Решение Волгоградского областного суда от 16 ноября 2010 г. N 3-65/2010
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 января 2011 г. N 16-Г10-60 настоящее решение оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
С.Н.Н., являющийся инвалидом вследствие Чернобыльской катастрофы, обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил отменить Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 N 1621 "О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" и Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 21.09.2010 N 1527 "О внесении изменения в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 N 1621 "О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", ссылаясь на то, что указанные нормативные правовые акты противоречат п. 3 статьи 14 Федерального закона от 15 мая 1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
В судебном заседании С.Н.Н. свои требования уточнил и фактически просил признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзацы 1, 2 и 3 пункта 2.3 Порядка предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 26.11.2008 N 1621 "О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", действующего в настоящее время в редакции постановления Главы Администрации Волгоградской области от 21.09.2010 N 1527 в той части, в которой оспариваемые положения Порядка распространяют свое действие на граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы.
В обоснование требований заявителем указано на то, что согласно п. 3 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Вместе с тем положения, содержащиеся в п. 2.3 оспариваемого Порядка, свидетельствуют по его мнению о том, что объем ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги, установленный Главой Администрации Волгоградской области, значительно меньше объема льгот, определенных федеральным законодателем. Указанное, по его мнению, следует из того, что для расчета суммы компенсации в оспариваемом им Порядке применяется произведение величин общей площади жилого помещения и областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области (далее именуется - стандарт стоимости ЖКУ) с учетом количества проживающих в семье граждан.
Представитель Главы Администрации Волгоградской области Я.А.А. и представитель Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области В.Е.П., действующие на основании доверенностей, заявленные требования не признали, пояснив, что оспариваемый заявителем в части Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принят Главой Администрации Волгоградской области в пределах своей компетенции. Противоречий по отношению к действующему федеральному законодательству указанный Порядок не содержит, поскольку пункт 2.3 регулирует вопросы, связанные с предварительным расчетом сумм ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги. Из анализа указанной нормы, кроме того, следует, что в том случае, когда расчетная сумма ЕДВ на оплату ЖКУ нe покрывает расходы за жилищно-коммунальные услуги в объеме мер социальной поддержки, установленном действующим федеральным законодательством, граждане льготной категории имеют право на обращение за перерасчетом указанных в территориальное управление УСЗН не ограниченное в течение года количество раз.
Текст приводится в соответствии с источником
Выслушав объяснения С.Н.Н., представителя Главы Администрации Волгоградской области Я.А.А., представителя Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области В.Е.П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Е.Л.Ф., полагавшей в удовлетворении требований заявителю отказать, Волгоградский областной суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Между тем по настоящему делу не установлено противоречия Порядка предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в оспариваемой заявителем части федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.
Из пунктов 1 и 2 части 1 ст. 13 указанного Закона следует, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
Пунктом 3 статьи 14 Закона N 1244-1 от 15 мая 1991 года установлено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки в виде субвенций и полномочия по установлению форм предоставления указанных мер социальной поддержки.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что 26.11.2008 года Главой Администрации Волгоградской области было принято Постановление N 1621 "О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг". Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская правда", N 225-226, 03.12.2008 года. В настоящее время постановление действует в редакции постановлений Главы Администрации Волгоградской обл. от 20.01.2009 N 26, от 28.07.2009 N 857, от 09.04.2010 N 504, от 21.09.2010 N 1527.
Названным Постановлением (ст. 1) был утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу п. 1.3 Порядка, статьи 2 Закона Волгоградской области от 10 июля 2008 г. N 1735-ОД "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям граждан в соответствии с нормами, установленными в том числе и Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Анализ приведенного федерального и регионального законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемое в части заявителем Постановление Главы Администрации Волгоградской области регулирует правовые отношения, в том числе, и с участием инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы, распространяя таким образом свое действие на С.Н.Н.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2.3 оспариваемого Порядка, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 N 1621, ЕДВ на оплату ЖКУ (ежемесячная денежная выплата на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги) назначается гражданам индивидуально в виде авансовых сумм в размере 50 процентов от произведения величин общей площади жилого помещения и областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области (далее именуется - стандарт стоимости ЖКУ) с учетом количества проживающих в семье граждан.
