Постановление Правительства Волгоградской области от 26 марта 2013 г. N 134-п
"Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2013 году и на период до 2020 года"
26 мая 2014 г.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 26 мая 2014 г. N 272-п преамбула настоящего постановления изложена в новой редакции
В целях модернизации системы общего образования Волгоградской области Правительство Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2013 году и на период до 2020 года.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Вице-губернатор - председатель |
О.В. Керсанов |
Комплекс мер
по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2013 году и на период до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Волгоградской области от 26 марта 2013 г. N 134-п)
26 мая 2014 г.
1. Анализ реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2011-2012 годах
В Волгоградской области с 2011 года реализуются мероприятия в рамках Комплекса мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области (далее именуется - Комплекс мер).
Общий объем субсидий из федерального бюджета, предоставленных с 2011 года на модернизацию системы общего образования Волгоградской области, составил 1430,99 млн. рублей, в том числе в 2011 году - 339,28 млн. рублей, в 2012 году - 1091,71 млн. рублей. Значения показателей результативности предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на модернизацию системы общего образования Волгоградской области приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Значение показателей результативности предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на модернизацию системы общего образования в 2011 году
N п/п |
Наименование показателей результативности предоставления субсидий |
Единица измерения |
Значение показателей результативности предоставления субсидий |
|
план |
факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Волгоградской области за четвертый квартал 2011 г. и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике Волгоградской области за первый квартал 2011 г. по данным Федеральной службы государственной статистики* |
процентов |
100 |
118,20 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту (далее именуется - ФГОС) общего образования, в общей численности школьников, в том числе: |
процентов |
11,21 |
11,21 |
|
обучающихся по ФГОС начального общего образования |
|
27 |
27 |
|
обучающихся по ФГОС основного общего образования |
|
- |
- |
|
обучающихся по ФГОС среднего (полного) общего образования |
|
- |
- |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей |
процентов |
22 |
69,3 |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей |
процентов |
80,3 |
80,3 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений |
процентов |
5,7 |
5,7 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная/отрицательная |
положительная |
положительная |
_____________________________
* Применяется показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по Волгоградской области
Таблица 2
Значение показателей результативности предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на модернизацию системы общего образования на конец 2012 года
N п/п |
Наименование показателей результативности предоставления субсидий |
Единица измерения |
Значение показателей результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Волгоградской области за четвертый квартал 2012 года и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике Волгоградской области в 2011 году по данным Федеральной службы государственной статистики* |
процентов |
107,7 |
113,44 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по ФГОС общего образования, в общей численности школьников, в том числе: |
процентов |
22 |
23 |
|
обучающихся по ФГОС начального общего образования |
|
51 |
51 |
|
обучающихся по ФГОС основного общего образования |
|
0,9 |
3,2 |
|
обучающихся по ФГОС среднего (полного) общего образования |
|
- |
- |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей |
процентов |
73,4 |
73,4 |
4. |
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений |
процентов |
56,6 |
56,6 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений |
процентов |
11,6 |
11,6 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная/ отрицательная |
положительная |
положительная |
_____________________________
* Применяется показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по Волгоградской области
Наилучший результат достигнут по показателю "доля школьников, обучающихся по ФГОС общего образования, в общей численности школьников", фактическое значение которого на ступени основного общего образования превысило плановое в 3,5 раза. С 01 сентября 2012 г. к реализации в пилотном (апробационном) режиме ФГОС основного общего образования в пятых классах приступили 70 школ Волгоградской области. По новым стандартам обучаются 3375 пятиклассников (3,2 процента от количества обучающихся основной ступени). Существенное по сравнению с плановым увеличение количества общеобразовательных учреждений [пилотных (апробационных) площадок по реализации ФГОС основного общего образования] оказалось возможным благодаря реализации мероприятий, проводимых в рамках Комплекса мер в 2011-2012 годах, в том числе за счет приобретения учебного оборудования, соответствующего требованиям ФГОС общего образования.
Таким образом, опыт Волгоградской области может предлагаться другим регионам для практического использования в части:
инструментария для организации мониторинга готовности к введению ФГОС основного общего образования;
модульных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для работы в соответствии с ФГОС общего образования;
инструментария для разработки индивидуальных образовательных программ педагогов с использованием тьюторского сопровождения.
Благодаря реализации мероприятий, проводимых в рамках Комплекса мер в 2011-2012 годах, в системе общего образования Волгоградской области достигнуты реальные результаты, в том числе в части создания условий для реализации ФГОС общего образования, сохранения и укрепления здоровья школьников, обеспечения доступности качественного общего образования, усиления кадрового потенциала системы общего образования.
