Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Волгоградской
городской Думы
от 10.11.2010 N 38/1183
Возражения
на протест прокурора Волгограда от 08.09.2010 N 7-15-2010 на постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 08.07.2002 N 43/744 "О принятии Положения о порядке и условиях отчуждения муниципального имущества" (в редакции на 25.11.2009)
Рассмотрев протест прокурора Волгограда от 08.09.2010 N 7-15-2010 на постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 08.07.2002 N 43/744 "О принятии Положения о порядке и условиях отчуждения муниципального имущества" (в редакции на 25.11.2009), Волгоградская городская Дума отклоняет его по следующим основаниям.
Исходя из буквального смысла положений статьи 3, частей 2, 3, 4 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы местного самоуправления не вправе отказать заявителю в заключении с ним договора купли-продажи арендуемого им имущества, даже если отчуждение такого имущества будет осуществляться вопреки воле органов местного самоуправления. В числе оснований возврата арендатору его заявления с отказом в продаже ему арендуемого имущества вышеуказанные нормы не предусматривают того факта, что соответствующее имущество не запланировано органами местного самоуправления к приватизации. Такое буквальное толкование частей 2, 3, 4 статьи 9 вышеуказанного закона возобладало в правоприменительной практике, в связи с чем возник повод для сомнений в соответствии вышеуказанных положений статьям 8, 130, 132 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации "в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности".
Согласно статьям 130, 132 Конституции Российской Федерации "местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью". Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации "имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" "законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону".
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" "решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества" и "органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества".
В силу статьи 48 Устава города-героя Волгограда "порядок и условия приватизации муниципального имущества Волгограда определяются решениями Волгоградской городской Думы, носящими нормативный правовой характер, в соответствии с федеральными законами".
Разделом 6 "Решение об условиях приватизации муниципального имущества" Положения о порядке и условиях отчуждения муниципального имущества, принятого постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 08.07.2002 N 43/744 "О принятии Положения о порядке и условиях отчуждения муниципального имущества" (в редакции на 25.11.2009), определено, что решение об условиях приватизации муниципального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества, утверждаемым Волгоградской городской Думой.
Таким образом, из вышеперечисленных положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и федерального законодательства следует, что преимущественное право на приобретение муниципального имущества в собственность может быть реализовано субъектом малого или среднего предпринимательства в том случае, если собственник муниципального имущества изъявил волю на его отчуждение путем принятия решения о приватизации данного имущества.
Статьей 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен алгоритм действий уполномоченного органа при получении им заявления субъекта малого или среднего предпринимательства о его соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого или среднего предпринимательства.
При получении вышеуказанного заявления субъекта малого или среднего предпринимательства уполномоченный орган обязан:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения вышеуказанного заявления субъекта малого или среднего предпринимательства;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Как указывалось выше, решение об условиях приватизации муниципального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества.
Более того, статьи 3, 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязывающие уполномоченный орган отчуждать муниципальное имущество без его включения в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества, то есть без наличия волеизъявления собственника муниципального имущества - Волгоградской городской Думы, нарушают конституционные правомочия собственника муниципального имущества, поскольку допускают его отчуждение вопреки установленным Гражданским кодексом Российской Федерации общим правилам приобретения права собственности на основании подзаконных актов без согласия органов местного самоуправления, не гарантируют сохранение за муниципальным образованием Волгоград его имущества в случаях, когда возможно многоцелевое использование, перепрофилирование муниципального имущества или его использование для осуществления иных полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Следует отметить, что Министерство экономического развития Российской Федерации в письмах от 03 марта 2009 г. N Д05-1085 и от 26 мая 2010 г. N Д05-1622 обращает внимание на то обстоятельство, что Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено преимущественное право приобретения субъектами малого или среднего предпринимательства добросовестно арендуемого ими более трех лет недвижимого имущества при принятии уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решения о приватизации данного имущества.
Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 05.11.2009 по делу N А26-1578/2009: преимущественное право на приобретение муниципального имущества в собственность может быть реализовано субъектом малого или среднего предпринимательства в том случае, если собственник муниципального имущества изъявил волю на его отчуждение путем принятия решения о приватизации данного имущества. Отношения, связанные с участием субъектов малого или среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируются в соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Вместе с тем следует отметить, что согласно статье 23 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" "прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт".
Из рассматриваемого протеста прокурора Волгограда не следует, что какая-либо норма Положения о порядке и условиях отчуждения муниципального имущества, принятого постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 08.07.2002 N 43/744 "О принятии Положения о порядке и условиях отчуждения муниципального имущества" (в редакции на 25.11.2009), противоречит Конституции Российской Федерации или федеральному законодательству.
Учитывая изложенное, Волгоградская городская Дума полагает, что при принятии постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 08.07.2002 N 43/744 "О принятии Положения о порядке и условиях отчуждения муниципального имущества" (в редакции на 25.11.2009) Волгоградский городской Совет народных депутатов руководствовался действующим законодательством в пределах установленных полномочий.
Председатель Волгоградской |
И.А. Карева |
<< Назад |
||
Содержание Решение Волгоградской городской Думы от 10 ноября 2010 г. N 38/1183 "О протесте прокурора Волгограда на постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.