять населению Волгограда максимальный ассортимент лекарственных средств и изделий медицинского назначения при их минимальной стоимости, контролировать расходование бюджетных ассигнований, направляемых на бесплатное лекарственное обеспечение, достигнуть минимального уровня закупочных цен за счет централизации закупок, повысить управляемость муниципальной аптечной сетью, сохранить возможность лекарственного обеспечения в привычных для жителей Волгограда местах.
Кроме того, в процессе реорганизации представится возможность уменьшить издержки аптечных МУП, так как будет проведено сокращение обслуживающего персонала (директоров - 27 человек, главных бухгалтеров - 27 человек, кассиров - 12 человек) и сокращение арендуемых площадей (от 50 кв. м до 300 кв. м по каждому МУП).
Реорганизацию следует производить в три-четыре временных этапа, каждый из которых равен календарному году.
Так, в 2008 году завершена работа по присоединению МУП "Аптека N 3" и МУП "Аптека N 264" (Ворошиловский район Волгограда) к МУП "Социальная аптека N 47".
Реорганизацию куста аптек МУП "Межбольничная аптека N 241" планируется производить по следующему плану:
в 2009 году будет проведена подготовительная работа по присоединению МУП "Аптека N 37" (Дзержинский район Волгограда) к МУП "Межбольничная аптека N 241";
в 2010 году будет завершено присоединение МУП "Аптека N 37" к МУП "Межбольничная аптека N 241" и проведена подготовительная работа по присоединению МУП "Аптека N 39" (Дзержинский район Волгограда), МУП "Аптека N 21", МУП "Аптека N 33" (Центральный район Волгограда) к МУП "Межбольничная аптека N 241".
Реорганизацию куста аптек МУП "Социальная аптека N 38" планируется производить по следующему плану:
в 2008 году завершено присоединение МУП "Аптека N 31" (Центральный район Волгограда) к МУП "Социальная аптека N 38";
в 2009 году будет проведена подготовительная работа по присоединению МУП "Аптека N 28" (Красноармейский район Волгограда) к МУП "Социальная аптека N 38";
в 2010 году будет завершено присоединение МУП "Аптека N 28" к МУП "Социальная аптека N 38" и проведена подготовительная работа по присоединению МУП "Аптека N 22" и МУП "Аптека N 253" (Красноармейский район Волгограда) к МУП "Социальная аптека N 38".
Реорганизацию куста аптек МУП "Аптека N 275" планируется производить по следующему плану:
в 2008 году завершено присоединение МУП "Аптека N 34", МУП "Аптека N 44" к МУП "Аптека N 275";
в 2010 году планируется провести подготовительную работу по присоединению МУП "Социальная аптека N 240" (Тракторозаводский район Волгограда) к МУП "Аптека N 275".
Реорганизацию куста аптек МУП "Аптека N 42" планируется производить по следующему плану:
в 2009 году планируется произвести подготовительную работу по присоединению МУП "Социальная аптека N 25" к МУП "Аптека N 42";
в 2010 году будет завершено присоединение МУП "Социальная аптека N 25" к МУП "Аптека N 42".
В хозяйственном ведении МУП, предлагаемых к ликвидации, находится муниципальное имущество общей остаточной стоимостью по состоянию на 01.01.2007 в сумме 11401049 рублей, износ составляет 72,6%.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество унитарного предприятия передается его учредителю, имеющему вещные права на это имущество.
В случае, если ликвидация МУП будет проводиться в соответствии с действующим законодательством о банкротстве, все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, будет включено в конкурсную массу. За счет конкурсной массы погашаются текущие обязательства МУП.
3-я группа: МУП, обеспечивающие жизнедеятельность Волгограда, безопасность и здоровье жителей Волгограда и МУП, отчисляющие в бюджет Волгограда часть прибыли в соответствии с действующим законодательством (приложение 4 к настоящей Программе).
В настоящей Программе предлагается сохранить 37 предприятий в статусе МУП, в том числе:
для осуществления полномочий в решении вопросов, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в действующей редакции), - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа - 2 МУП (МУП "Метроэлектротранс", МУП "Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие N 7");
для осуществления полномочий, предусмотренных пунктами 4, 5, 25, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в действующей редакции):
5 МУП - для обеспечения благоустройства территории, содержания дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, организации электро-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения и эксплуатации жилищного фонда (МУП трест "Дормостстрой", МУП "Дорожное ремонтно-строительное управление N 1", МУП "Дирекция строительных и эксплуатационных работ", МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети", МУП "Поскомхоз" п. Горьковский).
МУП "Горпитомник" обеспечивает благоустройство и озеленение территории Волгограда.
Деятельность 12 МУП - аптек, имеющих статус социальных, отпускающих лекарственные средства и изделия медицинского назначения по льготным рецептам, являющихся производственными, занимающимися изготовлением лекарственных средств и имеющим в своем составе производственные филиалы и отделы в соответствии со статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на 02.10.2007) относится к компетенции органов местного самоуправления и направлена на обеспечение медицинских организаций и граждан лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения.
Деятельность МУП бюро технической инвентаризации, ежеквартально отчисляющих 20% чистой прибыли в бюджет Волгограда (за 2006 год сумма отчислений составила 5184 тыс. рублей, за 9 месяцев 2007 г. - 4099,8 тыс. рублей), и прочих предприятий, ежеквартально отчисляющих 10% чистой прибыли в бюджет Волгограда (за 2006 год отчисления от прибыли составили 8186 тыс. рублей, за 9 месяцев 2007 г. - 5657 тыс. рублей).
