Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу начальника Управления
от 29.12.2009 г. N 663
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Волгоградской области "Предоставление социально-психологических услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации"
1. Область применения
Настоящий государственный стандарт социального обслуживания населения Волгоградской области распространяется на все государственные учреждения социального обслуживания, иные организации, независимо от их форм собственности, предоставляющие государственные социально-психологические услуги гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее - учреждения), и устанавливает требования к порядку и условиям предоставления этих услуг.
2. Термины и определения
2.1. Потребителями государственных услуг являются:
клиенты учреждений (или их законные представители), имеющие проблемы социально-психологического характера (далее - клиенты);
граждане, нуждающиеся в социально-психологических услугах разового характера (далее - получатели услуг).
2.2. Процесс оказания социально-психологических услуг - совершение специалистом (группой специалистов) учреждения определенной последовательности действий и/или принятие определенных решений, направленных на решение социально-психологических проблем клиента/получателя услуг.
2.3. Социально-психологическая услуга - социальная услуга, направленная на содействие клиентам/получателям услуг в улучшении их психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности.
2.4. Социально-психологические услуги предоставляются в следующих формах:
социально-психологическое и психологическое консультирование;
психологическая диагностика и обследование личности;
психологическая коррекция;
психотерапевтическая помощь;
оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов;
психологические тренинги;
проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь;
психологическое просвещение;
социально-психологический патронаж.
2.5. Настоящий стандарт разработан в соответствии с требованиями следующих национальных стандартов:
ГОСТ Р 52884-2007 "Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам";
ГОСТ Р 52885-2007 "Социальные услуги семье";
ГОСТ Р 52888-2007 "Социальные услуги детям";
ГОСТ Р 53058-2008 "Социальные услуги гражданам пожилого возраста";
ГОСТ Р 52886-2007 "Социальные услуги женщинам";
ГОСТ Р 53059-2008 "Социальные услуги инвалидам".
3. Содержание социально-психологических услуг и требования к их предоставлению
3.1. Социально-психологическое и психологическое консультирование
3.1.1. Социально-психологическое и психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента/получателя услуг о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом/получателем услуг внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем.
3.1.2. Минимальные требования к предоставлению социально-психологического и психологического консультирования:
выявление в ходе беседы (не менее 30 минут, в сложных ситуациях - до 90 минут) психологических проблем, стоящих перед клиентом/получателем услуг, оказание помощи в формулировании запроса;
оказание помощи клиенту/получателю услуг в выявлении сути его проблем и осуществление содействия ему в определении возможных путей их решения;
определение реакции клиента/получателя услуг на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;
разработка совместно с клиентом/получателем услуг рекомендаций по решению стоящих перед ним психологических проблем.
3.1.3. Требования повышенного качества к предоставлению социально-психологического и психологического консультирования:
осуществление посреднических действий между клиентом и другими специалистами, службами, учреждениями, оказывающими социально-психологические услуги (телефонные переговоры, личные встречи, письменное ходатайство, направление на консультацию, диагностику и иные действия).
3.1.4. Условия предоставления социально-психологического и психологического консультирования:
специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности "Психология" (психолог, педагог-психолог);
услуга предоставляется в помещении, в котором имеются мягкие стулья/кресла/диван для клиента/получателя услуг и отсутствуют посторонние лица и шумы;
у специалиста, предоставляющего услугу, имеется список учреждений, служб, оказывающих психологическую помощь населению (на бумажных/электронных носителях).
3.1.6. Результат предоставления социально-психологического и психологического консультирования:
выявлены психологические проблемы, стоящие перед клиентом/получателем услуг, и определены возможные пути их решения;
клиенту/получателю услуг оказана помощь в раскрытии, мобилизации внутренних ресурсов и решении социально-психологических проблем;
в ходе консультации произошло разрешение или снижение актуальности психологической проблемы, субъективное облегчение эмоционального состояния.
Нумерация пунктов подраздела 3.1 раздела 3 настоящего приложения приводится в соответствии с источником
3.2. Психологическая диагностика и обследование личности
3.2.1. Психологическая диагностика и обследование личности - социально-психологическая услуга, заключающаяся в выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента/получателя услуг, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений.
