Постановление Законодательного Собрания Вологодской области
от 4 октября 2000 г. N 484
"Об областной целевой программе "Сохранение и восстановление традиционной
народной культуры как основы развития культуры села" на 2001-2005 годы"
Постановлением Правительства Вологодской области от 28 апреля 2006 г. N 422 настоящее Постановление признано утратившим силу
Законодательное Собрание области постановляет:
Утвердить областную целевую программу "Сохранение и восстановление традиционной народной культуры как основы развития культуры села" на 2001-2005 годы (прилагается).
Председатель Законодательного
Собрания области |
Г.Т. Хрипель |
Областная целевая программа"Сохранение и восстановление
традиционной народной культуры как основы развития
культуры села" на 2001-2005 годы
(утв. постановлением Законодательного Собрания Вологодской области
от 4 октября 2000 г. N 484)
Паспорт областной целевой программы
"Сохранение и восстановление традиционной народной культуры
как основы развития культуры села"
Наименование Программы "Сохранение и восстановление
традиционной народной культуры как основы
развития культуры села"
на 2001-2005 годы
Государственный заказчик администрация области
Программы
Основные разработчики департамент культуры и департамент
Программы образования администрации Вологодской
области, областной научно-методический
центр культуры и повышения квалификации
(далее - ОНМЦКиПК)
Цель Программы сохранение и восстановление традиционной
народной культуры как основной
составляющей при формировании единого
культурного пространства Вологодской
области
Сроки реализации Программы 2001-2005 годы
Основные направления сохранение и восстановление традиций
Программы народной культуры в Вологодской области;
развитие культуры села и музыкально-
художественного образования;
материально-техническое обеспечение
учреждений, развивающих традиции народной
культуры, а также учреждений культуры
села;
подготовка кадров для учреждений культуры
села и музыкально-художественного
образования
Исполнители Программы учреждения культуры и учебные заведения
области;
областной научно-методический центр
культуры и повышения квалификации;
администрации муниципальных
образований;
муниципальные органы культуры и
образования;
департамент образования администрации
Вологодской области
Управление Программой управление Программой осуществляют:
департамент культуры администрации
области по разделу "Культура и
искусство";
департамент образования администрации
области по разделу "Образование"
Принципы, источники и условием финансовой поддержки учреждений
объемы финансирования культуры села по мероприятиям Программы
Программы является паритет между администрацией
области и администрацией муниципального
образования. Условия паритета ежегодно
оговариваются договором на основании
утвержденной органами власти местного
самоуправления районной программы
развития традиционной народной культуры и
культуры села, являющейся дополнительным
источником финансирования настоящей
Программы
источник финансирования Программы -
областной бюджет
объем финансирования Программы на 2001-
2005 годы из областного бюджета
составляет - 87193,5 тыс. рублей;
по разделу "Культура, искусство и
кинематография" - 85793,5 тыс. рублей.;
по разделу "Образование" - 1400,0 тыс.
рублей;
объем финансирования Программы из
областного бюджета в 2001 году составляет
12917,6 тыс. рублей.;
по разделу "Культура, искусство и
кинематография" - 12645,6 тыс. руб.;
по разделу "Образование" - 272,0 тыс.
