Решение Волгоградского областного суда от 19 июля 2012 г. N 3-70/2012
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2012 года гражданское дело по заявлению главы Солодчинского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями", установил:
глава Солодчинского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению Закон Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в части передачи из муниципальной собственности Ольховского муниципального района в собственность муниципального образования "Солодчинское сельское поселение": 1) имущества, предназначенного для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а именно: площадки для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 20000 кв. м. с инвентарным номером 01110068, расположенной в с. Солодча Ольховского района Волгоградской области (п. 1 раздела XIII приложения N 12); площадки для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 20000 кв. м. с инвентарным номером 01110069, расположенной в с. Захаровка Ольховского района Волгоградской области (п. 2 раздела XIII приложения N 12); имущества, предназначенного для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения, а именно: скотомогильника площадью 10000 кв. м. с инвентарным номером 011036, расположенного в с. Солодча Ольховского района Волгоградской области (п. 1 раздела XII приложения N 12); скотомогильника площадью 10000 кв. м. с инвентарным номером 011037, расположенного в с. Захаровка Ольховского района Волгоградской области (п. 2 раздела XII приложения N 12).
В обоснование требований заявитель указал, что указанные объекты имущества не соответствуют критериям разграничения имущества, установленным Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения пропущена часть текста
Переданные в собственность Солодчинского сельского поселения площадки для временного хранения твердых бытовых отходов фактически не существуют, поскольку на их месте находятся "свалки". Передача названного имущества Солодчинскому сельскому поселению позволяет органам местного самоуправления Ольховского муниципального района уклоняться от исполнения своих обязанностей по переработке и утилизации отходов (п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ).
Кроме того, переданные в собственность сельского поселения скотомогильники являются имуществом, необходимым для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Однако, в силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Передача из муниципальной собственности Ольховского муниципального района в собственность Солодчинского сельского поселения указанного имущества произведена в нарушение требований Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представитель Ольховской районной Думы о причинах своей неявки суду не сообщил.
Представитель заявителя в адресованной суду телефонограмме просил дело рассмотреть в свое отсутствие, на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель Администрации Ольховского муниципального района представил суду факс, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Правительства Волгоградской области направил в суд письменные возражения с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие. В обоснование доводов об отказе в удовлетворении заявленных требований привел доводы о том, что 12 июля 2012 года постановлением Волгоградской областной Думы N 69/2869 был принят Закон Волгоградской области "О внесении изменений в законодательные акты Волгоградской области в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности". Указанным Законом, в частности, внесены изменения в оспариваемый в настоящем деле Закон в части исключения из него всех объектов "скотомогильник". Закон передан для подписания Губернатору Волгоградской области. Таким образом, по мнению представителя названного заинтересованного лица, в настоящее время нарушение законодательства, на которое ссылается заявитель, устранено.
Представитель Волгоградской областной Думы С.О.К., действующая на основании доверенности, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать, приведя доводы аналогичные доводам представителя правительства Волгоградской области.
С учетом характера заявленных требований по делу, заключения прокурора и при отсутствии оснований для признания явки представителей заявителя и заинтересованных лиц обязательной по правилам части 4 статьи 246 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя и заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения представителя Волгоградской областной Думы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Е.Л.Ф., полагавшей заявленные требования обоснованными, Волгоградский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена его компетенция.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с положениями статей 83 и 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" до 1 января 2009 года был установлен переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть произведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок перераспределения (разграничения) имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и Законом Волгоградской области от 12 января 2006 г. N 1188-ОД "Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом".
Частью 11. ст. 154 названного Федерального закона в целях обеспечения выполнения требований ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со ст. 50 упомянутого Федерального закона.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения имеется в виду часть 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Во исполнение указанных положений федерального законодательства 21.11.2006 года Волгоградская областная Дума приняла, а 27.11.2006 года Глава Администрации Волгоградской области подписал Закон Волгоградской области N 1319-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Указанный Закон опубликован в издании "Волгоградская правда", N 224, 01.12.2006 (спецвыпуск 1) и вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. В настоящее время Закон действует в редакции Закона Волгоградской области от 29.12.2007 N 1610-ОД.
Статьей 1 Закона области N 1319-ОД были утверждены перечни безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Ольховского муниципального района, в муниципальную собственность вновь образованных в его составе муниципальных образований.
