Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства социальной
защиты населения Волгоградской области
от 31.05.2012 N 339
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Волгоградской области "Социальное обслуживание семьи и детей в нестационарных условиях"
1. Область применения
Государственный стандарт социального обслуживания населения Волгоградской области "Социальное обслуживание семьи и детей в нестационарных условиях" (далее - Стандарт) распространяется на все государственные учреждения социального обслуживания, учреждения других форм собственности, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, предоставляющие государственную услугу "Социальное обслуживание семьи и детей в нестационарных условиях" (далее - учреждения), и устанавливает требования к порядку, условиям, объему и качеству оказания этой услуги.
2. Общие положения
2.1. Потребителями государственной услуги "Социальное обслуживание семьи и детей в нестационарных условиях" (далее - государственная услуга), являются семьи, дети и отдельные граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе:
малообеспеченные семьи;
неполные семьи, не имеющие опыта родительства, в том числе одинокие матери с несовершеннолетними детьми;
многодетные семьи;
молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями;
семьи с детьми или отдельные граждане, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций;
семьи, находящиеся в социально опасном положении;
семьи группы риска, в т.ч. затронутые проблемой ВИЧ-инфекции, имеющие в своем составе лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании;
семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов;
семьи, где дети и женщины подвергаются любым формам физического, сексуального или психического насилия;
семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение;
семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом;
семьи, имеющие эмоциональные нарушения, трудности в супружеских отношениях или трудности, связанные с девиантным поведением ребенка;
замещающие семьи (опекунские, приемные);
несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении или находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе воспитанники семейных воспитательных групп;
несовершеннолетние, подвергшиеся по месту жительства или учебы физическому или психическому насилию;
проживающие самостоятельно выпускники детских домов и школ-интернатов;
граждане, находящиеся в ситуации, связанной с вынужденным переездом с места постоянного проживания;
(далее - клиенты).
2.2. Предоставление государственной услуги клиентам в учреждении осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством, регламентирующим предоставление данных услуг, а также национальными стандартами Российской Федерации:
ГОСТ Р 52885-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье";
ГОСТ Р 52888-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям".
2.3. Социальное обслуживание клиентов в учреждении осуществляется в ходе предоставления следующих видов социальных услуг:
социально-бытовые;
социально-медицинские;
социально-психологические;
социально-педагогические;
социально-экономические;
социально-правовые.
2.4. Социальное обслуживание в учреждении осуществляется в следующем порядке:
обращение граждан по вопросам социального обслуживания;
зачисление граждан на социальное обслуживание;
социальное обслуживание клиентов в учреждении;
снятие клиентов с социального обслуживания.
2.5. Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:
на базе учреждения;
в рамках выездной работы (оказание услуг мобильными, профилактическими и межведомственными бригадами специалистов учреждения);
на дому (клиентам, состоящим на социальном патронаже в учреждении).
2.6. Результатом социального обслуживания является возможно полное преодоление или снижение остроты социальных проблем, лежащих в основе трудной жизненной ситуации клиентов, реализация их законных прав и интересов.
3. Порядок и условия социального обслуживания
3.1. Обращение по вопросам социального обслуживания.
3.1.1. Информирование граждан по вопросу социального обслуживания в учреждении осуществляется по телефону или на личном приеме, в том числе в ходе выездной работы.
3.1.2. В ходе информирования специалист учреждения:
предоставляет информацию о порядке и условиях социального обслуживания, перечне, объеме и качестве предоставляемых услуг;
регистрирует в Журнале обращения граждан факт обращения (с указанием даты обращения, данных об обратившемся (при их наличии), вида и причины обращения.
3.1.3. Информирование граждан осуществляется в течение времени, определенного Правилами внутреннего трудового распорядка.
3.1.4. Гражданину может быть отказано в социальных услугах в следующих случаях:
а) нахождения запрашиваемой социальной услуги за рамками компетенции учреждения;
б) алкогольного или наркотического опьянения гражданина, психического заболевания в стадии обострения. Факт данного состояния оформляется актом и подписывается тремя специалистами учреждения.
Случай отказа в предоставлении социальных услуг фиксируется специалистом учреждения, осуществляющим прием граждан, в Журнале обращений граждан с указанием причины отказа.
3.1.5. Допускается разовое анонимное обращение граждан по вопросу предоставления социально-психологических услуг.
3.2. Зачисление граждан на социальное обслуживание.
