Решение Волгоградского областного суда от 5 июня 2006 г. N 3-47/2006
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству Постановления главы Администрации Волгоградской области от 5 июля 2005 года N 649 "О порядке подтверждения статуса ветерана труда на территории Волгоградской области" (в редакции Постановления главы Администрации Волгоградской области от 26.01.2006 г. N 63).
В обоснование требований указано, что оспариваемый нормативный правовой акт в оговоренной части противоречит федеральному законодательству, а именно статье 7 Федерального Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры С.Г.П. заявленные требования поддержала и просила о признании оспариваемого Постановления главы Администрации Волгоградской области противоречащим федеральному законодательству.
Представитель Администрации Волгоградской области Л.А.В. предъявленные требования не признал, пояснив, что в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона РФ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, субъект Российской Федерации в лице главы Администрации Волгоградской области был вправе определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда". Обжалуемый акт, по мнению представителя главы Администрации Волгоградской области, принят в соответствии с компетенцией субъекта РФ - Волгоградской области уполномоченным на это органом и не противоречит федеральному законодательству.
Аналогичную позицию по делу высказал представитель заинтересованного лица - Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области К.Р.А.
Выслушав прокурора и представителей заинтересованных лиц - Администрации Волгоградской области, Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении дела судом установлено, что 5 июля 2005 года главой Администрации Волгоградской области было принято постановление N 649 "О порядке подтверждения статуса ветерана труда на территории Волгоградской области". Постановление опубликовано 15.07.2005 года в газете "Волгоградская правда" (N 128) и вступило в силу с указанного времени. Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 26.01.2006 N 63 в Положение о порядке подтверждения статуса ветерана труда на территории Волгоградской области, утвержденное Постановлением Главы Администрации Волгоградской области 5 июля 2005 года N 649, были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2006 года.
Подпунктом 1.3.1 Положения "О порядке подтверждения статуса ветерана труда на территории Волгоградской области" предусмотрено, что ветеранами труда в целях получения мер социальной поддержки на территории Волгоградской области признаются лица, постоянно проживающие (имеющие регистрацию по месту жительства) на территории Волгоградской области, независимо от прекращения ими трудовой деятельности, имеющие удостоверение "Ветеран труда", выданное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. N 1270 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда"
а) получающие трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - независимо от даты присвоения им звания "Ветеран труда" и их возраста;
б) получающие пенсию по иным основаниям, чем предусмотрено в абзаце "а" подпункта 1.3.1 настоящего Положения, либо пожизненное содержание за работу или службу при присвоении им звания "Ветеран труда" до 8 августа 2001 г. - независимо от возраста;
в) получающие пенсию по иным основаниям, чем предусмотрено в абзаце "а" подпункта 1.3.1 настоящего Положения, либо пожизненное содержание за работу или службу при присвоении им звания "Ветеран труда" после 8 августа 2001 г. - по достижении ими возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин (если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное).
Суд приходит к выводу о том, что абзацы "б" и "в" подпункта 1.3.1 Положения противоречат федеральному законодательству, поскольку в данном случае право граждан на установление статуса ветерана труда в целях получения мер социальной поддержки на территории Волгоградской области прямо связано с датой "8 августа 2001 года". Закрепление в оспариваемом нормативном правовом акте ссылки на указанную дату вызвано неправильным определением времени вступления в силу Федерального закона N 124-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 федерального закона "О ветеранах" от 8 августа 2001 года". В соответствии со статьей 2 названного федерального закона и его опубликованием в официальном печатном издании "Российская газета", закон вступил в силу не 8 августа 2001 года, а 10 августа 2001 года.
Согласно пункту 2.2 Положения с целью получения удостоверения "Ветеран труда" лица, указанные в абзаце "а" подпункта 1.3.2 настоящего Положения, представляют документы, подтверждающие:
а) награждение орденом или медалью либо присвоение почетного звания СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственным знаком отличия в труде: нагрудные и почетные знаки, ведомственные медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, дипломы, если награждение произведено непосредственно Правительством Российской Федерации, руководителями федеральных органов государственной власти, руководителями федеральных органов судебной власти, Президиумами Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советами Министров бывших СССР и РСФСР, Верховным Судом бывшего СССР, Прокуратурой бывшего СССР или руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководством министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР или Российской Федерации, при условии, что решение о награждении конкретного лица должно быть принято министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем), директором федеральной службы (его заместителем) или коллегией министерства, государственного комитета, федеральной службы, в системе которых протекала работа согласно записям в трудовой книжке.
