Решение Волгоградского областного суда от 19 июля 2011 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству некоторых положений Закона Волгоградской области от 16 ноября 2000 г. N 459-ОД "Об охране труда на территории Волгоградской области" (далее - Закон).
Заявленные в суд требования прокурор мотивировал следующим.
Закон Волгоградской области N 459-ОД "Об охране труда на территории Волгоградской области", действующий в настоящее время с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Волгоградской области от 29 декабря 2007 г. N 1611-ОД, от 09 ноября 2009 г. N 1959-ОД, содержит не соответствующие федеральному законодательству положения.
Прокурор полагает, что содержащиеся в Законе нижеприведенные нормы регулируют вопросы, лежащие за пределами компетенции представительного (законодательного) органа субъекта РФ.
Абзац 1 ст. 1 Закона противоречит части 4 ст. 216 ТК РФ, так как государственное управление охраной труда на территории Волгоградской области осуществляет не только орган по труду администрации Волгоградской области, но и федеральные органы исполнительной власти.
Содержание статьи 2 Закона противоречит положениям ст. 353 ТК РФ, тем, что государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда на территории Волгоградской области осуществляется не только органами федеральной инспекции труда, но и федеральными органами исполнительной власти, исполняющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с федеральным законом. К тому же, статья 2 Закона в действующей редакции сформулирована в виде обязанности, возложенной субъектом РФ на федеральный орган исполнительной власти, что противоречит п.п. "г" ст. 71 Конституции РФ.
Абзац 2 статьи 1, а также статья 4 Закона регламентируют деятельность органов местного самоуправления по вопросам охраны труда, однако полномочия в данной области субъектом РФ органам местного самоуправления не передавались, что противоречит положениям ст. 12 Конституции РФ, статьям 5, 6, 216 ТК РФ.
Статья 3 Закона противоречит абзацу 2 ч. 6 ст. 370 ТК РФ, пункту 2 ст. 19, пункту 2 ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", поскольку федеральным законодательством не предусмотрено осуществление профсоюзами общественного контроля, а также, поскольку профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля и право требовать устранения выявленных нарушений в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, а не у всех без исключения работодателей.
Противоречие федеральному законодательству статей 5, 6, 7, 9-11 Закона заключается в том, что данные вопросы уже урегулированы Трудовым кодексом РФ, в частности: обязанности работодателя регламентированы ст.ст. 22, 212, 213, 221-225 и др.; работника - ст.ст. 21, 214, 225 и др.; деятельность в организациях служб по охране труда - ст.ст. 217, 218, а принятие нормативных правовых актов в сфере охраны труда отнесено абзацем 3 п. 1 ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти. К тому же редакции статей 5, 6, 7, 9-11 Закона не отвечают требованиям определенности, ясности и не обеспечивают их единообразного понимания и толкования правоприменителями.
Положения статьи 8 Закона противоречат абзацу 6 ч. 1 ст. 6 ТК РФ, а также ч. 1 ст. 41 ТК РФ, поскольку установление правил регулирования основ социального партнерства, порядка ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений отнесено к ведению федеральных органов государственной власти.
Части 1, 2, абзац 1 части 3, части 4 и 5 статьи 12 Закона противоречат ст. 226 ТК РФ, ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ), так как положения ст. 12 Закона не дают возможности установить круг работодателей, для которых они обязательны, регламентируют вопросы финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда за пределами полномочий, предоставленных законодательному органу субъекта РФ, допускают создание внебюджетных фондов, не предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.
Статья 14 Закона противоречит абзацу 9 ст. 220 ТК РФ, ст. 362 ТК РФ, абзацу 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", поскольку регулирование данного вопроса осуществлено с превышением пределов компетенции.
Также в обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что содержащиеся в Законе положения не должны нарушать требований определенности, ясности и недвусмысленности, не могут не обеспечивать единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона, установленного ст. 19 Конституции РФ.
В связи с изложенным выше, прокурор просит признать Закон Волгоградской области от 16 ноября 2000 г. N 459-ОД "Об охране труда на территории Волгоградской области" в действующей редакции частично не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению в части преамбулы, статей 1-11, частей 1, 2, абзаца 1 части 3, частей 4, 5 статьи 12, статьи 14.
Выслушав объяснения представителя заявителя - прокурора Волгоградской областной прокуратуры Павлову Е.Н., поддержавшую заявленные требования в полном объеме, представителя Волгоградской областной Думы Медведеву О.В., действующую на основании доверенности, согласившуюся с доводами прокурора, представителя Главы Администрации Волгоградской области и представителя Администрации Волгоградской области Сорокина Д.С., действующего на основании доверенностей, который требования прокурора полностью признал, Волгоградский областной суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующих оснований.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что 12 октября 2000 г. Волгоградской областной Думой принят, 16 ноября 2000 г. подписан главой администрации Волгоградской области Закон Волгоградской области N 459-ОД "Об охране труда на территории Волгоградской области" (далее - Закон), который опубликован в газете "Волгоградская правда" N 222 от 29 ноября 2000 г. Законами Волгоградской области от 29 декабря 2007 г. N 1611-ОД, от 09 ноября 2009 г. N 1959-ОД в Закон внесены изменения и дополнения (опубликованы в газете "Волгоградская правда" N 6 от 16 января 2008 г., N 216 от 18 ноября 2009 г.).