3.2.2. Минимальные требования к проведению психологической диагностики и обследования личности:
определение направлений психологической диагностики (психическое, возрастное, личностное, межличностное, интеллектуальное, профориентационное, социальное);
выбор диагностических методик и подбор диагностического инструментария;
проведение диагностических процедур;
обработка результатов диагностики, составление психологического заключения и определение в случае необходимости прогноза дальнейшего развития и направления психологической коррекции;
определение в случае необходимости сроков проведения повторной (итоговой) диагностики клиента/получателя услуг;
предоставление результатов диагностики и обследования личности по запросу клиента/получателя услуг.
Продолжительность психодиагностики и обследования личности как индивидуальной, так и групповой составляет до 90 минут.
3.2.3. Требование повышенного качества к проведению психологической диагностики и обследования личности:
проведение комплексного динамического социально-психологического обследования клиента/получателя услуг с фиксированием результатов динамики изменений.
3.2.4. Условия проведения психологической диагностики и обследования личности:
специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог, медицинский психолог) или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности "Психология";
услуга предоставляется в помещении, в котором имеются мягкие стулья/кресла/диван для клиента/получателя услуг, отсутствуют посторонние лица и шумы, имеется компьютерное оборудование (в случае использования компьютерных методик);
у специалиста, оказывающего услугу, имеется набор диагностических методик и диагностического инструментария (бланки анкет, опросников и наблюдений, тесты, карточки, методические рекомендации по обработке полученных результатов) в соответствии с возрастными особенностями клиентов;
специалист фиксирует результаты проведения психологической диагностики и обследования личности в рабочей документации учреждения.
3.2.6. Результат проведения психологической диагностики и обследования личности:
произведена оценка психического состояния клиента/получателя услуг;
проанализированы индивидуальные особенности личности клиента/получателя услуг, влияющие на отклонения в его поведении, и взаимоотношения с окружающими людьми;
собрана необходимая информация для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных, реабилитационных или профилактических мероприятий с клиентом/получателем услуг.
Нумерация пунктов подраздела 3.2 раздела 3 настоящего приложения приводится в соответствии с источником
3.3. Психологическая коррекция
3.3.1. Психологическая коррекция - социально-психологическая услуга, заключающаяся в психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента/получателя услуг с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента/получателя услуг.
3.3.2. Минимальные требования к проведению психологической коррекции:
определение в соответствии с результатами проведенной психологической диагностики и обследования личности основных направлений психологической коррекции;
выбор коррекционных методик, форм и методов работы с клиентом/получателем услуг;
разработка плана индивидуальной коррекционной работы с клиентом/получателем услуг;
подбор необходимого материала для проведения коррекционных мероприятий;
проведение коррекционных мероприятий в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы.
3.3.3. Требования повышенного качества к проведению психологической коррекции:
привлечение специалистов других учреждений и ведомств для разработки коррекционной программы или оценки результативности проводимых занятий (при необходимости);
проведение коррекционных мероприятий в специальных помещениях (комната с ковровым покрытием, сенсорная комната, комната психологической разгрузки и пр.);
проведение коррекционных мероприятий с использованием специального оборудования (модульное оборудование, аудио- и видеомагнитофон с набором кассет, зеркала, компьютерное оборудование и пр.).
3.3.4. Условия проведения психологической коррекции:
специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог, медицинский психолог) или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности "Психология";
услуга предоставляется в помещении, в котором имеются мягкие стулья/кресла/диван для клиента/получателя услуг, отсутствуют посторонние лица и шумы;
у специалиста имеется фонд материалов и оборудования, которые необходимо использовать в ходе проведения коррекционных мероприятий в соответствии с методиками их проведения;
специалист использует изданные и/или утвержденные методики (инструкции, программы и пр.) по организации коррекционных занятий с клиентом/получателем услуг в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями;
специалист фиксирует результаты проведения психологической коррекции в рабочей документации учреждения.
3.3.5. Результатом проведения психологической коррекции является достижение задач, поставленных в плане индивидуальной коррекционной работы клиента/получателя услуг.
