Решение Волгоградского областного суда от 7 февраля 2011 г. N 3-16/2011
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2011 г. N 16-Г11-21 настоящее решение оставлено без изменения
Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 22.03.2004 N 243 "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области" было утверждено Положение "О предоставлении субсидии из областного бюджета на погашение части кредита, полученного в кредитной организации на строительство или приобретение жилья".
В абзаце четвертом пункта 11 названного Положения установлено, что для получения субсидии из областного бюджета на погашение части кредита (займа, ссуды), полученного на строительство или приобретение жилья заемщик должен представить в комиссию, состав и положение о которой утверждаются постановлением Главы Администрации Волгоградской области, в том числе документ, подтверждающий, что заемщик состоит на учете по улучшению жилищных условий на момент получения кредита.
П.С.С. обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просила признать противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзац 4 пункта 11 Положения "О предоставлении субсидии из областного бюджета на погашение части кредита (займа), полученного на строительство или приобретение жилья", утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 22 марта 2004 года N 243 "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области" в части слов "на момент получения кредита".
По мнению заявителя, данные нормативные положения, закрепляющие требования, предъявляемые к лицам, наделенным правом на получение субсидии из областного бюджета на погашение части кредита, противоречат ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которой руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении своих полномочий должен обеспечить соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
Кроме того, П.С.С. ссылается на то, что оспариваемые ею положения нормативного правового акта противоречат правовой позиции, Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в п. 4.2 Постановления от 28 мая 2010 г. N 12-П, где, в частности указано, что любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статьи 19, часть 1), в силу которого различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В судебное заседание заявитель П.С.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, что подтверждено уведомлением о вручении судебного извещения (л.д. 39).
В силу положений ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и предоставить доказательства уважительности этих причин, а также вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Приведенные положения ГПК РФ в равной мере распространяются на порядок рассмотрения дел как искового производства, так и дел, возникающих из публичных правоотношений.
Вместе с тем П.С.С. уведомлялась о времени и месте разбирательства дела на 7 февраля 2011 г., однако в судебное заседание не явилась и никаких заявлений в этой части в суд не представила. Не представлено суду и сведений об уважительности причин неявки.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Представитель Главы Администрации Волгоградской области Ярылкин А.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, пояснив, что, устанавливая в оспариваемом Положении порядок и условия предоставления субсидий, Глава Администрации действовал в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законом Волгоградской области от 27.03.2001 N 524-ОД "О развитии жилищного кредитования в Волгоградской области".
Кроме того, заявителем не были указаны конкретные нормы законодательства, имеющего большую юридическую силу, которые были нарушены при принятии Положения. В связи с этим доводы П.С.С. в части нарушения Главой Администрации Волгоградской области обязанности по соблюдению действующего законодательства являются несостоятельными.
Обсудив доводы заявителя, выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Елансковой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, Волгоградский областной суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно ст. 39 Устава (Основного закона) Волгоградской области - Закон Волгоградской области от 17.07.1996 N 73-ОД в своей деятельности глава администрации Волгоградской области руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законодательством области, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (часть 1). В пределах своих полномочий глава администрации области издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений (часть 4).
В ходе рассмотрения дела было установлено, что Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 22.03.2004 N 243 "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области" были утверждены Положение "О порядке выдачи займа Волгоградским областным фондом жилья и ипотеки" и Положение "О предоставлении субсидии из областного бюджета на погашение части кредита, полученного в кредитной организации на строительство или приобретение жилья".
Положение "О предоставлении субсидии из областного бюджета на погашение части кредита, полученного в кредитной организации на строительство или приобретение жилья" было опубликовано в издании "Волгоградская правда", N 56, 27.03.2004 и в настоящее время действует в редакции постановлений Главы Администрации Волгоградской области от 17.08.2004 N 762, от 07.12.2004 N 1153, от 26.04.2010 N 622, от 24.06.2010 N 945.
В соответствии с пунктом 1 Положения оно определяет порядок и условия предоставления субсидии из областного бюджета на погашение части кредита (займа, ссуды), полученного на строительство или приобретение жилья (далее именуется - субсидия из областного бюджета).
Решение о предоставлении субсидии из областного бюджета принимает комиссия по определению получателей субсидий на погашение части кредита, полученного в кредитной организации на строительство или приобретение жилья (далее именуется - комиссия). Состав комиссии и положение о ней утверждаются постановлением Главы Администрации Волгоградской области (пункт 10 Положения).
В силу абзаца 4 пункта 11 Положения для получения субсидии из областного бюджета заемщик должен представить в комиссию среди прочих документ, подтверждающий, что заемщик состоит на учете по улучшению жилищных условий на момент получения кредита.