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Согласно статье 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Частью 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что регулирование трудовых отношений и иные непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В части 9 ст. 5 ТК РФ указано, что законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 10 ст. 5 ТК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель, включив нормативные правовые акты субъектов РФ в систему правовых регуляторов общественных отношений в сфере труда, одновременно предусмотрел пределы нормотворческой деятельности субъекта РФ в области трудового законодательства.
Органы государственной власти субъектов РФ по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (ч. 3 ст. 6 ТК РФ). В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон (ч. 4 ст. 6 ТК РФ).
В соответствии со ст. 216 ТК РФ в целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда:
обеспечивают реализацию на территории субъекта РФ государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
организуют проведение на территории субъекта РФ в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
осуществляют на территории субъекта РФ в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Системный анализ норм, содержащихся в Законе, свидетельствует о том, что он регулирует вопросы, лежащие за пределами компетенции представительного (законодательного) органа субъекта РФ, содержит положения, нарушающие требования определенности и ясности, не обеспечивающие единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями.
В соответствии с абзацем 1 ст. 1 Закона государственное управление охраной труда на территории Волгоградской области осуществляет один только орган по труду администрации Волгоградской области, что противоречит части 4 ст. 216 ТК РФ, согласно которой государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Статьей 2 Закона определено, что государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда на территории Волгоградской области осуществляется органами федеральной инспекции труда, что противоречит ст. 353 ТК РФ, согласно которой государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет не только федеральная инспекция труда: государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполняющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности; государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
К тому же, статья 2 Закона в действующей редакции сформулирована в виде обязанности, возложенной субъектом РФ на федеральный орган исполнительной власти, что противоречит п.п. "г" ст. 71 Конституции РФ, согласно которому установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти относится к ведению РФ, а также статье 359 ТК РФ, согласно которой госинспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.
Согласно абзацу 2 ст. 1 Закона комитеты, управления администрации Волгоградской области, органы местного самоуправления согласовывают свою деятельность по вопросам охраны труда с органом по труду.
В соответствии со ст. 4 Закона, органы местного самоуправления обеспечивают реализацию государственной политики в сфере охраны труда по следующим основным направлениям:
принятие и реализация нормативных правовых актов об охране труда на своей территории;
разработка и выполнение местных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
информационная помощь организациям в размещении заказов на приобретение средств индивидуальной защиты;
методическая помощь организациям в совершенствовании работы служб охраны труда;
разработка совместно с заинтересованными организациями мероприятий по обобщению и распространению передового опыта в сфере охраны труда, проведение конференций, смотров-конкурсов, дней охраны труда и т.п.;
содействие общественному контролю в сфере охраны труда за соблюдением прав и законных интересов работников;
участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
координация деятельности предприятий, организаций и учреждений в сфере охраны труда;
подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных технологий и техники, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
определение расходов на охрану труда за счет средств местного бюджета.
Исполнительные органы местного самоуправления создают свои структуры управления охраной труда.
В целях обеспечения согласованных действий по реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Волгоградской области органы местного самоуправления ежегодно направляют в орган по труду информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда на подведомственной территории, предложения по совершенствованию федерального и областного законодательства об охране труда, формированию государственной политики в сфере охраны труда.
Согласно ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. ТК РФ наделяет субъект РФ правом регулировать деятельность органов местного самоуправления в сфере охраны труда не иначе, как в рамках реализации своей компетенции, установленной статьями 5, 6, 216 ТК РФ, либо в случае передачи им отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.
Однако, такие полномочия на муниципальный уровень не передавались, соответствующие законы области не издавались, что указывает на несоответствие абзаца 2 ст. 1 статьи 4 Закона, абзацу 4 ст. 216 ТК РФ.
Статьей 3 Закона осуществление общественного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства (часть 1 названной статьи) возложено на профессиональные союзы.
Согласно абзацу 2 ч. 6 ст. 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Пункт 2 ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" устанавливает, что профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами.
Анализ выше приведенных норм свидетельствует о том, что федеральным законодательством не предусмотрено осуществление профсоюзами общественного контроля.
Как указано в пункте 2 ст. 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля и право требовать устранения выявленных нарушений в организациях, в которых работают члены данного профсоюза.
Но статья 2 Закона в противоречие выше приведенной норме федерального закона распространяет полномочия профсоюзов на всех без исключения работодателей.
Статьями 5, 6, 7, 9-11 Закона предусмотрены обязанности работодателя и работника, а также регламентирована деятельность локальных органов по охране труда.
Однако, данные вопросы без того урегулированы Трудовым кодексом РФ: обязанности работодателя регламентированы ст.ст. 22, 212, 213, 221-225 и др.; работника - ст.ст. 21, 214, 225 и др.; деятельность в организациях служб по охране труда - ст.ст. 217, 218. К тому же, принятие нормативных правовых актов в сфере охраны труда отнесено абзацем 3 п. 1 ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти.
