Решение Волгоградского областного суда от 18 января 2001 г. N 3-9/2001
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 апреля 2001 г. N 16-Г01-4 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
И.о. прокурора Волгоградской области в государственных и общественных интересах обратился в суд с заявлением о признании недействительным Закона Волгоградской области N 380-ОД от 28 февраля 2000 г. "О ценовой политике на территории Волгоградской области" мотивируя тем, что указанный закон противоречит федеральному законодательству и принят с превышением предоставленных Волгоградской областной Думе полномочий.
В соответствии с подпунктом "б" п. 1 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательные органы государственной власти субъектов РФ осуществляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ в пределах его полномочий.
Подпунктом "в" п. 1 ст. 27 Устава Волгоградской области областная Дума наделена правом принимать законы в пределах совместного ведения Российской Федерации и Волгоградской области.
Основы ценовой политики - предмет ведения Российской Федерации. В настоящее время по вопросам ценовой политики на федеральном уровне действующим является Указ Президента РФ N 221 от 28.02.95 г. "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции Указа N 685 от 8.07.95 г.) и изданное во исполнение этого Указа Постановление Правительства РФ N 239 от 7.03.95 г. "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с последующими изменениями).
Оспариваемый закон вводит отличный от установленного на федеральном уровне порядок регулирования цен, разграничение полномочий органов государственной власти области (законодательного и исполнительных), расширяет перечень продукции, товаров и услуг, по которым производится государственное регулирование цен, устанавливает порядок применения и взыскания экономических санкций, противоречащий федеральному законодательству.
Принятие законов области по предметам ведения Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 9, п. 4 ст. 27 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является основанием к судебному разбирательству.
В судебном заседании прокурор С.Г.П. просит суд признать закон Волгоградской области N 380-ОД от 28 февраля 2000 г. "О ценовой политике на территории Волгоградской области" (с изменениями и дополнениями, внесенными законом Волгоградской области N 488-ОД от 29.12.200-г.) противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению дополнительно пояснив, что кроме оснований указанных в заявлении прокурора от 11 апреля 2000 г., оспариваемый закон противоречит федеральному законодательству и потому, что положения преамбулы, ст. 1, ст. 4, п.п. 1 и 3 ст. 5, п. 1 ст. 6, ст. 10, п. 1 ст. 12, ст. 13, 14, 16, п. 1 ст. 21 противоречат федеральному законодательству.
Представитель Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Волгоградской области Е.С.А. заявление прокурора о признании оспариваемого закона противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению поддержал по основаниям, указанным в выступлении прокурора.
Представитель Волгоградской областной Думы К.Н.А. заявление прокурора не признала, мотивируя тем, что оспариваемый прокурором закон не противоречит федеральному законодательству, защищает граждан Волгоградской области от необоснованного завышения цен на товары и услуги, а защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Представители администрации Волгоградской области Ф.М.Г. и Г.Н.В. заявление прокурора не признали, ссылаясь на то, что закон Волгоградской области "О ценовой политике на территории Волгоградской области" принят в соответствии с Указами Президента РФ и действующими постановлениями Правительства РФ, и направлен на защиту прав граждан.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора С.Г.П., полагавшей необходимым признать оспариваемый закон противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению, суд считает заявление прокурора о признании закона Волгоградской области "О ценовой политике на территории Волгоградской области" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В п. 8 постановления N 5 от 27 апреля 1993 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" (с последующими изменениями и дополнениями) Пленум Верховного Суда РФ указал: "Правовой акт может быть признан судом противоречащим закону, если он издан органом либо должностным лицом с превышением предоставленной им законом компетенции или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства (Конституции РФ, других законов, указов, распоряжений Президента РФ, решений представительных органов власти краев, областей и т.д.)".
Согласно подп. "б" п. 1 ст. 5 ФЗ-184 от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации "- законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации".
Аналогичные полномочия Волгоградской областной Думы в области законодательного регулирования предусмотрены и ст. 22 Устава (Основного Закона) Волгоградской области.