3.2.1. Основанием для зачисления гражданина на социальное обслуживание в учреждении является:
личное желание гражданина;
постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав (для семей, находящихся в социально опасном положении);
решение специалистов учреждения о необходимости постановки на социальное обслуживание гражданина (семьи), принятое в ходе проведения мероприятий по выявлению граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3.2.2. Зачисление граждан на социальное обслуживание в учреждение осуществляться на основании следующих документов:
По-видимому, в подпункте 3.2.2 пункта 3.2 раздела 3 настоящего приложения пропущена часть текста, вместо "осуществляться" следует читать "должно осуществляться"
письменного заявления гражданина, (родителя, законного представителя - при зачислении на социальное обслуживание несовершеннолетнего), поданного на имя руководителя учреждения;
документа, удостоверяющего личность гражданина;
документа, подтверждающего наличие трудной жизненной ситуации гражданина.
При зачислении гражданина на патронажное социальное обслуживание дополнительно заключается Договор на социальное обслуживание.
3.2.3. В письменном заявлении гражданина фиксируется следующая информация:
данные документа, удостоверяющего личность гражданина (отсутствие паспорта);
причина обращения за получением социальных услуг;
перечень запрашиваемых клиентом услуг;
информированное согласие на социальное обслуживание и согласие на обработку персональных данных.
3.2.4. К документам, подтверждающим наличие трудной жизненной ситуации гражданина, относятся:
справка о получении гражданином мер социальной поддержки и социальной помощи (для малоимущих граждан);
выписка из трудовой книжки (последняя запись о месте работы), подтверждающая отсутствие трудоустройства (для граждан, не имеющих постоянного дохода);
удостоверение многодетной семьи (для многодетных семей);
свидетельство о рождении ребенка (для семей с детьми);
свидетельство о расторжении брака или копия страницы паспорта об отсутствии заключения брака (для граждан из неполной семьи), свидетельство о рождении ребенка (прочерк в графе - "отец") - для одинокой матери;
справка МСЭ об установлении инвалидности или справка из учреждения здравоохранения об ограниченных возможностях ребенка (для женщин, воспитывающих ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями);
документ, подтверждающий факт произошедшей чрезвычайной ситуации, (для пострадавших от стихийных бедствий);
акт социально-бытового обследования, оформленный специалистами учреждения (для выпускников детских домов);
направление органов и учреждений, в том числе системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
копия постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
заключение специалистов учреждения о наличии трудной жизненной ситуации.
3.2.5. Допускается отсутствие документа, удостоверяющего личность гражданина, в следующих случаях:
по причине оформления (восстановления) документа;
утеря (кража) документа;
последствия чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение и пр.).
Факт отсутствия документа оформляется актом и подписывается тремя специалистами учреждения.
3.2.6. Специалист учреждения, принимающий документы, делает копии представленных гражданином документов и удостоверяет записью "копия верна" и личной подписью, а подлинники возвращает заявителю.
3.2.7. Решение о зачислении гражданина на социальное обслуживание принимается руководителем учреждения на основании предоставленных документов, о чем делается соответствующая запись на его заявлении ("Принять на социальное обслуживание" или "Отказать в социальном обслуживании").
3.2.8. В случае отказа гражданину в социальном обслуживании, учреждение в течение 5-ти рабочих дней с момента принятия решения, информирует заявителя в письменной форме с указанием причины отказа. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в порядке, установленном действующим законодательством (в соответствии с пунктом 3.1.4. настоящего Стандарта).
Случай отказа в предоставлении социальных услуг фиксируется специалистом учреждения в Журнале обращений граждан с указанием причины отказа.
3.2.9. После зачисления клиента на социальное обслуживание в учреждение специалист учреждения знакомит клиента с Правилами поведения в учреждении.
3.2.10. При первичном обращении гражданина за получением социальных услуг в учреждении и в ходе выездной работы, на него заводится индивидуальная карта клиента, в которой прописываются:
ф.и.о. клиента;
место жительства;
дата обращения и перечень предоставляемых услуг;
специалисты, оказывающие услуги.
При последующих обращениях клиента за получением социальных услуг, при условии предоставления им документа, подтверждающего статус трудной жизненной ситуации, новая индивидуальная карта клиента не заводится. Все необходимые записи делаются в индивидуальной карте клиента, заведенной при первичном обращении.
3.2.11. На клиента, зачисленного на патронажное социальное обслуживание:
разрабатывается Индивидуальная программа социальной реабилитации семьи (в соответствии с пунктом 3.3.2. настоящего Стандарта);
формируется Личное дело клиента/семьи, в которое подшивается заявление клиента, договор на социальное патронажное обслуживание, индивидуальная программа социальной реабилитации семьи, а также иные документы, связанные с предоставлением социальных услуг и оформленные в ходе социального обслуживания клиента;
3.2.12. При оказании клиенту услуг разового характера индивидуальная программа социальной реабилитации не составляется.
3.3. Социальное обслуживание клиентов в учреждении.
