Приказ министерства здравоохранения Волгоградской области и министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 28 августа 2013 г. N 2260/810
"Об организации межведомственного взаимодействия в реализации медико-социального сопровождения беременных, матерей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе затронутых проблемой ВИЧ/СПИДА"
24 марта 2014 г.
Приказом комитета здравоохранения Волгоградской области от 9 июля 2015 г. N 2208 и комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 10 июля 2015 г. N 1049 настоящий приказ признан утратившим силу через 10 дней после официального опубликования названного приказа
В целях совершенствования системы межведомственного взаимодействия по выявлению на ранних стадиях социального неблагополучия семьи и предупреждению социального сиротства, профилактики социально обусловленных заболеваний, оказания своевременной квалифицированной медико-социальной помощи беременным, матерям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе затронутым проблемой ВИЧ/СПИДА, приказываем:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации межведомственного взаимодействия по медико-социальному сопровождению беременных, матерей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе затронутых проблемой ВИЧ/СПИДА (далее именуется - Положение).
2. Руководителям учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения Волгоградской области организовать работу в соответствии с Положением.
Приказом министерства здравоохранения Волгоградской области и министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области от 24 марта 2014 г. N 636/457 в пункт 3 настоящего приказа внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного приказа
3. Поручить осуществление координации межведомственного взаимодействия по реализации медико-социального сопровождения беременных, матерей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе затронутых проблемой ВИЧ/СПИДА, ГКУСО "Волгоградский областной центр социальной помощи семье и детям "Семья", ГКУЗ "Волгоградский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями".
Приказом министерства здравоохранения Волгоградской области и министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области от 24 марта 2014 г. N 636/457 в пункт 4 настоящего приказа внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного приказа
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Волгоградской области И.А. Карасеву, заместителя министра труда и социальной защиты населения Волгоградской области З.О. Мержоеву.
5. Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.
Министр здравоохранения |
В.В. Шкарин |
Министр социальной защиты населения |
Е.Л. Горский |
Приказом министерства здравоохранения Волгоградской области и министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области от 24 марта 2014 г. N 636/457 в настоящее Положение внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного приказа
Положение
об организации межведомственного взаимодействия по медико-социальному сопровождению беременных, матерей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе затронутых проблемой ВИЧ/СПИДА
(утв. приказом министерства здравоохранения Волгоградской области и министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 28 августа 2013 г. N 2260/810)
24 марта 2014 г.
I. Общие положения
1.1. Положение об организации межведомственного взаимодействия по медико-социальному сопровождению беременных, матерей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе затронутых проблемой ВИЧ/СПИДА (далее именуется - Положение), разработано в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)";
Федеральным законом Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Законом Волгоградской области от 10 апреля 2007 г. N 1442-ОД "О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области";
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Волгоградской области от 17 июня 2009 г. N 18 "О реализации в 2009 году приоритетного Национального проекта в сфере здравоохранения по разделу "Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ" в Волгоградской области";
Приказом Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 30 марта 2012 г. N 168 "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения Волгоградской области "Оказание экстренной психологической помощи по телефону" и "Помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в нестационарных условиях";
Приказом министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 31 мая 2012 г. N 339 "Об утверждении государственного стандарта социального обслуживания населения Волгоградской области "Социальное обслуживание семьи и детей в нестационарных условиях";
Приказом министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 18 декабря 2012 г. N 1150 "Об утверждении государственного стандарта социального обслуживания населения Волгоградской области "Основные виды социальных услуг";
Приказом министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 28 декабря 2012 г. N 1362 "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения Волгоградской области "Термины и определения" и "Система качества учреждений социального обслуживания";
Приказом министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 29 декабря 2012 г. N 1378 "Об утверждении нормативов численности работников государственного учреждения социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям".
1.2. Медико-социальное сопровождение беременных, матерей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе затронутых проблемой ВИЧ/СПИДА, (далее именуется - медико-социальное сопровождение) - это оказание всесторонней помощи конкретному лицу, семье в результате скоординированного межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения.
1.3. Целью медико-социального сопровождения является улучшение качества жизни беременных, матерей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, затронутых эпидемией ВИЧ, и их семей в целом, посредством формирования устойчивых механизмов взаимодействия учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.
1.4. Организация медико-социального сопровождения предполагает решение следующих задач:
раннее выявление беременных, матерей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе подвергшихся насилию, затронутых проблемой ВИЧ/СПИДА и установление контакта с ними (далее именуются - клиенты);
профилактика отказов матерей от детей и предупреждение социального сиротства, в том числе инфицированных детей;
информирование клиентов об их правах и законных интересах;
содействие в обеспечении свободного доступа клиентов к медико-социальным услугам;
формирование и поддержание у клиентов приверженности к проведению профилактических мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, предотвращение передачи ВИЧ от матери ребенку, от инфицированного человека здоровому, а также диспансерному наблюдению и лечению;
содействие в создании психологических условий, способствующих возникновению и развитию эмоциональной привязанности матери к ребенку.