Наибольший объем финансовых средств (766,258 млн. рублей за 2 года) был израсходован на приобретение оборудования (учебно-лабораторного, учебно-производственного, спортивного, компьютерного, спортивного инвентаря) с целью создания условий для реализации ФГОС общего образования. С использованием нового оборудования, соответствующего современным требованиям, в 2011 году обучались 158 тыс. школьников, в 2012 году - 177 тыс. школьников. По данным федерального электронного мониторинга реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (далее именуется - мониторинг ННШ), значительно увеличилась доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с ФГОС общего образования (в общей численности обучающихся по ФГОС общего образования): 2010 год - 11 процентов, 2011 год - 70,94 процента, что выше среднего по Российской Федерации (69,7 процента). Также выше среднего значения по Российской Федерации доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться интерактивными учебными пособиями в соответствии с ФГОС общего образования: в 2011 году она составила 80,99 процента, по Российской Федерации - 73,98 процента.
В 52 ресурсных центрах, функционирующих на базе муниципальных общеобразовательных учреждений Волгоградской области, созданы центры образовательной робототехники. Приобретенные комплекты образовательной робототехники позволили обучать детей начиная с младшего школьного возраста основам конструирования и программирования. В 2011 году пополнились фонды школьных библиотек в 499 школах, в 2012 году - в 513 школах. В 2012 году централизованно проведена закупка 22 тыс. учебников нового учебного курса для обучающихся четвертых классов "Основы религиозных культур и светской этики" в соответствии с выбранным для изучения модулем.
Реализация мероприятий Комплекса мер в 2011-2012 годах позволила существенно улучшить условия для сохранения и укрепления здоровья школьников, организации в школах условий обучения, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям и нормативам. В 2011 году фактические расходы на развитие школьной инфраструктуры составили 42,867 млн. рублей, что позволило провести текущий ремонт в 321 общеобразовательном учреждении, более 72,5 тыс. детей обучались в отремонтированных помещениях. В 2012 году на проведение текущего ремонта, капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений было израсходовано 323,643 млн. рублей, что позволило организовать обучение в отремонтированных помещениях 513 школ более 127,5 тыс. детей.
Приобретенное оборудование и инструментарий для медицинских кабинетов позволили обеспечить качественное проведение доврачебного осмотра более 200 тыс. обучающихся. Модернизация оборудования столовых и пищеблоков способствовала улучшению качества питания, значительному увеличению охвата школьников двухразовым горячим питанием больше чем в 1,7 раза по сравнению с 2011 годом. Благодаря приобретению современного спортивного оборудования и спортивного инвентаря повысилась эффективность деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников, развитию физической культуры и спорта.
По данным мониторинга ННШ, доля обучающихся, которым предоставлены от 81 до 100 процентов основных видов современных условий обучения (от общей численности обучающихся по основным программам общего образования), в 2011 году увеличилась по сравнению с 2010 годом в 1,3 раза и составила 45,06 процента, что выше среднего по Российской Федерации (38,33 процента). Также в 2,7 раза увеличилась доля общеобразовательных учреждений (от общего числа общеобразовательных учреждений), в которых созданы от 81 до 100 процентов условий для реализации федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников (2010 году - 18,02 процента, в 2011 году - 49,87 процента).
Проведение мероприятий в рамках реализации Комплекса мер в 2011-2012 годах способствовало повышению доступности качественного образования для всех категорий обучающихся независимо от их места жительства, состояния здоровья и социальной принадлежности. Для этого закуплено оборудование и проведены необходимые мероприятия по организации дистанционного обучения. Объем фактических расходов на эти цели за 2 года составил 15,690 млн. рублей. Это позволило увеличить в 2,1 раза долю образовательных учреждений, реализующих дистанционные формы обучения (в 2011 году - 35 образовательных учреждений, в 2012 году - 73 образовательных учреждения). Дистанционные образовательные технологии используются для реализации образовательных услуг по отдельным предметам и курсам учебного плана при любой форме получения образования для разных категорий обучающихся, в том числе для детей, обучающихся в малокомплектных школах, для одаренных школьников, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Количество детей-инвалидов, которым созданы условия для дистанционного образования, в 2012 году составило 307 человек. Система дистанционного образования детей-инвалидов в Волгоградской области складывалась в течение ряда лет и в настоящий момент представляет собой сбалансированный и гибкий механизм удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов независимо от их места жительства и состояния здоровья. Дистанционное образование осуществляют 2 центра и 10 опорных школ в 7 муниципальных районах и 4 городских округах Волгоградской области, которые обучают детей-инвалидов из других районов и городов Волгоградской области. Кроме этого, центры и опорные школы организуют методическое сопровождение деятельности общеобразовательных учреждений по дистанционному обучению детей-инвалидов, оказывают консультативно-методическую помощь педагогам и родителям в дистанционной форме.
