Решение Волгоградского областного суда от 15 февраля 2006 г. N 3-21/2006
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Волгоградской области N 962-ОД от 25 ноября 2004 года "О кабельном телевидении" (в редакции Закона Волгоградской области от 5 октября 2005 г. N 1102-ОД), ссылаясь на то, что названный Закон области противоречит статьям 5, 24 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в редакции от 21.07.2005 г.), статье 5 Федерального закона от 10.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, дату Федерального закона N 184-ФЗ следует читать как 6 октября 1999 г.
В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры С.Г.П. заявленные требования поддержала и пояснила, что оспариваемый Закон области установил правовые основы деятельности в сфере кабельного телевидения, которые на федеральном уровне урегулированы Законом Российской Федерации от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации". Статья 5 указанного Закона Российской Федерации регулирование деятельности средств массовой информации отнесла к исключительной компетенции Российской Федерации, в связи с чем субъект Российской Федерации не вправе был принимать собственных нормативных правовых актов в названной сфере.
Кроме того, Законом области определяется порядок создания сети кабельного телевидения (статьи 5-7), основы экономической деятельности (Глава 3), порядок оплаты абонентами услуг кабельного телевидения (статья 9), устанавливается лицензирующий орган - Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (статья 12), порядок телевизионного вещания (Глава 5), условия и порядок предоставления услуг (Глава 6), права и обязанности сторон (Глава 7). Таким образом, по мнению заявителя Закон области регулирует отношения между лицами, осуществляющими эксплуатацию сетей кабельного телевидения, оказывающими услуги кабельного телевидения и его абонентов, определяется правовое положение участников договорных отношений. Вместе с тем, в соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса РФ эти отношения являются гражданскими и могут регулироваться лишь гражданским законодательством, находящимся в ведении Российской Федерации.
Представители Волгоградской областной Думы Б.С.А. и Л.А.В. предъявленные требования не признали, пояснив в судебном заседании, что оспариваемый прокурором Закон области регламентирует не форму распространения информации, а один из способов доставки информации до населения. В связи с этим, нет оснований утверждать, что Закон Волгоградской области "О кабельном телевидении" регулирует деятельность средств массовой информации. Ряд норм Закона области носит отсылочный характер, воспроизводит нормы федерального законодательства, не противоречит федеральному законодательству и принят компетентным органом.
Представитель Администрации Волгоградской области К.Г.В. с предъявленными требованиями не согласился и просил об оставлении их без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает данный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При рассмотрении дела судом установлено, что Волгоградской областной Думой 28 октября 2004 года был принят закон Волгоградской области N 962-ОД "О кабельном телевидении". Настоящий закон был подписан Главой Администрации Волгоградской области 25 ноября 2004 года, опубликован 08.12.2004 года в газете "Волгоградская правда" (N 231) и вступил в силу с указанного времени. В дальнейшем, в Закон были внесены изменения в соответствии с Законом Волгоградской области от 05.10.2005 г. N 1102-ОД.
Согласно Преамбуле Закона он устанавливает правовые основы деятельности в сфере кабельного телевидения, определяет полномочия органов государственной власти Волгоградской области по регулированию указанной деятельности, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами кабельного телевидения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона области названный Закон регулирует правовые отношения, находящиеся в пределах юрисдикции Волгоградской области, связанные с созданием и эксплуатацией сетей кабельного телевидения, оказанием услуг кабельного телевидения.
Согласно статье 3 Закона кабельное телевидение - это совокупность систем приема и передачи сигналов вещательного телевидения, радиовещания и иных сообщений электросвязи и организационно-технических процессов управления, обеспечивающая деятельность в сфере кабельного телевидения на определенной территории; под деятельностью в сфере кабельного телевидения понимается деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей по проектированию, строительству, реконструкции или эксплуатации сетей кабельного телевидения, а также деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей по оказанию услуг кабельного телевидения (услуг связи по приему и трансляции по кабелям сигналов телевизионных программ, радиопрограмм и других сообщений электросвязи абонентам).
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Под распространением продукции средства массовой информации в соответствии с требованиями названного Закона Российской Федерации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.
Частью 2 статьи 24 указанного Закона РФ предусмотрено, что правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
Под "телекоммуникационными сетями" в том числе понимаются сети передачи информации, с помощью которых к сообщениям и материалам может быть предоставлен доступ неограниченному кругу лиц.
Проанализировав выше указанные нормы, содержащиеся в оспариваемом Законе области и Законе Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что по смыслу норм федерального законодательства под оказанием услуг кабельного телевидения следует понимать периодическое распространение массовой информации через системы кабельного телевидения. С учетом изложенного, названная деятельность, правовые основы которой определены Законом области, должна быть урегулирована в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации". В то же время, отдельные нормы Закона области регулируют вопросы оказания услуг связи.
В силу же статьи 5 Закона РФ "О средствах массовой информации" законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Таким образом, федеральный законодатель не наделил субъект Российской Федерации правом осуществлять собственное правовое регулирование в области средств массовой информации, каковым является в силу выше изложенного и кабельное телевидение.
Суд, кроме того, приходит к выводу, что оспариваемый Закон содержит, в том числе, нормы, регулирующие отношения в области гражданского законодательства.
В названном Законе региональный законодатель, регулируя отношения, связанные с определением форм собственности на сети кабельного телевидения (статья 8 областного Закона), лицензированием деятельности в сфере кабельного телевидения (статьи 12, 16, 18 областного Закона), установлением правового положения операторов связи, прав, обязанностей и ответственности операторов и абонентов кабельного телевидения, порядка и условий заключения договоров на предоставление услуг кабельного телевидения (главы VI, VII областного Закона), являющиеся предметом гражданского законодательства, вторгается в исключительную компетенцию Российской Федерации.
Согласно п.п. "ж", "з", "о" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся валютное и таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы, гражданское законодательство.
В соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Частью 1 статьи 3 названного Кодекса предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Таким образом, Закон области противоречит ст. 2 и ст. 3 Гражданского Кодекса РФ, относящим регулирование отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, к исключительному ведению Российской Федерации, и, следовательно, принят с превышением пределов, предоставленных законом представительному органу субъекта РФ.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что оспариваемый региональный Закон регулирует отношения в области оказания услуг связи и, таким образом, законодательный орган власти субъекта Российской Федерации был уполномочен на принятие собственных нормативных правовых актов в этой сфере, несостоятельны по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "и" и "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации информация и связь, гражданское законодательство находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О связи" законодательство Российской Федерации в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов.
Отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2004 года N 311, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, развития систем телевизионного вещания и радиовещания.
Пунктом 5 указанного выше Положения установлено, что Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств; на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: требования к построению сетей связи, применяемым средствам связи и управлению сетями связи; требования к оказанию услуг связи.
Таким образом, Закон Волгоградской области, регулирующий отношения, связанные с построением сетей кабельного телевидения (Глава 2), принят законодательным (представительным) органом государственной власти Волгоградской области с нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Волгоградской области N 962-ОД от 25 ноября 2004 года "О кабельном телевидении" (в редакции Закона Волгоградской области от 5 октября 2005 г. N 1102-ОД) удовлетворить.
Признать Закон Волгоградской области N 962-ОД от 25 ноября 2004 года "О кабельном телевидении" (в редакции Закона Волгоградской области от 5 октября 2005 г. N 1102-ОД) недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Сообщение о принятом решении опубликовать в газете "Волгоградская правда" после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 15 февраля 2006 г. N 3-21/2006
Текст решения официально опубликован не был