В соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, в соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 14 марта 2011 г. N 106-п "Об утверждении программы по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов в Волгоградской области на период до 2012 года", в соответствии с Постановлением Администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области от 23 ноября 2010 г. N 1292 "О реализации на территории Суровикинского муниципального района Волгоградской области Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
Программу по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов в Суровикинском муниципальном районе Волгоградской области на период до 2012 года;
план мероприятий по реализации в 2011 году Программы по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов в Суровикинском муниципальном районе Волгоградской области на период до 2012 года.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете Суровикинского муниципального района "Заря".
Глава Суровикинского |
И.А. Шульц |
Программа
по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов в Суровикинском муниципальном районе Волгоградской области на период до 2012 года
(утв. постановлением главы Суровикинского муниципального района Волгоградской области от 4 августа 2011 г. N 883)
Программа по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, Бюджетным посланием Главы Администрации Волгоградской области на 2011-2013 годы, Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. N 1778-ОД "О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года" Постановлением Администрации Волгоградской области от 14 марта 2011 года N 106-п "Об утверждении программы по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов в Волгоградской области на период до 2012 года".
1. Обоснование и необходимость разработки и реализации Программы
Управление муниципальными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением.
В условиях предельной ограниченности ресурсов актуальность оптимального расходования средств повышается. Критерием рационального использования ресурсов становится достижение результата при минимальных затратах, обеспечивающих заданное количество и качество государственных (муниципальных) услуг.
В Суровикинском муниципальном районе Волгоградской области процесс реформирования бюджетного сектора и повышения качества управления общественными финансами прошел несколько этапов.
Результатом реализации мероприятий данных программ стало формирование в Суровикинском муниципальном районе Волгоградской области современной системы управления муниципальными финансами путем:
внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (действуют целевые программы с показателями конечных результатов, введены показатели результативности органов местного самоуправления Суровикинского муниципального района Волгоградской области, которые отражаются в докладах о результатах и основных направлениях деятельности);
перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению бюджета Суровикинского муниципального района Волгоградской области на очередной финансовый год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";
создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета муниципального района;
совершенствования управлением муниципальной собственностью Суровикинского муниципального района Волгоградской области;
установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придания этому процессу публичности.
В то же время реализация отдельных мер до настоящего времени носит формальный характер, не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления финансовыми ресурсами бюджета, работают в полную силу. В сфере управления общественными финансами сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем:
стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, показатели результативности не всегда дают объективную картину для оценки эффективности выделяемых средств для достижения целей муниципальной политики;
не в полном объеме созданы условия для мотивации органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов (за исключением целевых программ) методологически не взаимоувязано;
остается ограниченным опыт внедрения муниципальных заданий;
не в полной мере соответствует современным требованиям система финансового контроля.
Необходимость поддержания сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является важнейшим базовым условием в достижении долгосрочных целей социально-экономического развития Суровикинского муниципального района Волгоградской области, что увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, модернизации управления финансовыми ресурсами.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению их функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Суровикинского муниципального района Волгоградской области.
Основным условием реализации Программы является проведение эффективной бюджетной политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности, стимулирование экономического роста, предоставление населению качественных муниципальных услуг, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Суровикинского муниципального района Волгоградской области.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение основных задач:
совершенствование принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
ориентация деятельности органов местного самоуправления Суровикинского муниципального района и муниципальных учреждений на достижение конкретных результатов;
создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по обеспечению муниципальных услуг;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
повышение качества финансового управления в общественном секторе.
Для решения указанных задач предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
дальнейшее совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
переход к утверждению "программного" бюджета;
в полном объеме применение всех норм бюджетного законодательства при формировании трехлетнего бюджета;
совершенствование форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение эффективности муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок, в том числе путем проведения открытых аукционов в электронной форме;
создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений в сфере бюджетного процесса, повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления Суровикинского муниципального района.
3. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Суровикинского муниципального района
В современных условиях усиленного внимания требует задача обеспечения взвешенного подхода к управлению бюджетными средствами, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности, которая:
создает условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;
ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;
определяет достижение конечной цели стратегии социально-экономического развития Суровикинского муниципального района Волгоградской области - роста благосостояния населения.
Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или, в особо неблагоприятных условиях, к снижению доходов бюджетов бюджетной системы. Кроме того, в таких условиях существенно усложняется планирование деятельности органов местного самоуправления, снижается их ответственность за определение и достижение целей и индикаторов результативности своей деятельности, возникают стимулы к постоянному "раздуванию" расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для решения задач муниципальной политики в соответствующих сферах.
Соответственно, установление целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения должно учитывать объективно обусловленные ограничения бюджетного дефицита и уровня (темпов роста) муниципального долга для обеспечения доверия граждан и бизнеса к органам власти не только как к субъекту политики, но и как к ответственному и надежному партнеру в гражданско-правовых отношениях.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственности бюджетной политики, к которым относятся:
консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития Суровикинского муниципального района Волгоградской области, основанных на реалистичных оценках;
стабильность, предсказуемость и эффективность налоговой политики;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики, включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, муниципальные гарантии и имущество;
ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга Суровикинского муниципального района Волгоградской области;
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований с учетом сроков и механизмов их реализации.
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов планируется реализовать следующие основные меры:
использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;
повышение эффективности налоговых льгот;
повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления Суровикинского муниципального района с территориальными органами федеральных органов государственной власти при администрировании налогов и других платежей;
дальнейшее продолжение работы комиссии по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Суровикинского муниципального района Волгоградской области, обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды и повышению эффективности бюджетных расходов;
поддержание экономически безопасного уровня муниципального долга и муниципальных заимствований, способных не только обеспечивать решение важных социально значимых задач, но и не допускать неконтролируемого роста долга;
в целях повышения роли реестра расходных обязательств как инструмента бюджетного планирования - уточнение порядка ведения реестра расходных обязательств с обеспечением условий для более взвешенного подхода к рассмотрению нормативных правовых актов, обуславливающих расходные обязательства, с учетом уровня финансового обеспечения действующих расходных обязательств и прогноза поступления доходов бюджета на средне- и долгосрочный период, а также условий для взаимоувязки и интеграции информационных баз реестра расходных обязательств, сводной бюджетной росписи;
совершенствование организации и методологии формирования бюджета Суровикинского муниципального района, прогнозирования его кассового исполнения с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета Суровикинского муниципального района за качество и соблюдение бюджетных процедур.
4. Повышение эффективности бюджетных расходов через реализацию районных муниципальных программ
В настоящее время повышение эффективности бюджетных расходов может быть достигнуто путем концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях с использованием механизмов планирования и управления, которые ориентированы на достижение конечных результатов.
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления предусматривается дальнейшее развитие программно-целевого принципа организации их деятельности.
Применение программно-целевого подхода является наиболее действенным способом решения задач, направленных на достижение качественных результатов, связанных с осуществлением бюджетных расходов.
При этом осуществление бюджетных расходов в рамках долгосрочных районных и ведомственных целевых программ должно обеспечивать реализацию принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Посредством их реализации осуществляется финансирование из бюджета Суровикинского муниципального района наиболее важных мероприятий, направленных на реализацию приоритетных, межотраслевых, крупномасштабных инвестиционных, научно-технических и (или) структурных проектов.
Долгосрочные районные целевые программы могут включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках целевой программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их реализации.
В целевых программах предусматривается:
определение органа местного самоуправления, структурных подразделений, отвечающих за их реализацию (достижение конечных результатов);
установление измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
охват всех сфер деятельности органов местного самоуправления и большей части бюджетных ассигнований, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей;
наделение ответственных исполнителей целевых программ, осуществляющих управление их реализацией, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с целями и задачами утвержденных программ;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации.
Ответственными за разработку и реализацию целевых программ являются органы местного самоуправления, структурные подразделения администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области.
Инструментом стратегического и операционного планирования будут являться преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов местного самоуправления.
Для реализации изложенных подходов потребуется:
1) с учетом вносимых изменений в федеральное законодательство рассмотреть необходимость внесения изменений:
в Порядок разработки, формирования и реализации долгосрочных районных целевых программ;
в Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ;
2) определение порядка планирования объемов ассигнований из бюджета Суровикинского муниципального района на реализацию целевых программ с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.
