Решение Волгоградского областного суда от 6 марта 2006 г. N 3-33-2006
(извлечение)
Именем Российской Федерации
С.В.В. и С.П.В. обратились в Волгоградский областной суд с заявлением о признании частично недействующими и не подлежащими применению пункта 1.2 и подпункта "г" пункта 7.2 Порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгоградской области, утвержденного Постановлением главы Администрации от 24 марта 2005 года N 247 "О порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгоградской области", ссылаясь на то, что указанные ими нормы Порядка противоречат федеральному законодательству, а именно статье 3 Федерального Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статье 159 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пунктам 41 и 63 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, имеются в виду пункты 41 и 63 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761
В суде С.В.В. заявленные требования поддержал и просил об отмене Постановления главы Администрации Волгоградской области в указанной заявителем части.
Заявитель С.П.В. в судебное заседание не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Администрации Волгоградской области П. с предъявленными требованиями согласился, пояснив, что 16 февраля 2006 года главой Администрации Волгоградской области принято Постановление N 153 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Главы Администрации Волгоградской области". Согласно названному Постановлению признаны утратившими силу: а) пункты 1-4, 6, 7 Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 24 марта 2005 г. N 247 "О порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгоградской области"; б) Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 20 июля 2005 г. N 709 "О внесении изменений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 24 марта 2005 г. N 247 "О порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгоградской области".
Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Б.И.Б., полагавшей заявленные требования обоснованными, Волгоградский областной суд находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении дела судом установлено, что 24 марта 2005 года главой Администрации Волгоградской области было принято постановление N 247 "О порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгоградской области", Постановление опубликовано 06.04.2005 года в газете "Волгоградская правда" (N 60) и вступило в силу с указанного времени. Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 20.07.2005 N 709 во Временные методические рекомендации по учету доходов и исчислению совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Волгоградской области, утвержденные Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 24 марта 2005 г. N 247 "О порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгоградской области" были внесены изменения.
Указанное Постановление, как следует из его преамбулы, принято главой Администрации Волгоградской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" и в целях дальнейшего совершенствования работы по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Суд полагает необходимым рассмотреть заявленные требования по существу, поскольку, не смотря на принятие главой Администрации Волгоградской области 16 февраля 2006 года Постановления N 153, которым отменяются пункты 1-4, 6, 7 оспариваемого Постановления, Постановление N 153 на момент рассмотрения дела в суде в законную силу не вступило, конкретная дата его вступления в силу не указана. Согласно пункту 2 Постановления главы Администрации Волгоградской области от 16.02.2006 N 153 постановление вступает в силу со дня введения в действие региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий и региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг. Однако названные региональные стандарты на территории Волгоградской области уполномоченным органом не приняты и в действие не введены.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгоградской области "...субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее именуются - субсидии) предоставляются гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Волгоградской области. Лицам, имеющим вид на жительство и оформляющим гражданство Российской Федерации, что подтверждается справкой о принятых документах на оформление гражданства, и осуществляющим жилищно-коммунальные платежи по месту регистрации, вопрос предоставления субсидий решается с учетом конкретных обстоятельств на заседаниях конфликтных комиссий по вопросам оказания адресной социальной помощи (далее именуется - конфликтная комиссия), созданных при администрациях муниципальных образований.".
Вместе с тем, в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 178-ФЗ от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи" под субсидией понимается имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. В состав набора социальных услуг отнесены: 1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Таким образом, порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Федеральным законом N 178-ФЗ от 17.07.1999 не регулируется.
Понятие "адресная социальная помощь" происходит из положений статьи 3 названного Федерального закона РФ. Иную правовую природу имеют субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые в силу части 3 статьи 159 Жилищного Кодекса РФ предоставляются не органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением.
Установление порядка определения размера субсидий и их предоставления, перечня прилагаемых к заявлению документов, условий приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядка определения состава семьи получателя субсидии и предоставления субсидий отдельным категориям граждан в соответствии с пунктом 7 статьи 159 Жилищного Кодекса РФ отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 февраля 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) к вопросам местного значения поселения (п. 29 ч. 1 ст. 14) и городского округа (п. 35 ч. 1 ст. 16) с 1 января 2006 года отнесены также расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, дату названного Федерального закона следует читать как 6 октября 2003 г.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" постановление Правительства от 30.08.2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" признано утратившим силу, а Министерству регионального развития РФ совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ предписано утвердить в 2-х месячный срок методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в настоящий момент не обладают полномочиями по установлению собственного порядка и условий предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Подпунктом "г" пункта 7.2 Порядка предусмотрено, что заявитель (получатель субсидии) и члены его семьи представили заведомо недостоверную информацию, имеющую существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера. В случае умышленного занижения реальных доходов заявитель и его семья лишаются права на субсидию сроком на один год с возмещением незаконно полученных сумм субсидии.
Указанная норма Порядка противоречит пункту 41 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, согласно которому субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает данный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление С.В.В. и С.П.В. о признании частично недействующими и не подлежащими применению пункта 1.2 и подпункта "г" пункта 7.2 Порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгоградской области, утвержденного Постановлением главы Администрации Волгоградской области от 24 марта 2005 года N 247 "О порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгоградской области" (в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской обл. от 20.07.2005 N 709) удовлетворить полностью.
Признать недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1.2 в части указания о решении вопроса предоставления субсидий на заседаниях конфликтных комиссий по вопросам оказания адресной социальной помощи, созданных при администрациях муниципальных образований, подпункт "г" пункта 7.2 в части указания о лишении заявителя и его семьи права на субсидию сроком на один год с возмещением незаконно полученных сумм субсидий в случае умышленного занижения реальных доходов Порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгоградской области, утвержденного Постановлением главы Администрации Волгоградской области от 24 марта 2005 года N 247 "О порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгоградской области" (в редакции постановления Главы Администрации Волгоградской обл. от 20.07.2005 N 709).
Сообщение о решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт - газете "Волгоградская правда".
Взыскать с Администрации Волгоградской области государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 6 марта 2006 г. N 3-33-2006
Текст решения официально опубликован не был