Из Преамбулы Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 22 марта 2004 года N 243 "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области" в части слов "на момент получения кредита" следует, что оно было принято в целях государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и развития ипотечного жилищного кредитования, в соответствии с Законом Волгоградской области от 27 марта 2001 г. N 524-ОД "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области", Законом Волгоградской области от 20 октября 2000 г. N 448-ОД "О поддержке органами государственной власти и местного самоуправления молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Волгоградской области" и Областной целевой программой по ипотечному займу на приобретение и строительство жилья в Волгоградской области на 2001-2005 годы, утвержденной Постановлением Волгоградской областной Думы от 14 июня 2001 г. N 11/165.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Реализуя указанное право орган представительной власти субъекта Российской Федерации - Волгоградская областная Дума в пункте 3 статьи 6 Закона Волгоградской области от 27 марта 2001 г. N 524-ОД "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области" установила формы государственной поддержки граждан, проживающих на территории Волгоградской области и нуждающихся в улучшении жилищных условий, при строительстве (приобретении) жилья. Одной из форм государственной поддержки является предоставление гражданам субсидий из областного бюджета на погашение части кредита и (или) займа, ссуды, полученных на приобретение или строительство жилья.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 указанного Закона Волгоградской области порядок и условия предоставления субсидий определяется Главой Администрации Волгоградской области.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными частями 1 и 4 Устава (Основного закона) Волгоградской области от 17.07.1996 N 73-ОД, пунктом 4 статьи 6 Закона Волгоградской области от 27 марта 2001 г. N 524-ОД "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области", в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений в целях содействия решению жилищных проблем утвердил оспариваемое Положение, регламентирующее предоставление проживающим на территории Волгоградской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на соответствующем учете лицам соответствующей социальной выплаты.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, имеются в виду пункты 1 и 4 статьи 39 Устава (Основного закона) Волгоградской области
Закрепив в оспариваемом Положении право физических лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, на получение за счет средств областного бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Глава Администрации Волгоградской области был вправе предусмотреть, что физические лица, проживающие на территории Волгоградской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и состоящие на соответствующем учете, имеют право на использование социальной выплаты в виде субсидии из областного бюджета при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий на момент получения кредита.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к оспариваемому Положению, устанавливающего иные условия, при которых названная категория лиц вправе получить социальную выплату, не имеется.
Кроме того, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определены Главой Администрации Волгоградской области в пределах его компетенции, доводы заявления П.С.С. о нарушении ее прав являются несостоятельными.
Не свидетельствуют о противоречии законодательству, имеющему большую юридическую силу, ссылки заявителя о нарушении Главой Администрации Волгоградской области требований ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В силу названной нормы Федерального закона руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении своих полномочий должен обеспечить соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Вместе с тем, как указано выше, предоставление определенной категории граждан, проживающих на территории Волгоградской области, социальных выплат в виде субсидий из бюджета области на погашение части кредита (займа), полученного на строительство или приобретение жилья, является правом, а не обязанностью субъекта РФ. Такая обязанность ни в Конституции Российской Федерации, ни в ином действующем федеральном законодательстве не установлена. Отсутствует и закрепленный в других нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу по отношению к оспариваемому в части Положению, порядок, устанавливающий иную процедуру, либо иные требования к лицам, наделенным правом на получение таких социальных выплат.
Доводы заявления П.С.С. о наличии в оспариваемом нормативном правовом акте допущенной дифференциации правового регулирования в спорных правоотношениях, которая привела к различиям в правах заявителя и иных лиц, находящихся в сходной ситуации, но обладающих правом на получение субсидии, о нарушении в оспариваемом акте принципа равенства, Волгоградский областной суд находит несостоятельным и противоречащим фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что оспариваемый в части заявителем нормативный правовой акт был опубликован в газете "Волгоградская правда", N 56 27 марта 2004 года, был доступен для всеобщего сведения. В абзац 4 пункта 11 Положения, определивший в качестве обязательного условия для получения субсидии предоставление документа, подтверждающего, что заемщик состоит на учете по улучшению жилищных условий на момент получения кредита, какие-либо изменения с момента публикации акта не вносились.
Таким образом, и заявитель и иные лица, имеющие намерение на получение соответствующих выплат за счет бюджета Волгоградской области, находились в равной правовой ситуации, отношения с их участием урегулированы без допущения какой-либо дифференциации.
Кроме того, признание недействующим абзаца 4 пункта 11 Положения "О предоставлении субсидии из областного бюджета на погашение части кредита (займа), полученного на строительство или приобретение жилья", утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 22 марта 2004 года N 243 "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области" в части слов "на момент получения кредита" приведет к тому, что оспариваемый акт не будет отвечать принципу определенности содержания нормативного правового акта, в соответствии с которым, он не должен вызывать неоднозначного толкования.
При таких обстоятельствах, требования П.С.С. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 191-194, 251-253 ГПК РФ, Волгоградский областной суд решил:
В удовлетворении требований П.С.С. об оспаривании абзаца 4 пункта 11 Положения "О предоставлении субсидии из областного бюджета на погашение части кредита (займа), полученного на строительство или приобретение жилья", утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 22 марта 2004 года N 243 "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Волгоградской области" в части слов "на момент получения кредита" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 7 февраля 2011 г. N 3-16/2011
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2011 г. N 16-Г11-21 настоящее решение оставлено без изменения