3.4. Психотерапевтическая помощь
3.4.1. Психотерапевтическая помощь - социально-психологическая услуга, заключающаяся в психологических воздействиях в системе "психолог-клиент", направленных на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов.
3.4.2. Минимальные требования к оказанию психотерапевтической помощи:
знакомство с индивидуальными эмоционально-волевыми и физиологическими особенностями клиента, применяемыми им медикаментозными средствами, режимом питания клиента, показателями артериального давления в покое, характерологическими и личностными особенностями клиента и иных# характеристиками;
выявление в ходе беседы проблем, стоящих перед клиентом, оказание помощи в формулировании запроса клиентом;
определение во время беседы психического состояния клиента, его эмоциональных реакций на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;
определение направлений психотерапевтической помощи клиенту, выбор психотерапевтических техник работы с клиентом;
определение организационных моментов (общее количество психотерапевтических сеансов, частота сеансов в неделю, их продолжительность), составление индивидуального графика;
определение сроков и форм проведения контрольных наблюдений по итогам работы с клиентом;
ознакомление клиента с планом предстоящей работы (под подпись), выяснение его мнения и пожеланий;
проведение психотерапевтических сеансов с клиентом в соответствии с индивидуальным графиком.
3.4.3. Требования повышенного качества к оказанию психотерапевтической помощи:
обучение клиента навыкам саморегуляции и самостоятельного решения возникающих проблем;
разработка практических рекомендаций для самостоятельной работы клиента дома между сеансами.
3.4.4. Условия оказания психотерапевтической помощи:
специалист, предоставляющий услугу, имеет высшее медицинское образование специалиста со специализацией "Психиатрия", "Психотерапия";
для предоставления услуги используется специально оборудованное помещение для проведения психотерапевтических сеансов (приглушенный свет, отсутствие посторонних шумов и раздражителей; мягкая мебель: кресла, диваны; ковровое покрытие и пр.);
специалист осуществляет свою деятельность в соответствии с имеющейся в учреждении инструкцией о порядке и правилах оказания психотерапевтической помощи клиентам;
специалист фиксирует результаты оказания психотерапевтической помощи в рабочей документации учреждения.
3.4.5. Результат оказания психотерапевтической помощи - способствование эффективному решению клиентами проблем, лежащих в основе их жизненных трудностей и личностных конфликтов, преодоление острой психотравмирующей или стрессовой ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику клиентов, социальная адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта.
3.5. Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов
3.5.1. Психологическая помощь - социально-психологическая услуга, заключающаяся в способствовании формированию у клиента/получателя услуг мотивации к активности, в поддержке жизненного тонуса, в создании условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении развитии личности клиента/получателя услуг.
3.5.2. Минимальные требования к оказанию психологической помощи:
выявление проблем, лежащих в основе психологического дискомфорта клиента/получателя услуг, в процессе беседы, общения, выслушивания;
первичное снятие негативных последствий травмирующей ситуации, возникшей проблемы путем подбадривания, мотивации к активности;
направление клиента/получателя услуг к специалисту (при необходимости).
Продолжительность психологической помощи составляет не менее 10 минут.
3.5.3. Требования повышенного качества к оказанию психологической помощи:
создание условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента/получателя услуг;
формирование у клиентов/получателей услуг потребности в психологических знаниях и желания использовать их для работы над собой и своими проблемами, создание условий для полноценного психического развития личности.
3.5.4. Условия оказания психологической помощи:
психологическая помощь может быть оказана:
специалистом учреждения (если оказываются услуги по минимальным требованиям);
специалистом, имеющим высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог) или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности "Психология" (если оказываются услуги по требованиям повышенного качества);
специалист фиксирует факт оказания психологической помощи в рабочей документации учреждения.
3.5.5. Результат оказания психологической помощи:
оказание своевременной поддержки клиенту/получателю услуг, направленной на предупреждение возможных отклонений в психике, создание условий для полноценного психического развития личности.
3.6. Психологический тренинг
3.6.1. Психологический тренинг - социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым условиям.