5. Переход к программной структуре расходов бюджетов
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджетов.
В отношении бюджета Суровикинского муниципального района следует исходить из необходимости, возможности и целесообразности перехода начиная с 2012 года к программно-целевому принципу его представления.
При формировании проекта бюджета Суровикинского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо будет в полном объеме учитывать соответствующие изменения в бюджетную классификацию.
Следует в течение 2011 года провести необходимую подготовительную работу по разработке проектов целевых программ, проектов актов Администрации Суровикинского муниципального района, методических материалов, их практической апробации, адаптации бюджетной классификации, программного обеспечения.
Предполагается, что в течение нескольких лет будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов бюджета Суровикинского муниципального района в соответствии с проектами муниципальных программ с поэтапным расширением числа программ и подпрограмм, утвержденных в порядке, установленном Администрацией Суровикинского муниципального района Волгоградской области.
При этом программная структура с самого начала должна охватывать большую часть расходов бюджета Суровикинского муниципального района.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования (реестр расходных обязательств).
С введением новой бюджетной классификации не должна быть утеряна преемственность данных, объем информации не должен быть сокращен, а напротив, содержательно расширен и систематизирован, что достигается составлением таблиц соответствия, в том числе и в программных комплексах.
6. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы на территории Суровикинского муниципального района Волгоградской области по следующим направлениям:
совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
оптимизация состава и полномочий органов местного самоуправления, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих;
передача функций органов местного самоуправления, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги;
повышение мотивации руководителей органов местного самоуправления Суровикинского муниципального района в отношении оптимизации предельной штатной численности и сокращения бюджетных расходов на их деятельность;
развитие комплексной информационной системы "Электронное правительство Волгоградской области", в том числе переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами местного самоуправления в электронной форме;
оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности органов муниципальной власти.
Органами местного самоуправления Суровикинского муниципального района должны быть утверждены и реализованы ведомственные планы повышения эффективности бюджетных расходов в сферах их ведения.
Органам местного самоуправления Суровикинского муниципального района необходимо разработать методику оценки эффективности деятельности подведомственных учреждений, в которых целесообразно предусмотреть параметры отчетности об эффективности расходов, оценку результатов, достигнутых по отношению к планам, установление при возможности соответствующих критериев для измерения качества, количества и стоимости конечных результатов деятельности организаций и т.д.
В целях повышения инициативы и ответственности главных распорядителей средств, главных администраторов доходов бюджета района будет продолжено проведение мониторинга качества финансового менеджмента участников бюджетного процесса, охватывающего процесс составления бюджета Суровикинского муниципального района, его исполнение, бюджетный учет и отчетность, финансовый контроль. Органами местного самоуправления Суровикинского муниципального района должны быть приняты планы повышения качества финансового менеджмента.
Необходимо проведение мониторинга качества предоставления муниципальных услуг по следующим направлениям:
внутренний мониторинг (на основе анализа показателей работы, эффективности принимаемых мер по повышению качества и доступности муниципальных услуг и т.д.);
внешний мониторинг (с привлечением к оценке качества сторонних независимых исследовательских организаций, на основе опросов общественного мнения, обращений граждан и организаций и т.д.).
Оценка динамики результатов органов местного самоуправления Суровикинского муниципального района в сравнении с предыдущими оценочными периодами позволит оперативно принимать меры реагирования, кадровые решения, а также решения о необходимости дополнительного технического оснащения (организация дополнительных мест приема заявителей, электронной очереди и т.д.). Внутренний мониторинг явится стимулом для органов местного самоуправления Суровикинского муниципального района, руководителей и сотрудников отделов.