3.3.1. Социальное обслуживание клиентов заключается в предоставлении им индивидуальных и групповых социальных услуг в соответствии с перечнем, объемом и требованием к качеству, прописанными в разделе 4 настоящего Стандарта, в течение времени, установленного Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения и графиком работы специалистов учреждения.
3.3.1.1. Услуги группового характера (анимационные, просветительные, профилактические и прочие) предоставляются клиентам в соответствии с Планом групповых занятий, утвержденным руководителем учреждения. Участие в групповых мероприятиях определяется личным желанием клиента на момент их проведения.
3.3.1.2. Клиентам, получающим социально-психологические услуги по телефону, оказываются психологом (педагогом-психологом).
3.3.1.3. Социальное обслуживание клиентов, состоящих на социальном патронаже в учреждении, осуществляется в течение срока от трех до шести месяцев. В случае необходимости по решению Социального консилиума этот срок продлевается до одного года.
3.3.1.4. По результатам социального обслуживания клиента специалисты учреждения, предоставляющие услуги, фиксируют перечень и результаты предоставления социальных услуг (в т.ч. уровень качества в соответствии с разработанной в учреждении системой оценки качества предоставления услуг) в журналах учета услуг, индивидуальной карте клиента, а также в Индивидуальной программе социальной реабилитации клиента, состоящего на патронажном социальном обслуживании.
3.3.2. Оформление Индивидуальной программы социальной реабилитации клиента.
3.3.2.1. Индивидуальная программа социальной реабилитации клиента (далее - Индивидуальная программа) включает в себя следующую информацию:
ф.и.о. клиента, возраст, место работы/учебы, сведения о ближайшем окружении, контактные данные (адрес, телефон);
дата зачисления клиента на социальное обслуживание;
сроки и результаты проведения первичной диагностики и обследования личности;
Ф.И.О. специалистов, ответственных за реализацию Индивидуальной программы клиента;
перечень реабилитационных мероприятий, направленных на решение социальных проблем клиента, лежащих в основе его трудной жизненной ситуации (далее - реабилитационные мероприятия), периодичность их проведения и ответственные специалисты;
дата проведения и номер протокола заседания социального консилиума, утверждающего перечень реабилитационных мероприятий.
3.3.2.2. Сроки формирования Индивидуальной программы - не позднее 15 рабочих дней со дня зачисления клиента на социальное обслуживание.
3.3.2.3. Перечень реабилитационных мероприятий формируется с учетом индивидуальных особенностей и специфики трудной жизненной ситуации клиентов, которые выявляются в ходе проведения первичной диагностики и обследования его личности. Сроки проведения первичной диагностики - в течение 5 рабочих дней с момента зачисления клиента на социальное обслуживание.
3.3.2.4. К участию в разработке Индивидуальной программы привлекаются все специалисты, осуществляющие его первичную диагностику и обследование личности. При необходимости к разработке привлекаются специалисты других ведомств и организаций.
3.3.2.5. Перечень реабилитационных мероприятий формируется на период, достаточный для решения проблем клиента, но не более чем на 6 месяцев.
3.3.2.6. Перечень мероприятий утверждается на заседании Социального консилиума, созданного в учреждении с целью координации деятельности по оказанию социальных услуг клиентам и оценки эффективности проводимых мероприятий. Деятельность Социального консилиума и его состав регламентируется положением, утвержденным руководителем учреждения. Все решения Социального консилиума оформляются протоколами.
3.3.2.7. Индивидуальная программа может дополняться и корректироваться в течение всего срока социального обслуживания с целью повышения эффективности проводимых реабилитационных мероприятий.
3.3.2.8. Необходимость внесения изменений и дополнений в Индивидуальную программу определяется на Социальном консилиуме учреждения не реже 1 раза в квартал.
3.3.2.9. Предложения о внесении изменений и дополнений в индивидуальную программу социального обслуживания клиента вносят специалисты, принимающие участие в ее разработке и реализации, на основании:
результатов проведения промежуточной диагностики и мониторинга, в ходе которой осуществляется оценка изменения трудной жизненной ситуации клиента;
мнения и пожеланий самого клиента;
рекомендаций ближайшего окружения клиента.
3.3.2.10. При реализации Индивидуальной программы обеспечивается комплексность и непрерывность при осуществлении реабилитационных мероприятий, а также контроль за их эффективностью.
3.4. Снятие клиентов с социального обслуживания.
3.4.1. Основаниями для снятия клиента с социального обслуживания в учреждении являются:
решение или снижение остроты проблем, лежащих в основе трудной жизненной ситуации;
постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
выявление медицинских противопоказаний;
нарушение Правил поведения в учреждении;
нарушение условий Договора на патронажное социальное обслуживание.
3.4.2. Решение о снятии с социального обслуживания клиента, состоящего на социальном патронаже в учреждении, принимается на заседании Социального консилиума.
