Волгоградская областная Дума постановляет:
1. Принять обращение Волгоградской областной Думы к Правительству Российской Федерации об оказании государственной поддержки отечественным сельхозтоваропроизводителям.
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву.
Председатель Волгоградской |
В.В. Ефимов |
Обращение Волгоградской областной Думы
К Правительству Российской Федерации об оказании государственной поддержки отечественным сельхозтоваропроизводителям
Агропромышленный комплекс Волгоградской области является важным сектором экономики региона, оказывающим существенное влияние на социально-экономическое положение населения.
В сфере АПК занято 220 тысяч человек, что составляет 18 процентов от общей численности населения Волгоградской области, занятого в экономике.
На территории области функционируют около 2700 сельскохозяйственных предприятий, более 780 предприятий и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, 180 предприятий, обслуживающих сельское хозяйство, 11,7 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, 245,5 тысячи личных подворий.
В экономике Российской Федерации доля сельского хозяйства Волгоградской области составляет 2,6 процента, что является высшим показателем в сравнении с другими отраслями экономики региона.
Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) не может не отразиться на деятельности агропромышленного комплекса, реализации государственной политики в отношении сельского хозяйства. Эта политика определяется программами, направленными на развитие агропромышленного комплекса, которые приняты к реализации органами исполнительной власти федерального и регионального уровней.
Только 10 процентов региональных предприятий (в основном в сырьевой сфере) позитивно воспринимают идею вступления в ВТО. Остальные 90 процентов в силу изношенности мощностей, которая достигает сегодня 70 процентов, а также неподготовленности и отсутствия опыта не выдержат конкуренции. Увеличение тарифов на электроэнергию и другие энергоресурсы приблизит их к мировым и поставит на грань разорения большинство предприятий.
Формально у Российской Федерации перед другими членами ВТО нет обязательств по поддержанию цен на газ, нефть, бензин, дизельное топливо, электричество на уровне мировых. Но по требованию ВТО энергоресурсы должны продаваться потребителям с прибылью. А это означает рост цен, которые поднимаются ежегодно с опережением на 15-25 процентов. На 2013-2014 годы запланирован рост цен на энергоресурсы как минимум на 10-11 процентов.
Для подъема рентабельности сельскохозяйственного производства и его инвестиционных возможностей государство могло бы увеличить суммы субсидий, которые несопоставимо низки по сравнению с теми, которые получают наши западные конкуренты. К примеру, субсидии на гектар обрабатываемой под зерновые земли в Финляндии составляют 700 евро, в северных районах Германии - 650 евро. В России в 2013 году планируемые субсидии - примерно 5 евро. Та же ситуация и в животноводстве.
Такая разница в уровне поддержки сельского хозяйства заведомо ставит российских крестьян в неравные конкурентные условия, а существующее соотношение прибылей и долгов ставит многие наши хозяйства на грань банкротства. Вместе с тем увеличение прямой поддержки сельхозтоваропроизводителей после вступления России в ВТО невозможно. Шансы на стабильное развитие сохранятся лишь в тех регионах и в тех отраслях, где создан хороший задел.
Неблагоприятные погодные явления последних лет еще больше ухудшили положение дел в АПК. В этой ситуации становится невозможным укреплять производство, потому что в ближайшие годы вместо его развития селяне будут вынуждены направлять основные средства на расчеты по долгам. Сельскохозяйственная отрасль практически остается без собственных инвестиционных ресурсов.
В связи с вступлением России в ВТО чрезвычайно важно создать условия для повышения финансовой устойчивости и конкурентоспособности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, что невозможно осуществить только за счет собственных оборотных средств, системы сельскохозяйственного страхования и имеющегося ныне уровня государственной поддержки.
Исходя из вышеизложенного Волгоградская областная Дума обращается к Правительству Российской Федерации с просьбой принять необходимые меры, направленные на поддержку финансово-хозяйственной деятельности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, а именно:
довести объемы господдержки АПК до уровня, оговоренного условиями присоединения России к ВТО, в 2013 году - 9 млрд долларов в год;
содействовать в обеспечении кредитования проведения сезонных полевых работ и пополнения оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2013 и 2014 годах;
рассмотреть возможность частичного списания сельхозтоваропроизводителям накопленной финансовой задолженности, перенесения сроков выплат процентов по краткосрочным кредитам на период от шести месяцев до одного года, инвестиционным кредитам - на срок от двух лет;
предусмотреть предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по реструктуризированным кредитам сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций в 2012 году, в том числе по ранее пролонгированным кредитам в связи с засухами в 2009 и 2010 годах;
рассмотреть возможность списания пеней и штрафов по просроченным лизинговым платежам, а также реструктурировать на возвратной основе (сроком на 20 лет под три процента годовых) задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по фактически осуществленным ими с 1 января 2006 года расходам на приобретение предметов лизинга (сельскохозяйственная техника, технологическое оборудование, племенная продукция (материал));
содействовать регулированию максимального уровня цен на материальные ресурсы, необходимые для проведения сезонных полевых работ под урожай 2013 года (горючесмазочные материалы, минеральные удобрения, семена);
уточнить критерии отбора, условия поддержки и дополнительного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей субъектов Российской Федерации, в которых в силу природных и климатических факторов сельское хозяйство имеет низкую рентабельность, производство сельскохозяйственной продукции связано с дополнительными рисками;
разработать и утвердить программу технической и технологической модернизации АПК;
внести изменения в Федеральный закон от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" в части повышения размера возмещения затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций;
внести изменения в статью 16 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", освободив сельхозтоваропроизводителей от проведения работ по обязательному энергетическому обследованию.
Принято Волгоградской областной Думой
20 декабря 2012 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Волгоградской областной Думы от 20 декабря 2012 г. N 78/3404 "Об обращении Волгоградской областной Думы к Правительству Российской Федерации об оказании государственной поддержки отечественным сельхозтоваропроизводителям"
Текст постановления официально опубликован не был