рублей
Объекты финансирования по областной научно-методический центр
Программе культуры и повышения квалификации,
муниципальные учреждения культуры и
музыкально-художественного образования,
за исключением гг. Вологды и Череповца;
областные учреждения культуры:
музеи-заповедники, Вологодское
музыкальное училище, областные и
муниципальные учреждения образования
Ожидаемые конечные сохранение и восстановление традиций
результаты реализации народной культуры региона,
Программы историко-культурного наследия;
создание единого информационно-
деятельностного пространства,
ориентированного на решение проблемы
восстановления культурных традиций
Вологодской области;
создание условий для дальнейшего развития
культуры села и
музыкально-художественного образования;
обеспечение широкого доступа различных
слоев сельского населения Вологодской
области к ценностям традиционной и
современной культуры,
музыкально-художественному образованию;
выполнение целевых районных программ
развития традиционной народной культуры,
культуры села и
музыкально-художественного образования;
создание кадрового потенциала в сфере
традиционной народной культуры,
качественное улучшение кадрового состава
культуры села и музыкально-художественного
образования
Система контроля за департамент культуры администрации
выполнением Программы области; департамент образования
администрации области; департамент
финансов администрации области - ежегодно
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными средствами
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
В русле народной культуры складываются представления человека о мире, система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи, формы трудовой и празднично-обрядовой жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и регулируются нормы социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, межпоколенные, половозрастные), принимают упорядоченный характер многообразные отношения и связи этнической целостности с окружающим миром.
Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, традиционная народная культура несет в себе важнейшие свойства и качества этнического, в которых находит выражение исторический путь каждого народа.
Отечественный опыт свидетельствует о том, что забвение народных традиций, их утрата грозят распадом этнокультурных связей (в первую очередь - межпоколенных), потерей национального иммунитета, образованием чуждых природе этноса аномалий в жизни общества.
Поскольку естественной сферой функционирования традиций народной культуры является сельская социокультурная среда, перспективы становления новой государственности напрямую зависят от ее структурной организованности и целостности.
В настоящее время российская деревня находится в кризисе, который охватывает все существенные стороны ее жизни. Связь происходящих здесь деструктивных процессов с проблемами культуры представляется несомненной.
Современная ситуация в сфере культуры села определяется прежде всего уходом из жизни людей старшего поколения - носителей и знатоков народных традиций. В силу разрушенности механизмов культурной преемственности это обстоятельство ставит под угрозу полного исчезновения сохранявшиеся вплоть до наших дней формы и смысловые доминанты традиционной культуры, обуславливает выход их не только из активного фонда культуры, но даже и из социальной памяти этнического коллектива. Утрата культурных традиций влечет за собой разложение принятых в этнической традиции нравственных устоев и норм поведения, ослабление чувства национального достоинства и долга по отношению к своей земле и, по сути, является одной из главных причин миграции сельского населения в города и опустошения деревни.
Настойчиво и последовательно проводимая на протяжении многих десятилетий политика подавления и вытеснения творчески самостоятельных и активных форм традиционной культуры, утверждение потребительского начала масс-культуры привели к смещениям в системе ценностных ориентаций общественного сознания в сторону культурных суррогатов, вызвали деформации в самой структуре социальной жизни.
Другим результатом разнонаправленности интересов общества и государства стали серьезные противоречия в отношениях между ними. В настоящее время вследствие слабого и малопродуктивного реагирования государственных структур на широкий спектр общественных инициатив, связанных с восстановлением этнокультурного пространства, этот разрыв еще более углубляется.
Преодоление издержек государственной политики прошлых десятилетий по отношению к национальному культурному наследию является одной из важнейших общественно-государственных задач современного этапа культурного строительства. Сейчас оказывается уже явно недостаточным эпизодическое и узколокальное включение государственных структур в бурно развивающиеся процессы национального и культурного возрождения России. Работа по сохранению и восстановлению традиций народной духовной и материальной культуры требует применения программных средств и методов, действенной организационной и финансовой поддержки. Лишь объединение в специально организованном и целенаправленном процессе усилий общества и государства позволит нейтрализовать опасную зону культурной деградации, восстановить целостность социокультурного пространства, на основе этнических традиций выработать действительно продуктивные виды и формы государственного и общественного устройства.
Решение этих задач ложится серьезной ответственностью на наше общество в целом и, в первую очередь, на учреждения, осуществляющие государственную политику в области культуры и образования.
Вологодская область имеет весь необходимый потенциал для опережающего развития в сфере традиционной народной культуры как главной основы развития других форм общественной и государственной жизни. В течение последнего десятилетия, периода радикальных социально-культурных преобразований сохранение структуры сложившегося культурного пространства и восстановление народных традиций были основной целью государственной политики в сфере культуры Вологодской области.
