Решение Волгоградского областного суда от 27 сентября 2007 г. N 3-130/2007
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании не соответствующей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей применению части 2 пункта 1 статьи 25 Закона Волгоградской области от 17.12.1999 года N 344-ОД "О контрольно-счетной палате Волгоградской области" по мотиву его противоречия требованиям федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры З.И.М. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив, что, оспариваемая норма Закона Волгоградской области содержит исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которым возможно отстранение от должности председателя, заместителя (заместителей) председателя и аудиторов контрольно-счетной палаты Волгоградской области. Правовая неопределенность нормы областного законодателя не исключает множественности ее толкования, в связи с чем неясно, возможно ли досрочное прекращение полномочий названных лиц при наличии ограничений, установленных требованиями федерального законодательства - Трудовым Кодексом РФ в статьях 81 и 84, а также требованиями регионального законодательства ст.ст. 5, 6, 7 оспариваемого Закона, ст. 6 Закона Волгоградской области "О государственных должностях Волгоградской области".
Таким образом, по мнению прокурора, неправомерно сужен перечень оснований для досрочного прекращения полномочий должностных лиц контрольно-счетной палаты области.
Нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности, кроме того, не обеспечивает единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона, установленного статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Представители Волгоградской областной Думы С.О.К. и Б.В.Г., действующие на основании доверенностей, заявленные требования не признали, сославшись на то, что оспариваемая первым заместителем прокурора норма областного Закона принята в соответствии с действующим федеральным законодательством, с учетом полномочий и компетенции Волгоградской областной Думы.
Выслушав объяснения прокурора Волгоградской областной прокуратуры З.И.М., представителя заинтересованного лица - Волгоградской областной Думы С.О.К., исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд находит требования, заявленные первым заместителем прокурора Волгоградской области, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы установления общих принципов организации системы государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" составляют законодательные (представительные) органы государственной власти, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с Уставом субъекта Российской Федерации.
Пастью 3 статьи 28 Устава Волгоградской области установлено, что для осуществления контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, а также для осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и Волгоградской области Волгоградская областная Дума образует контрольно-счетную палату Волгоградской области, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Состав, порядок образования и деятельности контрольно-счетной палаты Волгоградской области определяется действующим законодательством Волгоградской области.
Приведенные правовые положения полностью согласуются и с положениями статей 157, 265 Бюджетного кодекса РФ о том, что законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации осуществляют государственный финансовый контроль в субъекте, в силу чего им предоставлено право на создание собственных контрольных органов (контрольных палат) для проведения внешнего аудита бюджета.
Во исполнение приведенных требований федерального законодательства, Устава области Волгоградской областной Думой 4 ноября 1999 г. был принят, 17 декабря 1999 года подписан главой Администрации Волгоградской области Закон Волгоградской области N 344-ОД "О контрольно-счетной палате Волгоградской области". Названный Закон был опубликован в газете "Волгоградская правда", N 2, 11.01.2000 года.
В настоящее время оспариваемый Закон действует в редакции Законов Волгоградской области от 22.02.2002 N 671-ОД, от 15.07.2004 N 936-ОД, от 23.12.2005 N 1152-ОД, от 03.04.2006 N 1208-ОД, от 27.06.2007 N 1488-ОД)
Законом Волгоградской области "О контрольно-счетной палате Волгоградской области" определены правовой статус данного органа, состав и порядок образования, полномочия контрольно-счетной палаты и иные вопросы, связанные с ее деятельностью.
Таким образом, с учетом изложенных норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Закон области принят Волгоградской областной Думой в пределах полномочий, определенных федеральным законодательством и Уставом области.
Вместе с тем, часть 2 пункта 1 статьи 25 оспариваемого Закона области, содержащая исчерпывающий перечень оснований для досрочного освобождения от должности председателя, заместителя (заместителей) председателя, аудиторов контрольно-счетной палаты, которое принимается на основании решения областной Думы, противоречит федеральному законодательству и должна быть признана недействующей и не подлежащей применению с момента вступления в силу решения суда.
В качестве оснований для досрочного освобождения от должности вышеуказанных лиц в ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона указаны:
а) утрата ими гражданства Российской Федерации либо приобретение гражданства иностранного государства;
б) вступление в законную силу обвинительного приговора суда;
в) признание их недееспособными вступившим в законную силу решением суда;
Нумерация пунктов настоящего решения приводится в соответствии с источником
е) письменное заявление о сложении своих полномочий;
ж) выражение областной Думой недоверия в порядке, установленном законом Волгоградской области.