Важной сферой оптимизации деятельности публично-правовых образований является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
1) инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них:
изготовление технической документации в рамках регистрации права собственности Суровикинского муниципального района на недвижимое имущество;
организация мероприятий, направленных на обеспечение охраны имущества казны Суровикинского муниципального района;
изготовление технической документации для подготовки земельных участков, находящихся в собственности Суровикинского муниципального района, с целью их дальнейшего предоставления в аренду (собственность) на торгах (аукционах);
2) обеспечение требований действующего законодательства, направленных на развитие добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности при передаче прав пользования в отношении муниципального имущества:
сдача в аренду временно неиспользуемого муниципального имущества на основании проведения торгов;
определение начальной цены договора аренды в соответствии с законодательством об оценочной деятельности;
3) осуществление мероприятий в целях принятия решений о приватизации имущества, не являющегося необходимым для осуществления полномочий, определенных законодательством Российской Федерации.
7. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации принято постановление Администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области от 21 июня 2011 г. N 688 "О порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Суровикинского муниципального района и финансового обеспечения выполнения этого задания".
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а необходимости содержания существующих мощностей, по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества муниципальных услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг способствует совершенствованию практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения, в связи с чем принят порядок формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Суровикинского муниципального района и финансового обеспечения выполнения этого задания.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, будет устанавливать муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений будут направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг. Для сокращения внутренних издержек учреждений, повышения эффективности и открытости их деятельности, оптимизации подведомственной сети должны быть созданы условия и стимулы.
Предусматривается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих муниципальные услуги, в том числе:
перевести их со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение муниципального задания;
предоставить право бюджетным учреждениям зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного.
Автономные учреждения как одна из форм муниципальных учреждений обладают большей самостоятельностью по сравнению с новым типом бюджетного учреждения, в том числе и в части распоряжения имуществом учреждения, привлечения заемных средств.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений Суровикинского муниципального района будут проводиться путем реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", постановления Администрации Суровикинского муниципального района N 1292 от 23 ноября 2010 г. "О реализации на территории Суровикинского муниципального района Волгоградской области Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", что позволит:
повысить доступность и качество муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, и в других социально значимых сферах;
привлечь и сохранить в бюджетной сфере высокопрофессиональные кадры;
создать условия для оптимизации бюджетной сети;
развить материально-техническую базу муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
внедрить в деятельность муниципальных учреждений элементы конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить задачи:
совершенствование правового статуса муниципальных учреждений;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг;
проведение мониторингов.
Создание нового типа муниципальных учреждений - казенного учреждения, статус которых, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные учреждения должна будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и направлена на минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса данных учреждений.
Будет установлен переходный период, который позволит как бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав), так и казенным учреждениям получать финансовое обеспечение в прежнем порядке (в частности, действуют ранее принятые нормативные правовые акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет).
8. Развитие системы муниципального финансового контроля
Повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов требует продолжения работы по развитию системы муниципального финансового контроля в Суровикинском муниципальном районе Волгоградской области.
Для повышения эффективности бюджетных расходов и ответственности на всех этапах бюджетного процесса за соблюдение действующего законодательства необходимо:
1. Организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований на основе широкого применения методов бюджетирования, ориентированного на результат, обязать главных администраторов бюджетных средств устанавливать при разработке районных целевых программ и муниципальных заданий количественные и качественные индикаторы, на основе которых возможна оценка достижения конечных целей той или иной программы, исполнения муниципального задания.
2. Реформирование муниципального финансового контроля требует более четкого разграничения полномочий органов финансового контроля, в том числе и в части контроля за соблюдением целей и условий получения межбюджетных трансфертов.
Финансовый орган Суровикинского муниципального района - Финансовый отдел Администрации Суровикинского муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должен обладать полномочиями по осуществлению муниципального финансового контроля, в том числе при санкционировании операций и использовании других методов предварительного бюджетного контроля, а также по выявлению и пресечению предоставления неполной или недостоверной отчетности о непосредственных результатах использования бюджетных ассигнований в рамках подпрограмм муниципальных программ и при выполнении муниципальных заданий, путем проведения ревизий, проверок и других методов последующего финансового контроля по отношению к главным администраторам, распорядителям и получателям средств бюджета Суровикинского муниципального района.
Главные администраторы бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должны осуществлять внутренний (ведомственный) контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов, а также подготовку и осуществление мер, направленных на повышение эффективности и экономности использования бюджетных средств.