Конструкция названной оспариваемой нормы построена таким образом, что перечень наград и органов государственной власти и их руководителей, уполномоченных на принятие решения о награждении гражданина орденом или медалью, ведомственным знаком отличия в труде и т.д., является исчерпывающим. Однако, согласно письму Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. N 2026-ВЯ/4276/1-30 и письму Минтруда России от 7 октября 1998 г. N 5635КС, разъясняющим порядок учета почетных званий, нагрудных знаков, знаков, значков, почетных грамот, похвальных грамот, дипломов и медалей при присвоении звания "Ветеран труда", к числу органов, принимавших решения о награждении, отнесены, в том числе, Академия Наук СССР, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Комитет народного контроля СССР, Всероссийское общество слепых, Стройбанк СССР, Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Союз рыболовецких колхозов России, Центросоюз, Роспотребсоюз, ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, Совет представителей Независимого профсоюза горняков России, Совет профессиональных союзов Российской Федерации "Единение", ДОСААФ, Советский Комитет защиты мира и Российский Комитет защиты мира, Союз Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, ЦК ВЛКСМ. Перечень указанных организаций не является исчерпывающим.
Таким образом, установление в абзаце "а" подпункта 2.2 Положения исчерпывающего перечня органов государственной власти СССР (России), их руководителей является незаконным, нарушает права граждан и противоречит действующему федеральному законодательству.
Абзацем "а" пункта 2.3 Положения предусмотрено, что для получения удостоверения "Ветеран труда" лица, указанные в абзаце "б" подпункта 1.3.2 настоящего Положения, представляют документы, подтверждающие:
а) начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте (от 12 до 18 лет) в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г., исключая периоды работы на временно оккупированных территориях СССР.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Ограничение времени начала трудовой деятельности несовершеннолетних детей возрастом в 12 лет нарушает права лиц, начавших трудовую деятельность в период Великой Отечественной войны в более раннем возрасте, и противоречит выше названной норме Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах".
Доводы прокурора о необходимости признания недействующим и не подлежащим применению оспариваемого Положения в целом со ссылкой на пункт 2 Постановления главы Администрации Волгоградской области N 649 от 5 июля 2005 года, установившего, что постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, являются несостоятельными. По мнению прокурора, указанный порядок вступления постановления в силу противоречит пункту 5 статьи 8 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно п. 5 ст. 8 названного Федерального закона Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Таким образом, Федеральный закон в указанной части предусматривает специальный порядок вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих непосредственно вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.
Защита прав и свобод человека и гражданина как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установлена п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах предусмотренное п. 5 ст. 8 ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ правило о вступлении в силу через десять дней после официального опубликования применимо к тем законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые приняты органами государственной власти данных субъектов непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, закрепленных п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации.
Оспариваемое постановление регулирует вопросы социальной поддержки ветеранов, полномочия субъекта РФ по вопросам, социальной защиты установлены п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, а не п. "б" части 1 ст. 72 Конституции РФ.
С учетом изложенного Волгоградская область как субъект Российской Федерации вправе была ввести в действие постановление главы Администрации области N 649 с момента его опубликования, что соответствует требованиям п. 5 ст. 8 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных...". Не противоречит это положение и ст. 33 Устава Волгоградской области, согласно которой законы Волгоградской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если иной срок не установлен самим законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Волгоградской области о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления главы Администрации Волгоградской области от 5 июля 2005 года N 649 "О порядке подтверждения статуса ветерана труда на территории Волгоградской области" (в редакции Постановления главы Администрации Волгоградской области от 26.01.2006 г. N 63) удовлетворить в части.
Текст приводится в соответствии с источником
Признать недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу абзацы "б" и "в" подпункта 1.3.1, абзац "а" пункта 2.2, абзац "а" пункта 2.3 Положения о порядке подтверждения статуса ветерана труда на территории Волгоградской области, утвержденного Постановлением главы Администрации Волгоградской области от 5 июля 2005 года N 649 "О порядке подтверждения статуса ветерана труда на территории Волгоградской области" (в редакции Постановления главы Администрации Волгоградской области от 26.01.2006 г. N 63).
В удовлетворении остальной части заявленных требований заместителю прокурора Волгоградской области - отказать.
Сообщение о решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт - газете "Волгоградская правда".
Взыскать с Администрации Волгоградской области государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 5 июня 2006 г. N 3-47/2006
Текст решения официально опубликован не был