В 1990 году департамент культуры администрации области определил одним из основных приоритетов своей деятельности - восстановление традиций народной культуры, что было закреплено в "Концепции развития культуры и искусства в Вологодской области", утвержденной постановлением губернатора области от 09.01.96 N 11. Главная задача, которая решалась в течение этого десятилетия - предотвращение с помощью специально выверенных управленческих действий деструктивных тенденций в сфере культуры области. Особенность данной работы заключалась в широком поиске функциональных возможностей явлений традиционной культуры в различных сферах общественного бытия, определении способов взаимодействия культурного наследия с современностью, разработке методов включения содержания традиционной культуры в контекст современной культуры, формировании организационной структуры деятельности по сохранению и восстановлению народных традиций.
Итоги десятилетнего цикла работ привели к следующим результатам:
во всех слоях общества сформирован устойчивый интерес к народной традиционной культуре, выработано понимание важности и необходимости восстановления национальной ориентации общественного сознания и социокультурного пространства;
определен и проработан ряд организационных моделей и форм, способствующих изучению и освоению народных традиций, восстановлению их роли и значения в обустройстве государственной и общественной жизни; несмотря на недостаточное финансирование (с 1993 года на развитие традиционной культуры из областного бюджета выделено 571,4 тысячи рублей, из муниципальных бюджетов - 1930,4 тысячи рублей) во всех районах области приняты и действуют программы возрождения местных традиций народной культуры, создано 11 центров народной традиционной культуры, 5 центров и домов ремесел, 3 центра истории и культуры, 4 дома народного творчества, 240 самодеятельных фольклорных коллективов с численностью участников свыше 3000 человек, 370 студий и кружков народных промыслов и ремесел, где занимаются 3590 человек, 15 историко-этнографических и краеведческих музеев. Факты и явления традиционной культуры включаются в практику работы домов культуры, клубов, библиотек, общеобразовательных школ, детских внешкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, вузов и средних специальных учреждений. Деятельность по освоению национального культурного наследия в учреждениях культуры области расценивается в качестве ведущей;
создается источниковая база фольклорно-этнографических материалов, разносторонне отражающая содержание культурных традиций Вологодской области, с участием фондов Фольклорно-этнографического центра Министерства культуры РФ, лаборатории народного творчества Вологодского педуниверситета, центров народной традиционной культуры, музеев-заповедников, районных музеев, школ;
начал формироваться кадровый состав специалистов по различным направлениям изучения, освоения и восстановления традиций народной культуры;
сохранена сеть сельских учреждений культуры, которую составляют 770 учреждений клубного типа, 650 библиотек, 24 муниципальных музея, 35 детских музыкальных школ, школ искусств с числом учащихся 3808 человек. В них работает около 4000 человек, действует более 6000 любительских и самодеятельных художественных коллективов, с численностью свыше 100,0 тыс. человек, ежегодно в каждом клубном учреждении проводится, в среднем, 155 мероприятий для различных категорий населения. С каждым годом увеличивается число участников клубных формирований, посетителей массовых мероприятий.
Наряду с этим, после 1992 года из областного бюджета фактически прекратилось централизованное финансирование приобретения транспорта, оборудования и технических средств на нужды сельской культуры, в дотации районам перестали включаться средства на капитальное строительство и ремонт учреждений культуры. Из-за недостаточного финансирования в 1989-1998 годах и слабой материально-технической базы учреждений культуры в настоящее время четко обозначились негативные тенденции в развитии культуры села, постоянно увеличивается разрыв между культурными потребностями населения области и возможностями их удовлетворения.
