Решение Волгоградского областного суда от 27 июля 2007 г. N 3-112/2007
(извлечение)
Именем Российской Федерации
См. также определение Волгоградского областного суда от 27 июля 2007 г. N 3-112/2007
Исполняющий обязанности прокурора Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать частично противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закон Волгоградской области N 1442-ОД от 10 апреля 2007 года "О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области".
В обоснование требований прокурором указано на то, что положения части 1 статьи 1 и абзаца 3 части 2 статьи 10 оспариваемого Закона, поставившие право граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на получение мер социальной поддержки в зависимость от наличия регистрации на территории Волгоградской области, противоречат статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры К.Е.П. заявленные требования поддержала и просила об их удовлетворении судом. От требований в части признания недействительным, недействующим и не подлежащим применению абзаца 3 части 2 статьи 10 Закона области N 1442-ОД отказалась, поскольку Законом Волгоградской области от 06.06.2007 N 1483-ОД в статью 10 были внесены изменения и она приведена в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Отказ прокурора от части заявленных требований принят судом и гражданское дело в оговоренной части производством прекращено.
Представитель Волгоградской областной Думы Р.И.И., действующий на основании доверенности, требования о признании недействующим и не подлежащим применению части 1 статьи 1 в части слов "имеющих регистрацию по месту жительства" признал полностью.
Выслушав объяснения заинтересованных лиц. исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Из материалов дела следует, что Волгоградской областной Думой 15 марта 2007 года был принят, 10 апреля 2007 года подписан главой Администрации Волгоградской области Закон Волгоградской области N 1442-ОД "О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области". Названный Закон опубликован в газете "Волгоградская правда", N 70, 18.04.2007 года и вступил в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
Названный Закон в настоящий момент действует в редакции Закона Волгоградской области от 06.06.2007 N 1483-ОД.
Из его Преамбулы следует, что Закон определяет организационные основы для проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми и регулирует отношения по предоставлению им денежных выплат и иных мер социальной поддержки.
Согласно части 1 статьи 1 оспариваемого Закона Волгоградской области его действие распространяется на граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Волгоградской области, имеющих регистрацию по месту жительства.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2).
Ни один из нормативных правовых актов федерального уровня не связывает наличие регистрации гражданина на территории субъекта Российской Федерации с правом на получение социальной помощи государства.
Учитывая вышеприведенные положения, суд приходит к выводу, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подтвержденной в постановлениях от 25.04.1995 года N 3-П, от 04.04.1996 года N 9-П, от 15.01.1998 года N 2-П, согласно которой регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и не может служить основанием ограничения их прав и свобод.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Волгоградская областная Дума в нарушение вышеприведенных норм законов в части 1 статьи 1 оспариваемого Закона признала наличие регистрации по месту жительства в качестве обязательного условия реализации семьями с детьми права на получение адресной социальной поддержки.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 191-194, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Волгоградской области N 1442-ОД от 10 апреля 2007 года "О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области" удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу часть 1 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1442-ОД от 10 апреля 2007 года "О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области" в части слов "имеющих регистрацию по месту жительства".
Сообщение о принятом решении по его вступлении в законную силу опубликовать в газете "Волгоградская правда".
Взыскать с Волгоградской областной Думы государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 27 июля 2007 г. N 3-112/2007
Текст решения официально опубликован не был