Полноценная организация дистанционного обучения требует обеспечения высокоскоростного доступа к сети Интернет. Благодаря мероприятиям Комплекса мер пропускная способность интернет-трафика увеличилась в 2011 году в 100 школах, в 2012 году - в 155 школах. По данным мониторинга ННШ, доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), от общей численности обучающихся, выросла по сравнению с 2010 годом в 1,5 раза и составила 22,94 процента.
Повышению доступности качественного общего образования независимо от места жительства способствовало также обновление школьного автопарка путем приобретения современных транспортных средств, соответствующих нормам безопасности. На эти цели за 2 года было израсходовано 107,238 млн. рублей. В настоящее время в Волгоградской области для организации подвоза обучающихся к местам обучения используются 518 автобусов, из них 25 были приобретены в рамках Комплекса мер в 2011 году, 69 - в 2012 году. Осуществляется подвоз 12760 обучающихся и 321 педагога из 690 населенных пунктов.
В течение 2011 и 2012 годов в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области наблюдается положительная динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов. Объем фактических расходов на эти цели за 2 года составил 91,874 млн. рублей.
В результате реализации мероприятий Комплекса мер в 2011-2012 годах значительно усилился кадровый потенциал системы общего образования Волгоградской области. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений были направлены на повышение их профессиональной компетенции, необходимой для реализации ФГОС общего образования. На эти цели за 2 года было израсходовано 6,207 млн. рублей. В 2011 году повысили свою квалификацию 1848 педагогических и руководящих работников, в 2012 году - 8572 педагога и руководителя школ. Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС общего образования, в общей численности учителей составляет 56,6 процента.
В 2012 году была сформирована новая система аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений. В основу нового порядка аттестации заложены конкретные показатели работы учителя, достижения обучающихся и воспитанников, качество образовательного результата. В 2012 году доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей выросла и составила 73,4 процента.
Реализация Комплекса мер в 2011 году предполагала доведение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений Волгоградской области до средней заработной платы по экономике в Волгоградской области. Однако было принято решение о повышении заработной платы не только учителям, но и всем педагогическим работникам. Увеличение заработной платы было осуществлено путем индексации заработной платы педагогических работников с 01 сентября 2011 г. в муниципальных учреждениях, реализующих программы общего образования, - на 11 процентов; в государственных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, - на 20 процентов.
Кроме того, с 01 сентября 2011 г. была повышена заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений на 30 процентов, медицинских работников учреждений, реализующих программы дошкольного и общего образования, на 50 процентов, вспомогательного персонала дошкольных образовательных учреждений на 20 процентов.
Повышение заработной платы прочих работников, в том числе руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров, было проведено на 6,5 процента с 01 октября 2011 г.
Из средств областного бюджета на эти цели было выделено 570,490 млн. рублей.
С 01 октября 2012 г. на 6 процентов проиндексированы фонды оплаты труда работников государственных учреждений Волгоградской области, в том числе и педагогических работников учреждений, реализующих программы общего образования. На эти цели в областном бюджете были предусмотрены средства в размере 135 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Волгоградской области в 2012 году приведены в приложении 1.
Фактическое расходование средств по направлениям Комплекса мер в 2012 году отличается от плановых значений. Это связано с тем, что экономия, сложившаяся от проведения конкурсных процедур на закупку товаров, оказание услуг (выполнение работ), была перераспределена получателями средств на другие актуальные направления.
Освоение средств, предоставленных областному бюджету из федерального бюджета на модернизацию системы общего образования Волгоградской области в 2012 году, по состоянию на 01 января 2013 г. составило 98,5 процента. Неполное использование средств связано с экономией после проведения конкурсных процедур, неисполнением подрядчиками принятых обязательств и несостоявшимися торгами по приобретению оборудования для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 26 мая 2014 г. N 272-п в раздел 2 настоящего Комплекса мер внесены изменения
2. Меры по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2013 году
Мероприятия Комплекса мер в 2013 году направлены на реализацию основных задач государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р, а также на обеспечение повышения доступности качественного общего и инклюзивного образования в рамках достижения стратегической цели развития системы образования Волгоградской области, в том числе на создание эффективной системы образования, способной удовлетворить запросы населения в получении образования и обеспечить образование граждан, соответствующее требованиям инновационного социально ориентированного развития страны, приоритетам социально-экономического развития Волгоградской области.