3.4.3. В случае снятия клиента с патронажного социального обслуживания, в его Личное дело подшивается копия постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (для семей, находящихся в социально опасном положении), протокол заседания Социального консилиума, на котором было принято соответствующее решение, а также делаются соответствующие записи в Индивидуальной программе.
4. Перечень, объем и качество предоставляемых услуг
N п/п |
Перечень услуг |
Периодичность и кратность предоставления услуги |
Требования к объему и качеству предоставляемой услуги |
4.1. Социально-бытовые услуги | |||
4.1.1. |
Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации и Волгоградской области льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении, улучшении жилищных условий |
При необходимости, но не более 4-х раз в год |
Клиенту предоставляются информация и рекомендации по вопросам, связанным с получением льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении. В случае необходимости (необходимость определяется пожеланием клиента) осуществляется помощь в сборе, подготовке и направлении необходимых документов в соответствующие инстанции. |
4.1.2. |
Предоставление клиентам учреждений помещений для оказания социальных услуг |
В течение всего периода социального обслуживания |
Услуга предоставляется клиенту, получающему социальные услуги на базе учреждения. Помещения, в которых оказываются социальные услуги, соответствуют установленным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности, в том числе противопожарной. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха обеспечивают нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды. Каждое помещение обеспечено искусственным и естественным освещением. На окнах имеются шторы/жалюзи. Имеется туалетная комната с раковиной для умывания, доступная для клиента. По желанию клиента услуги индивидуального характера могут предоставляться с учетом конфиденциальности. |
4.1.3. |
Предоставление клиентам учреждений в пользование мебели |
В течение всего периода социального обслуживания |
Услуга предоставляется клиенту, получающему социальные услуги, на базе учреждения. Клиент обеспечивается посадочным местом (стулом/креслом/диваном и пр.). В случае необходимости (по запросу) - местом за столом. В холодное время года клиенту предоставляется место для размещения верхней одежды и, при необходимости, обуви. |
4.1.4. |
Предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов учреждения для лечения, отдыха и оздоровления, обучения, участия в культурных мероприятиях и прочее |
Индивидуальная услуга - не более 4 перевозок в год на одного клиента. Групповая услуга - при необходимости. |
Услуга предоставляется в пределах населенного пункта, в пределах Волгоградской области при возникновении необходимости в перевозке, возникающей в ходе предоставления социальных услуг. Индивидуальная услуга предоставляется следующим категориям: семьям с детьми-инвалидами и детям-инвалидам; семьям и несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении; семьям и несовершеннолетним, подвергшимся насилию. Групповая услуга для участия в культурно-массовых мероприятиях предоставляется клиентам учреждения, не зависимо от категории. Услуга предоставляется при условии наличия предварительного соглашения между клиентом и учреждением о времени и пункте назначения. Осуществляется на микроавтобусе или легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности и специальными приспособлениями (при перевозке детей - детским креслом). Транспортное средство должно быть зарегистрировано в органах ГИБДД, быть технически исправным. Водитель транспортного средства проходит предрейсовые осмотры. Услуга должна обеспечивать безопасное передвижение клиента на транспорте учреждения. |
4.1.5. |
Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений сторонними организациями |
При необходимости |
Услуга заключается в предоставлении информации об организациях, осуществляющих ремонт и уборку помещения. |
4.1.6. |
Сопровождение клиентов вне дома и вне учреждения |
Индивидуальная услуга - при необходимости, но не более 4-х раз в год на одного клиента. Групповая услуга - при необходимости. Сопровождение группы клиентов осуществляется из расчета - 1 специалист на группу клиентов (при сопровождении детей - 1 специалист на 10 клиентов) |
Услуга предоставляется следующим категориям клиентов: - семьям с детьми-инвалидами и детям-инвалидам; - семьям и несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации/социально опасном положении. Услуга предоставляется: - индивидуально клиенту - при организации доставки клиента в учреждения здравоохранения; - группе клиентов - при организации мероприятий группового характера (отдыха и оздоровления, обучения, участия в культурных мероприятиях и прочее). |
4.2. Социально-медицинские услуги | |||
4.2.1. |
Содействие в оказании клиентам учреждений медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях |
При необходимости |
Услуга оказывается клиентам, состоящим на патронажном обслуживании, у которых есть медицинский полис. Услуга предоставляется в следующих формах: организация посещения клиентом лечебно-профилактического учреждения; вызов врача скорой медицинской помощи. Организация посещения клиентом лечебно-профилактического учреждения осуществляется при возникновении у клиентов проблем, связанных со здоровьем, или необходимости проведения дополнительных медицинских обследований. Услуга включает в себя осуществление взаимодействия с лечебно-профилактическим учреждением по вопросам определения возможности и условий принятия клиента и оказания ему медицинской помощи в объеме программ обязательного медицинского страхования. В случае необходимости осуществляется запись на прием к врачу, сбор документов, согласование вопроса по обеспечению транспортом и сопровождающим. Вызов врача скорой медицинской помощи осуществляется в случае возникновения экстренной ситуации, угрожающей жизни и здоровью клиента, или в случае жестокого обращения с клиентом (для фиксирования факта побоев и т.п.). |