1.5. Основными принципами медико-социального сопровождения являются:
конфиденциальность;
учет интересов клиентов;
содействие в реализации прав и гарантий, установленных действующим законодательством для беременных, матерей и детей, в том числе ВИЧ-инфицированных;
обратная связь с клиентами, позволяющая оценить качество предоставленных услуг и помощи.
1.6. Методы работы по оказанию помощи в рамках медико-социального сопровождения выбираются в зависимости от причин, вызвавших кризис и трудную жизненную ситуацию.
1.7. Основой для формирования системы учреждений и организаций, оказывающих услуги по реализации медико-социального сопровождения является сеть государственных учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения.
1.8. Основными показателями результативности медико-социального сопровождения являются:
увеличение количества женщин группы риска, ожидающих ребенка, получивших социально-медицинскую помощь и дородовое сопровождение;
снижение количества случаев отказа матерей от детей;
снижение количества случаев передачи ВИЧ-инфекции от ВИЧ-инфицированной женщины ребенку;
повышение уровня мотивации к рождению и воспитанию ребенка;
рост количества и качества услуг, оказанных клиентам.
II. Механизм межведомственного взаимодействия по медико-социальному сопровождению
2.1. Настоящим Положением определяются механизм (функции, порядок, основания для организации медико-социального сопровождения) взаимодействия министерства здравоохранения Волгоградской области (далее именуется - министерство здравоохранения), министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области (далее именуется - министерство труда и социальной защиты населения), государственных учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения по реализации медико-социального сопровождения.
2.2. Функции учреждений здравоохранения.
2.2.1. Родильные дома, детские поликлиники, больницы, женские консультации:
выявление женщин с риском отказа от новорожденного, беременных, матерей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе подвергшихся насилию, затронутых проблемой ВИЧ/СПИДА, оперативная передача информации в учреждения социального обслуживания населения;
предварительная оценка потребностей клиентов в медико-социальной поддержке по основаниям, перечисленным в пункте 2.4;
информирование клиентов о службах, оказывающих социально-психологическую помощь в соответствии с настоящим Положением;
формирование и поддержка у клиентов мотивации на обращение в указанные службы;
оформление обменной карты (Приложение 1);
оформление информированного согласия (отказа) клиента на медико-социальное сопровождение (Приложение 2);
направление клиентов в учреждения социального обслуживания населения по месту жительства (Приложение 3);
передача обменной карты и информированного согласия в учреждение социального обслуживания населения (в течение 3-х рабочих дней);
информирование учреждения социального обслуживания населения в оперативном порядке (в течение 1 рабочего дня) до передачи обменной карты или информированного согласия в случаях угрозы отказа от ребенка или случаях, требующих безотлагательного реагирования и помощи.
2.2.2. ГКУЗ "Волгоградский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями":
информирование клиентов о возможности получения консультации и социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения;
направление клиентов в ГКУСО "Волгоградский областной центр социальной помощи семье и детям "Семья" (Приложение 3);
передача обменной карты и информированного согласия в ГКУСО "Волгоградский областной центр социальной помощи семье и детям "Семья" (в течение 3-х рабочих дней);
выполнение медицинских аспектов по плану реабилитации и помощи клиенту и его ближайшему окружению (ведение диспансерного наблюдения пациента, предоставление АРВТ, консультации психологов).
2.3. Функции учреждений социального обслуживания населения.
2.3.1. Центров социальной помощи семье и детям и других:
выявление беременных, матерей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, подвергшихся насилию, затронутых проблемой ВИЧ/СПИДА;
оказание клиентам всех видов социально-психологической помощи;
ведение учета данных о клиентах и оказанных им видах помощи в рамках реализации медико-социального сопровождения (журналы учета услуг учреждения);
ведение базы данных женщин, имеющих намерение отказаться от новорожденного;
содействие обращению беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в учреждения здравоохранения для своевременной постановки на диспансерный учет по беременности;
оформление согласия (отказа) на сообщение в органы и учреждения здравоохранения (Приложение 2);
направление в учреждения здравоохранения (Приложение 3);
содействие в социальной адаптации и интеграции ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в том числе затронутого ВИЧ/СПИДом, в общеобразовательное и социокультурное пространство;
осуществление медико-социального сопровождения в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания населения Волгоградской области "Оказание экстренной психологической помощи по телефону" и "Помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в нестационарных условиях", "Социальное обслуживание семьи и детей в нестационарных условиях".