Абзацем 2 п. 2.3 Порядка предусмотрено, что в случае если гражданам предоставляются не все виды жилищно-коммунальных услуг, учтенные при расчете стандарта стоимости ЖКУ, то для расчета ЕДВ на оплату ЖКУ используется стандарт стоимости ЖКУ, рассчитанный на предоставляемые виды жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с абзацем 3 п. 2.3 указанного Порядка расчет стандарта стоимости ЖКУ на предоставляемые виды услуг осуществляется путем исключения из него отсутствующих видов жилищно-коммунальных услуг исходя из удельного веса каждой услуги, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 26 апреля 2010 г. N 155-п "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств областного бюджета мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".
Сопоставительный анализ абз. 1 п. 2.3 оспариваемого Порядка и п. 3 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 свидетельствует о том, что объем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленный Главой Администрации в названной норме оспариваемого Постановления, действительно отличается от объема таких мер, определенных в федеральном законодательстве, поскольку на территории субъекта РФ для исчисления в денежном выражении объема льгот используются такие показатели как:
- общая площадь жилого помещения;
- областной стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области.
В то же время для установления тех же самых льгот федеральный законодатель использовал иные категории:
- занимаемую общую площадь жилого помещения и установленный в Постановлении Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 (ред. от 16.12.2006) "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина при оплате 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях;
- оплата 50 процентов понесенных расходов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией производится вне зависимости от размера занимаемой площади и иных ограничивающих показателей.
Вместе с тем размер предоставляемых льгот федеральным законодателем ограничен другим нормативным правовым актом - Федеральными стандартами оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2009-2011 годы, а также федеральными стандартами оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации на 2009-2011 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2008 г. N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009-2011 годы".
Однако указанные обстоятельства, на которые в качестве своих доводов ссылался и заявитель по настоящему делу, не свидетельствуют о незаконности по мотивам противоречия федеральному законодательству оспариваемой части п. 2.3 Порядка, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 N 1621, поскольку из названного пункта Порядка следует, что назначение ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги назначается гражданам индивидуально в виде авансовых сумм.
Таким образом, рассчитанная с применением установленных Главой Администрации Волгоградской области и п. 2.3 Порядка показателей сумма выплат является предварительной и неокончательной.
Об указанном свидетельствуют и положения абзаца 5 п. 2.3 оспариваемого Порядка, в силу которых граждане, расчетная сумма ЕДВ на оплату ЖКУ которым не покрывает их часть расходов за жилищно-коммунальные услуги в объеме мер социальной поддержки, установленном действующим федеральным законодательством, имеют право обратиться за перерасчетом ЕДВ на оплату ЖКУ в территориальное управление УСЗН с заявлением. В течение календарного года количество обращений граждан за перерасчетом не ограничивается.
Кроме того, для исполнения правовых норм, установленных в федеральном законодательстве, в оспариваемом Постановлении Главы Администрации Волгоградской области закреплен механизм, в соответствии с которым ЕДВ на оплату ЖКУ подлежит перерасчету один раз за календарный год, а проживающим в жилых домовладениях с газовым и электрическим отоплением при наличии приборов учета - 1 раз за полугодие. Перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ за прошедший период гражданам осуществляется не более чем за 3 года до месяца обращения, но не ранее 1 января 2009 г.
Из пункта 2.2 Порядка следует, что меры социальной поддержки гражданам назначаются в объеме, предусмотренном действующим законодательством.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Волгоградский областной суд исходит также из того, что нарушение прав заявителя, вызванное неправильным расчетом окончательной суммы ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги, произведенным органами Управления социальной защиты населения Волгоградской области, не препятствует С.Н.Н. обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в порядке, установленном Главой 25 Гражданского процессуального Кодекса РФ.
Таким образом, доводы заявителя о нарушении его прав вследствие неправильного расчета ежемесячных денежных выплат не свидетельствуют о противоречии оспариваемого нормативного правового акта регионального уровня федеральному законодательству.
С учетом изложенных обстоятельств заявление об оспаривании в части Порядка, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 N 1621 "О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление С.Н.Н. о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзацев 1, 2 и 3 пункта 2.3 Порядка предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 N 1621 "О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (в ред. постановлений Главы Администрации Волгоградской обл. от 20.01.2009 N 26, от 28.07.2009 N 857, от 09.04.2010 N 504, от 21.09.2010 N 1527) в части, распространяющей свое действие на граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с подачей жалобы через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 16 ноября 2010 г. N 3-65/2010
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 января 2011 г. N 16-Г10-60 настоящее решение оставлено без изменения