РСВ-1 ПФР с учетом права на льготу
Отчет по новой форме РСВ-1 ПФР в 2011 году страхователи будут подавать уже второй раз. Соответственно, особых сложностей при его заполнении у "упрощенцев" не должно возникнуть. Кроме тех, кто еще не воспользовался правом на льготу или сделал это в первом квартале, а следом потерял данное право. Для них по итогам первого полугодия возможны как минимум три затруднительные ситуации.
Среди главных изменений формы РСВ-1 ПФР, в частности, можно выделить раздел 4, дополненный таблицей 4.4 для расчета соответствия на право применения пониженного тарифа в 26% представителями малого бизнеса, применяющими УСН. Как известно, перечень видов деятельности, дающих право на льготу, установлен п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ. При этом один из указанных видов деятельности непременно должен быть для плательщика взносов основным (то есть доля дохода от данного вида деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов). Кроме того, в ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ указано, что основной вид деятельности подтверждается в порядке, установленном Минздравсоцразвития России. Этот порядок указанным органом на данный момент так и не установлен.
Некоторую ясность для страхователей внес Пенсионный фонд, когда издал разъяснения в виде Информационного сообщения от 24.03.2011. Ведомство разъясняет, что для плательщика взносов, применяющего УСН, в подтверждение основного вида экономической деятельности достаточно лишь представить в территориальный орган ПФР расчет по форме РСВ-1, где в специальной таблице и производится расчет доли доходов по основному виду деятельности. В таблице 4.4 отражен несложный вроде бы алгоритм расчета:
1. Рассчитать общую сумму доходов "упрощенца" - плательщика взносов |
2. Рассчитать сумму доходов от льготируемого вида деятельности, указанного в п. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ |
3. Определить долю доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов (п. 2 : п. 1) x 100% |
К первому пункту в таблице формы РСВ-1 ПФР указано, что расчет необходимо производить по ст. 346.15 НК РФ, то есть в этой строке будут указаны не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы "упрощенца". А вот ссылка во втором пункте на п. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ сводится практически к исполнению требований, установленных (точнее, до сих пор так и не установленных) Минздравсоцразвития России, что поставило в тупик немало бухгалтеров. Из Информационного сообщения ПФР можно установить одно из существенных условий - коды ОКВЭД по льготируемым видам деятельности, которые не были указаны в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ. Так, к примеру, производство пива или солода, входящее в группу таких видов деятельности, как производство пищевых продуктов и напитков, в свете разъяснений не дает права на пониженный тариф.
Зато те плательщики взносов, у которых по итогам первого полугодия 2011 г. показатель по п. 3 расчета составил 70% или больше, вправе применять пониженный тариф. Форму РСВ-1 с заполненным подразделом 4.4 льготным категориям плательщиков, как и всем остальным, необходимо подать не позднее 15 августа 2011 г.
1. Расчет по итогам первого квартала был выполнен без учета льготы, по общему тарифу, однако при составлении отчетности за полугодие плательщик хочет выполнить зачет.
В этом случае следует выполнить перерасчет по I кварталу 2011 года и сдавать сначала его, а потом отчетность за первое полугодие. Пени здесь возникнуть не могут, поскольку будет выявлена переплата, а с нее пени не начисляются. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 212-ФЗ если выявлена ошибка, которая не приводит к занижению суммы страхового взноса, то плательщик вправе внести исправления в виде уточненного расчета и подать его, пени при этом не будут начисляться.
Пример 1.
ООО "Облако" производит матрасы (код ОКВЭД 36.15) и применяет УСН. Кроме непосредственного производства, объем выручки по которому достиг в I квартале 348120 руб., организация оказывает услуги по доставке продукции оптовым покупателям. Эти услуги принесли еще 110120 руб. в I квартале.
В I квартале бухгалтер не рискнул применять пониженный тариф, предусмотренный абз. "н" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ для занятых производством мебели "упрощенцев". А впоследствии с учетом разъяснений ПФР от 24.03.2011 потребовалось внести изменения. Вот как выглядела таблица раздела 4.4 в первоначальном расчете и в уточненном (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Наименование показателя | Код строки | С начала расчетного периода (общий тариф) | С начала расчетного периода (льготный тариф) |
Сумма доходов, всего | 435 | - | 380120 |
Из них: сумма доходов в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ | 436 | - | |
Доля доходов по основному виду деятельности (стр. 436 : стр. 435) x 100% | 437 | - | 71% |
Казалось бы, отчеты составляются ежеквартально нарастающим итогом - разве нельзя просто сдать новый отчет с новыми данными за полугодие? К тому же при отсутствии занижения суммы взносов подача уточненного расчета не обязательна, исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 212-ФЗ. Этот подход во многом оправдан, но может вызвать нежелательные осложнения. Дело в том, что отчет проходит камеральную проверку в течение трех месяцев после его принятия ПФР. В случае обнаружения ошибок специалисты ПФР на основании ч. 3 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ направят плательщику требование представить пояснения по данному несоответствию в течение пяти рабочих дней. В случае переписки с помощью почты России можно не успеть вовремя исполнить свои обязанности, что может привести к штрафам по ст. 48 Федерального закона N 212-ФЗ в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Кроме того, потребуется внести поправки еще в ряд документов. Во-первых, переплата по страховым взносам могла отразиться на сумме очередных авансовых платежей единого налога по УСН - если привела к необоснованному увеличению вычета по ст. 346.21 НК РФ или к завышению расходов по пп. 7 п. 1 ст. 346 НК РФ в зависимости от объекта налогообложения. Во-вторых, изменение тарифа в расчетах страховых взносов приведет и к необходимости внести изменения в персонифицированный учет страховых взносов. Учитывая, что данные в форму РСВ-1 ПФР вносятся из карточек индивидуального учета, уточняющий расчет значительно упростит процедуру перерасчета и контроля.