В соответствии со стратегическими целями развития общего образования Волгоградской области определены актуальные направления образовательной политики, в рамках которых планируется осуществление мероприятий Комплекса мер в 2013 году. Данные направления преемственны по отношению к Комплексу мер в 2011-2012 годах и ориентированы на достижение значимых для системы общего образования Волгоградской области результатов, в том числе на:
улучшение условий для реализации ФГОС общего образования посредством увеличения степени оснащенности предметных кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и обеспечение обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций бесплатным комплектом учебников через реализацию мероприятий, связанных с приобретением оборудования (учебного, учебно-лабораторного, учебно-производственного, компьютерного) и пополнением фондов школьных библиотек;
повышение доступности качественного общего образования посредством организации дистанционного образования для старшеклассников и обеспечения подвоза обучающихся от мест проживания до мест обучения через реализацию мероприятий, связанных с увеличением пропускной способности и оплаты интернет-трафика, обновлением программного обеспечения и приобретением электронных образовательных ресурсов, приобретением транспортных средств для перевозки обучающихся;
создание условий, соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам, через реализацию мероприятий, связанных с текущим ремонтом помещений с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования, проведением капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций и проведением реконструкции зданий общеобразовательных организаций;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях через реализацию мероприятий, связанных с приобретением спортивного оборудования, оборудования для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудования для школьных столовых;
создание условий для организации допрофессиональной подготовки и углубленного трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на третьей ступени общего образования в государственных общеобразовательных организациях через реализацию мероприятий, связанных с приобретением оборудования (учебного, учебно-лабораторного, учебно-производственного, компьютерного) и приобретением транспортных средств для перевозки обучающихся.
Планируемые значения показателей результативности предоставления областному бюджету субсидий из федерального бюджета на модернизацию системы общего образования Волгоградской области в 2013 году представлены в таблице 3.
Таблица 3
N п/п |
Наименование показателей результативности предоставления субсидий |
Единица измерения |
Значение показателей результативности предоставления субсидий на конец 2013 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
1. |
Соотношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций в Волгоградской области и средней заработной платы в Волгоградской области, по данным Федеральной службы государственной статистики |
процентов |
100 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по ФГОС общего образования, в общей численности школьников, в том числе: |
процентов |
34 |
обучающихся по ФГОС начального общего образования |
|
81 |
|
обучающихся по ФГОС основного общего образования |
|
7 |
|
обучающихся по ФГОС среднего (полного) общего образования |
|
- |
|
3. |
Доля педагогических работников, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности педагогических работников |
процентов |
65 |
4. |
Доля руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС общего образования, в общей численности руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций |
процентов |
64 |
5. |
Доля общеобразовательных организаций, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных организаций |
процентов |
12 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная/отрицательная |
положительная |
Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2013 году представлены в приложении 2.
В 2013 году в реализации Комплекса мер будут участвовать 38 муниципальных образований Волгоградской области и 31 государственная общеобразовательная организация. Распределение средств областного бюджета, полученных в виде субсидий из федерального бюджета, произведено в соответствии с актуальными направлениями образовательной политики в сфере общего образования Волгоградской области, с учетом потребностей муниципальных районов, городских округов и государственных общеобразовательных организаций в расходовании средств модернизации системы общего образования, в зависимости от количества обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в конкретном муниципальном районе (городском округе), и в государственных образовательных организациях по состоянию на 01 сентября 2012 г.
В условиях поэтапного введения ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях Волгоградской области требуется дооснащение:
30 процентов учебных кабинетов в целях обеспечения максимально полного соответствия учебных кабинетов начальной школы новому стандарту;
40 процентов учебных кабинетов для обеспечения готовности к введению в штатном режиме ФГОС основного общего образования к 2015 году;
64,2 процента предметных кабинетов для обеспечения готовности к введению в штатном режиме ФГОС среднего (полного) общего образования к 2020 году. В том числе необходимо оснастить комплектами специализированного программно-аппаратного комплекса педагога 80 процентов учебных кабинетов основной и старшей школы.
Территориальные особенности Волгоградской области (низкая плотность населения на сравнительно большой территории) обусловливают необходимость дальнейшего развития дистанционных форм обучения, а также обеспечения подвоза обучающихся от мест проживания до школ. Для полноценной реализации дистанционных образовательных технологий в школах необходимо обеспечить доступ к высокоскоростному Интернету со скоростью от 512 Кб/с и выше в 46 процентах школ.
Для полного обеспечения возможности равного доступа обучающихся к современным качественным образовательным услугам, а также в связи с оптимизацией образовательной сети Волгоградской области требуется дополнительно приобрести 31 транспортное средство, соответствующее требованиям к перевозке школьников.
Проведение капитального ремонта требуется в 162 школах, реконструкции в 40 школах, текущего ремонта с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся в 651 школе. 117 муниципальных общеобразовательных организаций, имеющих техническую возможность централизованного или локального водоснабжения, требуется обеспечить туалетами, оборудованными в соответствии с установленными санитарными требованиями. Меры, направленные на энергосбережение, необходимо осуществить в 636 школах.
