Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Концепция управления бюджетными ресурсами
Вологодской области
(утв. постановлением Губернатора Вологодской области от 12 сентября 2000 г. N 785)
Организация управления бюджетными ресурсами области является одним из ключевых направлений социально-экономической, бюджетно-финансовой политики администрации по обеспечению стабильного функционирования социальной сферы и отраслей хозяйства и их дальнейшего развития в интересах жителей области.
Построение бюджетных отношений как важнейшего элемента финансовой системы области базируется на принципах функционирования бюджета области в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Настоящая Концепция определяет цели и задачи, а также схему организации управления бюджетными ресурсами области.
1. Цели и задачи управления бюджетными ресурсами области
Основной целью Концепции является повышение эффективности использования государственных финансовых ресурсов области за счет решения следующих задач:
- формирование бюджетно-финансовой политики на основе долгосрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, социальных и финансовых норм и нормативов по оказанию государственных и муниципальных услуг и сбалансированности областных программ с реальными финансовыми ресурсами;
- совершенствование системы исполнения бюджета с учетом максимальной мобилизации финансового потенциала области и обеспечения целевой направленности использования бюджетных средств;
- формирование целостной системы текущего и последующего контроля на всех этапах использования денежных средств. Реализация указанных задач обеспечивается путем:
- совершенствования законодательной и нормативной базы организации бюджетного процесса;
- консолидации финансовых ресурсов в составе бюджета области;
- концентрации финансовых потоков за счет сокращения многоступенчатости прохождения денежных средств по бюджетным счетам распорядителей бюджетных средств до конечных получателей;
- централизованного управления финансовыми ресурсами на основе казначейского метода исполнения бюджета и использования кредитно-финансовой системы области за счет мобилизации всех доходов на счетах казначейства и финансирования расходов с этих счетов;
- регламентации полномочий участников бюджетного процесса и усиления их взаимодействия при составлении и исполнении бюджета;
- внедрения современных информационных технологий для управления финансовыми ресурсами области и формирования единой системы информационного обеспечения бюджетного процесса.
2. Организация бюджетного процесса
2.1. Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за его исполнением.
2.2. Участниками бюджетного процесса являются:
- губернатор области;
- Законодательное Собрание области;
- финансовые органы области;
- отраслевые и территориальные органы исполнительной власти (департаменты, комитеты и управления);
- органы местного самоуправления муниципальных образований;
- территориальные налоговые органы и иные органы, уполномоченные осуществлять мобилизацию доходов;
- учреждения финансово-кредитной системы области;
- получатели бюджетных средств (бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств).
2.3. Порядок организации процесса составления проектов бюджетов и участие в нем органов исполнительной власти определяется Бюджетным кодексом области. Непосредственное составление проектов бюджетов возлагается на финансовые органы области. Составление проекта бюджета базируется на:
- действующем на момент разработки проекта налоговом законодательстве;
- нормативах отчислений от регулирующих федеральных налогов;
- социальных нормах и нормативах;
- прогнозе социально-экономического развития области;
- основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
- основных направлениях сводного финансового баланса на очередной финансовый год;
- долгосрочном финансовом плане (на три последующих года), содержащем данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансировании основных расходов бюджета.
Проект бюджета формируется на основании расчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств о прогнозируемых объемах государственных и муниципальных услуг с учетом достижения минимальных социальных стандартов и установленных нормативов финансовых затрат по их предоставлению, а также расходов на финансирование целевых программ.
2.4. Порядок рассмотрения проекта и утверждения бюджета определяется Бюджетным кодексом области.
2.5. Бюджет области исполняется на основе казначейского метода по принципу единства кассы в соответствии с Положением, утвержденным постановлением губернатора области от 28 июля 2000 года N 651.
Исполнение доходов осуществляется путем зачисления всех причитающихся бюджетам средств на счета областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, открытые Главным Управлением Центрального Банка Российской Федерации по Вологодской области (далее ГУ ЦБ Российской Федерации по Вологодской области) областному казначейству департамента финансов Вологодской области.
Исполнение расходов осуществляется на основании утвержденной росписи и лимитов бюджетных обязательств с отражением операций на лицевых счетах главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, открытых в областном казначействе департамента финансов Вологодской области.