Однако, подобное расширение полномочий недопустимо в силу ч. 2 ст. 6 ТК РФ, поскольку компетенция органов государственной власти субъектов РФ ограничена ТК РФ, и определяется возможностью принятия законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
Кроме того, системный анализ статей 5, 6, 7, 9-11 Закона и норм федерального законодательства свидетельствует о том, что названные статьи Закона не отвечают требованиям определенности, ясности и не обеспечивают их единообразного понимания и толкования правоприменителями. Имеющиеся в тексте указанных статей формулировки позволяют распространять их действие как на работников негосударственных учреждений, предприятий, организаций, так и на работников юридических лиц, созданных Российской Федерацией, и финансируемых из федерального бюджета, в том числе и на работников федеральных органов государственной власти.
Из текста перечисленных статей Закона и с учетом неопределенности его преамбулы невозможно сделать вывод, каким работодателям нормы Закона адресованы. Редакция этих статей Закона дает основания полагать о распространении их действия на все предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующих наемный труд.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный суд РФ (например, в постановлении от 17 июня 2004 N 12-П), именно нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности не обеспечивает единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона, установленного ст. 19 Конституции РФ. В силу требований ст. 6 ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном суде РФ" вводимое правовое регулирование должно осуществляться законодателем с учетом выраженных Конституционным Судом РФ правовых позиций.
В статье 8 Закона закреплено нормативное обеспечение охраны труда в коллективных договорах и соглашениях, в том числе определены положения, которые могут включаться в коллективные договоры и соглашения, порядок осуществления контроля за их выполнением.
Между тем, согласно абзацу 6 ч. 1 ст. 6 ТК РФ, основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов государственной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 ТК РФ содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.
В коллективный договор может включаться контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений (абз. 14 ч. 2 ст. 41 ТК РФ). Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение (ч. 1 ст. 46 ТК РФ). Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения, осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (ст. 51 ТК РФ).
Частью 1 статьи 12 Закона установлено, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых, областных и местных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального и областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством Волгоградской области и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 226 ТК РФ, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
На основании ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
В соответствии с частью 2, абзацем 1 части 3 статьи 12 Закона финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц; финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Частями 2 и 3 ст. 226 ТК РФ регламентированы вопросы финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Так как в силу требований ч. 3 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, лишь по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, вышеназванные нормы Закона, регламентирующие вопросы финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в субъекте РФ, противоречат федеральному законодательству.
К тому же, неопределенность формулировок указанных положений ст. 12 Закона не дает возможности установить круг работодателей, для которых они обязательны.
По тем же основаниям не соответствует действующему федеральному законодательству часть 5 статьи 12 Закона, воспроизводящая текст ч. 5 ст. 226 ТК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона в отраслях экономики Волгоградской области и муниципальных образований, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и законодательством Волгоградской области. Создание таких фондов предусмотрено и частью 4 ст. 226 ТК РФ.
Однако, с 01 января 2008 г. вступил в действие ФЗ от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Признана утратившей силу ст. 17 БК РФ, определявшая правовые основы образования и использования целевых бюджетных фондов (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ). Регулирование бюджетного процесса должно быть приведено в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что Бюджетный кодекс РФ по вопросам бюджетного законодательства имеет приоритетное значение по сравнению с иными нормативными правовыми актами различного уровня, п. 4 ст. 12 Закона, как противоречащий БК РФ, подлежит приведению в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 14 Закона устанавливает ответственность за нарушение требований охраны труда в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с абзацем 9 ст. 220 ТК РФ в целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.
На основании статьи 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
При таких обстоятельствах, регулирование данного вопроса осуществлено с превышением пределов компетенции, поскольку в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
Принимая во внимание вышеизложенное, Волгоградский областной суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований в полном объеме. Преамбулу, статьи 1-11, части 1, 2, абзац 1 части 3, части 4, 5 статьи 12, статью 14 Закона Волгоградской области от 16 ноября 2000 г. N 459-ОД "Об охране труда на территории Волгоградской области" с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Волгоградской области от 29 декабря 2007 г. N 1611-ОД, от 09 ноября 2009 г. N 1959-ОД подлежит признать недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку признание его недействующим с момента принятия повлечет за собой нарушение интересов и прав значительного числа лиц в силу того, что Закон применялся на территории Волгоградской области длительное время, его положения использовались для регулирования правовых отношений в области охраны труда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Волгоградской области о признании противоречащими федеральному законодательству положений Закона Волгоградской области от 16 ноября 2000 г. N 459-ОД "Об охране труда на территории Волгоградской области" удовлетворить.
Признать недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу:
преамбулу, статьи 1-11, части 1, 2, абзац 1 части 3, части 4, 5 статьи 12, статью 14 Закона Волгоградской области от 16 ноября 2000 г. N 459-ОД "Об охране труда на территории Волгоградской области" с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Волгоградской области от 29 декабря 2007 г. N 1611-ОД, от 09 ноября 2009 г. N 1959-ОД.
Сообщение о принятом решении по его вступлении в законную силу опубликовать в газете "Волгоградская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 19 июля 2011 г.
Текст решения опубликован в газете "Волгоградская правда" от 12 августа 2011 г. N 149