Решение Волгоградского областного суда от 21 декабря 2010 г. N 3-76/2010
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению абзац 4 пункта 1 статьи 1 Закона Волгоградской области от 10 июля 2007 г. N 1494-ОД (ред. от 25.06.2010) "О мерах социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного года до трех лет, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области" в части слов "от одного года", ссылаясь на то, что в соответствии с указанной нормой оспариваемого Закона области в качестве категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, определены дети в возрасте от одного года до трех лет, состоящие на учете в детской поликлинике по месту жительства, проживающие в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области.
О величине прожиточного минимума по Волгоградской области см. справку
Вместе с тем, исключение из числа лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, детей в возрасте до одного года, противоречит положениям части 5 статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, согласно которой на субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению полноценным питанием, в том числе и детей в возрасте до трех лет.
В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры П.Е.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила суд о признании не соответствующей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению абзаца 4 пункта 1 статьи 1 оспариваемого Закона в части слов "от одного года".
Представители Волгоградской областной Думы Д.О.В. и Б.В.Г., действующие на основании доверенностей, требования заместителя прокурора области не признали, пояснив, что оспариваемый им в части закон регулирует отношения в области установления дополнительных видов материальной поддержки, не предусмотренных федеральным законодательством. При этом региональным законодателем самостоятельно были определены категории лиц, имеющих право на получение денежных средств в качестве мер социальной поддержки. Оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует отношения, связанные с обеспечением полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей, как об этом указано в части 5 статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1.
Представитель Администрации Волгоградской области Я.А.А., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении требований заместителю прокурора области отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1005 и распоряжением Администрации Волгоградской области от 04.06.1998 N 546-р администрациям муниципальных районов и городских округов Волгоградской области рекомендовано, исходя из местных возможностей, совместно с органами здравоохранения предусмотреть возможность бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания. С 1998 года в 26 муниципальных образованиях дети первого года жизни обеспечиваются таким питанием за счет средств муниципалитетов. Экономические возможности Волгоградской области не позволяют в настоящее время оказывать две меры социальной поддержки на одни и те же цели. В связи с этим нормативный правовой акт, который бы регулировал правовые отношения в сфере предоставления полноценного питания беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей, в Волгоградской области не принят.
Оспариваемый же заместителем прокурора области Закон регулирует иные правовые отношения - связанные с дополнительными мерами поддержки семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области.
Выслушав объяснения прокурора Волгоградской областной прокуратуры П.Е.Н., представителей Волгоградской областной Думы Д.О.В. и Б.В.Г., представителя Администрации Волгоградской области Я.А.А., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Волгоградский областной суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При рассмотрении дела судом установлено, что Волгоградской областной Думой 14 июня 2007 года принят, 10 июля 2007 года Главой Администрации Волгоградской области подписан Закон Волгоградской области от 10.07.2007 N 1494-ОД "О мерах социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного года до трех лет, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области".
В настоящее время Закон действует в редакции Закона Волгоградской области от 25.06.2010 N 2062-ОД.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 1 оспариваемого Закона установлено, что правом на получение мер социальной поддержки наделены дети в возрасте от одного года до трех лет, состоящие на учете в детской поликлинике по месту жительства, проживающие в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области.
Из анализа наименования оспариваемого нормативного правового акта и его текстового содержания следует, что Закон Волгоградской области от 10 июля 2007 г. N 1494-ОД регулирует отношения, связанные с оказанием мер социальной поддержки семьям с детьми в возрасте до трех лет, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области. Региональным законодателем определен круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки. К нему отнесены: женщины, состоящие на учете в медицинских учреждениях в связи с беременностью; кормящие матери - женщины, кормящие ребенка первого года жизни; дети в возрасте от одного года до трех лет (ч. 1 ст. 1 Закона области).
Нормативным правовым актом установлен такой порядок, при котором с учетом финансово-экономического положения в Волгоградской области лицам, имеющим право на получение пособия, за счет средств областного бюджета производится его ежемесячная выплата в определенных в ст. 3 Закона размерах.
В соответствии с частью 5 ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1), действующей в настоящее время в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Из указанной нормы федерального законодательства действительно следует, что к числу лиц, имеющих право на обеспечение полноценным питанием, отнесены также дети с рождения до исполнения им 3-х лет. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ реализация данной гарантии возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации без соответствующего финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета. В соответствии с пунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения имеется в виду пункт 24 части 2 статьи 26.3 названного Федерального закона
Вместе с тем, анализ положений оспариваемой прокурором нормы Закона Волгоградской области свидетельствует о том, что она не направлена на урегулирование отношений, непосредственно связанных с обеспечением полноценным питанием приведенной категории лиц, как об этом указано в ч. 5 ст. 23 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Согласно Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1).
Ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов социального обеспечения. Правовые основания его назначения и выплаты закреплены в федеральном законе. При этом законодатель в целях обеспечения права на получение такого пособия вправе определять круг лиц, которым оно адресовано, исходя в том числе из имеющихся у государства на данном этапе его развития финансовых средств, что и предусмотрено частью 1 статьи 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, вместо "настоящей статьи" следует читать "названной статьи"
В подпункте 24 п. 2 названной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
С учетом указанного, суд приходит к выводу о том, что Волгоградская областная Дума, воспользовавшись своим правом на установление дополнительных видов материальной поддержки семей с детьми, в оспариваемом прокурором законе области с учетом имеющихся в субъекте РФ финансовых возможностей установила дополнительные гарантии социальной поддержки для семей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области.
При этом, региональный законодатель самостоятельно установил категории лиц, имеющих право на получение приведенных в законе мер социальной поддержки. Указанные категории не должны соответствовать таковым, определенным в части 5 ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, поскольку указанная норма нормативного правового акта федерального уровня и оспариваемый заместителем прокурора Волгоградской области Закон от 10.07.2007 N 1494-ОД регулируют различные по своему содержанию правовые отношения.
Поскольку Закон Волгоградской области "О мерах социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного года до трех лет, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области" не регулирует правоотношения по обеспечению полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, и не связывает право на получение денежного пособия с наличием заключения врача, доводы прокурора о противоречии абзаца 4 пункта 1 статьи 1 Закона Волгоградской области положениям ч. 5 ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 являются несостоятельными и связаны с неправильным толкованием оспариваемого нормативного правового акта.
Утверждая, что право на ежемесячное пособие на ребенка должны иметь в том числе и дети в возрасте до одного года, заявитель фактически ставит перед Волгоградским областным судом вопрос о принятии нового законодательного акта, не принятого в установленном порядке до настоящего времени в Волгоградской области.
Вместе с тем разрешение указанных вопросов в силу положений ст. 10 Конституции Российской Федерации о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям суда субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, областной суд решил:
Заявление заместителя прокурора Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 4 пункта 1 статьи 1 Закона Волгоградской области от 10 июля 2007 г. N 1494-ОД (ред. от 25.06.2010) "О мерах социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного года до трех лет, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области" в части слов "от одного года", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 21 декабря 2010 г. N 3-76/2010
Текст решения официально опубликован не был