Органы местного самоуправления районов области не в состоянии без поддержки областного бюджета приступить к модернизации материально-технической базы и справиться в полной мере с реализацией районных программ возрождения народной традиционной культуры, решить задачи поддержки центров традиционной народной культуры, центров и домов ремесел, музеев, коллективов художественной самодеятельности, библиотек и учебных заведений музыкально-художественного образования. В учреждениях культуры села отсутствует в необходимом количестве звуко- и видеовоспроизводящая техника, 130 клубных учреждений, 36 библиотек, 6 школ находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. В музыкальных школах и школах искусств для организации учебного процесса не хватает музыкальных инструментов. В сельских музеях серьезную озабоченность вызывает состояние обеспечения их системами безопасности и музейным оборудованием; они требуют ремонтно-восстановительных работ и проведения реэкспозиций.
Решение актуальных задач государственной политики в сфере традиционной народной культуры и производной от нее современной культуры села требует комплексного подхода, современной организации всей работы, проведения согласованной по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям системы мероприятий в рамках областной целевой программы "Сохранение и восстановление традиционной народной культуры как основы развития культуры села", рассчитанной на период с 2001 по 2005 годы.
II. Основание для разработки программы
Основанием для разработки Программы послужило осознание всеми слоями общества исключительной значимости культурного прошлого, самобытности культуры Русского Севера, активизация и развитие деятельности общественных и государственных организаций и учреждений Вологодской области по изучению, сохранению и восстановлению традиционной культуры.
Программа разработана в соответствии с "Концепцией развития культуры и искусства в Вологодской области", утвержденной постановлением губернатора области от 09.01.96 N 11; постановлением губернатора области от 26.08.99 N 555 "Об основных направлениях сохранения и развития народных художественных промыслов Вологодской области"; программой, разработанной Фольклорно-этнографическим центром Министерства культуры Российской Федерации "Возрождение традиций народной, духовной и материальной культуры Вологодской области" от 1990 года и дополненной в 1996 году; постановлением коллегии департамента культуры администрации области от 28.04.99 "О работе по сохранению, изучению, развитию народной культуры: социальные, образовательные аспекты деятельности"; районными программами возрождения народной традиционной культуры и развития культуры села. С 1995 по 1999 годы департаментом культуры администрации области проведено пять коллегий, на которых обсуждались вопросы сохранения, возрождения и развития культуры села и музыкально-художественного образования.
В основу настоящей Программы заложены следующие принципы развития культуры и искусства в Вологодской области:
принятие традиционной народной культуры в качестве основы развития культуры села и одного из приоритетных направлений в развитии культурной жизни области;
восстановление преемственности культурных традиций, эффективное решение задач сохранения и возрождения традиционного слоя культуры;
возможность раскрытия творческого потенциала личности каждого человека, освобождение от массовых стереотипов в сознании, мышлении и культуре, реализация прав свободы творчества;
неразрывная связь культуры и образования в воспитании гармонично развитой личности, в формировании у подрастающего поколения культурно-экологического сознания;
признание самоценности культуры провинции, восстановление чувства гражданственности, патриотизма, переориентация общества на нравственные идеалы и ценности национальной культуры.
III. Основные цели, приоритеты программы и пути реализации
Программа ориентирована на достижение долгосрочных целей культурной политики Вологодской области. Важнейшими из них являются:
осуществление в современных условиях преемственных связей поколений, консолидация общества на основах народной культуры;
приобщение к ценностям традиционной народной культуры различных слоев населения Вологодской области.
Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение ряда задач:
распространение достижений традиционной народной культуры на культурное пространство Вологодской области;
сохранение и восстановление разнообразных видов и форм традиционной народной культуры, определяющих самобытность культуры вологодского села;
формирование единого информационно-деятельностного пространства, ориентированного на решение проблемы восстановления культурных традиций;
создание на территории области единой организационно-правовой модели и комплекса мер правовой защиты в подходах к традиционной народной культуре;
создание научно-методической базы и условий для углубленной источниковедческой, научно-методической и практической работы по сохранению и развитию традиционных форм материальной и духовной культуры Вологодской области;
отработка методов и форм внедрения традиций народной культуры в современную культурную практику и общественную жизнь:
поддержка мастеров-носителей материальных и духовных традиций народной культуры;
поддержка художественного творчества, творческих инициатив, талантов села;
развитие сферы культурно-досуговой и культурно-просветительской деятельности;
совершенствование системы музыкально-художественного образования сельских детей;
выполнение целевых районных программ возрождения народной традиционной культуры, развития культуры села и музыкально-художественного образования;
развитие материально-технической базы, новых форм работы, модернизация организационных, правовых и финансовых механизмов центров традиционной народной культуры, центров и домов ремесел, учреждений культуры и музыкально-художественного образования села;
подготовка и повышение квалификации кадров в сфере традиционной культуры, дальнейшее совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров культуры и музыкально-художественного образования села.
Решение поставленных задач предполагает проведение следующих основных мероприятий:
1. Создание при областном научно-методическом центре культуры и повышения квалификации дома-музея традиционной народной культуры и централизованного фонда фольклорно-этнографических материалов Вологодской области. Данные структуры призваны стать основным звеном механизма реализации Программы, обеспечить ее организационную, научную, методическую и практическую поддержку. Дом-музей традиционной народной культуры и централизованный фонд фольклорно-этнографических материалов призваны решать следующие задачи:
ведение полевых и стационарных исследований закономерностей системы региональных (областных) культурных традиций; создание кадастра народных традиций Вологодской области;
формирование, хранение, систематизация фольклорно-этнографических материалов централизованного фонда, их использование во всех направлениях, предусмотренных Программой;
социально-правовая защита разнообразных видов народной традиционной культуры и ее носителей, контроль за использованием аутентичных материалов; их охрана и предупреждение действий, ведущих к их утрате;
организационная, правовая и техническая помощь мастерам-носителям традиционной культуры;
отработка методов и форм введения элементов традиционной народной культуры в современную практику;
выявление места и потенциальных возможностей учреждений науки, культуры, образования и общественных организаций в русле общей культурно-экологической направленности программы, ориентация их деятельности на решение проблем культуры села;
обеспечение их взаимодействия;
всестороннее многоуровневое изучение существующих на сегодняшний день на местах наработок в сфере освоения традиционной культуры;
их анализ, экспертная оценка, прогноз ожидаемых результатов, возможных негативных последствий;
разработка конкретных методических рекомендаций по реализации программных задач на местах и оптимизации деятельности;
организация и научное руководство периферийными научно-производственными группами, формированиями;
концертно-лекторская, выставочная, научно-просветительская, пропагандистская, издательская деятельность;
планомерное обеспечение районов области фольклорно-этнографическими материалами, отражающими специфику местных традиций и приведение деятельности учреждений культуры и образования по реализации Программы в соответствие с содержательной стороной традиционной культуры.
2. Привлечение к реализации Программы научных центров и учреждений, ведущих специалистов в сфере фольклора и этнографии для научного и методологического обеспечения проводимых работ. Вектор научных разработок и исследований привлекаемых специалистов определяется нацеленностью Программы на развитие культуры села.
3. Подготовка кадрового состава специалистов, способных организовать и содержательно обеспечить проведение в области комплекса программных мероприятий, направленных на восстановление традиций народной культуры:
открытие на базе Вологодского музыкального училища музыкально-этнографического отделения, ведущего обучение по специальному учебному плану;
организация системы специальных семинаров по проблемам народной традиционной культуры;
организация курсов стажировки и переподготовки специалистов, занятых в решении задач изучения, сохранения и восстановления традиций народной культуры.