В 50 процентах общеобразовательных организаций необходимо дооснащение помещений для медицинского обслуживания, организации питания и занятий спортом в соответствии с современными требованиями, в том числе необходимо приобретение специального спортивного оборудования для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников с особыми образовательными потребностями. Кроме этого, необходимо создание в государственных общеобразовательных организациях условий для предоставления образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья на третьей ступени общего образования, в частности, для реализации программ допрофессиональной подготовки и углубленного трудового обучения.
На реализацию общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях средства направляются муниципальным образованиям в виде субвенций, рассчитанных в соответствии с законодательством Волгоградской области. Органы местного самоуправления самостоятельно доводят средства до общеобразовательных организаций в соответствии с утвержденными нормативами. В нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности включаются расходы на оплату труда работников общеобразовательных организаций, начисления на выплаты по оплате труда, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, а также расходы на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения общеобразовательных организаций книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями. Расходы на содержание зданий общеобразовательных организаций и оплату коммунальных услуг осуществляются за счет средств местного бюджета.
В Волгоградской области с 2008 года действует модельная методика формирования системы оплаты труда, с 2009 года - отраслевая методика расчета заработной платы педагогических работников. Выбор модели расчета заработной платы осуществляется руководителями общеобразовательных организаций в зависимости от комплектования классов и ресурсного обеспечения. В определении размера стимулирующих выплат педагогическим работникам в пределах своей компетенции участвуют коллегиальные органы управления образовательной организацией, созданные в каждой школе.
В отраслевой и модельной методиках расчета заработной платы педагогических работников использованы принципы реализации новой системы оплаты труда, в том числе:
оплата труда педагогических работников системы общего образования состоит из базовой и стимулирующей частей;
в базовой части оплаты труда при использовании модельной методики установлена прямая зависимость заработной платы учителей не только от видов деятельности учителя, особенностей реализуемых образовательных программ, дополнительной нагрузки, но и от количества учащихся в группе, кроме этого, в базовой части учитывается внеаудиторная занятость учителя;
прозрачность распределения стимулирующей части фонда оплаты труда обеспечивается через участие коллегиального органа управления образовательной организацией в принятии решений о качестве работы учителя и объеме его стимулирования;
величина заработной платы руководителя образовательной организации зависит от величины средней заработной платы педагогических работников образовательной организации.
В Волгоградской области увеличилось количество педагогических работников - молодых учителей, принятых на работу в общеобразовательные организации: в 2010 году - 240 молодых специалистов, в 2011 году - 389, в 2012 году - 419. Таким образом, количество принятых на работу в общеобразовательные организации молодых специалистов ежегодно увеличивается по сравнению с предыдущим годом: в 2011 году - в 1,6 раза, в 2012 году - в 1,1 раза.
В соответствии с законодательством Волгоградской области молодым специалистам, работающим в государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих поселках Волгоградской области, выплачивается ежемесячная надбавка к окладу (тарифной ставке), единовременное пособие.
С 2010 года ежегодно 40 молодых учителей образовательных организаций Волгоградской области, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, на конкурсной основе получают денежное поощрение в размере 50 тыс. рублей и почетные грамоты Губернатора Волгоградской области за высокое педагогическое мастерство.
На базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская государственная академия последипломного образования" разработана и реализуется программа обеспечения молодых учителей научно-методическими и практическими знаниями и умениями. Основной целью программы является развитие личности молодого педагога, активно, компетентно и эффективно участвующего в решении задач модернизации системы образования.
На региональном, муниципальном и институциональном уровнях осуществляются мероприятия по профессиональной адаптации молодых специалистов: действуют школы молодого учителя, наставничества; реализуются программы мастер-классов, созданы советы молодых педагогов, организуется профессиональный конкурс для молодых педагогов "Педагогический дебют".
Немаловажную роль в привлечении молодых специалистов в школы, развитии педагогического потенциала Волгоградской области играет повышение заработной платы учителей.
Для решения жилищных проблем молодых учителей министерством образования и науки Волгоградской области (далее именуется - министерство) разработана подпрограмма "Ипотечное кредитование молодых учителей государственных и муниципальных образовательных организаций Волгоградской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования" государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области" на 2014-2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 10 февраля 2014 г. N 46-п.
Наряду с указанными мерами, с целью обеспечения системного и комплексного характера мероприятий по привлечению молодых специалистов для работы в школы и созданию условий для их успешной профессиональной адаптации, министерством разработана государственная программа Волгоградской области "Развитие образования" на 2014-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Волгоградской области от 25 ноября 2013 г. N 668-п, в рамках которой планируется проведение мероприятий, направленных на социальную поддержку молодых специалистов.