Конституция РФ в ст.ст. 71, 72, 73 перечисляет предметы исключительного ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 71 п. "ж" Конституции РФ основы ценовой политики находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения и далее по тексту имеется в виду пункт "ж" части 1 статьи 71 Конституции РФ
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, 27 января 2000 г. Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области - приняла закон Волгоградской области N 380-ОД "О ценовой политике на территории Волгоградской области," подписанный главой администрации Волгоградской области 28 февраля 2000 г. В этот закон внесены изменения законом Волгоградской области N 488-ОД от 29 декабря 2000 г. "О внесении изменений в закон Волгоградской области от 28.02.2000 г. N 380-ОД "О ценовой политике на территории Волгоградской области". Указанный закон с внесенными в него изменениями определяет основы ценовой политики на территории Волгоградской области, что прямо вытекает из содержания преамбулы оспариваемого закона: "Настоящий Закон определяет правоотношения, складывающиеся в процессе формирования и реализации концепции ценовой политики Волгоградской области. Концепция ценовой политики Волгоградской области заключается в осуществлении регулирования и контроля за процессом ценообразования на территории Волгоградской области.".
Таким образом оспариваемый прокурором закон принят Волгоградской областной Думой с превышением предоставленной ей законом компетенции, то есть этот закон противоречит федеральному законодательству - ст. 5 (подп. "б" п. 1) Федерального Закона N 184 от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
С учетом изложенного закон Волгоградской области N 380-ОД от 28.02.2000 г. "О ценовой политике на территории Волгоградской области" (с последующими изменениями) должен быть признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
Довод представителя областной Думы, что областная Дума приняла концепцию ценовой политики Волгоградской области, а не основы ценовой политики нельзя признать состоятельным и служащим основанием к отклонению требований прокурора, так как основы это совокупность принципов и важнейших норм, в соответствии с которыми строится законодательство по определенной отрасли права (исходные, главные положения чего-нибудь). Оспариваемый закон, как следует из его содержания, определяет основные понятия (ст. 2), основные направления и принципы ценовой политики (ст. 3-4), сферу применения закона (ст. 6), права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования (ст. 10-11, 18,) механизм и методы регулирования цен (тарифов) (ст. 12-13) и другие принципы и важнейшие нормы в области законодательства о ценовой политике.
Нельзя признать состоятельным и довод представителя областной Думы, что подп. "б" п. 1 ст. 72 Конституции РФ предоставляет Волгоградской областной Думе право принять оспариваемый закон, поскольку защита прав и свобод человека и гражданина является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а закон "О ценовой политике на территории Волгоградской области" защищает граждан от необоснованного завышения цен, так как согласно п. "ж" ст. 71 Конституции РФ основы ценовой политики - предмет исключительного ведения Российской Федерации и защита прав человека и гражданина в области предмета исключительного ведения Российской Федерации (основ ценовой политики) находится в компетенции Российской Федерации.
Неубедительны и ссылки представителей областной Думы и Администрации Волгоградской области на отдельные нормативные акты федеральных органов государственной власти, предоставляющие субъектам РФ регулировать цены на отдельные виды товаров (услуг) (Указ Президента РФ N 221 от 28.02.95 г. "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) (в редакции Указа N 685 от 8.07.95 г.), Постановление Правительства РФ N 239 от 7.03.95 г. "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с последующими изменениями и дополнениями), Постановления Правительства РФ N 241 от 13.03.95 г., N 867 от 3.07.99 г. и т.д.), в связи с тем, что анализ этих нормативных актов показывает, что ни одним из них субъекту РФ не предоставлено право самостоятельного регулирования основ ценовой политики. Они лишь предоставляют (делегируют) субъектам РФ право регулировать цены (тарифы) на отдельные виды (группы) товаров и услуг.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Волгоградской области удовлетворить.
Закон Волгоградской области N 380-ОД от 28 февраля 2000 г. "О ценовой политике на территории Волгоградской области" (с изменениями, внесенными Законом Волгоградской области N 488-ОД от 29 декабря 2000 г. "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 28.02.2000 г. N 380-ОД "О ценовой политике на территории Волгоградской области") признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации с подачей жалобы или протеста через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 18 января 2001 г. N 3-9/2001
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 апреля 2001 г. N 16-Г01-4 настоящее решение оставлено без изменения