Решение Волгоградского областного суда от 16 июля 2012 г. N 3-58/2012
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2012 г. N 16-АПГ12-11 настоящее решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения
Рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июля 2012 года гражданское дело по заявлению главы Киреевского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями", установил:
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения пропущена часть текста, вместо "установил" следует читать "суд установил"
Глава Киреевского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению Закон Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в части передачи из муниципальной собственности Ольховского муниципального района в собственность муниципального образования "Киреевское сельское поселение":
1) имущества, предназначенного для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а именно: площадки для временного хранения твердых бытовых отходов с инвентарным номером 0110014, расположенной в (адрес) (п. 1 раздела XIII приложения N 5);
2) имущества, предназначенного для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения, а именно: скотомогильника площадью 1 га с инвентарным номером 0110019, расположенного в (адрес) (п. 2 раздела XII приложения N 5).
В обоснование требований заявитель указал, что указанные объекты имущества не соответствуют критериям разграничения имущества, установленным Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Текст приводится в соответствии с источником
Переданная в собственность Киреевского сельского поселения "площадка для временного хранения твердых бытовых отходов" фактически не существует, поскольку на ее месте находится "свалка".
Кроме того, переданный в собственность сельского поселения скотомогильник является имуществом, необходимым для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Однако, в силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Передача из муниципальной собственности Ольховского муниципального района в собственность Киреевского сельского поселения указанного имущества произведена в нарушение требований Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Глава Киреевского сельского поселения Ф.В.А. в судебном заседании заявленные требования уточнил, указав, что переданное в собственность Киреевского сельского поселения имущество перечислено в Приложении N 5 оспариваемого Закона области. Заявитель просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Волгоградской областной Думы Б.В.Г., действующий на основании доверенности, требования заявителя признал в части передачи в собственность поселения объекта "скотомогильник". В удовлетворении остальной части заявленных требований просил суд заявителю отказать, указав в обоснование своей позиции на то, что до принятия оспариваемого Закона области каких-либо разногласий в части согласования объекта имущества "площадка для временного хранения твердых бытовых отходов" между муниципальными образованиями Ольховский муниципальный район и Киреевское сельское поселение не возникло. Перечень передаваемого имущества, в состав которого вошла площадка для временного хранения твердых бытовых отходов, был согласован между муниципальными образованиями. Кроме того, оспариваемый заявителем в части Закон принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, процедура принятия названного нормативного правового акта Волгоградской областной Думой нарушена не была.
Представитель Правительства Волгоградской области С.В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против заявленных требований возражал, привел доводы аналогичные доводам представителя Волгоградской областной Думы.
В судебное заседание представители администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, Ольховской районной Думы Волгоградской области и Сельского Совета депутатов Киреевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах своей неявки суд не уведомили.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, заключения прокурора и при отсутствии оснований для признания явки представителей названных органов обязательной по правилам части 4 статьи 246 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и представителей указанных заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Е.Л.Ф., полагавшей заявленные требования обоснованными, Волгоградский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена его компетенция.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с положениями статей 83 и 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" до 1 января 2009 года был установлен переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть произведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок перераспределения (разграничения) имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и Законом Волгоградской области от 12 января 2006 г. N 1188-ОД "Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом".
Частью 11. ст. 154 названного Федерального закона в целях обеспечения выполнения требований ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со ст. 50 упомянутого Федерального закона.
Во исполнение указанных положений федерального законодательства 21.11.2006 года Волгоградская областная Дума приняла, а 27.11.2006 года Глава Администрации Волгоградской области подписал Закон Волгоградской области N 1319-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Указанный Закон опубликован в издании "Волгоградская правда", N 224, 01.12.2006 (спецвыпуск 1) и вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. В настоящее время Закон действует в редакции Закона Волгоградской области от 29.12.2007 N 1610-ОД.
Статьей 1 Закона области N 1319-ОД были утверждены перечни безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Ольховского муниципального района, в муниципальную собственность вновь образованных в его составе муниципальных образований.
Приложение N 5 к Закону представляет собой Перечень объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Ольховского муниципального района, но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Ольховского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Ольховским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Киреевского сельского поселения.