Приложение N 12 к Закону представляет собой Перечень объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Ольховского муниципального района, но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Ольховского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Ольховским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Солодчинского сельского поселения.
Согласно пунктам 1 и 2 раздела XIII приложения N 12 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в собственность Солодчинского сельского поселения передано имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а именно: площадка для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 20000 кв. м. с инвентарным номером 01110068, расположенная в с. Солодча Ольховского района Волгоградской области и площадка для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 20000 кв. м. с инвентарным номером 01110069, расположенная в с. Захаровка Ольховского района Волгоградской области.
В силу пунктов 1 и 2 раздела XII приложения N 12 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в собственность Солодчинского сельского поселения передано имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения, а именно: скотомогильник площадью 10000 кв. м. с инвентарным номером 011036, расположенный в с. Солодча Ольховского района Волгоградской области и скотомогильник площадью 10000 кв. м. с инвентарным номером 011037, расположенный в с. Захаровка Ольховского района Волгоградской области.
Вместе с тем, Волгоградский областной суд приходит к выводу о том, что передача указанных объектов в собственность сельского поселения противоречит требованиям Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в силу следующего.
Так, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, вопросы создания скотомогильников (биотермических ям) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Таким образом, судом установлено наличие противоречия оспариваемой части Закона области федеральному законодательству, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Из пункта 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03) следует, что объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.
В судебное заседание заинтересованными лицами не представлено каких-либо доказательств, опровергающих тот факт, что объекты, переданные Солодчинскому сельскому поселению в муниципальную собственность под наименованием "площадок для временного хранения твердых бытовых отходов", фактически являлись на момент принятия оспариваемого Закона и области и являются в настоящее время отведенным местом для складирования отходов производства и потребления населения Солодчинского сельского поселения и продолжают выполнять функции свалок, находятся за пределами сел Солодча и Захаровка. Отходы, размещенные на свалках, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что переданные Солодчинскому сельскому поселению в муниципальную собственность "площадки для временного хранения бытовых отходов" по своему функциональному назначению являются свалками.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что передача названных объектов в муниципальную собственность Солодчинского сельского поселения является незаконной и противоречит приведенному выше федеральному законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Представителями Волгоградской областной Думы и Правительства Волгоградской области не были представлены суду доказательства того факта, что объекты недвижимости, поименованные в оспариваемом Законе области как "площадки для временного хранения твердых бытовых отходов" на момент принятия оспариваемого Закона использовались Ольховским муниципальным районом именно по указанному функциональному назначению. Доводы заявителя о том, что названные площадки используются в качестве свалок и до принятия оспариваемого в настоящем деле Закона Волгоградской области, опровергнуты не были.
Доводы представителя Волгоградской областной Думы и представителя Правительства Волгоградской области о принятии Волгоградской областной Думой Закона области, устранившего имеющиеся противоречия оспариваемого Закона области требованиям федерального законодательства в части передачи в собственность сельского поселения объектов "скотомогильники", существенного правового значения не имеют, поскольку принятый представительным органом Волгоградской области Закон о внесении изменений в оспариваемый нормативный правовой акт к настоящему времени в законную силу не вступил, в связи с чем ссылки представителей заинтересованных лиц на удовлетворение в добровольном порядке заявленных требований суд находит несостоятельными и преждевременными.
При разрешении заявленных требований с достоверностью установлено наличие противоречий оспариваемых положений Закона области требованиям федерального законодательства, что в силу положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ является безусловным основанием для признания нормативного правового акта в оговоренной части недействующим.
С учетом того, что оспариваемые нормы Закона области действовали в течение длительного времени, Волгоградский областной суд с целью соблюдения прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц и иных заинтересованных лиц, на которых распространяется действие оспариваемых положений нормативного правового акта, полагает необходимым признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
заявление главы Солодчинского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" - удовлетворить.
Признать не соответствующими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу пункты 1 и 2 раздела XIII приложения N 12, пункты 1 и 2 раздела XII приложения N 12 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Сведения о принятом судебном акте опубликовать в печатном издании "Волгоградская правда" по вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 19 июля 2012 г. N 3-70/2012
Текст решения опубликован в газете "Волгоградская правда" от 12 декабря 2012 г. N 234