2.3.2. ГКУСО "Волгоградский областной центр социальной помощи семье и детям "Семья":
выполнение действий в соответствии с п. 2.3.1.
оказание информационно-методической помощи по вопросам социального сопровождения.
2.4. Основания (медицинские, социальные) для осуществления медико-социального сопровождения.
2.4.1. Медицинские:
ухудшение физического состояния клиента, неудовлетворительное (угрожающее жизни) состояние физического здоровья клиента и его детей;
болезнь ребенка, с угрозой жизни и здоровью, в том числе, прогрессирование ВИЧ-инфекции, несоблюдение родителями рекомендаций по клиническому уходу за ребенком;
отказ ВИЧ-инфицированной беременной женщины от диспансерного наблюдения или нарушение графика посещения специалистов;
отказ от приема препаратов для химиопрофилактики или нарушение их приема беременной женщиной, матерью ребенка;
химическая зависимость (алкогольная, наркотическая);
ослабленное здоровье детей (ребенка) дошкольного и школьного возраста;
выявление факта насилия и жестокого обращения.
2.4.2. Социальные:
материальные трудности: тяжелое материально-бытовое положение, препятствующее диспансерному наблюдению и лечению (например, отсутствие средств для проезда в медицинское учреждение для обследования, получения выписанных врачом лекарств, отсутствие постоянного источника дохода и т.д.);
риск отказа от ребенка при рождении или несформированной привязанности к будущему или уже имеющемуся ребенку;
незнание законных прав клиентом или/и неумение использовать их, проблемы в реализации законных прав из-за страха огласки диагноза;
наличие ситуации приводящей к возможной безнадзорности/беспризорности ребенка;
необходимость социальной адаптации и интеграции ВИЧ-инфицированного ребенка в случае семейного воспитания или устройства в учреждения образования, или социальное учреждение;
отсутствие документов, необходимых для получения медицинской и социальной помощи по месту жительства (например, паспорт, свидетельство о рождении, регистрация, другие документы, подтверждающие право на льготы и получение помощи, др.);
отсутствие постоянного жилья.
отсутствие семейной поддержки, несформированность "круга заботы" (сети социальных контактов);
отсутствие модели поведения в ситуации, связанной с положительным ВИЧ-статусом;
необходимость адаптации к диагнозу (клиент, впервые узнавший о том, что у него ВИЧ-инфекция);
растерянность, чувство бессилия;
отсутствие у женщины эмоциональной связи с будущим ребенком;
отсутствие представлений о воспитании ребенка;
кризис, связанный с рождением ребенка;
психологическая нестабильность личности пациента, неадекватность поведенческих реакций, в том числе, ярко выраженные симптомы алкогольной и/или наркотической зависимости, депрессии, апатии;
наличие факта насилия и жестокого обращения.
Приложение 1
к Положению об организации
межведомственного взаимодействия
по медико-социальному сопровождению
беременных, матерей и детей,
оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, в том числе затронутых
проблемой ВИЧ/СПИДА
Шифр ______________
Обменная карта
Дата открытия карты ______________
Сведения о клиенте и членах его семьи
(заполняется специалистом учреждения здравоохранения)
1. Ф.И.О. (матери) ________________________________________
Дата рождения "_______" _________________________________ г.
2. Адрес регистрации:
Населенный пункт __________________ Улица _________________
Дом ________ Квартира ______________ Телефон ______________
3. Адрес постоянного места жительства:
Населенный пункт ____________________ Улица _______________
Дом _________ Квартира ________________ Телефон ___________
4. Основные выявленные проблемы (нужное подчеркнуть)
- Медицинские:
ухудшение физического состояния клиента __________________________;
болезнь ребенка, с угрозой жизни и здоровью ______________________;
отказ ВИЧ-инфицированной беременной женщины от диспансерного наблюдения или нарушение графика посещения специалистов ____________________;
отказ от приема препаратов для химиопрофилактики или нарушение их приема беременной женщиной, матерью ребенка;
химическая зависимость (алкогольная, наркотическая) ______________;
нерегулярность диспансерного наблюдения ребенка в декретированные сроки у врача-педиатра, других специалистов (каких) ____________________;
не выполнение рекомендаций по лечению, уходу за ребенком _______________________ (Ф.И.О. ребенка);
выявление факта жестокого обращения с ребенком __________ (Ф.И.О. ребенка).