Финансирование расходов производится с бюджетных счетов казначейства на основании распоряжений главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств об оплате принятых обязательств.
2.6. Доходные счета бюджетов области открываются областному казначейству департамента финансов в подразделениях Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Вологодской области.
Финансово-кредитные учреждения, уполномоченные на обслуживание счетов по исполнению бюджета области, обеспечивают оперативное представление информации об операциях, совершенных по указанным счетам по разделам Бюджетной классификации, остатках средств на бюджетных счетах распорядителей бюджетных средств.
2.7. Бюджетный учет организуется органом, исполняющим бюджет, в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Участники бюджетного процесса (главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, а также областное казначейство и финансово-кредитные организации, выполняющие операции со средствами бюджета) обеспечивают ведение бюджетного учета и представление установленной отчетности об исполнении бюджета.
Департамент финансов Вологодской области как орган, ответственный за исполнение бюджета, составляет сводный отчет об исполнении бюджета области в порядке и сроки, установленные действующими нормативными правовыми актами.
2.8. Финансовый контроль осуществляется специальными органами, уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления области в целях рационального и целевого использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса.
Порядок образования органов финансового контроля, их полномочия определяются Законодательным Собранием области, органами местного самоуправления.
3. Полномочия и функции участников бюджетного процесса
при составлении и исполнении бюджета
3.1. Органы исполнительной власти в зависимости от переданных им полномочий по распоряжению бюджетными средствами подразделяются на:
- главных распорядителей бюджетных средств - органы исполнительной власти области, имеющие право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств в пределах утвержденного бюджета;
- распорядителей бюджетных средств - органы исполнительной власти области, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств в пределах росписи расходов, утвержденной полномочным органом.
Перечень главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета утверждается губернатором области, местных бюджетов - главами муниципальных образований.
3.2. Главный распорядитель бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств:
- разрабатывает предложения (заявки) к проекту бюджета и целевым программам, предлагаемым к финансированию из бюджета;
- составляет бюджетную роспись расходов утвержденного бюджета в разрезе бюджетной классификации и распорядителей бюджетных средств с поквартальным распределением;
- утверждает сметы доходов и расходов распорядителей и получателей бюджетных средств;
- разрабатывает лимиты бюджетных обязательств на очередной месяц по распорядителям и получателям бюджетных средств;
- осуществляет корректировку бюджетных показателей в рамках своих полномочий;
- осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств;
- обеспечивает проверку достоверности объемов работ (услуг) и товарных поставок, предъявляемых к оплате;
- составляет сводный отчет об исполнении бюджета в части использования бюджетных средств;
- может выполнять функции распорядителя и получателя бюджетных средств в соответствии с его полномочиями;
- несет ответственность за выполнение своих функций, а также соблюдение норм и нормативов на предоставление государственных и муниципальных услуг при планировании и финансировании расходов и эффективное использование бюджетных средств.
3.3. Распорядитель бюджетных средств по подведомственным получателям бюджетных средств:
- участвует в формировании предложений к проекту бюджета и целевым программам, предлагаемым к финансированию из бюджета;
- составляет бюджетную роспись расходов утвержденного бюджета в разрезе бюджетной классификации и получателей бюджетных средств с поквартальным распределением лимитов, определенных главным распорядителем бюджетных средств;
- утверждает сметы доходов и расходов по подведомственным получателям бюджетных средств;
- формирует предложения по лимитам бюджетных обязательств на месяц с учетом приоритетности финансируемых расходов и обеспечения ресурсами защищенных статей;
- осуществляет корректировку бюджетных показателей в рамках своих полномочий;
- обеспечивает проверку достоверности объемов работ (услуг) и товарных поставок, предъявляемых к оплате;
- несет ответственность за сбалансированность расходов в сметах подведомственных получателей бюджетных средств с лимитами бюджетных обязательств;
- составляет отчет об исполнении бюджета в части использованных бюджетных средств;
- может выполнять функции получателя бюджетных средств в соответствии с установленными полномочиями;
- несет ответственность за выполнение своих функций, а также соблюдение норм и нормативов при планировании и финансировании расходов и эффективное использование бюджетных средств.