Реализация указанных мер позволит увеличить динамику привлечения молодых специалистов для работы в школах.
Реализация Комплекса мер в 2013 году:
1) будет способствовать дальнейшему расширению и сохранению институциональных результатов, достигнутых в системе общего образования Волгоградской области ранее, а именно:
а) осуществлению нормативного подушевого финансирования общеобразовательных организаций по реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования при формировании бюджетов всех бюджетных и автономных образовательных организаций общего образования на основе подушевого принципа;
б) реализации новой системы оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций, обеспечивающей:
зависимость размера заработной платы от результатов труда работника;
учет интенсивности труда работников;
возможность самостоятельного условного нормирования оплаты неурочных видов деятельности педагогов;
прозрачность распределения стимулирующей части фонда оплаты труда при участии коллегиального органа управления образовательной организацией;
зависимость величины заработной платы руководителя образовательной организации от величины средней заработной платы педагогических работников образовательной организации;
в) наличию в каждой общеобразовательной организации действующего на основании Устава органа коллегиального управления с участием родителей и представителей местного сообщества, обладающего полномочиями согласовывать программу развития образовательной организации, основные образовательные программы в части перечней образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС общего образования и распределения часов вариативной части учебного плана, показатели для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда образовательной организации, показатели качества услуг, оказываемых образовательными организациями в рамках государственных (муниципальных) заданий, план финансово-хозяйственной деятельности, отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества;
2) обеспечит достижение следующих институциональных результатов:
введение персонифицированной модели повышения квалификации работников образования;
регулярная поддержка и наполнение интернет-сайтов каждой общеобразовательной организации материалами, отражающими основания и результаты деятельности (включая ежегодный публичный доклад) по реализации основных образовательных программ ступеней общего образования, иную информацию, обязательную для размещения на сайте в соответствии с законодательством;
3) позволит реализовать запланированные проектные результаты:
прохождение всеми учителями начальной и основной школы повышения квалификации для работы по ФГОС начального общего и основного общего образования;
организация безопасного подвоза всех обучающихся в базовые школы, обучающие детей из других населенных пунктов;
наличие у каждого старшеклассника независимо от места проживания возможности обучения по индивидуальному учебному плану (профилю обучения), в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
увеличение доли детей, находящихся на длительном лечении, имеющих возможность получения доступного качественного общего образования;
обеспеченность всех обучающихся необходимыми бесплатными учебниками;
наличие и использование в каждой начальной школе комплекта мультимедийного оборудования для проведения обучения с использованием электронных образовательных ресурсов;
наличие в каждой школе водоснабжения, канализации и туалетов, оборудованных в соответствии с установленными санитарными требованиями (при наличии технической возможности централизованного или локального водоснабжения).
Реализация Комплекса мер в 2013 году предполагает увеличение заработной платы педагогических работников и поддержание ее на уровне не ниже средней заработной платы по экономике в Волгоградской области. План-график повышения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций Волгоградской области представлен в приложении 3.
Реализация мероприятий по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2013 году будет осуществляться в соответствии с планом-графиком согласно приложению 4.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 26 мая 2014 г. N 272-п в раздел 3 настоящего Комплекса мер внесены изменения
3. Основные направления модернизации системы общего образования Волгоградской области на период до 2020 года
В течение 2013-2020 годов будут решены запланированные задачи и достигнуты следующие результаты:
все образовательные организации, реализующие программы общего образования, будут оснащены в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
во всех зданиях общеобразовательных организаций будут обеспечены современные условия обучения, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам;
будет удовлетворена потребность в получении доступного качественного общего образования для всех категорий обучающихся независимо от места жительства, состояния здоровья и социального положения;
в государственных общеобразовательных организациях будут созданы все условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Таким образом, можно определить следующие основные направления модернизации общего образования Волгоградской области на период до 2020 года:
обеспечение доступности и высокого качества образовательных услуг общего образования, обеспечение единого образовательного пространства;
создание в общеобразовательных организациях условий, соответствующих требованиям ФГОС общего образования, формирование безбарьерной среды для детей-инвалидов;
создание в образовательных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся, формирования здорового образа жизни, мотивации к занятию физкультурой и спортом;
обеспечение доступности качественных образовательных услуг детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению как важного условия повышения качества человеческого капитала Волгоградской области;
повышение социального престижа и привлекательности педагогической профессии, уровня квалификации преподавательских кадров, стимулирование педагогов к повышению качества деятельности и непрерывному профессиональному развитию;
повышение социального статуса работников образования, привлекательности педагогической профессии для молодежи.