3.6.2. Минимальные требования к проведению психологического тренинга:
определение тематики, формы и технологии проведения психологического тренинга;
определение организационных моментов (частота проведения тренинговых занятий, продолжительность тренинга и др.);
подбор необходимого материала для проведения психологического тренинга;
проведение психологического тренинга;
создание атмосферы психологической безопасности и свободы общения между участниками тренинга.
3.6.3. Требования повышенного качества к проведению психологического тренинга:
привлечение специалистов и экспертов из других учреждений для формирования и реализации программы тренинга;
проведение дополнительного тренинга с ближайшим окружением клиента/получателя услуг;
привлечение супервизора для оценки результативности тренинга;
проведение мониторинга результатов изменения поведения, эмоционального и личностного статуса клиента/получателя услуг в процессе и по окончании каждого тренинга.
3.6.4. Условия проведения психологического тренинга:
специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог, медицинский психолог) или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности "Психология" (в документе об образовании имеет отметку о наличии знаний по проведению психологических тренингов или имеется соответствующий сертификат на право проведения тренингов), владеет технологиями проведения тренингов в соответствии с возрастными особенностями и проблемами клиентов/получателей услуг;
услуга предоставляется в помещении, в котором имеются стулья по количеству участников тренинга, отсутствуют посторонние шумы и раздражители;
специалист использует изданные и/или утвержденные методики (инструкции, программы и пр.) по проведению психологических тренингов;
у специалиста имеется фонд наглядных материалов и инструментов, которые необходимо использовать в ходе проведения психологических тренингов в соответствии с методиками их проведения;
специалист фиксирует результаты проведения психологического тренинга в рабочей документации учреждения.
3.6.5. Результат проведения психологического тренинга:
снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, ощущения единственности и уникальности собственных трудностей у граждан;
привитие социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности;
формирование личностных предпосылок, новых умений и навыков, расширяющих способность для адаптации к изменяющимся условиям.
3.7. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения
3.7.1. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения - социально-психологическая услуга, направленная на оказание клиенту помощи в выходе из состояния дискомфорта (если оно есть), поддержку и укрепление психического здоровья, повышение стрессоустойчивости, уровня психологической культуры.
3.7.2. Минимальные требования к проведению занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения:
разработка тематических планов и/или программ работы групп взаимоподдержки, клубов общения;
курирование/руководство группами взаимоподдержки, клубами общения;
проведение занятий в группах, клубах общения в соответствии с тематическими планами или программами.
3.7.3. Требования повышенного качества к проведению занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения:
использование разнообразных форм работы и технического оборудования в ходе проведения занятий;
приглашение для участия в заседаниях/занятиях специалистов других профилей, известных людей.
3.7.4. Условия предоставления услуги:
специалист, оказывающий услугу, имеет среднее специальное или высшее психологическое или педагогическое образование;
услуга предоставляется в помещении, в котором имеются стулья по количеству участников занятий, отсутствуют посторонние шумы и раздражители;
специалист оказывает услуги в соответствии с планами и/или программами и расписанием проведения занятий;
имеется необходимое техническое оборудование;
специалист фиксирует результаты проведения занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения в рабочей документации учреждения.
3.7.5. Результат проведения занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения - оказание помощи клиентам в выходе из состояния дискомфорта (если оно есть), поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения.
3.8. Экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь
3.8.1. Экстренная психологическая (в том числе по телефону) помощь - это социально-психологическая услуга, заключающаяся в воздействии на клиента/группу лиц, находящихся в кризисном или остром психологическом состоянии, направленном на развитие умения справляться с изменившимися условиями жизни, принятие на себя ответственности, поддержку самоэффективности.
Экстренная медико-психологическая помощь оказывается только медицинским психологом и в тех случаях, когда клиенту предоставляется экстренная психологическая помощь в сочетании с использованием медикаментов, способных активизировать собственные защитные силы организма, стимулировать иммунные процессы, воздействовать на регуляторные функции.
3.8.2. Экстренная психологическая помощь может предоставляться как по телефону, так и в процессе очной индивидуальной и групповой работы с людьми, пережившими катастрофу или трагическое событие (далее - очная работа).