3. Необходимо установить порядок информирования главными администраторами бюджетных средств других органов финансового контроля, органов местного самоуправления власти Суровикинского муниципального района о результатах внутреннего контроля, осуществляемого ими, организовать координацию развития и методологического обеспечения систем внутреннего контроля и активизировать взаимодействие с органами внутренних дел при организации, проведении и реализации материалов ревизий и проверок.
4. Активизировать внедрение в практику контрольной работы методов контроля, связанных с применением электронного документооборота, позволяющих более эффективно планировать проводимые контрольные мероприятия, и часть нарушений выявлять на стадии изучения имеющейся в электронном виде информации.
В результате реализации программы планируется достичь снижения сумм и количества случаев выявления финансовых нарушений по таким показателям, как нецелевое использование бюджетных средств, расходование бюджетных средств, произведенное с нарушением законодательства.
Реализация мероприятий программы позволит укрепить и повысить эффективность внутреннего финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств.
9. Проецирование комплексной контрактной системы на участников муниципальных закупок Суровикинского муниципального района
Для осуществления полноценного правового регулирования имущественных отношений на территории Российской Федерации с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Программой Правительства отмечается необходимость формирования в Российской Федерации комплексной контрактной системы.
Для регулирования вышеназванных отношений на территории Суровикинского муниципального района Волгоградской области необходимо учитывать конституционное и иное законодательное закрепление сфер правового регулирования за Российской Федерацией, совместным ведением Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, за субъектами Российской Федерации.
В связи с тем, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации и закрепляется в актах федерального законодательства, при разработке и формировании программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Суровикинском муниципальном районе Волгоградской области в части комплексной районной контрактной системы необходимо опираться на действующие федеральные правовые акты, регулирующие данные вопросы в комплексной контрактной системе.
Одним из базовых принципов экономики района является удовлетворение потребностей бюджетных структур в товарах, работах и услугах лучшего качества с наименьшими затратами. Объем муниципального заказа Суровикинского муниципального района из года в год увеличивается, и его эффективное размещение - это не только решение ряда экономических задач, но и в значительной степени гарантия социальной стабильности.
Действующая на сегодняшний день на территории Суровикинского муниципального района Волгоградской области система муниципального заказа обеспечивает реализацию социально-экономических программ развития района посредством использования современных информационных технологий, проведения прогрессивных способов размещения муниципальных заказов и способствует достижению основных преследуемых при этом целей - эффективному расходованию бюджетных средств, развитию конкурентной среды, обеспечению гласности и прозрачности в управлении финансовыми ресурсами.
В целях дальнейшего повышения эффективности закупок, увеличения числа поставщиков товаров и исполнителей работ для муниципальных нужд, обеспечения условий для гарантированной равноправной конкуренции между ними необходима реализация следующих основных задач:
интеграция информационного ресурса Суровикинского муниципального района для размещения информации о размещении заказов с официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Российской Федерации, государственных нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд;
проведение методической работы, направленной на совершенствование действующей системы размещения муниципального заказа в Суровикинского муниципального района.
10. Реформирование системы бюджетных платежей
В целях обеспечения надежности финансовой системы Суровикинским муниципальным районом был выбран первый вариант кассового обслуживания исполнения бюджета Суровикинского муниципального района, предполагающего открытие единого счета в органе Федерального казначейства с соблюдением принципа единства кассы, при котором все операции по доходам и расходам бюджета Суровикинского муниципального района осуществляются на едином счете бюджета Суровикинского муниципального района - на балансовом счете N 40204 "Средства бюджетов муниципальных образований Российской Федерации", открытом Управлением Федерального казначейства по Волгоградской области для Финансового отдела Администрации Суровикинского муниципального района в Главном управлении Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области (далее именуется - единый счет бюджета).
Реализация положений бюджетного законодательства, касающихся совершенствования правового положения муниципальных учреждений, будет осуществляться в условиях продолжения политики максимальной концентрации средств этих учреждений на едином счете бюджета Суровикинского муниципального района.
Аккумулирование средств казенных, бюджетных и автономных учреждений на лицевых счетах (по соглашению), открытых на едином счете бюджета Суровикинского муниципального района, позволит мобильно использовать в течение финансового года все свободные финансовые ресурсы в процессе исполнения бюджета Суровикинского муниципального района.