- Социальные:
риск отказа от ребенка при рождении или несформированной привязанности к будущему или уже имеющемуся ребенку;
незнание законных прав клиентом или/и неумение использовать их, проблемы в реализации законных прав из-за страха огласки диагноза;
отсутствие документов, необходимых для получения медицинской и социальной помощи по месту жительства (например, паспорт, свидетельство о рождении, регистрация, другие документы, подтверждающие право на льготы и получение помощи, др.);
материальные трудности: тяжелое материально-бытовое положение, препятствующее диспансерному наблюдению и лечению (например, отсутствие средств для проезда в медицинское учреждение для обследования, получения выписанных врачом лекарств, отсутствие постоянного источника дохода и т.д.);
отсутствие постоянного жилья;
отсутствие семейной поддержки, несформированность "круга заботы" (сети социальных контактов);
отсутствие модели поведения в ситуации, связанной с положительным ВИЧ-статусом;
необходимость адаптации к диагнозу (клиент, впервые узнавший о том, что у него ВИЧ-инфекция);
растерянность, чувство бессилия;
отсутствие у женщины эмоциональной связи с будущим ребенком;
отсутствие представлений о воспитании ребенка;
кризис, связанный с рождением ребенка;
психологическая нестабильность личности пациента, неадекватность поведенческих реакций, в том числе, ярко выраженные симптомы алкогольной и/или наркотической зависимости, депрессии, апатии;
наличие факта жестокого обращения с ребенком.
5. Рекомендации по организации медико-социального сопровождения (медицинская составляющая)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
6. Дополнительные сведения (состав семьи, жилищные условия и т.д.)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
7. ЛПУ, представившее сведения: ___________________________________
___________________________________________________________________
Дата заполнения карты "____" __________________ 20__ г.
Подпись медицинского работника |
____________/ ______________/ |
|
Ф.И.О. |
Приложение 2
к Положению об организации
межведомственного взаимодействия
по медико-социальному сопровождению
беременных, матерей и детей,
оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, в том числе затронутых
проблемой ВИЧ/СПИДА
Информированное согласие (отказ) на медико-социальное сопровождение
Я |
|
|
(фамилия, имя, отчество полностью) |
______ года рождения, проживающая(ий) по адресу:
________________________________________________________________________,
подтверждаю свое согласие (отказ) на передачу обменной карты/информации в учреждения социального обслуживания населения, учреждения здравоохранения по месту жительства для медико-социального сопровождения.
Согласна(ен) (отказываюсь) на посещение специалистом здравоохранения и/или специалистом учреждения социального обслуживания населения на дому.
Подпись клиентки(та): _______________________ Дата: ____________________
Ф.И.О. (подпись) специалиста учреждения здравоохранения:__________ (__________)
"_____"______________20____г.
Ф.И.О. (подпись) специалиста учреждения социального обслуживания населения ___________________________________________ (___________)
"_____"______________20____г.
Приложение 3
к Положению об организации
межведомственного взаимодействия
по медико-социальному сопровождению
беременных, матерей и детей,
оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, в том числе затронутых
проблемой ВИЧ/СПИДА
Направление
в учреждение социального обслуживания населения
Наименование медицинского учреждения _____________________________________________________________________ Номер направления: __________ Направление в ___________________________________________________________ Требуемая услуга ____________________________________________________ Дата направления: ________________________ Специалист (Ф.И.О.): _____________________ Контактный телефон _______________________ |
Наименование учреждения социального обслуживания населения
________________________________________________________________________
Дата регистрации ____________
Специалист (Ф.И.О.) __________________________________
Направление в учреждение здравоохранения
Наименование учреждения социального обслуживания населения _____________________________________________________________________ Номер направления: __________ Направление в _______________________________________________________ Требуемая услуга ______________________________________________________________ Дата направления: ________________________ Специалист (Ф.И.О.) ______________________ Контактный телефон _______________________ |
Наименование учреждения здравоохранения ________________________________
Дата регистрации ____________
Специалист (Ф.И.О.) _______________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью медико-социального сопровождения является улучшение качества жизни беременных, матерей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе затронутых эпидемией ВИЧ, посредством формирования устойчивых механизмов взаимодействия учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.
Определены функции учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения, основания для осуществления медико-социального сопровождения.
Приказ вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.
Приказ министерства здравоохранения Волгоградской области и министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 28 августа 2013 г. N 2260/810 "Об организации межведомственного взаимодействия в реализации медико-социального сопровождения беременных, матерей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе затронутых проблемой ВИЧ/СПИДА"
Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Волгоградская правда" от 4 сентября 2013 г. N 163
Приказом комитета здравоохранения Волгоградской области от 9 июля 2015 г. N 2208 и комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 10 июля 2015 г. N 1049 настоящий приказ признан утратившим силу через 10 дней после официального опубликования названного приказа
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ министерства здравоохранения Волгоградской области и министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области от 24 марта 2014 г. N 636/457
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного приказа