Медико-психологическая помощь предоставляется в процессе очной работы.
3.8.3. Экстренная психологическая помощь по телефону (в рамках службы "Телефон доверия").
3.8.3.1. Требования к оказанию экстренной психологической помощи по телефону:
выслушивание проблем получателя услуг;
снятие в ходе беседы состояния острого психологического дискомфорта/стресса, снижение психологического дискомфорта и уровня агрессии/страха получателя услуг;
определение способов преодоления трудной жизненной ситуации, решения проблемы.
3.8.3.2. Условия оказания экстренной психологической помощи по телефону:
имеется многоканальная телефонная связь;
телефон работает круглосуточно;
соблюдаются принципы анонимности и конфиденциальности обращений;
специалист, предоставляющий услугу, имеет высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог, медицинский психолог) или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности "Психология" и специальную подготовку в области психологического консультирования по телефону экстренной психологической помощи; работа специалиста, не имеющего достаточного опыта, осуществляется под наблюдением супервизора;
услуги фиксируются в специальных журналах с использованием кодификатора обращений.
3.8.3.3. Результат оказания экстренной психологической помощи по телефону:
безотлагательное содействие в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов получателя услуг для выхода из кризисного состояния;
восстановление контроля получателя услуг над своим состоянием либо субъективное облегчение его эмоционального состояния;
расширение у получателя услуг диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудной ситуации, укрепление уверенности в себе.
3.8.4. Оказание экстренной психологической и медико-психологической помощи в процессе очной работы.
3.8.4.1. Требования к оказанию экстренной психологической и медико-психологической помощи в процессе очной работы:
обсуждение ситуации с клиентом/получателем услуг;
снятие в ходе беседы состояния острого психологического стресса, снижение психологического дискомфорта и уровня страха;
определение способов преодоления трудной жизненной ситуации, решения проблемы.
3.8.4.2. Условия оказания экстренной психологической и медико-психологической помощи в процессе очной работы:
психологическая помощь оказывается безотлагательно в момент возникновения ситуации, в т.ч. по заявке МЧС;
специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог, медицинский психолог) или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности "Психология", опыт работы (не менее года) в области очного психологического консультирования;
специалист фиксирует результаты проведения экстренной психологической помощи в рабочей документации учреждения.
3.8.4.3. Результат оказания экстренной психологической и медико-психологической помощи в процессе очной работы:
клиенту/получателю услуг оказана безотлагательная помощь в мобилизации его духовных, физических, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, в т.ч. уменьшения внутреннего смятения, восстановления контроля над своим состоянием либо облегчения собственного эмоционального состояния, создания фундамента для принятия пережитого горя.
3.9. Социально-психологический патронаж
3.9.1. Социально-психологический патронаж - социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психологического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им при необходимости социально-психологической помощи.
3.9.2. Минимальные требования к проведению социально-психологического патронажа:
оповещение клиента о времени и цели визита;
посещение клиента в соответствии с планом-графиком посещений;
определение необходимости предоставления клиенту социально-психологических услуг;
осуществление посреднических действий между клиентом и другими специалистами, службами в случае необходимости оказания срочной психологической помощи клиенту.
3.9.3. Требования повышенного качества к проведению социально-психологического патронажа:
приглашение на дом к клиенту специалистов учреждения с целью решения его психологических проблем в домашних условиях (для клиентов, обслуживаемых в стационарных условиях, - в условиях проживания);
осуществление патронажа с использованием телефонной связи.
3.9.4. Условия проведения социально-психологического патронажа:
специалист, предоставляющий услугу, имеет высшее педагогическое или психологическое образование или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности "Психология";
специалист осуществляет социально-психологический патронаж в соответствии с планом-графиком посещений клиента;
специалист фиксирует результаты проведения социально-психологического патронажа в рабочей документации учреждения.
3.9.5. Результат социально-психологического патронажа:
клиенты вовлечены в позитивную контактную среду;
на основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивается своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить их трудную жизненную ситуацию, и создаются условия для своевременного оказания социально-психологической помощи клиенту.