4.2.2. |
Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, психосексуальное развитие и так далее) |
При необходимости Время 1 консультации - не более 60 мин. |
Услуга предоставляется клиентам, имеющим социально-медицинские проблемы, и направлена на обеспечение правильного понимания этих проблем, определение способов их преодоления и мотивация к необходимым действиям. Услуга предоставляется как по просьбе клиента, так и по результатам наблюдения специалистов за состоянием здоровья и поведением клиента. Консультирование может быть как индивидуальным, так и групповым. Услуга оказывается специалистами, имеющими среднее специальное или высшее образование (медицинское, педагогическое или социальное). |
4.2.3. |
Проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации, профилактики заболеваний, формирования навыков здорового образа жизни |
При необходимости |
Услуга направлена на профилактику возникновения проблем социально-медицинского характера, активизацию деятельности в области улучшения своего здоровья, необходимость проведения санитарно-гигиенических процедур, профилактику заболеваний, формирование навыков здорового образа жизни. Услуга может предоставляться в форме проведения бесед, лекций, занятий, встреч с клиентами, с последующим распространением информационных материалов. Услуга предоставляется специалистами, имеющими среднее специальное или высшее образование (медицинское, педагогическое, социальное). |
4.2.4. |
Индивидуальная работа с несовершеннолетними, связанная с предупреждением появления вредных привычек и избавлением от них, подготовкой к созданию семьи и рождению ребенка |
При необходимости |
Услуга направлена на предупреждение у несовершеннолетнего появления вредных привычек, помощь в избавлении от уже существующих вредных привычек, подготовку к созданию семьи и рождению ребенка путем предоставления необходимой информации и отработки соответствующих навыков с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетнего. Необходимость оказания услуги определяется как самим специалистом, так и родителями/законными представителями несовершеннолетнего. Услуга предоставляется в форме проведения индивидуальных бесед, занятий. Услуга предоставляется специалистами, имеющими среднее специальное или высшее образование (медицинское, педагогическое, психологическое, социальное). |
4.2.5. |
Содействие в предоставлении нуждающимся несовершеннолетним услуг оздоровления |
При необходимости |
Услуга предоставляется родителям/законным представителям детей, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, безнадзорных детей. Услуга заключается в информировании об имеющихся путевках в детские оздоровительные учреждения. В случае необходимости (необходимость определяется родителями/законными представителями по согласованию со специалистами учреждения) специалист, предоставляющий услугу: оформляет ходатайство для включения детей - клиентов учреждения в общий список детей, нуждающихся в оздоровлении, и направляет в учреждения социальной защиты населения; содействует в подготовке необходимых документов, в том числе в ходе организации прохождения медицинской комиссии. |
4.3. Социально-психологические услуги | |||
4.3.1. |
Социально-психологическое и психологическое консультирование |
Индивидуальное консультирование - при необходимости, но не более 10 консультаций в год (1 консультация - не более 1 часа) Групповое консультирование - при необходимости (1 консультация - не более 1,5 час.) |
Услуга направлена на получение информации от клиента о его проблемах и обсуждение с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и последующего решения или снижения актуальности социально-психологической проблемы клиента, субъективного облегчения его эмоционального состояния. Услуга предоставляется в соответствии с государственным стандартом социального обслуживания населения Волгоградской области "Предоставление социально-психологических услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации". |
4.3.2. |
Психологическая диагностика и обследование личности |
При необходимости, но не более 5 диагностик в год на одного клиента (при постановке на социальное обслуживание и перед снятием с социального обслуживания, а также в ходе проведения промежуточной оценки эффективности проводимых мероприятий) Индивидуальная диагностика: с использованием компьютера - не более 1 часа; с использованием бланков - не более 1,5 часов Групповая диагностика (группа не более 15 чел.) - с использованием компьютера - не более 2 часов; с использованием бланков - не более 2,4 часа |
Предоставление услуги направлено на выявление и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на его поведение и взаимоотношения с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений. Услуга предоставляется в соответствии с государственным стандартом социального обслуживания населения Волгоградской области "Предоставление социально-психологических услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации". |
4.3.3. |
Психологическая коррекция |
Не более двух курсов в год на клиента. 1 курс - 12 коррекционных занятий. |
Предоставление услуги направлено на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечения соответствия этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам самого клиента. Периодичность предоставления, время и содержание услуги определяется психологом учреждения по результатам проведения психологической диагностики и обследования личности и психологического консультирования. Услуга предоставляется в соответствии с государственным стандартом социального обслуживания населения Волгоградской области "Предоставление социально-психологических услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации". |