4. Отработка методов и форм внедрения элементов традиций народной культуры в современную культурную практику:
обеспечение работы базовых центров народной традиционной культуры как научно-производственных и экспериментально-творческих площадок по внедрению программ, связанных с использованием культурного наследия и объединяющих учреждения культуры и музыкально-художественного образования, средние школы, студии, творческие коллективы и мастерские;
создание при областном научно-методическом центре культуры и повышения квалификации экспериментального фольклорного коллектива, ведущего многоплановую работу по реконструкции и восстановлению форм музыкально-песенного фольклора, обрядово-ритуальных форм традиционной культуры области и призванного обеспечить проведение концертно-просветительских, художественно-творческих, учебно-методических мероприятий;
создание при областном научно-методическом центре культуры и повышения квалификации научно-производственных формирований, ведущих реконструкцию и восстановление различных видов народных ремесел и учебно-творческих мастерских-студий.
5. Выработка комплекса мер правовой защиты и поддержки традиций народной культуры, установления ответственности за действия, ведущие к утрате культурного достояния региона. Решение данной проблемы предполагает создание и принятие закона Вологодской области "О защите традиций народной культуры" и формирование действенных механизмов его реализации.
6. Выполнение целевых районных программ возрождения народной традиционной культуры и развития культуры села, решающих следующие задачи:
сохранение сети сельских учреждений культуры и художественного образования;
развитие инфраструктуры сельской культуры, создание комфортной среды для повышения интеллектуального развития населения, организации отдыха;
сохранение и возрождение историко-культурной самобытности села, традиционных праздников и обрядов;
сохранение и развитие художественного творчества, талантов села, творческих инициатив и ведущих творческих коллективов, составляющих основу сельской культуры;
создание условий для формирования новых творческих коллективов и любительских объединений;
совершенствование имеющихся материально-технических ресурсов для улучшения деятельности учреждений культуры села.
7. Совершенствование системы сельского художественного образования детей:
обеспечение условий для совершенствования уникальных традиций подготовки специалистов в области искусства;
открытие методических центров художественного образования на базе центров традиционной народной культуры и музеев;
повышение роли культурно-исторического наследия и традиционной народной культуры в художественном образовании детей;
оказание научно-методической помощи художественным учебным заведениям по разработке учебных программ на основе фольклорно-этнографического материала и народного декоративно-прикладного искусства.
8. Обеспечение целевого финансирования сельских учреждений культуры для оснащения современным оборудованием, музыкальными инструментами, звукоусилительной аппаратурой, обновления сценических костюмов, одежды сцены, светового оформления сценических площадок и зрительных залов.
9. Развитие кадрового потенциала для учреждений культуры и художественного образования села:
подготовка выпускников сельских художественных школ к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения;
подготовка и переподготовка, повышение квалификации работников учреждений культуры в ведущих российских учебных заведениях, областном научно-методическом центре культуры и повышения квалификации;
организация учебно-методических стажировок, семинаров, консультаций, областных совещаний;
комплектование библиотечных фондов методической литературой, научными разработками, сценариями, видеотеками, учебными пособиями, специальными периодическими изданиями.
Претворение в жизнь вышеперечисленных основных мероприятий позволит рационально использовать имеющиеся ресурсы, поставить на научную основу деятельность по сохранению, освоению и восстановлению национальных культурных традиций, создать структурно организованную среду, благоприятствующую восстановлению этнокультурного пространства области, рассчитывать перспективы работы, последовательно и планомерно осуществлять меры по включению содержания традиционной культуры в контекст современной культуры.
IV. Механизмы реализации Программы
После утверждения Программы администрация области в лице департаментов культуры и образования обеспечивает ее финансовыми ресурсами, определяемыми в областном бюджете.
Условием финансовой поддержки учреждений культуры и образования села по мероприятиям Программы является паритет между администрацией области и администрацией муниципального образования. Условия паритета ежегодно оговариваются договором на основании утвержденной органами власти местного самоуправления районной программы развития традиционной народной культуры и культуры села, являющейся дополнительным источником финансирования к настоящей Программе.
Департамент культуры администрации области и областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации выступают в роли экспертов при рассмотрении целевых районных программ в сфере культуры и художественного образования.
Департамент образования администрации области выступает в роли эксперта при рассмотрении целевых районных программ в сфере общего образования.