3.4. Получатель бюджетных средств (бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью):
- представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год;
- составляет смету доходов и расходов в пределах лимитов бюджетных средств, определенных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств;
- представляет предложение по лимиту бюджетных обязательств на очередной месяц с учетом полного обеспечения ресурсами защищенных статей и приоритетности финансирования расходов;
- заключает договоры на выполнение работ (услуг) и поставку материальных ценностей в пределах лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы;
- осуществляет контроль за выполнением договоров и соответствием выполненных объемов работ (услуг) и товарных поставок, предъявленных к оплате, и дает разрешение на их оплату;
- представляет предложения о корректировке смет доходов и расходов и лимитов бюджетных обязательств в пределах своих полномочий;
- представляет отчет о выполнении бюджета и сметы доходов и расходов.
4. Информационное обеспечение процесса
составления и исполнения бюджета
Информационное обеспечение процесса составления и исполнения бюджета базируется на внедрении автоматизированных технологий управления бюджетными средствами и контроля за их использованием с учетом создания единого правового, методологического и информационного пространства участников бюджетного процесса на основе единой информационной и телекоммуникационной системы.
Указанная система призвана обеспечить взаимодействие всех участников бюджетного процесса по:
- повышению уровня долгосрочного и краткосрочного прогнозирования;
- формированию бюджетных показателей;
- централизованному управлению финансовыми ресурсами;
- осуществлению бюджетных расходов и платежей в пределах фактически поступивших денежных средств;
- контролю за выполнением лимита бюджетных обязательств на всех уровнях бюджетной системы;
- составлению отчетности об исполнении бюджета.
5. Этапы реализации Концепции
Реализация основных направлений Концепции управления бюджетными ресурсами области призвана обеспечить сохранение преемственности существующих принципов организации бюджетного процесса в области и поэтапное внедрение положений, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом области.
На первом этапе предусматривается:
- формирование нормативно-правовой основы для внедрения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса области;
- формирование органов по казначейскому методу исполнения бюджетов;
- отработка технологии казначейского метода исполнения бюджетов по доходам;
- зачисление всех поступающих доходов на счета органа, исполняющего бюджет, с одновременным закрытием всех бюджетных счетов по аккумуляции доходов органов исполнительной власти области;
- перевод бюджетных счетов организаций и учреждений в банки, уполномоченные обслуживать счета казначейства;
- отработка технологии и регламента взаимодействия казначейского метода финансирования расходов бюджета с поэтапным открытием лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств в подразделениях казначейства в разрезе отдельных отраслевых и территориальных органов управления;
- создание инфраструктуры информационного взаимодействия участников бюджетного процесса;
- обучение персонала финансовых органов и других участников бюджетного процесса технологии казначейского метода исполнения бюджета;
- формирование и утверждение проекта бюджета области на 2001 год с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса области;
- планирование лимитов бюджетных обязательств (графиков финансирования) в пределах прогнозируемых ресурсов по месяцам.
На втором этапе предусматривается:
- завершение формирования нормативно-правовой базы по составлению и исполнению бюджета с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса области;
- развитие системы органов казначейского исполнения бюджета;
- внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом;
- утверждение и введение в действие нормативных и методических документов, а также тиражирование технологии казначейского исполнения бюджета в организациях и бюджетных учреждениях;
- перевод на казначейский метод исполнения бюджета по доходам средств;
- введение графиков ежедневного планирования поступления доходов и финансирования расходов с составлением ежедневных отчетов;
- реализация отдельных элементов системы предварительного контроля по финансированию расходов и программ;
- внедрение системы централизованного управления денежными средствами на счетах бюджета области, включая счета всех бюджетополучателей.
В результате завершения работы на втором этапе:
- формируется полностью система органов казначейского исполнения бюджета;
- внедряется автоматизированная система управления бюджетным процессом с подключением к ней всех участников бюджетного процесса;
- открываются лицевые счета всех получателей бюджетных средств с одновременным закрытием бюджетных счетов и счетов бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности;
- вводится система полного предварительного контроля по финансированию расходов и программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.