4.3.4. |
Социально-психологический патронаж |
При необходимости |
Услуга предоставляется: - семьям и несовершеннолетним группы риска; - семьям и несовершеннолетним, находящимся в социальноопасном положении; - семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации Услуга заключается в посещении клиента на дому с целью наблюдения за его психологическим состоянием для своевременного выявления ситуаций психологического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию клиента. Необходимость предоставления услуги, ее периодичность и время посещения определяется на заседании Социального консилиума. Допускается осуществление патронажа с использованием телефонной связи только с целью определения психоэмоционального состояния клиента для выработки корректирующих действий индивидуальной программы реабилитации клиента, а также определения запроса на социальное обслуживание. Услуга предоставляется в соответствии с государственным стандартом социального обслуживания населения Волгоградской области "Предоставление социально-психологических услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации". |
4.3.5. |
Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов |
При необходимости |
Предоставление услуги заключается в формировании у клиента мотивации к активности, в поддержке жизненного тонуса, в создании условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных отклонений. Услуга предоставляется в соответствии с государственным стандартом социального обслуживания населения Волгоградской области "Предоставление социально-психологических услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации". |
4.3.6. |
Психологическое просвещение |
При необходимости |
Предоставление услуги направлено на предоставление клиентам необходимой информации, направленной на их приобщение к психологическим знаниям, повышение уровня психологической культуры, укрепление психического здоровья клиентов, а также повышения родительской грамотности и компетентности. Услуга предоставляется в соответствии с государственным стандартом социального обслуживания населения Волгоградской области "Предоставление социально-психологических услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации". |
4.4. Социально-педагогические услуги | |||
4.4.1. |
Социально-педагогическое консультирование |
Индивидуальное - не более 10 в год Групповое - не более 5 в год Время оказания услуги - не более 1 часа |
Предоставление услуги направлено на оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем, в том числе касающихся родительско-детских и супружеских отношений, воспитания и развития детей и подростков, предупреждения и преодоления педагогических ошибок, формирование межличностных отношений в семье и пр. Услуга включает в себя выслушивание клиента, совместное формулирование имеющихся у него социально-педагогических проблем (отклонение в поведении, связанное с нарушением общепринятых норм и правил поведения, отсутствие позитивных интересов, неграмотная организация досуга, детско-родительские отношения, возрастные особенности, межличностные отношения в семье, группе сверстников и пр.), оценку этих проблем на предмет значимости и определение конкретных путей их дальнейшего решения. Услуга предоставляется специалистом учреждения, имеющим высшее или среднеспециальное педагогическое, психологическое или социальное образование. |
4.4.2. |
Социально-педагогическая диагностика и обследование личности |
При необходимости, но не более 4-х диагностик в год на одного клиента (при постановке на социальное обслуживание и перед снятием с социального обслуживания, а также в ходе проведения промежуточной оценки эффективности проводимых мероприятий) Время оказания услуги - не более 1 часа |
Услуга направлена на выявление признаков, характеризующих нормальное или отклоняющееся поведение клиента, изучение его склонностей и потенциала, установление форм и степени социальной дезадаптации (при ее наличии) для составления прогноза и разработки рекомендаций по педагогической коррекции этих отклонений. При оказании услуги используются различные дидактические и диагностические материалы, направленные на всестороннее изучение личности клиента. Услуга предоставляется специалистом учреждения, имеющим высшее или среднеспециальное педагогическое, социальное и психологическое образование. |
4.4.3. |
Педагогическая коррекция |
Не более двух курсов в год на клиента. 1 курс - 12 занятий. 1 индивидуальное занятие - не более 60 минут 1 групповое занятие - не более 50 минут |
Услуга направлена на преодоление или ослабление отклонений в поведении клиента с целью обеспечения соответствия этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам самого клиента. Периодичность предоставления и содержание услуги определяется специалистом учреждения по результатам проведения социально-педагогической диагностики и обследования личности. При проведении коррекционных мероприятий используются методики, опубликованные в специальной литературе, или методики, прошедшие оценку Экспертного совета Управления. Услуга предоставляется специалистом учреждения, имеющим высшее или среднеспециальное педагогическое образование. |
4.4.4. |
Анимационные услуги (экскурсии, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия). Организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов |
Массовые мероприятия - при необходимости. Организация выездных мероприятий (экскурсий, посещения театров, выставок, концертов и пр.) - не более двух в год на одного клиента. Кружковая работа - не более двух кружков в год на одного клиента в год. |