Согласно пункту 2 раздела XII приложения N 5 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в собственность Киреевского сельского поселения передано имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения, поименованное как: скотомогильник с инвентарным номером 0110019, расположенный в (адрес).
Вместе с тем, Волгоградский областной суд приходит к выводу о том, что передача указанного объекта в собственность сельского поселения противоречит требованиям Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в силу следующего.
Так, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Таким образом, судом установлено наличие противоречия оспариваемой части Закона области федеральному законодательству, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 1 раздела XIII приложения N 5 к Закону Волгоградской области N 1319-ОД от 27.11.2006 г. "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в собственность Киреевского сельского поселения было передано имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а именно: площадка для временного хранения твердых бытовых отходов с инвентарным номером 0110014, расположенная в (адрес).
Выше приведенное положение Закона области противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Из пункта 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03) следует, что объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.
В судебном заседании стороны фактически не оспаривали того факта, что объект, переданный Киреевскому сельскому поселению в муниципальную собственность под наименованием "площадка для временного хранения твердых бытовых отходов", является отведенным местом для складирования отходов производства и потребления населения Киреевского сельского поселения и фактически выполняет функции свалки, находится за пределами села Киреево. Отходы, размещенные на свалке, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что переданная Киреевскому сельскому поселению в муниципальную собственность "площадка для временного хранения твердых бытовых отходов" по своему функциональному назначению является свалкой.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В судебном заседании заявитель - глава Киреевского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области пояснил, что жители сельского поселения самостоятельно занимаются сбором и вывозом бытовых отходов и мусора, которые складируются на свалку, расположенную за пределами Киреевского сельского поселения.
Указанный объект использовался жителями до момента принятия оспариваемого Закона области. "Свалка" не соответствует критериям и требованиям, предъявляемым федеральным законодательством к "площадкам для временного хранения твердых бытовых отходов". В частности, хранящиеся отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков, отсутствует искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие площадки, по периметру не возведены ливнестоки с автономными очистными сооружениями (ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления").
В судебном заседании заявитель также привел доводы о том, что Ольховским муниципальным районом складируемый на свалке мусор не вывозится, а какие-либо финансовые средства для поддержания указанного объекта в надлежащем состоянии ни районом, ни областью не выделялись.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, имеется в виду пункт 2 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что передача названного объекта в муниципальную собственность Киреевского сельского поселения является незаконной и противоречит приведенному выше федеральному законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Представителями Волгоградской областной Думы и Правительства Волгоградской области не были представлены суду доказательства того факта, что объект недвижимости, поименованный в оспариваемом Законе области как "площадка для временного хранения твердых бытовых отходов" на момент принятия оспариваемого Закона использовался Ольховским муниципальным районом именно по указанному функциональному назначению. Доводы заявителя о том, что названная площадка используется в качестве свалки до 2006 года, опровергнуты не были.
Доводы представителя Волгоградской областной Думы и представителя Правительства Волгоградской области о том, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят в пределах компетенции законодательного органа субъекта Российской Федерации, процедура принятия названного акта нарушена не была, при передаче скотомогильника и площадки для временного хранения твердых бытовых отходов муниципальному образованию Киреевское сельское поселение от последнего каких-либо возражений не поступало, существенного правового значения не имеют, поскольку при разрешении заявленных требований с достоверностью установлено наличие противоречий оспариваемых норм требованиям федерального законодательства, что в силу положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ является безусловным основанием для признания нормативного правового акта в части недействующим.
С учетом того, что оспариваемые нормы Закона области действовали в течение длительного времени, Волгоградский областной суд с целью соблюдения прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц и иных заинтересованных лиц, на которых распространяется действие оспариваемых положений нормативного правового акта, полагает необходимым признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
заявление главы Киреевского сельского поселения Ольховского района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" - удовлетворить.
Признать не соответствующими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2 раздела XII приложения N 5, пункт 1 раздела XIII приложения N 5 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 N 1319-ОД (ред. от 29.12.2007) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Ольховский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Сведения о принятом судебном акте опубликовать в печатном издании "Волгоградская правда" по вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 16 июля 2012 г. N 3-58/2012
Текст решения опубликован в газете "Волгоградская правда" от 6 февраля 2013 г. N 21
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2012 г. N 16-АПГ12-11 настоящее решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения