Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Волгоградской
городской Думы
от 02.10.2012 N 66/1993
Возражения на протест исполняющего обязанности прокурора Волгограда от 17.08.2012 N 7-15-2012 на отдельные положения Порядка формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 25.11.2009 N 26/768 "О Порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда" в части абзацев шестого и девятого пункта 1.2 раздела 1, подпунктов 2.1.4 и 2.1.5 пункта 2.1 раздела 2, пункта 4.4 раздела 4 в части возможности выдачи временного разрешения на вселение в жилое помещение муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда
Рассмотрев протест исполняющего обязанности прокурора Волгограда от 17.08.2012 N 7-15-2012 на отдельные положения Порядка формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 25.11.2009 N 26/768 "О Порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда", (далее - Порядок), Волгоградская городская Дума считает его не подлежащим удовлетворению в части абзацев шестого и девятого пункта 1.2 раздела 1, подпунктов 2.1.4 и 2.1.5 пункта 2.1 раздела 2, пункта 4.4 раздела 4 в части возможности выдачи временного разрешения на вселение в жилое помещение муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда по следующим основаниям.
1. Конституцией Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132).
Согласно пункту 2 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.85), ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления", органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено в том числе определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (пункт 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 7 статьи 5) определено, что органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Уставом города-героя Волгограда (далее - Устав) к вопросам местного значения городского округа Волгоград отнесено в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Волгоград, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе Волгоград и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (подпункты 3 и 6 статьи 5 Устава).
К компетенции Волгоградской городской Думы Уставом отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Волгограда, (подпункт 5 пункта 1 статьи 24 Устава).
По вопросам своей компетенции Волгоградская городская Дума принимает муниципальные правовые акты в форме решений.
В силу пункта 4 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации маневренное жилье может быть предоставлено гражданам в случаях, предусмотренных законодательством. Решением Волгоградской городской Думы от 25.11.2009 N 26/768 "О Порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда" принят Порядок, в котором закреплено, что жилые помещения муниципального маневренного жилищного фонда могут быть предоставлены для временного проживания гражданам, которые определены статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также иным гражданам (детям-сиротам и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию). С учетом положений статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации указанное решение Волгоградской городской Думы входит в систему жилищного законодательства как нормативный правовой акт органа местного самоуправления.
В соответствии с статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым указанными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01 января 2013 г. к указанным полномочиям добавятся вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Исходя из указанной нормы вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти, а именно - обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями - решаются органами местного самоуправления в случае передачи им государственных полномочий в установленном порядке. В соответствии со статьей 4 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 г. N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области" государственные полномочия по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями осуществляются за счет субвенций из бюджета Волгоградской области. Жилье для детей-сирот приобретается в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что с учетом установленных законом сроков занимает длительный период времени.
Вместе с тем вопрос предоставления временного жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до обеспечения их жильем на условиях социального найма, а также гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, законодателем не урегулирован, не отнесен к полномочиям органов государственной власти. Ни один из законов - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Волгоградской области от 15 декабря 2005 г. N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области", Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Закон Волгоградской области от 12 декабря 2007 г. N 1591-ОД "О жилищном фонде Волгоградской области" - не регулирует порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, а также гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека, до обеспечения их жильем на условиях социального найма.
Исходя из положений Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" социальное обслуживание, финансирование которого является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, предполагает лишь временный приют для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и не предполагает предоставление временного или постоянного жилья.
В то время как согласно статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских округов отнесено обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями. При этом в соответствии с терминологией Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" понятие "малообеспеченность" входит в понятие "трудная жизненная ситуация".
Согласно статье 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, указанные в части 1 указанной статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование указанных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Используя свое право решать вопросы социальной поддержки граждан, не отнесенные к компетенции органов государственной власти, Волгоградская городская Дума решением от 25.11.2009 N 26/768 "О Порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда" приняла Порядок, в котором закреплено, что жилые помещения муниципального маневренного жилищного фонда могут быть предоставлены для временного проживания гражданам, которые определены статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также иным гражданам (детям-сиротам и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию), что прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, абзацы шестой и девятый пункта 1.2 раздела 1, подпункты 2.1.4 и 2.1.5 пункта 2.1 раздела 2 Порядка соответствуют действующему законодательству, более того, исключение указанных категорий граждан из числа получателей маневренного жилья может повлечь негативные социальные последствия ввиду отсутствия в областном жилищном фонде жилых помещений маневренного жилищного фонда.
В силу статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права граждан могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Как указывалось выше, органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Волгограда.
В целях оперативного решения вопроса по обеспечению маневренным жильем граждан органом местного самоуправления предусмотрена возможность выдачи временных разрешений на вселение граждан в такие жилые помещения отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда.
Временные разрешения на вселение выдаются гражданам в целях предотвращения неблагоприятных последствий для их жизни и здоровья, а также членов их семей (детям-сиротам, гражданам, пострадавшим в результате пожара, чрезвычайных ситуаций, обрушений жилых домов, многодетным семьям и т.п.).
После передачи гражданами полного пакета документов, восстановления утраченных документов издается постановление администрации Волгограда о предоставлении жилого помещения муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда в соответствии с статьями 99, 100, 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, что не противоречит действующему жилищному законодательству.
На основании вышеизложенного протест исполняющего обязанности прокурора Волгограда от 17.08.2012 N 7-15-2012 на отдельные положения Порядка формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 25.11.2009 N 26/768 "О Порядке формирования муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда и предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда", в части абзацев шестого и девятого пункта 1.2 раздела 1, подпунктов 2.1.4 и 2.1.5 пункта 2.1 раздела 2, пункта 4.4 раздела 4 в части возможности выдачи временного разрешения на вселение в жилое помещение муниципального маневренного жилищного фонда Волгограда не подлежит удовлетворению.
Глава Волгограда |
В.Д. Васильков |
<< Назад |
||
Содержание Решение Волгоградской городской Думы от 2 октября 2012 г. N 66/1993 "О протесте исполняющего обязанности прокурора Волгограда... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.