2. Расчет по итогам первого квартала подтверждает применение пониженного тарифа, а право на его применение в полугодии не подтвердилось.
В такой ситуации придется выполнить перерасчет, причем снова за первый квартал. Дело в том, что согласно ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ если по итогам отчетного или расчетного периода выяснится, что основной вид экономической деятельности не соответствует заявленному, то организация должна пересчитать взносы по общему тарифу (без применения льгот), причем с начала года, а не с начала квартала, в котором были превышены критерии. Кроме того, организация должна начислить пени за просрочку платежа, а затем уплатить недостающую сумму взносов вместе с пени. Если уточненная декларация будет представлена после этих действий, то согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 212-ФЗ плательщик освобождается от ответственности.
Пример 2.
Переиначим пример с ООО "Облако" - пусть выручка от основного вида деятельности во втором квартале составила 245000 руб., а всего доходов за квартал получено 367450 руб. В этом случае доля дохода по льготному виду деятельности за полугодие составит: (270000 + 245000) : (380120 + 367450) x 100% = 68,89%. Как видите, это меньше 70%, и, следовательно, право на пониженный тариф утрачивается. При этом придется пересчитать взносы за все полугодие и рассчитать пени по каждому платежу. Обратите внимание, что пересчитывать взносы в фонды обязательного медицинского страхования не придется, поскольку льготируются только взносы в Пенсионный фонд.
Согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты. Таким образом, по образовавшейся недоимке в феврале 2011 года пени рассчитываются с 16 февраля, в марте - с 16 марта и т.д. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, ставка пеней равна одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Уровень ставки в течение 2011 года не был постоянным (с начала года было 7,75%, с 28 февраля - 8%, с 3 мая - 8,25%). Это усложняет перерасчеты.
Заглядывая вперед, можно предположить ситуацию, когда по итогам I квартала организация имела право на применение пониженной ставки, по итогам полугодия утратила это право, а по итогам 9 месяцев опять вышла на показатели, подтверждающие право на льготу. Получается, что плательщик может снова применять пониженный страховой тариф, ведь он приобрел такое право. При этом применять льготный тариф можно при уплате платежей по страховым взносам за весь отчетный период, то есть за 9 месяцев 2011 года. И по-видимому, в нашем примере такая ситуация вполне возможна, в связи с чем выглядит вполне резонным оставить все как было по итогам полугодия и продолжать применять пониженный тариф. В этом случае есть определенный риск не успеть с перерасчетом или не угадать с соотношением доходов по разным видам деятельности.
3. Вид деятельности не соответствует заявленному.
Из Информационного сообщения ПФР следует, что в таком случае необходимо восстановить сумму страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие. Недостающую сумму необходимо уплатить в бюджет Пенсионного фонда, кроме того, следуют ко взысканию с организации или индивидуального предпринимателя соответствующие суммы пеней. По сути, решение сводится к порядку действий по второму случаю.
При заполнении формы РСВ-1 ПФР в отличие от форм налоговой отчетности используется не утвержденный порядок заполнения, а лишь неофициальные рекомендации, размещенные на сайте Пенсионного фонда. Санкции за неправильное заполнение формы расчета как таковой не предусмотрены.
Как видно, право на применение пониженного тарифа страховых взносов предоставлено "упрощенцам" с начала 2011 года, но воспользоваться им на практике сразу же и без ошибок было затруднительно из-за отсутствия утвержденного порядка для подтверждения такого права. С изданием Пенсионным фондом Информационного сообщения от 24.03.2011 ряд вопросов был решен. Плательщики взносов, применяющие УСН, при перерасчете взносов за прошедшие периоды вынуждены также уточнять суммы уплаченных авансовых платежей (если использовали вычеты по страховым взносам) и данные в карточках индивидуального учета по каждому лицу, за которое были уплачены страховые взносы. Исправление данных по первому кварталу в отчете за полугодие (нарастающим итогом) вызовет вопросы у специалистов ПФР и наверняка приведет к отказу в принятии отчета либо к проверке плательщика. В любом случае целесообразно производить перерасчет через подачу уточняющей формы РСВ-1 за каждый корректируемый период. Санкции на плательщика взносов налагаются лишь тогда, когда ошибки привели к занижению сумм страховых взносов. Если недоимка по страховым взносам и пени будут уплачены до подачи уточняющего расчета, плательщик страховых взносов не привлекается к ответственности.
Сверчкова Д.Ю.,
юрист юридической
компании "Налоговик"
"Упрощенная бухгалтерия", N 7, июль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Удобный, качественный журнал об УСН, зарплате и кадрах. Отдельная рубрика по проверкам. Содержит практические примеры, наглядные схемы и грамотные комментарии. Статьи написаны ведущими российскими аудиторами, юристами, налоговыми консультантами.
Издается в электронном виде
Подробнее о журнале можно узнать на www.buhpressa.ru
Учредитель и издатель: ООО "Волга Пресс Информ"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-36059 от 28.04.2009