Решение Волгоградского областного суда от 13 августа 2012 г. N 3-72/2012
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2012 г. N 16-АПГ12-12 настоящее решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения
Рассмотрев в открытом судебном заседании 13 августа 2012 года гражданское дело по заявлению главы Каменнобродского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями", установил:
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения пропущена часть текста, вместо "установил" следует читать "суд установил"
глава Каменнобродского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению Закон Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в части передачи из муниципальной собственности Ольховского муниципального района в собственность муниципального образования "Каменнобродское сельское поселение": 1) имущества, предназначенного для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а именно: площадки для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1000 кв. м. с инвентарным номером 10103013, расположенной в (адрес) (п. 1 раздела XIII приложения N 4); 2) имущества, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения в виде уличного освещения с инвентарным номером 10103024, расположенного в (адрес) (п. 17 раздела II приложения N 4).
В обоснование требований заявитель указал, что указанные объекты имущества не соответствуют критериям разграничения имущества, установленным Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения пропущена часть текста
Переданная в собственность Каменнобродского сельского поселения площадка для временного хранения твердых бытовых отходов фактически не существует, поскольку на ее месте находится "свалка". Передача названного имущества Каменнобродскому сельскому поселению позволяет органам местного самоуправления Ольховского муниципального района уклоняться от исполнения своих обязанностей по переработке и утилизации отходов (п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ).
Кроме того, переданное в собственность сельского поселения уличное освещение включает в себя освещение автомобильной дороги областного значения "Ольховка - Иловля". Таким образом, сельское поселение при эксплуатации названного имущества осуществляет несвойственную для муниципального образования названного уровня функцию.
В судебном заседании глава Каменнобродского сельского поселения Б.Г.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в адресованном Волгоградскому областному суду заявлении (л.д. 2-3).
Представитель Волгоградской областной Думы К.Н.А., действующая на основании доверенности, требования заявителя не признала и просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что до принятия оспариваемого Закона области каких-либо разногласий в части согласования спорных объектов имущества между муниципальными образованиями Ольховский муниципальный район и Каменнобродское сельское поселение не возникло. Перечень передаваемого имущества, в состав которого вошли площадка для временного хранения твердых бытовых отходов и уличное освещение, был согласован между муниципальными образованиями. Кроме того, оспариваемый заявителем в части Закон принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, процедура принятия названного нормативного правового акта Волгоградской областной Думой нарушена не была. Кроме того, полагала, что заявителем необоснованно заявлены требования о несоответствии Закона области требованиям федерального законодательства в части передачи в собственность сельского поселения уличного освещения села Михайловка, поскольку названное имущество передано поселению для решения вопросов местного значения, отнесенного к уровню поселения, а именно: для освещения улиц поселения, что соответствует положениям, закрепленным в п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Представитель Правительства Волгоградской области С.Д.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против заявленных требований возражал, привел доводы аналогичные доводам представителя Волгоградской областной Думы.
Представитель администрации Ольховского сельского поселения в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Представители Ольховской районной Думы Волгоградской области и Сельского Совета депутатов Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суд не известили.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, заключения прокурора и при отсутствии оснований для признания явки представителя указанного органа обязательной по правилам части 4 статьи 246 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного заинтересованного лица.
Выслушав объяснения заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Е.Л.Ф., полагавшей заявленные требования обоснованными в части, за исключением требований о передаче в собственность сельского поселения уличного освещения, Волгоградский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена его компетенция.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с положениями статей 83 и 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" до 1 января 2009 года был установлен переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть произведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок перераспределения (разграничения) имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и Законом Волгоградской области от 12 января 2006 г. N 1188-ОД "Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом".
Частью 11. ст. 154 названного Федерального закона в целях обеспечения выполнения требований ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со ст. 50 упомянутого Федерального закона.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения имеется в виду часть 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Во исполнение указанных положений федерального законодательства 21.11.2006 года Волгоградская областная Дума приняла, а 27.11.2006 года Глава Администрации Волгоградской области подписал Закон Волгоградской области N 1319-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Указанный Закон опубликован в издании "Волгоградская правда", N 224, 01.12.2006 (спецвыпуск 1) и вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. В настоящее время Закон действует в редакции Закона Волгоградской области от 29.12.2007 N 1610-ОД.
Статьей 1 Закона области N 1319-ОД были утверждены перечни безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Ольховского муниципального района, в муниципальную собственность вновь образованных в его составе муниципальных образований.
Приложение N 4 к Закону представляет собой Перечень объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Ольховского муниципального района, но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Ольховского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Ольховским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Каменнобродского сельского поселения.