В рамках реализации указанных мероприятий будет продолжена работа по разработке соответствующих нормативных правовых актов с учетом изменений, вносимых в федеральные нормативные правовые акты.
11. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
Развитие имеющихся систем автоматизации бюджетного процесса и их интеграция с другими информационными системами управления общественными финансами - приоритетная задача, для реализации которой необходимо:
снижение доли бумажного документооборота;
дальнейшая стандартизация форматов информационного обмена;
применение современных телекоммуникационных технологий;
информационное взаимодействие с существующими государственными информационными системами;
совершенствование используемых для автоматизации бюджетного процесса информационных систем;
размещение информации о деятельности в сети Интернет.
В результате решения данной задачи будет достигнута высокая степень доступности и актуальности информации о бюджетном процессе в Суровикинском районе Волгоградской области как для принятия решений, так и для осуществления общественного контроля.
К межведомственной системе электронного документооборота и делопроизводства с применением средств электронной цифровой подписи будут подключены все участники бюджетного процесса, что позволит повысить оперативность и прозрачность информационного обмена, поднять на качественно новый уровень исполнительскую дисциплину, способствовать осуществлению контроля эффективности бюджетных расходов.
Усилия будут направлены на развитие единой информационной системы формирования и исполнения консолидированного бюджета Суровикинского муниципального района Волгоградской области, предусматривающей автоматизацию всех этапов бюджетного процесса, в том числе планирования, исполнения, отчетности и контроля. Особым приоритетом является организация единого информационного пространства по исполнению бюджетов различных уровней (муниципального и поселенческого).
12. Организация реализации Программы
Общую координацию реализации Программы осуществляет Администрация Суровикинского муниципального района Волгоградской области.
Координаторами Программы и исполнения мероприятий Программы являются органы местного самоуправления Суровикинского муниципального района Волгоградской области по разделам:
Наименование раздела |
Координаторы Программы |
1 |
2 |
|
|
Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Суровикинского муниципального района |
Финансовый отдел администрации Суровикинского муниципального района (далее - финансовый отдел) |
Совершенствование межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях |
Финансовый отдел |
Повышение эффективности бюджетных расходов через реализацию районных муниципальных программ |
Финансовый отдел администрации Отдел экономики, потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Суровикинского муниципального района (далее - отдел экономики) |
Переход к программной структуре расходов бюджетов |
Финансовый отдел |
Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения |
Отдел экономики Отдел по управлению имуществом и землепользованию Суровикинского муниципального района |
Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг |
Органы местного самоуправления |
Проецирование комплексной контрактной системы на участников муниципальных закупок |
Отдел экономики |
Реформирование системы бюджетных платежей |
Финансовый отдел |
План
мероприятий по реализации в 2011 году Программы по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов в Суровикинском муниципальном районе Волгоградской области на период до 2012 года
(утв. постановлением главы Суровикинского муниципального района от 4 августа 2011 г. N 883)
Нумерация пунктов в разделах 1 и 5 настоящего Плана приводится в соответствии с источником
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Суровикинского муниципального района |
||
1.1. |
Представление в Суровикинскую районную Думу проекта бюджета Суровикинского муниципального района на 2012 год и на период 2013 и 2014 годов, сформированного с соблюдением предельного уровня дефицита бюджета Суровикинского муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации |
IV квартал |
Финансовый отдел Администрации Суровикинского муниципального района (далее - финансовый отдел) |
1.2. |
Совершенствование организации и методологии кассового прогнозирования исполнения бюджета Суровикинского муниципального района с целью повышения ответственности главных распорядителей средств бюджета района за качество и соблюдение показателей кассового плана |
IV квартал |
Финансовый отдел |
1.4. |
Внесение изменений в Решение Суровикинской районной Думы Волгоградской области от 27.06.2008 г. N 23/190 "О бюджетном процессе в Суровикинском муниципальном районе" в части приведения в соответствие с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации |
IV квартал |
Финансовый отдел |
|
2. Совершенствование межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях |
||
2.1. |
Проведение мониторинга управления муниципальным долгом |