Услуга направлена на удовлетворение и развитие социокультурных и духовных запросов клиентов, расширение общего и культурного кругозора, сферы общения, повышение творческой активности клиентов. Услуга имеет групповой характер и включает в себя: - организацию выездных мероприятий (экскурсий, посещения театров, выставок, концертов и пр.); - организацию праздничных мероприятий; - организацию кружковой работы. Периодичность оказания услуги определяется руководителем учреждения. В случае предоставления услуг разового характера клиент своевременно проинформирован о готовящихся мероприятиях (не позднее 3-х дней до начала их проведения). Материалы для работы кружков предоставляются учреждением. Время проведения одного занятия и периодичность их проведения зависят от возрастных, физических и психических особенностей клиентов. Услуга предоставляется в соответствии с планами мероприятий или графиками работы кружков, которые утверждены руководителем учреждения и вывешены в доступном для клиентов месте. |
4.4.5. |
Социально-педагогический патронаж |
При необходимости |
Услуга заключается в систематическом посещении клиента на дому с целью наблюдения за его поведением для своевременного выявления отклонений и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию клиента. Необходимость предоставления услуги, ее периодичность и время посещения определяется на заседании Социального консилиума. |
4.4.6. |
Профессиональная ориентация и (или) профессиональное консультирование клиентов |
При необходимости |
Услуга направлена на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Услуга предоставляется по следующим направлениям: профессиональное просвещение; профессиональное консультирование. Профессиональное просвещение заключается в проведении мероприятий по ознакомлению клиентов с видами трудовой деятельности, особенностями различных профессий, а также требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку. Профессиональное консультирование направлено на оказание помощи клиентам в профессиональном самоопределении и включает в себя предоставление рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их индивидуальным особенностям (на основе результатов, полученных от ранее проведенной психологом диагностики профессиональных склонностей). В случае необходимости оказывается помощь клиентам в выборе наиболее подходящего образовательного учреждения, максимально соответствующего их возрастным, психическим и физическим особенностям, осуществляется взаимодействие с образовательным учреждением по вопросу принятия клиента на обучение. Программы учреждения, в рамках которых проводятся мероприятия по услуге, рекомендованы к реализации Экспертным советом Управления (в случае их наличия). Услуга может предоставляться клиентам в возрасте старше 14 лет (как индивидуально, так и группе клиентов). |
4.4.7. |
Обучение клиентов социально-трудовым навыкам, навыкам самообслуживания, навыкам поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности |
При необходимости |
Услуга направлена на повышение уровня самостоятельности клиентов, развитие их моральных и нравственных качеств. Услуга заключается в проведении цикла занятий для клиентов. Категория клиентов, содержание, периодичность и время проведения занятий определяются в программах учреждения, утвержденных в установленном порядке. |
4.4.8. |
Социально-педагогическое просвещение |
При необходимости |
Услуга направлена на предоставление клиентам необходимой информации для их приобщения к педагогическим знаниям, повышения уровня педагогической культуры, формирования потребности в использовании полученных знаний в интересах развития собственной личности. Услуга заключается в проведении бесед, лекций, занятий и встреч с клиентами в рамках реализации программ учреждения, утвержденных в установленном порядке, с предоставлением информационно-раздаточных материалов (буклетов, бюллетеней, листовок и пр.). Занятия проводятся специалистами, имеющими среднее специальное или высшее образование (педагогическое, психологическое или социальное). |
4.5. Социально-экономические услуги | |||
4.5.1. |
Содействие клиентам учреждений в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области |
При необходимости |
Услуга заключается в предоставлении клиенту информации о полагающихся ему льготах, пособиях, компенсаций, алиментов и других выплат. В случае необходимости (необходимость определяется клиентом или специалистом) осуществляется взаимодействие с различными инстанциями, оказание помощи в сборе и оформлении документов, направлении их в соответствующие инстанции. Услуга может предоставляться как на личном приеме, так и по телефону. |
4.5.2. |
Содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому |
При необходимости, но не более 2-х услуг в год на клиента |
Услуга заключается в сборе и предоставлении клиенту необходимой информации по интересующему его вопросу. В случае необходимости (необходимость определяется клиентом или специалистом) осуществляется взаимодействие с соответствующими организациями, помощь в сборе документов и их направление в соответствующие инстанции. Направления оказания услуги: помощь в трудоустройстве; помощь в получении профессионального образования. Услуга предоставляется клиенту в индивидуальной форме. |
4.5.3. |
Оказание или содействие в оказании материальной помощи |
При необходимости |
Предоставление услуги направлено на улучшение материального положения клиента путем предоставления клиентам помощи в натуральном виде. Услуга заключается в проведении мероприятий по привлечению спонсорских средств (акции, информирование о необходимости оказания помощи частных лиц и организаций через СМИ, при написании писем, устном обращении в организации и к частным лицам и пр.). Полученная в ходе проведения мероприятий помощь может как храниться в учреждении и затем раздаваться нуждающимся клиентам, так и передаваться напрямую от спонсора к клиенту. |
