Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Порядок проведения аварийно-спасательных
и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера на территории Вологодской области
(утв. постановлением Губернатора Вологодской области
от 23 декабря 1999 г. N 872)
1. Для устранения непосредственной угрозы (опасности) для жизни и здоровья людей выполняются следующие мероприятия:
оповещение населения в районе ЧС (зоне заражения, очаге поражения) о сложившейся обстановке, доведение информации о действиях при ЧС;
оказание первой медицинской помощи пострадавшим, извлечение пострадавших из завалов (опасных участков);
эвакуация из опасных районов (зон, очагов) в безопасные места и размещение;
восстановление жизнеобеспечения населения районов ЧС.
1.1. Организация оповещения и информация органов управления, сил и средств ОПЧС, рабочих, служащих, остального населения об обстановке, их действиях и правилах поведения в районах ЧС.
Оповещение органов управления ОПЧС осуществляется через дежурную службу комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации области по распоряжению Губернатора области (председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации области) и производится через стойки циркулярного вызова (СЦВ), квартирные телефоны и через посыльных на автотранспорте.
Оповещение сил, привлекаемых к проведению АСДНР, производится через дежурно-диспетчерские службы служб и функциональных звеньев ОПЧС с привлечением государственных и ведомственных средств связи и оповещения.
Оповещение населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется с задействованием СЦО "Маяк". Для привлечения внимания и передачи информации включаются электрические сирены, сигнал которых означает "Внимание всем!" Информация доводится по радио и телевидению.
Население в районах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций при создании угрозы и их возникновении оповещается и информируется по местному радио.
При возникновении чрезвычайных ситуаций привлекаются подвижные средства с громкоговорящими установками УВД, оказавшиеся в очагах поражения (районах чрезвычайных ситуаций) и выдвигающиеся из них - по направлению выхода из очагов (районов) ЧС.
1.2. Организация связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления.
Связь с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления осуществляется по существующим каналам телефонной и телеграфной связи, а с взаимодействующими, кроме того, через дежурно-диспетчерские службы по прямым каналам телефонной связи оперативной службы пункта управления в кризисных ситуациях области (оперативным дежурным КЧС области), а также с привлечением ведомственных каналов и средств связи.
1.3. Для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной медицинской помощи населению привлекаются силы и средства областной службы медицины катастроф (далее - ОСМК).
ОСМК непосредственно подчинена начальнику управления здравоохранения администрации области.
На областном, местном и объектовом уровнях для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС привлекаются учреждения и гражданские организации гражданской обороны, созданные на базе лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений управления здравоохранения администрации области:
- бригады скорой медицинской помощи (специализированные, врачебные, фельдшерские);
- врачебно-сестринские бригады;
- санитарно-эпидемиологические и противоэпидемические бригады;
- бригады судебно-медицинской экспертизы.
Кроме того, для всестороннего медицинского снабжения лекарственными средствами, препаратами крови, медицинской техникой и санхозимуществом привлекаются:
- ГУП ГПТП "Фармация";
- областная и Череповецкая станции переливания крови, Великоустюгское отделение переливания крови;
- АО "Медтехника".
Профиль, количество, сроки готовности и лечебно-профилактические учреждения, на базе которых создаются бригады ОСМК, определяются исходя из возможной медико-санитарной обстановки ЧС. Обеспечение готовности к выполнению задач возлагается на руководителя учреждения - формирователя. При возникновении ЧС они поступают в оперативное подчинение штабов по ликвидации ЧС через оперативные группы ОСМК.
Для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС используются все находящиеся в зоне ЧС лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач при ликвидации ЧС ОСМК руководствуется решениями соответствующих комиссий по ЧС.
1.4. Эвакуация и отселение населения.
При возникновении чрезвычайных ситуаций в случае угрозы и попадания населенных пунктов в район чрезвычайной ситуации (очаг поражения) население выводится и вывозится в безопасные места (районы) временного размещения, которые, в зависимости от характера АХОВ, его количества и погодных условий, могут размещаться как в пределах населенного пункта, так и вне его.
Подачу автотранспорта для эвакуации населения обеспечивает центральный диспетчерский пункт, создаваемый на базе диспетчерских служб автотранспортных предприятий совместно с органами ГИБДД и транспортными организациями органов местного самоуправления. Координацию деятельности по выделению транспортных средств осуществляют автотранспортные службы территориальных звеньев ОПЧС.
Для вывоза населения планируется выделение транспорта автотранспортных предприятий, в первую очередь, осуществляющих пассажирские перевозки, и автотранспорта потенциально опасных объектов.
1.5. Восстановление жизнеобеспечения населения производится в безопасных местах и районах непосредственно после его вывода (вывоза) из районов ЧС (очагов, зон) и включает в себя:
доведение необходимой информации до пострадавшего населения по обстановке и условиям размещения в местах эвакуации (временного размещения);
организацию питания и водоснабжения пострадавшего населения;
расселение (временное размещение) в районах (местах) эвакуации (временного размещения);
оказание медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим;
страховое и социальное обеспечение;
временное трудоустройство трудоспособного населения, организацию обучения детей школьного возраста;
другие мероприятия, исходя из сложившейся обстановки.
Объемы и сроки выполнения мероприятий по восстановлению жизнеобеспечения населения определяются, исходя из сложившейся обстановки и численности пострадавшего населения. Покрытие расходов по организации жизнеобеспечения населения предусматривается из резервов материальных и финансовых средств на случай ЧС, за счет объектов, по чьей вине возникла чрезвычайная ситуация, а также страховых и иных фондов - в соответствии с действующим законодательством.
Привлечение сил и средств для восстановления жизнеобеспечения населения предусматривается по решению соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям согласно планам обеспечения действий при угрозе и возникновении ЧС. Практическое осуществление мероприятий организует служба материально-технического обеспечения (департамент межрегиональных и внешних связей, материальных ресурсов, торговли и услуг администрации области).
2. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера областная подсистема чрезвычайных ситуаций переводится на режим функционирования чрезвычайной ситуации.
Режим чрезвычайной ситуации вводится постановлением Губернатора области на всей территории области или на территории двух и более муниципальных образований, а также соответствующими постановлениями глав муниципальных образований на своих территориях.
2.1. При аварии с выбросом активных химически опасных веществ (АХОВ).
Организация работ по ликвидации аварий с выбросом АХОВ зависит от их масштабов и последствий.
Ликвидация аварийных ситуаций осуществляется силами и средствами звеньев областной подсистемы чрезвычайных ситуаций, на территории и объектах которых они возникли.
При необходимости, в соответствии с планом взаимодействия по привлечению сил и средств области и воинских частей гарнизона, для ликвидации последствий в случае возникновения местных аварий в городах Череповце и Вологде привлекаются воинские части (учреждения, подразделения).
При перевозке АХОВ по железной дороге аварийно-спасательные работы организует комиссия по чрезвычайным ситуациям Вологодского отделения Северной железной дороги во взаимодействии с территориальными комиссиями по чрезвычайным ситуациям и областными организациями в зависимости от масштабов и характера аварии.
Комплекс мероприятий по ликвидации последствий аварий с выбросом АХОВ, кроме перечисленных в пункте 1 настоящего Порядка, включает:
прогнозирование химического заражения - по результатам прогноза обстановки выполняются все последующие мероприятия:
ведение химической разведки - силами объектовых звеньев и групп, оперативных групп КЧС на транспортных средствах;
локализация и ликвидация последствий аварий - по обстановке, сложившейся в результате аварии с привлечением сил и средств решением территориальной комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Прогнозирование химической обстановки осуществляется дежурным диспетчером аварийного химически опасного объекта и оперативным дежурным пункта управления в кризисных ситуациях (ПУКС) КЧС области (ПУКС КЧС г. Череповца).
Оценка обстановки по данным разведки производится главным управлением по делам ГО и ЧС области (управлениями, отделами по делам ГОЧС города, района).