в течение года |
Финансовый отдел |
|
3. Повышение эффективности бюджетных расходов через реализацию районных муниципальных программ |
||
3.1. |
Внесение изменений в Порядок разработки, формирования и реализации долгосрочных районных целевых программ, утвержденный постановлением Администрации Суровикинского муниципального района от 10 декабря 2008 г. N 966 "Об утверждении Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных районных целевых программ" |
в 2-месячный срок после соответствующих изменений в федеральное законодательство |
Отдел экономики, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации Суровикинского муниципального района (далее - отдел экономики) |
|
4. Переход к программной структуре расходов бюджетов |
||
4.1. |
Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления Суровикинского муниципального района на основе достижения ими целевых значений показателей деятельности |
ежеквартально |
Финансовый отдел, Отдел экономики |
4.2. |
Рассмотрение докладов о результатах за 2010 год, оценки 2011 года и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств бюджета Суровикинского муниципального района на 2012-2014 годы |
сентябрь |
Отдел экономики, Финансовый отдел |
4.3. |
Разработка и рассмотрение прогноза социально-экономического развития Суровикинского муниципального района на 2012-2014 годы на заседании комиссии Администрации Суровикинского муниципального района |
октябрь |
Отдел экономики |
|
5. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения |
||
5.1. |
Разработка и утверждение методики мониторинга предоставления органами местного самоуправления Суровикинского муниципального района муниципальных услуг |
III квартал |
Структурные подразделения Администрации Суровикинского муниципального района |
5.3. |
Инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них |
в течение года |
Отдел по управлению имуществом и землепользованию Суровикинского муниципального района |
5.4. |
Обеспечение требований действующего законодательства, направленных на развитие добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности при передаче прав пользования в отношении муниципального имущества |
в течение года |
Отдел по управлению имуществом и Землепользованию Суровикинского муниципального района |
5.5. |
Осуществление мероприятий в целях принятия решений о приватизации имущества, не являющегося необходимым для осуществления полномочий, определенных законодательством Российской Федерации |
в течение года |
Отдел по управлению имуществом и землепользованию Суровикинского муниципального района |
5.6. |
Мониторинг численности и расходов органов местного самоуправления Суровикинского муниципального района |
в течение года |
Финансовый отдел |
|
6. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг |
||
6.1. |
Формирование порядка муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Суровикинского муниципального района и финансового обеспечения этого задания |
III квартал |
Отдел экономики |
6.2. |
Утверждение Порядка нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества |
IV квартал |
Отдел экономики |
6.3. |
Утверждение и доведение до учреждений муниципальных заданий и бюджетных ассигнований на их обеспечение в 2012-2014 годах |
декабрь |
органы местного самоуправления Суровикинского муниципального района |
|
7. Проецирование комплексной контрактной системы на участников государственных и муниципальных закупок Волгоградской области |
||
7.1. |
Прогноз закупок для муниципальных нужд |
в течение года |
Отдел экономики |
|
8. Реформирование системы бюджетных платежей |
||
8.1. |
Разработка порядка обеспечения наличными деньгами казенных учреждений с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт |
декабрь |
Финансовый отдел |
8.2. |
Уточнение порядка осуществления операций по обеспечению наличными деньгами казенных учреждений муниципального района |
декабрь |
Финансовый отдел |
8.3. |
Уточнение порядка открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов (бюджетным, казенным, автономным) учреждениям и проведения кассовых выплат за счет средств (бюджетных, казенных, автономных) учреждений, лицевые счета которых открыты в Финансовом отделе |
декабрь |
Финансовый отдел |
|
9. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами |
||
9.1. |
Организация централизованного решения по исполнению консолидированного бюджета муниципального района |
декабрь |
Финансовый отдел |
|
10. Организация реализации Программы |
||
10.1. |
Разработка отраслевых планов мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов |
I квартал |
органы местного самоуправления Суровикинского муниципального района |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области от 4 августа 2011 г. N 883 "Об утверждении программы по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов в Суровикинском муниципальном районе Волгоградской области на период до 2012 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в газете "Заря" от 20 октября 2011 г. N 124