Приложение 1
к Комплексу мер по модернизации
системы общего образования
Волгоградской области в 2013 году
и на период до 2020 года
Объемы финансирования
мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2012 году
N п/п |
Наименование мероприятий |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
|||||||||||
всего |
в том числе по источникам финансирования |
||||||||||||
средства федерального бюджета |
средства областного бюджета и внебюджетных источников |
||||||||||||
всего |
областной бюджет |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
||||||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Приобретение оборудования, в том числе: |
560722,29 |
556199,80 |
542575,12 |
536315,20 |
18147,17 |
19884,60 |
13285,08 |
16485,64 |
3850,09 |
3051,39 |
1012,00 |
347,57 |
1.1. |
Учебно-лабораторное оборудование |
110811,27 |
111488,80 |
109160,70 |
109017,43 |
1650,57 |
2471,37 |
1034,50 |
1959,60 |
616,07 |
511,77 |
- |
- |
1.2. |
Учебно-производственное оборудование |
53076,67 |
56258,00 |
50643,41 |
53156,13 |
2433,26 |
3101,87 |
1872,80 |
2667,43 |
342,30 |
179,15 |
218,16 |
255,29 |
1.3. |
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
43494,79 |
40528,41 |
42009,65 |
38965,75 |
1485,14 |
1562,66 |
1363,20 |
1501,52 |
40,10 |
40,10 |
81,84 |
21,04 |
1.4. |
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждении# |
11967,83 |
11385,10 |
10545,13 |
10467,47 |
1422,70 |
917,63 |
1278,10 |
841,08 |
144,60 |
68,64 |
- |
7,91 |
1.5. |
Компьютерное оборудование |
284677,80 |
279820,03 |
276165,22 |
270481,08 |
8512,58 |
9338,95 |
6766,28 |
8236,66 |
1244,30 |
1038,96 |
502,00 |
63,33 |
1.6. |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
6504,55 |
6408,90 |
6255,55 |
6329,52 |
249,00 |
79,38 |
- |
6,80 |
249,00 |
72,58 |
- |
- |
1.7. |
Оборудование для школьных столовых |
30939,38 |
31607,87 |
28545,46 |
29195,13 |
2393,92 |
2412,74 |
970,20 |
1272,55 |
1213,72 |
1140,19 |
210,00 |
- |
1.8. |
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
19250,00 |
18702,69 |
19250,00 |
18702,69 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
85867,29 |
84466,60 |
85052,78 |
83102,09 |
814,51 |
1364,51 |
- |
550,00 |
814,51 |
814,51 |
- |
- |
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
51641,46 |
44450,47 |
38178,36 |
38494,32 |
13463,10 |
5956,15 |
7661,40 |
322,64 |
5214,70 |
5314,62 |
587,00 |
318,89 |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
133608,50 |
133924,03 |
92571,82 |
90244,04 |
41036,68 |
43679,99 |
1871,20 |
1390,87 |
37667,58 |
41526,68 |
1497,90 |
762,44 |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
12057,92 |
12113,05 |
10347,51 |
10062,26 |
1710,41 |
2050,79 |
340,5 |
472,58 |
1369,91 |
1578,21 |
- |
- |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
15744,99 |
12428,29 |
10490,94 |
9046,70 |
5254,05 |
3381,59 |
4684,05 |
3181,09 |
470,0 |
200,50 |
100,0 |
- |
6.1. |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
4816,80 |
3471,03 |
1287,50 |
1514,66 |
3529,30 |
1956,37 |
3529,30 |
1956,37 |
- |
- |
- |
- |
6.2. |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
10928,19 |
8957,26 |
9203,44 |
7532,04 |
1724,75 |
1425,22 |
1154,75 |
1224,72 |
470,00 |
200,50 |
100,00 |
- |
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
86009,96 |
85409,39 |
70959,51 |
74117,96 |
15050,45 |
11291,43 |
216,20 |
62,31 |
14607,15 |
11073,22 |
227,10 |
155,85 |
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
242066,33 |
232287,40 |
211165,30 |
204356,06 |
30901,03 |
27931,34 |
6140,28 |
4878,80 |
24760,75 |
23052,54 |
- |
- |
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
31889,66 |
29795,86 |
30369,66 |
29043,01 |
1520,00 |
752,85 |
- |
- |
1520,00 |
752,85 |
- |
- |
|
Итого |
1219608,40 |
1191074,89 |
1091711,00 |
1074781,64 |
127897,40 |
116293,25 |
34198,71 |
27343,93 |
90274,69 |
87364,52 |
3424,00 |
1584,75 |
Приложение 2
к Комплексу мер по модернизации
системы общего образования
Волгоградской области в 2013 году
и на период до 2020 года
Объемы финансирования
мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2013 году
Нумерация граф настоящей таблицы приводится в соответствии с источником
N п/п |
Наименование мероприятий |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
|||||
всего |
в том числе |
||||||
средства федерального бюджета |
средства областного бюджета и внебюджетных источников |
||||||
всего |
областной бюджет |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
||||
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Приобретение оборудования, в том числе: |
151054,94 |
129153,69 |
21901,25 |
20523,60 |
985,65 |
392,00 |
1.1. |
Учебно-лабораторное оборудование |
34801,89 |
30674,25 |
4127,64 |
3470,00 |
487,64 |
170,00 |
1.2. |
Учебно-производственное оборудование |
22400,40 |
18962,60 |
3437,80 |
3363,00 |
34,80 |
40,00 |