Данные прогноза немедленно докладываются председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям области (города) для принятия неотложных мер по защите населения и территории и проведению аварийно-спасательных работ.
Химическая разведка осуществляется с привлечением разведывательных звеньев (групп) специализированных формирований химически опасных объектов и учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) (объектовых лабораторий и территориальных центров государственного санитарно - эпидемического надзора).
Данные разведки поступают в штаб руководства ликвидацией аварий для принятия решения председателем территориальной КЧС на локализацию и ликвидацию последствий аварии.
К проведению работ по локализации и ликвидации аварий с АХОВ привлекаются силы и средства областной подсистемы чрезвычайных ситуаций.
Конкретный состав сил и средств определяется решением КЧС в зависимости от масштабов и характера аварии.
Силы и средства привлекаются поэтапно:
I этап работ - (локализация аварии, проведение первоочередных аварийно-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи и охрана общественного порядка) осуществляется силами постоянной готовности:
аварийного объекта (газоспасателями, дежурным медицинским персоналом, аварийными службами);
подразделений территориальной государственной противопожарной службы;
бригад скорой медицинской помощи;
подразделений УВД области;
поисково-спасательными отрядами областной поисково - спасательной службы.
Время готовности к выполнению работ (выезду) - не более 10 минут в летнее и 20 минут в зимнее время.
II этап работ - (наращивание сил за счет приведения в готовность специализированных формирований аварийного объекта, взаимодействующих аварийно-спасательных подразделений и территориальных формирований повышенной готовности, сил специализированной экстренной медицинской помощи и воинских частей (подразделений) - согласно плану взаимодействия.
Время готовности к ведению работ (выезду) не должно превышать 1-3 часов.
III этап работ - (восстановление жизнеобеспечения населения в очаге поражения) включает:
оказание специализированной медицинской помощи в лечебных учреждениях;
дегазацию улиц, транспорта и техники, при необходимости - санитарную обработку людей и обеззараживание одежды;
восстановление готовности сил, участвующих в ликвидации последствий аварии.
2.2. При аварии на магистральных трубопроводах комплекс мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварии включает следующие мероприятия, кроме перечисленных в пункте 1 настоящего Порядка:
разведку и сбор данных об обстановке - производится силами разведывательных звеньев аварийно-восстановительных бригад магистральных газо- и нефтепроводов, оперативных групп территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям;
локализацию и ликвидацию последствий аварии на трубопроводах и компрессорных станциях.
Для ликвидации последствий аварий в первую очередь привлекаются аварийно-восстановительные бригады компрессорных станций (КС) и аварийно-восстановительный автопоезд ООО "Севергазпром".
При необходимости, решением КЧС области или КЧС органов местного самоуправления выделяются силы и средства (по согласованию с руководством ООО "Севергазпром"), необходимые для ликвидации последствий аварии.
При возникновении аварии вблизи населенных пунктов или с гибелью (угрозой гибели) людей к аварийно-спасательным и другим неотложным работам привлекаются в первую очередь, без согласования, силы и средства постоянной готовности дежурных служб района, в котором произошла авария, а при необходимости, и силы постоянной готовности области и соседних районов.
Руководство проведением работ по ликвидации последствий аварии на месте осуществляется:
общее руководство по организации аварийно-спасательных и неотложных работ - председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям органов самоуправления района;
выполнение технических работ - представителем ООО "Севергазпром".
2.3. Для борьбы с лесными и торфяными пожарами во всех районах области в первую очередь привлекаются лесопожарные формирования повышенной готовности, создаваемые на базе предприятий лесного хозяйства, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Управление мероприятиями по борьбе с лесными и торфяными пожарами осуществляется КЧС районов, а при возникновении пожаров на территории нескольких районов - КЧС области через оперативную группу.
Пожарная разведка проводится:
наземная - силами и средствами лесхозов и лесоохраны;
воздушная - силами и средствами звена Северной базы охраны лесов;
речная - силами и средствами предприятий и организаций водного транспорта;
на средствах транспорта - силами и средствами Вологодского отделения Северной железной дороги, магистральных газо- и нефтепроводов;
Оперативное руководство борьбой с лесными и торфяными пожарами непосредственно в районах массовых лесных (торфяных) пожаров осуществляется оперативными (рабочими) группами КЧС.