Суд, проанализировав названную норму Закона области N 344-ОД, приходит к выводу о том, что она фактически ограничивает основания для досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя (заместителей) председателя, аудиторов контрольно-счетной палаты Волгоградской области.
Так, из ее содержания следует, что указанные должностные лица могут быть досрочно освобождены от должности постановлением областной Думы лишь в установленных данной нормой случаях, и, таким образом, неясно, могут ли полномочия этих лиц быть прекращены досрочно при наличии тех ограничений, которые установлены этим же Законом, Законом Волгоградской области "О государственных должностях Волгоградской области", а также Трудовым кодексом РФ (состояние в родственных отношениях с определенным кругом лиц, изменение гражданства Российской Федерации, занятие другой оплачиваемой деятельностью, прогул, появление на работе в состоянии опьянения и т.д.).
В частности, частью 2 статьи 3 Закона Волгоградской области N 176-ОД от 27.05.1998 года "О государственных должностях Волгоградской области" предусмотрено, что досрочное прекращение осуществления полномочий лицом, замещающим государственную должность Волгоградской области, возможно в случаях, предусмотренных Уставом (Основным законом) Волгоградской области, настоящим Законом или иными законами Волгоградской области.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, вместо "настоящим" следует читать "названным"
Статьей 6 названного Закона области установлен ряд ограничений в отношении лиц, замещающих государственные должности Волгоградской области, при которых они не вправе исполнять обязанности государственной службы. Из системного анализа названных норм следует, что при допущении нарушений положений ст. 6 Закона N 176-ОД должно следовать досрочное прекращение полномочий лица, замещающего государственную должность Волгоградской области, к которой относятся и должности председателя, заместителя (заместителей) председателя, аудиторов контрольно-счетной палаты. Однако часть 2 п. 1 ст. 25 Закона Волгоградской области N 344-ОД "О контрольно-счетной палате Волгоградской области" таких оснований не содержит.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что в случае нарушения должностными лицами контрольно-счетной палаты Волгоградской области ограничений, установленных федеральным законодательством либо в иных законах Волгоградской области и Уставе Волгоградской области, их полномочия могут быть досрочно прекращены по основаниям пп. "ж" ч. 2 п. 1 ст. 25 (выражение областной Думой недоверия в порядке, установленном законом Волгоградской области) суд находит несостоятельными, поскольку ни Закон волгоградской области N 344-ОД "О контрольно-счетной палате Волгоградской области", ни Закон Волгоградской области N 176-ОД от 27.05.1998 года "О государственных должностях Волгоградской области" не содержат норм, определяющих порядок выражения недоверия должностным лицам контрольно-счетной палаты Волгоградской области.
Такие положения содержатся в Уставе Волгоградской области, действие статей 37 и 43 которого распространяется только на главу Администрации Волгоградской области и должностных лиц администрации Волгоградской области.
Поскольку, с учетом изложенного неясно в каком порядке и в каких случаях допустимо отстранение от должности указанных должностных контрольно-счетной палаты Волгоградской области по пп. "ж" ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона Волгоградской области, положения данной правовой нормы из-за ее правовой неопределенности не исключают множественности ее толкования, что Волгоградским областным судом рассматривается как противоречие федеральному закону.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения пропущена часть текста, после "указанных должностных" следует читать "лиц"
При этом судом учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 17 июня 2004 г. N 12-П) о том, что именно нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивает единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.
На основании, изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании не соответствующей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей применению части 2 пункта 1 статьи 25 Закона Волгоградской области от 17.12.1999 года N 344-ОД "О контрольно-счетной палате Волгоградской области" удовлетворить.
Признать не действующей и не подлежащей применению с момента вступления решения суда в законную силу часть 2 пункта 1 статьи 25 Закона Волгоградской области от 17.12.1999 года N 344-ОД "О контрольно-счетной палате Волгоградской области" в той мере, в которой названная норма ограничивает основания для досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя (заместителей) председателя, аудиторов контрольно-счетной палаты Волгоградской области.
Взыскать с Волгоградской областной Думы государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.
Сообщение о принятом решении опубликовать в официальном публикаторе нормативных правовых актов Волгоградской области - газете "Волгоградская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 27 сентября 2007 г. N 3-130/2007
Текст решения официально опубликован не был