1.3. |
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
13782,85 |
11081,63 |
2701,22 |
2690,00 |
5,22 |
6,00 |
1.4. |
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
7171,11 |
5584,01 |
1587,10 |
1558,10 |
29,00 |
- |
1.5. |
Компьютерное оборудование |
54293,70 |
46413,06 |
7880,64 |
7692,30 |
51,34 |
137,00 |
1.6. |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
4460,27 |
3983,79 |
476,48 |
370,20 |
105,28 |
1,00 |
1.7. |
Оборудование для школьных столовых |
14099,72 |
12409,35 |
1690,37 |
1380,00 |
272,37 |
38,00 |
1.8. |
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
45,00 |
45,00 |
- |
- |
- |
- |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
47777,06 |
47284,00 |
493,06 |
- |
493,06 |
- |
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
87662,27 |
72670,30 |
14991,97 |
13696,20 |
885,77 |
410,00 |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
192486,90 |
176840,39 |
15646,51 |
150,00 |
15336,51 |
160,00 |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических работников |
7900,12 |
7197,83 |
702,29 |
210,00 |
226,29 |
266,00 |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
12298,08 |
8727,88 |
3570,20 |
3570,20 |
- |
- |
6.1. |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет трафика |
6730,37 |
4383,67 |
2346,70 |
2346,70 |
- |
- |
6.2. |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
5567,71 |
4344,21 |
1223,50 |
1223,50 |
- |
- |
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
136883,68 |
126766,66 |
10117,02 |
2900,00 |
7122,32 |
94,70 |
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
191264,25 |
186676,25 |
4588,00 |
- |
4472,00 |
116,00 |
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
3269,40 |
2872,00 |
397,40 |
- |
397,40 |
- |
|
Итого |
830596,70 |
758189,00 |
72407,70 |
41050,00 |
29919,00 |
1438,70 |
Приложение 3
к Комплексу мер по модернизации
системы общего образования
Волгоградской области в 2013 году
и на период до 2020 года
План-график
повышения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Волгоградской области
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателей по кварталам |
|||
первый квартал 2013 г. |
второй квартал 2013 г. |
третий квартал 2013 г. |
четвертый квартал 2013 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Размер фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Волгоградской области |
рублей |
1025000000 |
1025205000 |
1332500000 |
1465750000 |
2. |
Процент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Волгоградской области по отношению к его значению в предыдущем квартале |
процентов |
- |
0,02 |
30 |
10 |
Постановлением Правительства Волгоградской области от 26 мая 2014 г. N 272-п в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 4
к Комплексу мер по модернизации
системы общего образования
Волгоградской области в 2013 году
и на период до 2020 года
План-график
реализации мероприятий по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2013 году
26 мая 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены актуальные направления образовательной политики, в рамках которых планируется осуществление мероприятий Комплекса мер в 2013 году. Данные направления преемственны по отношению к Комплексу мер в 2011-2012 годах и ориентированы на достижение значимых для системы общего образования Волгоградской области результатов: улучшение условий для реализации ФГОС общего образования посредством увеличения степени оснащенности предметных кабинетов и обеспечения обучающихся бесплатным комплектом учебников; повышение доступности качественного общего образования посредством организации дистанционного образования для старшеклассников и обеспечения подвоза обучающихся от мест проживания до мест обучения; создание условий, соответствующих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам; создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; создание условий для организации допрофессиональной подготовки и углубленного трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на третьей ступени общего образования.
В 2013 г. в реализации Комплекса мер будут участвовать 38 муниципальных образований Волгоградской области и 31 государственное общеобразовательное учреждение. Распределение средств областного бюджета, полученных в виде субсидий из федерального бюджета, производится в соответствии с актуальными направлениями образовательной политики в сфере общего образования Волгоградской области.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Правительства Волгоградской области от 26 марта 2013 г. N 134-п "Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2013 году и на период до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в газете "Волгоградская правда" от 3 апреля 2013 г. N 58
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Волгоградской области от 26 мая 2014 г. N 272-п