3.10. Психологическое просвещение
3.10.1. Психологическое просвещение - это социально-психологическая услуга, направленная на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям, повышение уровня психологической культуры.
3.10.2. Минимальные требования к психологическому просвещению:
организуются и проводятся беседы, лекции, встречи с клиентами/получателями услуг с целью формирования у них потребности в психологических знаниях (основах самопознания, самовоспитания, знакомства с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития и пр.) и их использования в интересах развития собственной личности или в интересах близких людей;
психологическая информация предоставляется клиентам/получателям услуг в виде раздаточных печатных материалов (буклетов, бюллетеней, листовок и т.д.).
3.10.3. Требования повышенного качества к психологическому просвещению:
психологическое просвещение осуществляется с учетом пожеланий клиентов/получателей услуги;
осуществляется популяризация и разъяснение результатов новейших психологических исследований;
психологическое просвещение осуществляется с использованием средств массовой информации (газеты, радио, телевидение, Интернет);
психологическое просвещение осуществляется с использованием современных технических средств;
психологическое просвещение осуществляется на месте работы/учебы/проживания получателей услуг в ходе выездной работы;
учреждение осуществляет психологическое просвещение в соответствии с утвержденными планами работы и договорами с ведомствами, учреждениями, органами местного самоуправления и пр.;
осуществляется подбор и предоставление во временное пользование клиенту книжной продукции, видео-аудио-материалов по интересующим его психологическим вопросам.
3.10.4. Условия проведения психологического просвещения:
у специалиста, предоставляющего услугу, имеется высшее педагогическое, психологическое образование или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности "Психология";
в учреждении при необходимости имеется в наличие книжная продукция, видео-аудио-материалы психологической направленности для предоставления во временное пользование клиентам;
в учреждении имеется раздаточная печатная продукция (буклеты, бюллетени, листовки и т.д.) психологической направленности;
в учреждении имеется транспортное средство для осуществления выездной работы;
специалист фиксирует факт проведения психологического просвещения в рабочей документации учреждения.
3.10.5. Результат психологического просвещения:
повышение уровня психологической культуры, предполагающей интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных проблемах, переживаниях, поступках и пр.;
создание условий для полноценного психического развития личности клиентов/получателей услуг и предупреждению возможных отклонений в психике, становлении и развитии личности на определенном возрастном этапе;
укрепление психического здоровья, повышение стрессоустойчивости и психической защищенности.
4. Порядок и условия предоставления социально-психологических услуг
4.1. Порядок предоставления социально-психологических услуг.
4.1.1. Социально-психологические услуги клиентам предоставляются в порядке, определенном в учреждении нормативными документами, которые регулируют его деятельность.
4.1.2. Социально-психологические услуги получателям услуг предоставляются на основании их личного обращения (или их законных представителей) в устной форме.
В ходе предоставления социально-психологических услуг группе получателей услуг личного обращения не требуется. Предоставление услуг осуществляется на основании заключенных договоров о сотрудничестве с учреждениями, на базе которых проводятся мероприятия, или утвержденных графиков выездной работы (за исключением случаев, носящих экстренный характер).
4.1.3. Социально-психологические услуги предоставляют при условии добровольного согласия граждан на их получение, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном действующим законодательством порядке недееспособными, дают их законные представители. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимают органы опеки и попечительства.
Допускается анонимное обращение граждан для получения услуг (обращение на личный прием, по телефону, факсу, через сеть Интернет, по почте и т.д.).
4.1.4. Основаниями для отказа в предоставлении социально-психологических услуг являются:
а) алкогольное или наркотическое опьянение гражданина (кроме телефонного консультирования);
б) нахождение запрашиваемой услуги за рамками компетенции специалистов учреждения;
в) неэтичное или агрессивное поведение клиента.
В случае отказа по подпунктам "а" и "в" настоящего пункта необходимо составить протокол, подписанный не менее чем двумя специалистами, в котором будет подтверждено основание для отказа. В случае оказания услуги по телефону экстренной психологической помощи специалистом составляется докладная на имя руководителя учреждения.