4.6. Социально-правовые услуги | |||
4.6.1. |
Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов |
При необходимости |
Услуга заключается в предоставлении клиенту информации об учреждениях социального обслуживания, осуществляющих работу с гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации, расположенных в Волгоградской области, а также рекомендаций о конкретных действиях, необходимых для зачисления на социальное обслуживание. Если у клиента есть доступ к сети Интернет, то информация может содержать электронный адрес, по которому можно получить всю необходимую информацию. Услуга может предоставляться как на личном приеме, так и по телефону. |
4.6.2. |
Оказание помощи в подготовке и подаче жалоб в случае нарушения или ущемления законных прав клиентов |
При необходимости |
Услуга включает в себя оказание помощи клиентам в юридически грамотном изложении сути обжалуемых действий, требования устранить допущенные нарушения или наказать виновных. Услуга заключается в предоставлении необходимой информации для самостоятельного составления клиентом обращения или жалобы, а также проверке правильности составленного им обращения или жалобы. В случае необходимости (необходимость определяется клиентом или специалистом) осуществляется составление обращения или жалобы самим специалистом, а также ксерокопирование документов, которые прикладываются к обращению или жалобе, и последующая доставка обращения или жалобы адресату, в том числе по почте. |
4.6.3. |
Содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в физическом и психическом насилии, совершенном в семье над детьми, женщинами, престарелыми людьми и инвалидами |
При необходимости |
Услуга заключается в предоставлении клиенту информации о порядке его действий по привлечению к уголовной ответственности виновных в физическом и психическом насилии. В случае необходимости (необходимость определяется клиентом): оказывается помощь в подготовке необходимого пакета документов и отправлении его в соответствующие инстанции; осуществляется согласование с соответствующими службами времени посещения их клиентом (запись на прием). |
4.6.4. |
Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания |
При необходимости |
Услуга предоставляется несовершеннолетним клиентам в случае необходимости их дальнейшего жизнеустройства. Необходимость оказания услуги определяется специалистами учреждения. Услуга включает в себя: информирование органов опеки и попечительства и других служб о необходимости устройства несовершеннолетнего; оказание помощи в формировании пакета документов для устройства несовершеннолетнего. |
4.6.5. |
Оформление представлений на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на лишение родителей родительских прав |
При необходимости |
Услуга включает в себя сбор и оформление необходимого пакета документов на лишение родителей родительских прав и его передачу вместе с представлением в КДНиЗП или другую инстанцию. Необходимость предоставления услуги определяется специалистом учреждения. |
4.6.6. |
Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и так далее) |
При необходимости, но не более 4-х услуг в год |
Услуга заключается в формировании у клиента представления об интересующих его законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах. Услуга предоставляется специалистом, имеющим юридическое образование. У сотрудника, оказывающего услугу, имеется доступ к актуальной версии справочно-правовой системы. По желанию клиента услуга оказывается в отдельном помещении, обеспечивающем отсутствие посторонних лиц. |
4.6.7. |
Оказание правовой помощи гражданам в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
При необходимости |
Услуга заключается в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Услуга предоставляется специалистом, имеющим юридическое образование. |
4.6.8. |
Оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей и подростков на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью |
При необходимости |
Услуга предоставляется несовершеннолетним и семьям, имеющим несовершеннолетних детей. Услуга заключается в определении проблемы, путях ее решения, принятия практических мер по их решению, в т.ч. в организации взаимодействия с родителями/законными представителями, другими учреждениями и ведомствами по определению их возможности и объема участия в решении возникших проблем. |
4.6.9. |
Содействие в определении правового статуса клиента |
При необходимости, но не более 2-х услуг в год |
Услуга заключается в проведении обследований материально-бытовых условий проживания клиента для определения его правового статуса (по запросу территориального Центра социальной защиты населения или иной службы). |
4.6.10. |
Помощь в оформлении документов |
При необходимости, но не более 4-х услуг в год |
Услуга заключается в разъяснении клиентам содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (по необходимости) текста документа, заполнение форменных бланков и пр. |
4.6.11. |
Содействие в направлении в стационарные учреждения |
При необходимости |
Услуга заключается в определении перечня и разъяснении содержания документов, необходимых для оформления в стационарное учреждение. В случае необходимости (необходимость определяется клиентом) осуществляется грамотное изложение и написание текста документа, заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем, а также содействие в направлении документов в соответствующие инстанции. Услуга предоставляется клиентам, нуждающимся в направлении в стационарные учреждения и соответствующим установленным требованиям. |
<< Назад |
||
Содержание Приказ министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 31 мая 2012 г. N 339 "Об утверждении государственного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.