Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению администрации
муниципального района
от 21.05.2012 года N 306
Положение
о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области и их проектов
I. Основные положения
1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области (далее - правовые акты), проектов нормативных правовых актов Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области (далее - проекты правовых актов) на коррупциогенность, порядок составления и направления должностным лицам заключений о коррупциогенности правовых актов и регламент работы комиссии по проведению антикоррупционной экспертизы (далее - рабочая группа).
2. Задачами антикоррупционной экспертизы являются выявление и описание коррупциогенных факторов, содержащихся в проектах нормативных правовых актов Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, разработка рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
3. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
II. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов
4. Антикоррупционной экспертизе подлежат проекты всех нормативных правовых актов, то есть актов правотворчества, содержащих юридические нормы, направленные на установление, изменение или отмену норм права, существенными признаками которых являются: наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
5. Под антикоррупционной экспертизой понимается деятельность комиссии, направленная на выявление в тексте правовых актов и их проектов коррупциогенных факторов и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных рисков.
6. Общественные объединения и организации вправе обратиться к главе Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области с ходатайством о проведении антикоррупционной экспертизы действующего правового акта Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области. Ходатайство рассматривается в 15-дневный срок.
7. Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу правовых актов, а также правовых актов, в отношении которых уже проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти акты не вносились изменения.
8. В случае внесения изменений в проекты правовых актов, которые ранее были предметом антикоррупционной экспертизы, в отношении указанных проектов может быть проведена повторная антикоррупционная экспертиза.
9. При проведении антикоррупционной экспертизы предварительно устанавливается:
- соответствует ли направленный на экспертизу правовой акт, проект правового акта требованиям настоящего Положения;
- уполномоченным ли органом или должностным лицом принято решение о направлении правового акта, проекта правового акта на антикоррупционную экспертизу.
При несоблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом, антикоррупционная экспертиза не проводится, о чем орган (должностное лицо), направивший правовой акт на экспертизу, извещается комиссией в письменной форме с изложением мотивов принятого решения.
10. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с методикой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации Ольховского муниципального района и их проектов.
III. Методика проведения антикоррупционной экспертизы
11. Факторы, связанные с реализацией полномочий Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области (ее должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения Администрацией Ольховского муниципального района Волгоградской области (ее должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя Администрацией Ольховского муниципального района Волгоградской области (ее должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области (ее должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, принявшей первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции Администрацией Ольховского муниципального района Волгоградской области (ее должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
IV. Порядок составления и направления заключения о коррупциогенности правового акта
12. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы правового акта составляется мотивированное заключение о коррупциогенности или некоррупциогенности правового акта.
В случае если при проведении антикоррупционной экспертизы проекта правового акта в тексте проекта правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, председателем комиссии осуществляется визирование проекта правового акта без составления заключения.
13. В заключении отражаются следующие сведения:
а) дата и место подготовки заключения, данные о проводящих экспертизу лицах;
б) основание для проведения экспертизы;
в) реквизиты правового акта, проходящего экспертизу;
г) перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих статей (пунктов, подпунктов) правового акта, проекта правового акта, в которых эти факторы выявлены;
д) предложения о способах устранения или нейтрализации коррупциогенных факторов.
14. Заключение антикоррупционной экспертизы состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
14.1. В вводной части заключения антикоррупционной экспертизы указываются:
- наименование проекта нормативного правового акта, в отношении которого проведена антикоррупционная экспертиза;
- отношения, на регулирование которых направлен данный проект нормативного правового акта;
- основания для проведения антикоррупционной экспертизы из числа указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Положения.
14.2. В описательной части заключения антикоррупционной экспертизы описываются коррупциогенные факторы, имеющиеся в проекте нормативного правового акта, степень их влияния на общий уровень коррупциогенности проекта нормативного правового акта Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, возможность устранения или уменьшения данных факторов.
Описательная часть заключения антикоррупционной экспертизы может содержать также рекомендации по устранению или уменьшению действия коррупциогенных факторов, в том числе в виде конкретных формулировок отдельных положений проекта нормативного правового акта.
14.3. В заключительной части заключения антикоррупционной экспертизы делается вывод о результатах антикоррупционной экспертизы, включающий в себя суждения о коррупциогенности проекта нормативного правового акта, о возможности устранения или уменьшения действия коррупциогенных факторов и о том, может ли проект нормативного правового акта быть рекомендован к принятию главой Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области.