4.1.5. Обязательным для предоставления социально-психологических услуг является выполнение следующих действий:
установление контакта с клиентом/получателем услуг;
в случае необходимости изучение иных документов клиента и рекомендаций иных специалистов, работающих с клиентом;
определение в ходе беседы реакции клиента/получателя услуг на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;
внесение сведений о предоставлении социально-психологических услуг клиенту/получателю услуг в утвержденную рабочую документацию учреждения (документы клиента, журналы учета).
4.1.6. Клиент имеет право отказаться от предоставления социально-психологических услуг по собственному желанию на любом этапе и в любой приемлемой для него форме.
4.2. Обеспечение доступности социально-психологических услуг.
4.2.1. Гражданин имеет возможность получить социально-психологическую услугу в любом учреждении социального обслуживания населения, предоставляющем такие услуги.
4.2.2. Социально-психологическая услуга предоставляется в течение времени, определенного Правилами внутреннего трудового распорядка, режимом работы специалиста.
4.2.3. Доступ гражданина, имеющего явные признаки нарушения эмоционального состояния, к специалисту обеспечивается незамедлительно.
4.2.4. Гражданин имеет возможность обратиться к специалисту по предварительной записи в удобное для себя и согласованное со специалистом время.
4.3. Обеспечение прав клиента на конфиденциальность.
4.3.1. Учреждение гарантирует обеспечение гражданских прав клиентов/получателей услуг. Информация о клиентах - получателях социально-психологических услуг хранится таким образом, что не допускает ее использование посторонними лицами.
4.3.2. Распространение частичной или полной информации осуществляется только в интересах клиента/получателя услуг и с его согласия или согласия его законного представителя (если это не связано с преступлением или угрозой жизни и здоровью самого клиента/получателя услуг или других лиц), а также в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
4.3.3. Хранение документов и информации о клиентах/получателях услуг осуществляется в специально отведенном защищенном месте (архивных шкафах), система паролей защищает электронную базу данных на клиентов/получателей услуг.
4.3.4. Клиенту/получателю услуг обеспечивается возможность получения услуги анонимно с использованием шифров и кодов при оформлении документации.
4.3.5. Процедура контроля за оформлением и хранением документов осуществляется регулярно.
4.4. Учреждение соблюдает требования к:
ведению документации, в соответствии с которой работает учреждение;
условиям размещения учреждения;
укомплектованности учреждения специалистами и их квалификации;
оснащению учреждения специальным и табельным оборудованием;
информированию граждан об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам;
осуществлению контроля за оказанием социальных услуг;
качеству всех видов социальных услуг;
перечню прав граждан в ходе социального обслуживания;
конфиденциальности предоставления услуг,
которые утверждены в государственных стандартах социального обслуживания населения Волгоградской области "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг", "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг", "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания".
4.5. В учреждении осуществляется внутренний контроль за качеством предоставления социально-психологических услуг.
5. Показатели исполнения требований стандарта
5.1. Имеются документы, подтверждающие профессиональный уровень специалистов, оказывающих социально-психологические услуги.
5.2. Имеются изданные и/или утвержденные методики предоставления социально-психологических услуг.
5.3. Имеется# необходимые материалы и оборудование для предоставления социально-психологических услуг (согласно утвержденным методикам).
5.4. Имеются записи в рабочей документации учреждения/специалиста о предоставляемых социально-психологических услуг# клиенту/получателю услуг.
5.5. Имеются договоры или планы совместной работы (если услуги предоставляются совместно с другими учреждениями и организациями).
5.6. Отсутствуют жалобы со стороны граждан на нарушение установленных требований по доступности социально-психологических услуг.
5.7. Утверждены Правила внутреннего трудового распорядка и график работы специалистов, оказывающих социально-психологические услуги.
Правила внутреннего трудового распорядка, график работы специалистов и книга жалоб и предложений находятся в доступном для клиентов месте.
5.8. Существует утвержденный перечень документов на клиентов/получателей услуг и порядок их оформления и хранения.
5.9. Существуют сейфы/архивные шкафы для хранения документов, установлены пароли для защиты электронной базы данных.
5.10. Имеется набор шифров и кодов, используемые для оформления документов.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 29 декабря 2009 г. N 663 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.