Согласно пункту 1 раздела XIII приложения N 4 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в собственность Каменнобродского сельского поселения передано имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а именно: площадка для временного хранения твердых бытовых отходов площадью 1000 кв. м. с инвентарным номером 10103013, расположенная в (адрес).
Вместе с тем, Волгоградский областной суд приходит к выводу о том, что передача указанного объекта в собственность сельского поселения противоречит требованиям Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в силу следующего.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Из пункта 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03) следует, что объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.
В судебном заседании заинтересованные лица не представили каких-либо доказательств, опровергающих тот факт, что объект, переданный Каменнобродскому сельскому поселению в муниципальную собственность под наименованием "площадки для временного хранения твердых бытовых отходов", фактически являлся на момент принятия оспариваемого Закона и является в настоящее время отведенным местом для складирования отходов производства и потребления населения Каменнобродского сельского поселения и продолжает выполнять функции свалки, находится за пределами села Каменный брод Ольховского района Волгоградской области. Отходы, размещенные на свалке, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что переданная Каменнобродскому сельскому поселению в муниципальную собственность "площадка для временного хранения бытовых отходов" по своему функциональному назначению является свалкой.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В судебном заседании заявитель - глава Каменнобродского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области пояснил, что названный орган местного самоуправления надлежащим образом исполняет свои обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, которые силами частных компаний на основании заключаемых договоров и вывозятся на свалку, расположенную за пределами Каменнобродского сельского поселения.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что передача названного объекта в муниципальную собственность Каменнобродского сельского поселения является незаконной и противоречит приведенному выше федеральному законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Представителями Волгоградской областной Думы и Правительства Волгоградской области не были представлены суду доказательства того факта, что объект недвижимости, поименованный в оспариваемом Законе области как "площадка для временного хранения твердых бытовых отходов" на момент принятия оспариваемого Закона использовался Ольховским муниципальным районом именно по указанному функциональному назначению. Доводы заявителя о том, что названная площадка использовалась в качестве свалки и до принятия оспариваемого в настоящем деле Закона Волгоградской области, опровергнуты не были.
Доводы представителя Волгоградской областной Думы и представителя Правительства Волгоградской области о том, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят в пределах компетенции законодательного органа субъекта Российской Федерации, процедура принятия названного акта нарушена не была, при передаче площадки для временного хранения твердых бытовых отходов муниципальному образованию Каменнобродское сельское поселение от последнего возражений не поступало, какого-либо правового значения не имеют, поскольку при разрешении заявленных требований с достоверностью установлено наличие противоречий оспариваемой нормы требованиям федерального законодательства, что в силу положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ является безусловным основанием для признания нормативного правового акта в части недействующим.
С учетом того, что оспариваемая норма Закона области действовала в течение длительного времени, Волгоградский областной суд с целью соблюдения прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц и иных заинтересованных лиц, на которых распространяется действие оспариваемых положений нормативного правового акта, полагает необходимым признать ее недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, в удовлетворении заявления в части признания недействующим и не подлежащим применению положений Закона области о передаче в собственность Каменнобродского сельского поселения уличного освещения в (адрес) надлежит отказать, ввиду следующих обстоятельств.
При рассмотрении дела судом установлено, что в силу пункта 17 раздела II приложения N 4 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в собственность Каменнобродского сельского поселения передано имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения в виде уличного освещения с инвентарным номером 10103024, расположенного в (адрес).
Из объяснений главы Каменнобродского сельского поселения в судебном заседании следовало, что названное имущество используется для освещения единственной улицы, имеющейся в (адрес) и расположенной в границах названного села.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованием улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм). Таким образом, передача Каменнобродскому сельскому поселению в собственность уличного освещения прямо связана с надлежащим осуществлением сельским поселением своих функций и полномочий по освещению улиц и не противоречит требованиям названного Федерального закона.
Доводы заявителя о том, что переданное в собственность сельскому поселению уличное освещение включает в себя освещение автомобильной дороги областного значения, являются голословными и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
заявление главы Каменнобродского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" - удовлетворить в части.
Признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1 раздела XIII приложения N 4 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
В удовлетворении требований о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению пункта 17 раздела II приложения N 4 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" - отказать.
Сведения о принятом судебном акте опубликовать в печатном издании "Волгоградская правда" по вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 13 августа 2012 г. N 3-72/2012
Текст решения опубликован в газете "Волгоградская правда" от 6 февраля 2013 г. N 21
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2012 г. N 16-АПГ12-12 настоящее решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения