Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 14 февраля 2012 г. N 58/2320
Рекомендации
круглого стола по вопросу лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении граждан, проживающих на территории Волгоградской области
Лекарственное обеспечение граждан является важнейшей частью медицинской помощи. Полное и своевременное лекарственное обеспечение непосредственно влияет на качество медицинской помощи. В связи с этим органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации лекарственного обеспечения граждан.
В настоящее время лекарственное обеспечение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, организуется по нескольким направлениям. За счет средств федерального бюджета осуществляется бесплатное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом от 17 июня 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и бесплатное лекарственное обеспечение больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в Российской Федерации".
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего приложения допущена опечатка, дату названного Федерального закона N 178-ФЗ следует читать как 17 июля 1999 г.
В Волгоградской области за счет средств областного бюджета до 2011 года осуществлялось бесплатное лекарственное обеспечение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями. В настоящее время законодательством Волгоградской области значительно расширен перечень категорий граждан, которым предоставляется бесплатное и льготное лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях. Группы населения и категории заболеваний определены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", за исключением тех категорий граждан, лекарственное обеспечение которых финансируется за счет средств федерального бюджета.
Следует отметить, что в настоящее время законодательство Российской Федерации недостаточно четко регламентирует разграничение полномочий по лекарственному обеспечению граждан между федеральным уровнем и уровнем субъекта Российской Федерации. Все направления лекарственного обеспечения регламентируются различными нормативными правовыми актами - Федеральным законом "О государственной социальной помощи", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в Российской Федерации", ежегодными постановлениями Правительства Российской Федерации "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". Ряд положений вышеуказанных нормативных правовых актов не коррелированы между собой, что создает сложности при их реализации.
Лекарственное обеспечение в рамках Федерального закона "О государственной социальной помощи" на территории Волгоградской области сталкивается с рядом проблем, свидетельствующих о несовершенстве самой системы лекарственного обеспечения. В системе не работает изначально заложенный страховой принцип, так как большинство граждан воспользовались правом на замену социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами денежной компенсацией. Общий размер субвенций субъектам Российской Федерации определяется исходя не из реальной нуждаемости льготников в лекарственных препаратах, а на основе численности льготников, не отказавшихся от социальной услуги; норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина составил в 2011 году всего 570 рублей, в 2012 году установлен норматив в размере 604 рублей.
Многочисленные жалобы граждан на недостаточный объем и несвоевременность обеспечения лекарственными препаратами свидетельствует о низкой эффективности данной системы лекарственного обеспечения.
Проблемы лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении граждан в Волгоградской области связаны также и с недостатками в деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области по организации лекарственного обеспечения. Прокуратурой Волгоградской области и Управлением Росздравнадзора по Волгоградской области выявляются многочисленные факты нарушений законодательства при проведении закупок лекарственных средств, нарушений Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 785, нарушений порядка выписки рецептов на лекарственные препараты. Имеют место факты необоснованно длительного необеспечения граждан лекарственными препаратами, несвоевременного формирования учреждениями здравоохранения заявки на получение лекарственных препаратов, необоснованного невключения льготников в список лиц, находящихся на лекарственном обеспечении, несвоевременного оприходования поступающих в аптечные учреждения препаратов.
Эффективность лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении граждан, осуществляемого за счет средств областного бюджета, зависит от объема выделенных на эти цели ассигнований. Следует отметить, что в последние годы расходы областного бюджета на бесплатное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан увеличиваются. Так, в 2008 году объем финансирования составил 102,6 млн. рублей, в 2009 году - 113,4 млн. рублей, в 2010 году - 116,5 млн. рублей, в 2011 году - 181,5 млн. рублей, на 2012 год также запланировано 181,5 млн. рублей.
Вместе с тем, при определении объема расходов областного бюджета на лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении граждан необходимо учитывать изменения федерального законодательства в части наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по организации оказания всех видов медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Таким образом, областной бюджет должен взять на себя обязательства по финансированию той части лекарственного обеспечения, которая до настоящего времени финансировалась за счет средств муниципальных образований Волгоградской области.
На основании вышеизложенного участники круглого стола рекомендуют:
1. Волгоградской областной Думе:
1) обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации со следующими предложениями:
внести изменения в федеральное законодательство, регламентирующее разграничение полномочий по лекарственному обеспечению при амбулаторном лечении граждан между федеральным уровнем и уровнем субъекта Российской Федерации, предложить установить вышеуказанные полномочия Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в Российской Федерации" и признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения";
рассмотреть вопрос о совершенствовании системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, реализуемого за счет средств федерального бюджета, в части изменения принципа определения общего объема субвенций и увеличения норматива финансовых затрат на одного льготника;
2) рассмотреть вопрос об увеличении объема ассигнований областного бюджета на лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении граждан, проживающих на территории Волгоградской области в 2012 году.
2. Администрации Волгоградской области:
1) обеспечить соблюдение требований действующего законодательства при реализации на территории Волгоградской области лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении граждан как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств областного бюджета;
2) рассмотреть вопрос об увеличении объема ассигнований областного бюджета на лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении граждан, проживающих на территории Волгоградской области в 2012 году;
3) в связи со значительным ростом отпускных цен на лекарственные препараты, негативно влияющим на качество жизни населения Волгоградской области, рассмотреть вопрос о снижении установленных на территории Волгоградской области предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
3. Комитету по здравоохранению администрации Волгоградской области с целью полного и своевременного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении граждан, проживающих на территории Волгоградской области, оптимизировать работу по организации лекарственного обеспечения, обеспечить соблюдение установленных требований при проведении конкурсных мероприятий по закупке лекарственных препаратов, при выписке рецептов врачами, формировании заявок учреждениями здравоохранения, не допускать фактов необоснованно длительного необеспечения граждан лекарственными препаратами, необоснованного невключения льготников в список лиц, находящихся на лекарственном обеспечении.
Председатель Волгоградской |
В.В. Ефимов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 14 февраля 2012 г. N 58/2320 "О рекомендациях круглого стола по вопросу лекарственного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.