При недостаточности сил и средств в области могут выделяться силы и средства Северо-Западного регионального центра МЧС России, воинских частей (подразделений) (по решению Командующего войсками Ленво) в соответствии с планом взаимодействия и по приказу начальников гарнизонов.
Первоочередные мероприятия по борьбе с лесными пожарами включают:
эвакуацию (вывод) людей и животных из населенных пунктов, находящихся в непосредственной зоне лесного пожара;
ограничение въезда в пожароопасный район силами и средствами службы охраны общественного порядка области, района;
спасение людей и животных с отрезанной огнем территории, гашение огня с помощью водосливных устройств, отжиг в направлении кромки распространения огня, на участке фронта распространения огня, непосредственно угрожающего людям - силами и средствами противопожарной службы, лесопожарных команд, формирований районов с привлечением авиации;
тушение пожаров силами и средствами формирований противопожарной службы, лесопожарных команд, десантных подразделений лесоохраны c привлечением пожарной и инженерной техники районов;
устройство просек, минерализованных пожарозащитных полос, траншей и каналов - с привлечением сил и средств предприятий лесного хозяйства и дорожно-строительных организаций районов, при необходимости - автотранспортных организаций и предприятий;
оборудование местных водоисточников и подъездных дорог к ним - силами и средствами организаций района, при необходимости с привлечением сил и средств коммунальных и строительных районных организаций.
2.4. При возникновении эпидемий, эпизоотий, эпифитотий выполняются следующие специальные мероприятия:
выявление, изоляция, госпитализация и лечение заболевших и контактных;
принятие решения по введению ограничительных мероприятий (карантина, обсервации) на территориях, подвергшихся заражению;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся биологическому заражению;
оценка сил и средств учреждений здравоохранения, сохранившихся в зонах чрезвычайных ситуаций, а также возможности их использования для проведения противоэпидемических мероприятий;
постановка задач силам учреждений здравоохранения по проведению мероприятий, направленных на предотвращение дальнейшего распространения инфекционного заболевания;
организация строгого медицинского контроля за соблюдением режимов пребывания в зонах заражения, за проведением дезинфекции территории, сооружений, имущества; дератизации, биологической и химической борьбы с переносчиками инфекции;
проведение экстренной неспецифической профилактики антибиотиками широкого спектра действия, а после установления характера заболевания - специфической профилактики;
проведение дезинфекционных мероприятий по обеззараживанию территории, производственных и жилых помещений, транспорта, коммунально-бытовых отходов и санитарной обработки населения в зависимости от вида возбудителя инфекционного заболевания;
осуществление контроля за эффективностью проведения дезинфекционных мероприятий и санитарной обработки населения в зависимости от вида возбудителя, за организацией питания и снабжения доброкачественной питьевой водой населения, проведение санитарной экспертизы продовольствия и питьевой воды, забор проб материалов от людей и животных для лабораторных исследований.
2.5. При возникновении чрезвычайных ситуаций на взрыво- и пожароопасных объектах ликвидацию последствий частной и объектовой аварии организуют КЧС соответствующих уровней с привлечением сил постоянной готовности служб территориальных звеньев ОПЧС.
Комплекс мероприятий по ликвидации последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах включает, кроме перечисленных в пункте 1 настоящего Порядка:
разведку очагов пожаров (взрывов) - силами пожарных расчетов самих объектов и боевых расчетов пожарных частей;
локализацию и ликвидацию очагов пожаров - силами пожарных расчетов объектов и противопожарной службы города (района), где произошла авария;
разборку завалов, извлечение пострадавших, расчистку путей подъезда техники - силами формирований объекта с привлечением, при необходимости, сил и средств города, района, войск гарнизона.
2.6. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на водных бассейнах области.
