Решение Волгоградского областного суда от 26 июля 2007 г. N 3-110/2007
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Исполняющий обязанности прокурора Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать частично противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закон Волгоградской области N 1228-ОД от 17 мая 2006 года "О социальном пособии студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов".
В обоснование требований прокурором указано на то, что абзац 1 статьи 2 оспариваемого Закона, в части установившей, что социальное пособие выплачивается студентам, зарегистрированным по месту жительства или пребывания в Волгоградской области, противоречит статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры К.Е.П. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила об их удовлетворении судом.
Представитель Волгоградской областной Думы Р.И.И., действующий на основании доверенности, заявленные требования признал полностью, пояснив, что Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области N 1496-ОД от 24 июля 2007 года "О внесении изменения в статью 2 Закона Волгоградской области N 1228-ОД от 17 мая 2006 года "О социальном пособии студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов". Согласно ст. 1 названного Закона слова "зарегистрированным по месту жительства или пребывания в Волгоградской области" из текста оспариваемого прокурором Закона исключены.
Выслушав объяснения заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Из материалов дела следует, что Волгоградской областной Думой 27 апреля 2006 года был принят, 17 мая 2006 года подписан главой Администрации Волгоградской области Закон Волгоградской области N 1228-ОД "О социальном пособии студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов". Названный Закон опубликован в газете "Волгоградская правда", N 93, 27.05.2006 года и вступил в силу с 1 января 2007 года.
Названный Закон на момент рассмотрения дела действует в редакции Закона Волгоградской области от 04.04.2007 N 1439-ОД.
Согласно абзацу 1 статьи 2 оспариваемого Закона Волгоградской области социальное пособие выплачивается студентам, зарегистрированным по месту жительства или пребывания в Волгоградской области, обучающимся по очной форме обучения на бюджетной или договорной основе в государственных высших, средних профессиональных образовательных учреждениях Волгоградской области или их филиалах, расположенных на территории Волгоградской области.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2).
Ни один из нормативных правовых актов федерального уровня не связывает наличие регистрации гражданина на территории субъекта Российской Федерации с правом на получение социальной помощи государства.
Учитывая вышеприведенные положения, суд приходит к выводу, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подтвержденной в постановлениях от 25.04.1995 года N 3-П, от 04.04.1996 года N 9-П, от 15.01.1998 года N 2-П, согласно которой регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и не может служить основанием ограничения их прав и свобод.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Волгоградская областная Дума в нарушение вышеприведенных норм законов в абзаце 1 статьи 2 оспариваемого Закона признала наличие регистрации по месту жительства или месту пребывания в качестве обязательного условия реализации лицами, являющимися студентами и обучающимся по очной форме обучения на бюджетной или договорной основе в государственных высших, средних профессиональных образовательных учреждениях Волгоградской области или их филиалах, расположенных на территории Волгоградской области, права на получение социального пособия.
Доводы представителя Волгоградской областной Думы о том, что представительным органом власти в добровольном порядке устранено противоречие федеральному законодательству оспариваемой части Закона области не свидетельствуют об отсутствии предмета спора, поскольку в силу ст. 2 Закона Волгоградской области N 1496-ОД от 24 июля 2007 года "О внесении изменения в статью 2 Закона Волгоградской области N 1228-ОД от 17 мая 2006 года "О социальном пособии студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов" он вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Вместе с тем, из объяснений представителя заинтересованного лица следует, что Закон Волгоградской области N 1496-ОД от 24 июля 2007 года "О внесении изменения ..." в настоящий момент не опубликован и, следовательно, в законную силу не вступил. Таким образом оспариваемый прокурором Закон Волгоградской области в настоящий момент действует в редакции, противоречащей федеральному законодательству.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Волгоградской области N 1228-ОД от 17 мая 2006 года "О Социальном пособии студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов" удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу абзац 1 статьи 2 Закона Волгоградской области N 1228-ОД от 17 мая 2006 года "О социальном пособии студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов" в части слов "зарегистрированным по месту жительства или пребывания в Волгоградской области".
Сообщение о принятом решении по его вступлении в законную силу опубликовать в газете "Волгоградская правда".
Взыскать с Волгоградской областной Думы государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 26 июля 2007 г. N 3-110/2007
Текст решения официально опубликован не был