Решение Волгоградского областного суда от 3 сентября 2007 г. N 3-128/2007
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Преамбулы, статей 1, 2 и 7 Закона Волгоградской области от 09.07.2003 года N 844-ОД "О порядке регистрации трудового договора с работодателем - физическим лицом".
В обоснование требований указано на то, что преамбула оспариваемого нормативного правового акта, установившая, что указанный Закон области определяет порядок и условия регистрации органами местного самоуправления трудового договора с работодателем - физическим лицом, статьи 1 и 2 Закона, принятые в развитие положений преамбулы и возложившие обязанность по регистрации трудового договора на работодателя - физическое лицо, законодательно закрепившие в качестве органов, осуществляющих регистрацию трудового договора с работодателем - физическим лицом, структурное подразделение или должностное лицо органа местного самоуправления, статья 7 Закона, обязавшая органы местного самоуправления направлять сведения о зарегистрированных трудовых договорах в соответствующие органы, осуществляющие пенсионное и социальное страхование граждан, противоречат действующему федеральному законодательству.
Так, в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодателями - физическими лицами признаются как физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так и физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Согласно ч. 4 ст. 303 Трудового кодекса РФ, введенной в действие Федеральным законом N 90-ФЗ от 30.06.2006 г., только работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).
Вместе с тем, как считает первый заместитель прокурора Волгоградской области, в преамбуле и статьях 1 и 2 оспариваемого Закона Волгоградской области обязанность по регистрации трудового договора возложена на всех работодателей - физических лиц вне зависимости от их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщик и застрахованные лица.
Из статьи 6 Федерального закона РФ "Об основах обязательного социального страхования" следует, что органы местного самоуправления могут выступать только в качестве страхователей. Таким образом, положения ст. 7 оспариваемого регионального Закона, возлагающие на органы местного самоуправления обязанность по направлению сведений о зарегистрированных трудовых договорах в соответствующие органы, осуществляющие пенсионное и социальное страхование граждан, противоречат требованиям федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры П.О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила суд Преамбулу, статьи 1 и 2 Закона в части слов "работодателем - физическим лицом", статью 7 Закона Волгоградской области от 09.07.2003 года N 844-ОД "О порядке регистрации трудового договора с работодателем - физическим лицом" признать не соответствующими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению.
Представитель Волгоградской областной Думы С.О.К., действующая на основании доверенности, заявленные требования признала полностью и пояснила, что представительный орган Волгоградской области намеревался в добровольном порядке устранить выявившиеся в оспариваемом Законе области противоречия. Для этого профильным комитетом Волгоградской областной Думы подготовлен законопроект "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 09.07.2003 г. N 844-ОД "О порядке регистрации трудового договора с работодателем - физическим лицом".
Выслушав объяснения прокурора Волгоградской областной прокуратуры П.О.В., представителя заинтересованного лица - Волгоградской областной Думы С.О.К., исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд находит требования, заявленные первым заместителем прокурора Волгоградской области, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При рассмотрении дела судом установлено, что Волгоградской областной Думой 19 июня 2003 года был принят, 9 июля 2003 года подписан Главой Администрации Волгоградской области Закон Волгоградской области от 09.07.2003 г. N 844-ОД "О порядке регистрации трудового договора с работодателем - физическим лицом". Текст указанного нормативного правового акта был опубликован в газете "Волгоградская правда", N 124, 15.07.2003 года.
В настоящее время оспариваемый в части Закон Волгоградской области действует в редакции Закона Волгоградской области от 09.12.2003 N 894-ОД.
В Преамбуле названного Закона указано, что он разработан в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и определяет порядок и условия регистрации органами местного самоуправления трудового договора с работодателем - физическим лицом.
В соответствии со статьей 1 Закона области регистрация трудового договора с работодателем - физическим лицом (далее - трудовой договор) осуществляется структурным подразделением или должностным лицом соответствующего органа местного самоуправления, определяемым органом местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 2 названного Закона обязанность по регистрации трудового договора возложена на работодателя - физическое лицо.
Работодатель - физическое лицо в течение десяти рабочих дней с момента заключения трудового договора с работником обязан представить документы, предусмотренные статьей 4 настоящего Закона, должностному лицу или в структурное подразделение соответствующего органа местного самоуправления, осуществляющее регистрацию трудового договора.
Нарушение работодателем - физическим лицом обязанности по регистрации трудового договора влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Из статьи 7 Закона N 844-ОД следует, что органы местного самоуправления направляют сведения о зарегистрированных трудовых договорах в соответствующие органы, осуществляющие пенсионное и социальное страхование граждан.