Кроме того, предполагается рассмотреть возможность использования такой организационно-правовой формы как казенное муниципальное предприятие.
Казенное муниципальное предприятие может быть создано:
если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципалитета;
при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов;
при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным ценам в целях решения социальных задач;
при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
При этом решение об учреждении казенного муниципального предприятия должно определять цели и предмет деятельности казенного муниципального предприятия.
При определении целесообразности функционирования МУП и анализе показателей их деятельности необходимо исходить из объективного противоречия между экономическими и социальными составляющими. Муниципалитет в целях выполнения возложенных на него функций должен поддерживать функционирование стратегически и социально значимых МУП, которые далеко не всегда рентабельны.
В казенные муниципальные предприятия могут быть преобразованы такие МУП, как МУП "Метроэлектротранс", МУП "Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие N 7" и МУП "Берегоукрепление".
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в действующей редакции) регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе устанавливается единый порядок размещения заказов в целях эффективного использования средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Никаких ссылок на особенности размещения муниципального заказа на предприятиях, созданных для нужд муниципалитета, указанный закон не содержит. Таким образом, ряд действующих МУП ограничен в правоспособности по отношению к имуществу и должен принимать участие в конкурсе на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Например, осуществление МУП видов деятельности по содержанию и эксплуатации линий наружного освещения возможно при условии размещения муниципального заказа и проведения конкурса в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. Создание казенных муниципальных предприятий позволит осуществлять финансирование на осуществление указанных видов деятельности без проведения конкурса.
В настоящее время определен перечень услуг, предоставляемых МУП, тарифы на которые устанавливаются в соответствии с Порядком установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями Волгограда, принятым решением Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 N 48/1159 "О Порядке установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями Волгограда".
В соответствии с Положением о муниципальном унитарном предприятии Волгограда, принятым постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.12.2000 N 21/296 (в действующей редакции), "назначение на должность директора МУП и освобождение от нее осуществляется распоряжением главы администрации Волгограда по представлению Департамента на основании предложений отраслевых подразделений администрации Волгограда, глав администраций районов Волгограда. Трудовой договор с директором МУП от имени администрации Волгограда заключается Департаментом.
Назначение на должность директора Предприятия может быть также проведено по итогам конкурса. Порядок и условия проведения конкурса на право замещения должности директора предприятия определяются Департаментом по согласованию с отраслевыми подразделениями администрации Волгограда, главами администраций районов Волгограда.
Директор Предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном учредителем Предприятия".
Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда ежеквартально направляется отраслевым и территориальным структурным подразделениям администрации Волгограда, осуществляющим оперативное руководство деятельностью МУП, анализ финансово-хозяйственной деятельности МУП с просьбой представить предложения о целесообразности существования убыточных МУП и мерах ответственности к руководителям, допустившим отрицательные показатели деятельности МУП.
Кроме того, департаментом муниципального имущества администрации Волгограда разработана типовая форма трудового договора с руководителем МУП Волгограда, в которой предусмотрены меры дисциплинарных взысканий к директору МУП за ненадлежащее выполнение им своих обязанностей вплоть до увольнения.
2. Цели, задачи, сроки реализации Программы
Основными целями и задачами настоящей Программы являются:
совершенствование существующей системы управления МУП;
повышение конкурентоспособности МУП;
улучшение финансово-экономических показателей деятельности МУП;
создание системы экономического мониторинга и усиление контроля за деятельностью МУП.
Для оптимизации количества МУП и приведения их состава в соответствие с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в действующей редакции) в числе первоочередных мероприятий предлагается приватизация или ликвидация:
1) МУП торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
2) МУП, убыточных по результатам финансово-хозяйственной деятельности в течение длительного периода.
К МУП, не подлежащим приватизации, необходимо отнести:
социальные аптеки, оказывающие услуги по изготовлению лекарственных препаратов для муниципальных учреждений здравоохранения Волгограда и жителей Волгограда;
МУП, обеспечивающие нужды органов социальной защиты населения;
МУП энергетики, предназначенные для обслуживания жителей Волгограда;
МУП технической инвентаризации и прочих отраслей, ежеквартально отчисляющих соответственно 20% и 10% чистой прибыли в бюджет Волгограда;
МУП системы жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса и городского хозяйства, выполняющие функции заказчика-застройщика по проектированию объектов городского электрического транспорта, строительству и реконструкции автомобильных дорог и инженерных коммуникаций, технического обслуживания и эксплуатации жилищного фонда;
МУП, занимающиеся перевозкой пассажиров автомобильным и электрическим транспортом, т.е. МУП социальной направленности, деятельность которых необходима Волгограду.
Настоящая Программа реализуется в течение 2008-2010 годов.
3. Механизм реализации Программы
Программа реализуется через мероприятия согласно приложению 3 "Перечень мероприятий Программы эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями Волгограда" к настоящей Программе.
Заказчиком Программы является администрация Волгограда.
Контроль за исполнением Программы осуществляется комитетом Волгоградской городской Думы по муниципальному имуществу и департаментом муниципального имущества администрации Волгограда.
Текущее управление реализацией Программы осуществляет департамент муниципального имущества администрации Волгограда.
4. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов
реализации Программы
В результате реализации настоящей Программы произойдет сокращение количества нерентабельных МУП, улучшение финансово-экономических результатов деятельности рентабельно работающих МУП, установление плановых показателей деятельности МУП, повышение ответственности руководителей МУП за несоответствие результатов деятельности МУП утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям.
Глава Волгограда |
Р.Г. Гребенников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.