Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Косяк Т.В. - председателя Комиссии, заместителя руководителя,
Булындиной Ю.В. - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля размещения госзаказа,
Кречковской Е.А. - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля размещения госзаказа,
в присутствии:
Гаврилова Д.А. - представителя ГОУ ВПО "ВолГМУ Росздрава" (по доверенности) доверенность N 635-р от 24 июня 2009 года,
рассмотрев материалы дела N 10-06/05-593, возбужденного по жалобе ООО "Монте-Аво", действия комиссии при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: "На выполнение работ по капитальному ремонту помещений клиники стоматологии ГОУ ВПО "ВолГМУ Росздрава" в 2010 году" установила:
В УФАС по Волгоградской области 18.11.2010 г. вх. N 7058 поступила жалоба ООО "Монте-Авто" в которой обжалуются действия комиссии заказчика ГОУ ВПО "ВолГМУ Росздрава" при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер АО-ЭФ/38/10) "На выполнение работ по капитальному ремонту помещений клиники стоматологии ГОУ ВПО "ВолГМУ Росздрава" в 2010 году" (код закупки SBR 1010250428).
Управление ФАС России по Волгоградской области, рассмотрев жалобу ООО "Монте-Авто" и представленные материалы, признало их достаточными для принятия жалобы к рассмотрению.
Из жалобы ООО "Монте-Авто" следует, что "25 октября 2010 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет размещено извещение N SBR1010250428 о проведении открытого аукциона в электронной форме N АО-ЭФ/38/10 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений клиники стоматологии "ГОУ ВПО ВолГМУ Росздрава" в 2010 году (код закупки SBR1010250428).
По итогам рассмотрения и в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 03.11.2010 ООО "Монте-Авто" не была допущена к участию в аукционе со ссылкой на нарушение п. 1 ч. 4 ст. 41.9 ФЗ N 94 от 21.07.2005 г., то есть непредставление сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 ФЗ N 94, разд. N 1 документации об открытом аукционе.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения и далее по тексту допущены опечатки, номер названного Федерального закона следует читать как N 94-ФЗ
С указанным протоколом заявитель не согласен по нижеизложенным доводам: Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ, которым установлен единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В аукционной документации, а именно, в техническом задании не содержатся сведения, позволяющие определить по ряду позиций конкретные характеристики товара, но одновременно содержащие косвенное указание на конкретного производителя.
Так, например, при описании качества и характеристик гипсокартонных листов (ГКЛ) Заказчиком были указаны лишь стандартные размеры листа - 2500x1200x12,5 мм и стандартная (средняя по партиям, выпускаемым различными производителями) масса 1 квадратного метра. Вместе с тем были опущены более важные показатели, такие как: ГОСТ или ТУ, по которым выпускаются ГКЛ, предел прочности гипсокартонных панелей при изгибе, пористость, содержание связанной воды и другие, которые позволяют определить какой именно гипсокартон должен быть применен при производстве работ. Вместе с тем были указаны показатели (цвет картона - серый, цвет маркировки - синий) которые не описывают технических характеристик, и, как следствие - невозможность определить, с какими именно характеристиками необходимо предоставить ГКЛ, но неявно указывающие на конкретного производителя, так как разные производители маркируют свои изделия в соответствии с внутренними техническими регламентами.
То же самое относится и к шпаклевке: данные приведенные в аукционной документации не описывают конкретных характеристик шпаклевки, которые могут повлиять на прочность слоя: насыпной вес, зернистость, прочность на сжатие, прочность на изгиб, адгезию к основанию и другие важные эксплуатационные показатели, т.е. не указаны ТУ, ГОСТ, в частности ГОСТ 28013-98: "Растворы строительные. Общие технические условия." и другие нормоустанавливающие документы, по которым должна производиться вышеупомянутая продукция. Указаны лишь цвет, оттенок, жизнеспособность раствора в открытой таре и примерный расход, что опять же не описывает требуемые физико-технические свойства слоя шпаклевки, которыми следует руководствоваться при выборе материала, но косвенно указывает на конкретного производителя, т.к. вышеуказанные характеристики могут в той или иной степени отличаться у разных производителей. Данные приведенные в аукционной документации содержатся исключительно в виде информационного сопровождения на упаковке сухих шпаклевочных смесей.