Положения преамбулы оспариваемого прокурором нормативного правового акта, из которых следует, что указанный Закон области определяет порядок и условия регистрации органами местного самоуправления трудового договора с работодателем - физическим лицом, статьи 1 и 2 Закона, возложившие обязанность по регистрации трудового договора на работодателя - физическое лицо, и определившие в качестве органов, осуществляющих регистрацию трудового договора с работодателем - физическим лицом, структурное подразделение или должностное лицо органа местного самоуправления противоречат действующему федеральному законодательству и, в частности, требованиям статьи 20 и части 4 статьи 303 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, статьей 20 Трудового кодекса РФ работодателями - физическими лицами признаются:
физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее - работодатели - индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей - индивидуальных предпринимателей;
физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее - работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Частью 4 статьи 303 Трудового кодекса РФ на работодателя - физическое лицо, не являющегося индивидуальным предпринимателем, возложена обязанность в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).
Анализ изложенных норм федерального законодательства (Трудового кодекса РФ) свидетельствует о том, что федеральным законодателем под работодателями - физическими лицами понимаются как физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так и физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Положения Преамбулы и статей 1 и 2 Закона области, касающиеся работодателей - физических лиц, изложены нечетко, сам Закон не содержит понятия "работодателей - физических лиц", что допускает неопределенность в толковании и применении названных норм оспариваемого прокурором нормативного правового акта.
Кроме того, возложение статьями 1 и 2 оспариваемого Закона Волгоградской области обязанности по регистрации трудового договора на всех работодателей - физических лиц вне зависимости от их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей противоречит требованиям ч. 4 ст. 303 Трудового кодекса РФ, согласно которой такая обязанность возложена только на работодателя - физическое лицо, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Положения статьи 7 оспариваемого Закона области, возложившей на органы местного самоуправления обязанность направлять сведения о зарегистрированных трудовых договорах в соответствующие органы, осуществляющие пенсионное и социальное страхование граждан, также противоречат требованиям федерального законодательства.
Так, в силу ст. 4 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
На основании статей 11, 14 указанного Федерального закона РФ обязательной является регистрация страхователей, которая осуществляется в территориальных органах страховщика. Для физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, регистрация производится по месту их жительства на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не более 30 дней со дня заключения соответствующих договоров.
Согласно п. 2 ст. 12, п. 2 ст. 9 Федерального закона РФ N 165 от 19.07.1999 г. "Об основах обязательного социального страхования" страхователи обязаны встать на учет у страховщика в порядке, установленном федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения и далее по тексту допущены опечатки, дату и номер Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" следует читать как 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ
Статьей 6 названного Федерального закона РФ предусмотрено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Анализ положений Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. свидетельствует о том, что информационное обеспечение органов, осуществляющих пенсионное и социальное страхование граждан, к вопросам местного значения не отнесено.
В силу ст. 1 Федерального закона РФ N 165 от 19.07.1999 г. "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Статьей 1 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, обязательное социальное и пенсионное страхование является частью государственной системы и государственного регулирования, отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Вместе с тем в силу положений п. 2 ч. 2 ст. 19 указанного Федерального закона РФ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Из п. 5 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, должно осуществляться только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также то, что в силу указанных выше федеральных законов органы местного самоуправления могут выступать лишь в качестве страхователей, возложение на указанные органы обязанности направлять сведения о зарегистрированных трудовых договорах в соответствующие органы, осуществляющие пенсионное и социальное страхование граждан, без выделения соответствующих финансовых средств незаконно и противоречит действующему федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах требования первого заместителя прокурора Волгоградской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании, изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Преамбулы, статей 1, 2 и 7 Закона Волгоградской области от 09.07.2003 года N 844-ОД "О порядке регистрации трудового договора с работодателем - физическим лицом" удовлетворить.
Признать Преамбулу, статьи 1 и 2 Закона Волгоградской области от 09.07.2003 года N 844-ОД "О порядке регистрации трудового договора с работодателем - физическим лицом" в части слов "работодателем - физическим лицом", статью 7 Закона Волгоградской области от 09.07.2003 года N 844-ОД "О порядке регистрации трудового договора с работодателем - физическим лицом" не соответствующими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Волгоградской областной Думы государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.
Сообщение о принятом решении опубликовать в официальном публикаторе нормативных правовых актов Волгоградской области - газете "Волгоградская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 3 сентября 2007 г. N 3-128/2007
Текст решения официально опубликован не был