2.6.1. При возникновении аварий, крушений и столкновений судов при их прохождении по Волго-Балтийскому водному пути и на водных бассейнах области выполняется следующий комплекс мероприятий:
поиск и спасание терпящих бедствие на воде - силами органов госинспекции по маломерным судам, поисково-спасательной службы, спасательных станций (маневренно-поисковой группы) с привлечением ведомственных средств, на территории которых произошло бедствие;
эвакуация пострадавших в лечебные и медицинские учреждения данной территории;
организация поиска и спасение людей в местах аварий, потоплений и пожаров на водных судах силами команд с привлечением добровольцев и имеющихся сил и средств территории, где потерпело бедствие судно;
подъем затонувших судов, расчистка фарватера от последствий аварии - силами организаций - владельцев судов с привлечением взаимодействующих служб - по решению территориальных комиссий по ЧС;
ликвидация последствий разлива нефтепродуктов при авариях нефтеналивных барж и танкеров, отбуксировка поврежденных судов - силами и средствами водных объектов (речных портов, районов гидросооружений, владельцев водных объектов) и организаций - судовладельцев;
сбор разлившихся нефтепродуктов с поверхности бассейна, очистка береговой линии от последствий разлива c вывозом и захоронением зараженного грунта - силами водных объектов с привлечением сил и средств районов, городов, на территории которых произошел разлив нефтепродуктов.
2.6.2. Общее руководство поисково-спасательными работами на территории области по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на воде, осуществляет КЧС области через главное управление по делам ГО и ЧС области.
КЧС области назначает непосредственного руководителя работ по поиску и спасанию людей, выделяя ему силы и средства от участников взаимодействия.
Непосредственными исполнителями поисково-спасательных работ являются выделенные суда, самолеты и вертолеты участников взаимодействия.
2.6.3. При подтоплении территорий выполнение спасательных и других неотложных работ при затоплении (наводнении), а также порядок их организации и проведения зависит от того, развилось затопление (наводнение, подтопление) внезапно, или до его возникновения были проведены соответствующие мероприятия по защите населения и материальных ценностей.
В ходе выполнения работ и мероприятий по ликвидации последствий и спасению людей оперативная группа комиссии находится на важнейшем участке, откуда управляет силами и средствами в районе бедствия.
Разведывательные группы и звенья, действующие на плавсредствах и вертолетах, определяют места скопления людей на затопленной территории и самостоятельно спасают небольшие группы людей.
Для вывоза большого количества людей используются баржи, автотранспорт.
После завершения основных работ по эвакуации людей патрулирование спасателей в зоне затопления (наводнения, подтопления) продолжается.
Устранение ледовых заторов осуществляется с использованием:
взрывчатых веществ силами групп подрывников;
ледорезных машин экипажами по 3-4 человека;
ледокольных судов.
При образовании крупных заторов (в бассейне рек Сухона и Северная Двина) привлекаются силы и средства по плану взаимодействия от военного командования и МЧС России (по заявкам Администрации и КЧС области).
2.7. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного метеорологического характера выполняются следующие мероприятия:
расчистка транспортных магистралей от снежных заносов - силами дорожных и дорожно-строительных организаций городов, районов; железнодорожного полотна - снегоочистительной техникой городов, районов, отделения железной дороги с привлечением добровольцев;
организация жизнеобеспечения населения и функционирования предприятий в населенных пунктах, отрезанных в результате стихийного бедствия от источников обеспечения;
оказание помощи пострадавшему населению, эвакуация и отселение из пострадавших районов в места временного отселения;
разборка завалов, образовавшихся в результате прохождения фронтов смерчей, ураганов и сильных ветров через населенные пункты;
локализация и ликвидация аварий на коммунально-энергетических и инженерных сетях.
Организует и проводит работу по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного метеорологического характера КЧС соответствующего уровня.
Объем выполняемых мероприятий зависит от масштабов стихийного бедствия и степени его воздействия на объекты защиты.
<< Раздел 3. Завершение АСДНР |
||
Содержание Постановление Губернатора Вологодской области от 23 декабря 1999 г. N 872 "Об организации проведения аварийно - спасательных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.