15. Заключение антикоррупционной экспертизы может быть положительным (в случае если в нем содержатся выводы о наличии коррупциогенных факторов, которые не могут быть устранены и чье действие не может быть уменьшено) или отрицательным (в случае если в нем содержатся выводы о наличии коррупциогенных факторов, которые могут быть устранены или чье действие может быть уменьшено).
16. Положительное заключение антикоррупционной экспертизы подлежит учету при реализации нормативного правового акта Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, структурными подразделениями, муниципальными предприятиями и учреждениями и является основанием для разработки соответствующими органами мероприятий по противодействию коррупции при применении коррупциогенных положений нормативного правового акта.
17. Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов проводится комиссией в срок до пяти дней со дня поступления проекта правового акта на экспертизу, но при необходимости указанный срок может быть увеличен до семи дней со дня поступления проекта нормативного правового акта на рассмотрение. Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится в срок до 30 дней со дня поступления правового акта на экспертизу.
При необходимости истребования и исследования дополнительных материалов, связанных с проектом, срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен по решению председателя комиссии.
В случае повторного поступления на экспертизу проекта нормативного правового акта, доработанного в соответствии с заключением антикоррупционной экспертизы, указанный выше срок исчисляется вновь с момента поступления доработанного проекта.
18. В случае внесения в проект нормативного правового акта изменений после его согласования комиссией он подлежит повторному согласованию комиссией.
19. В случае выявления в правовом акте, проекте правового акта коррупциогенных факторов, устранение которых из текста правового акта невозможно или нецелесообразно, эксперт должен это обосновать в отношении каждого фактора в отдельности и предложить возможные способы нейтрализации коррупционных рисков.
20. Заключение оформляется на бланке Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области и подписывается председателем комиссии.
21. Заключение о коррупциогенности или некоррупциогенности правового акта направляется Главе Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области.
22. В случае установления коррупциогенности правовых актов Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области заключение антикоррупционной экспертизы направляется главе Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области для организации работы по внесению в правовые акты поправок, направленных на устранение коррупциогенности изданных правовых актов.
23. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы, проведенной по ходатайству общественных объединений и организаций, в обязательном порядке направляется общественному объединению, организации, направившим ходатайство о проведении экспертизы.
24. Заключение о коррупциогенности проекта правового акта вместе с проектом возвращается лицу, представившему проект правового акта, для устранения замечаний.
V. Регламент работы комиссии по проведению антикоррупционной экспертизы
25. Комиссия создается в целях системного анализа и совершенствования законодательства, а также для предотвращения в правовых актах Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области наличия положений, способствующих распространению коррупции.
26. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ольховского муниципального района Волгоградской области, законами и иными нормативными правовыми актами Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, а также настоящим Положением.
27. Основными задачами комиссии являются:
а) проведение антикоррупционной экспертизы;
б) подготовка заключений по результатам проведения антикоррупционной экспертизы;
в) внесение рекомендаций по устранению коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам.
28. Комиссия имеет право:
а) запрашивать в установленном порядке у исполнительных органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, ведомств и организаций необходимую информацию по существу проводимой антикоррупционной экспертизы;
б) привлекать в установленном порядке специалистов исполнительных органов государственной власти Волгоградской области, научно-исследовательских и образовательных учреждений, организаций и общественных объединений в целях реализации полномочий рабочей группы.
Структурные подразделения Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области обязаны представить запрашиваемые комиссией материалы и информацию в течение 3 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.
Нумерация пунктов раздела V настоящего приложения приводится в соответствии с источником
28. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
Состав комиссии утверждается постановлением главы Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области.
28.1. Председатель комиссии:
- руководит работой комиссии и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач;
- председательствует на заседаниях комиссии;
- подписывает заключения комиссии.
28.2. Заместитель председателя исполняет обязанности председателя в отсутствие последнего.
28.3. Секретарь комиссии:
- формирует повестку дня заседания комиссии, организует подготовку материалов к заседаниям;
- информирует членов комиссии о месте и времени проведения заседания;
- оформляет протоколы заседаний, рассылает принятые решения и контролирует ход их выполнения.
29. Заседания комиссии проводятся по мере поступления на антикоррупционную экспертизу правовых актов Администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области и их проектов.
Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует 1/2 ее состава.
30. Решения комиссии считаются принятыми, если все присутствующие на заседании члены проголосовали единогласно. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают председательствующий и все члены, а также заключениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.