Как пример приводим технические характеристики сухой штукатурной смеси: КНАУФ-Ротбанд - универсальная сухая штукатурная смесь на основе гипсового вяжущего с добавками, обеспечивающими повышенную адгезию. Хранение Мешки с сухой смесью КНАУФ-Ротбанд хранить в сухих помещениях на деревянных поддонах. Материал из поврежденных мешков пересыпать в целые и использовать в первую очередь. Срок хранения в неповрежденной упаковке - 6 месяцев. Технические характеристики Толщина слоя: максимальная 50 мм, минимальная 5 мм Насыпной вес: 730 Зернистость: до 1,2 мм Выход раствора из 100 кг смеси: 120 л Расход: ~ 8,5 Высыхание: ~ 7 суток Прочность на сжатие: >2,5 МПа Прочность на изгиб: >1,0 МПа Плотность: - 950 Коэфф. теплопроводности: 0,25 Вт/м-К
В заявке на участие в аукционе были указаны наименование товаров с соответствующими показателями, в полном соответствии с аукционной документацией, позволяющие идентифицировать их Заказчику по ему же установленным показателям, но в противоречие этому комиссия отказала в допуске к участию в открытом аукционе на основании того, что "- в первой части заявки вообще не указаны конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и не указан товарный знак предлагаемого для использования товара".
В заявке о проведении аукциона было указано, что все работы, (и соответственно товары) будут осуществляться в соответствии с требованиями нормативной документации: СНиП, ГОСТ, СанПиН, а также что "Подрядчик" должен передать до сдачи результатов выполненных работ по двустороннему акту сертификаты соответствия и противопожарной безопасности на использованные материалы. Также было указано, что используемый при выполнении работ товар должен быть новым, не бывшем ранее в употреблении, соответствовать требованиям ст. 13 ФЗ N 123-ФЗ от 22.07.2008 г. по горючести, с учетом назначения помещения и вида отделки. Материалы должны соответствовать классу пожарной опасности Г1-В1-ДЗ-ТЗ-РП1.
Наименование товара было четко оговорено в заявке, индивидуализировано, в том числе с указанием названия, цвета, размеров, массы, и иных показателей, то есть в заявке четко прослеживались качественные характеристики товара, позволяющие индивидуализировать его.
Наряду с вышеизложенным в Техническом задании присутствуют такие описания работ, по которым невозможно однозначно определить состав работ и, как следствие, потребность в необходимых материалах и изделиях:
Помещения лечебного кабинета на 3 этаже: устройство перегородки из поликарбоната (2,0*1,3 м) - не указана толщина поликарбоната, количество слоев, присутствует каркас или нет, способ крепления поликарбоната;
устройство самонивелирующейся смеси на полы - не указаны физико-механические свойства смеси, предел прочности;
электромонтаж - не указан тип розеток (с заземляющей шиной или без); Помещения 1 этажа левого крыла:
армирование внутренних углов - не указано никаких данных, чем армировать, способ крепления армирования;
устройство самонивелирующейся смеси (7 мм) - не указаны физико-механические свойства смеси, предел прочности; электромонтаж - не указан тип розеток (с заземляющей шиной или без);
Вместе с тем следует отметить, что в техническом задании также указаны работы, имеющие более важное конструктивное и эксплуатационное значение чем окраска стен, например "Устройство керамогранита", но не имеющие совершенно никаких показателей эквивалентности, по которым можно определить, какой именно материал и с какими характеристиками должен быть использован при проведении данных работ.
Таким образом, Заказчик проявил немотивированную избирательность в отношении перечня материалов (товаров) по которым требовалось дать расширенное определение. В свою очередь, в заявке на участие в аукционе указаны все необходимые требования, которые содержались в документации об аукционе. Своими действиями аукционная комиссия нарушила нормы ФЗ N 94, потребовав в документации об аукционе указание на товарный знак товара, и признав заявку ООО "Монте Аво" не соответствующей требованиям аукционной документации, и неправомерно не допустив до участия в открытом аукционе в электронной форме. Действия заказчика противоречат целям регулирования законодательства РФ о размещении заказов, которые определены ч. 1 ст. 1 ФЗ N 94: расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулировании такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, что является существенным нарушением прав неопределенного круга лиц. Данного вывода придерживается и правоприменительная практика.
Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона N 94-ФЗ случаев, не допускается (часть 2 статьи 12 Федерального закона N 94-ФЗ).
На заседании комиссии УФАС представитель заказчика - ГОУ ВПО "ВолГМУ Росздрава" представил возражения на жалобу:
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 ФЗ N 94 от 21.07.2005 документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам .... и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно ч. 4 ст. 41.8 ФЗ N 94 от 21.07.2005 и воспроизводящего ее содержание раздела 1 документации об аукционе, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать:
- согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара (в ред. от 27.07.2010 ФЗ N 94 от 21.07.2005)
В заявке ООО "МОНТЕ-АВО" (порядковый номер N 8) не были указаны конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и не указан товарный знак предлагаемого для использования товара.
Основание отклонения данной заявки - п. 1 ч. 4 ст. 41.9 ФЗ N 94 от 21.07.2005 - не предоставление сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, разд. 1 документации об открытом аукционе.
До объявления аукциона Заказчик проводит исследование рынка строительных материалов исходя из того, что под требования Заказчика по материалам должно подпадать не менее 2 товарных знаков разных производителей.
Согласно ч. 4 ст. 41.6 установление качественных показателей работ, материалов относится к компетенции Заказчика, вопрос о степени подробности формулирования этих требований Законом о размещении заказов не регламентирован.
На участие в данном аукционе подано 8 заявок. При этом запросов о разъяснении документации об аукционе ни от кого не поступало, из чего следует, что какие-либо ограничения участия в торгах отсутствовали.
Выслушав доводы сторон, ознакомившись с представленными документами и проведя внеплановую проверку данного размещения заказа, Комиссия УФАС по Волгоградской области пришла к следующим выводам:
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с п. "б" ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак, (при его наличии), предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
В разделе 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме", заказчиком установлено, что заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме заполняется в свободной форме участником размещения заказа, без использования противоречивых формулировок, формулировок, допускающих двусмысленные толкования, в частности к таким формулировкам относятся обороты "не менее", "не более". Указание в первой части заявки торговой марки и изготовителя предлагаемого для использования товара не заменяет собой и не приравнивается к указанию товарного знака. При наличии товарного знака он указывается в соответствии с требованиями ГК РФ, а при отсутствии товарного знака участник размещения заказа обязан прямо указать (заполнить) в заявке сведения, что по данному товару отсутствует товарный знак.
Участник размещения заказа, ООО "Монте-Аво" (порядковый номер 8), подал заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме "На выполнение работ по капитальному ремонту помещений клиники стоматологии ГОУ ВПО "ВолГМУ Росздрава" в 2010 году". В Приложении N 1 к согласию на участие в открытом аукционе в электронной форме "Сведения о количественных и качественных характеристиках выполняемых работ" данный участник размещения заказа не указал конкретные показатели, соответствующие значениям документации об аукционе, а именно, по ряду позиций содержатся формулировки, допускающие двусмысленное толкование (масса ГКЛ не более 12,5 ; время высыхания: не менее 1 часа и не более 24 часов; плотность - не менее 1,4 и не более 1,6 , и т.д.). Указанные в заявке показатели, не позволяют заказчику точно установить, какой товар будет ему поставлен. Кроме того, ООО "Монте-Аво" в своей заявке на участие в отрытом аукционе в электронной форме не указал товарные знаки, предлагаемого для использования товара. Таким образом, ООО "Монте-Аво" нарушены положения раздела 1 аукционной документации и соответственно п. "б" ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений.
Таким образом, комиссией заказчика правомерно принято решение об отказе в допуске к участию в данном открытом аукционе в электронной форме "На выполнение работ по капитальному ремонту помещений клиники стоматологии ГОУ ВПО "ВолГМУ Росздрава" в 2010 году" участнику размещения заказа ООО "Монте-Аво", следовательно, жалоба ООО "Монте-Аво" является необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия на основании ч.ч. 9, 10 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО "Монте-Аво" необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный Суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.В. Косяк |
Члены Комиссии |
Ю.В. Булындина Е.А. Кречковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 25 ноября 2010 г. "По делу N 10-06/05-593"
Текст решения официально опубликован не был