Управление настоящей Программой по разделу "Культура, искусство и кинематография" непосредственно осуществляет департамент культуры администрации области.
Управление настоящей Программой по разделу "Образование" непосредственно осуществляет департамент образования администрации области.
V. Система контроля за исполнением Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляют департаменты культуры, образования, финансов администрации области.
Департаменты культуры и образования администрации области осуществляют поквартальную (помесячную) разбивку сумм, предусмотренных Программой по кодам бюджетной классификации, и перечисляют их на счета участников реализации Программы.
Участники реализации Программы отчитываются об использовании финансовых средств перед департаментами культуры и образования администрации области в установленном порядке.
Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации осуществляет контроль за исполнением мероприятий Программы и ежемесячно отчитывается перед департаментом культуры администрации области о ходе их реализации.
Ход реализации программы ежемесячно обсуждается на плановых рабочих совещаниях начальников департаментов культуры, образования, администрации области, ежеквартально - на совещании у первого заместителя губернатора области. По итогам финансового года департаменты культуры, образования администрации области осуществляют ревизии финансовых средств и составляют отчеты о выполнении мероприятий Программы.
VI. Мероприятия по реализации областной целевой Программы
"Сохранение и восстановление традиционной народной культуры
как основы развития культуры села" на 2001-2005 годы
Объем финансирования мероприятий Программы
(в тыс.рублей в ценах 2000 года)
N п/п | Содержание | Стоимость мероприятий (по годам) | |||||
на 2001- 2005 гг. |
на 2001 г. | на 2002 г. | на 2003 г. | на 2004 г. | на 2005 г. | ||
1. | По департаменту культуры | ||||||
1.1. | Развитие традиционной народной культуры |
10220,0 | 1570,0 | 2670,0 | 2035,0 | 2035,0 | 1910,0 |
1.2. | Развитие культуры села | 14320,0 | 1924,0 | 2979,0 | 3099,0 | 3109,0 | 3209,0 |
1.3. | Материально-техническое обеспечение учреждений культуры |
58541,0 | 8855,1 | 12661,1 | 12335,7 | 12383,1 | 12306,0 |
1.4. | Подготовка кадров для учреждений культуры |
2712,5 | 296,5 | 596,5 | 606,5 | 606,5 | 606,5 |
Итого: | 85793,5 | 12645,6 | 18906,6 | 18076,2 | 18133,6 | 18031,5 | |
2. | По департаменту образования | ||||||
2.1. | Развитие традиционной народной культуры в сфере "Образование" |
1400,0 | 272,0 | 272,0 | 278,0 | 285,0 | 293,0 |
Итого: | 1400,0 | 272,0 | 272,0 | 278,0 | 285,0 | 293,0 | |
Всего: | 87193,5 | 12917,6 | 19178,6 | 18354,2 | 18418,6 | 18324,5 |
1. Развитие традиционной народной культуры
(в тыс.рублей в ценах 2000 года)
N п/п |
Содержание мероприятий |
Исполнители |
Стоимость мероприятий (по годам) | |||||
2001 - 2005 гг. |
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
1. | Учреждение гранта губернатора области за лучшую программу по развитию традиционной народной культуры |
администрация Вологодской области |
250,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 |
2. | Заключение договоров с научными фондами на реставрацию, обработку, тиражирование вологодских коллекций и передачу материалов в Централизованный фонд фольклорно-этнографических материалов |
ОНМЦК и ПК, музеи области, муниципальные органы культуры |
750,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 |
3. | Подготовка закона Вологодской области "О защите традиций народной культуры" |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК |
текущие расходы |
0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
4. | Создание в Централизованном фонде фольклорно-этнографических материалов компьютерного банка данных по фольклору и этнографии Вологодской области |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК |
150,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 |
5. | Проведение фольклорно-этнографических экспедиций в районах области |
ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры |
750,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 |
6. | Проведение этнографических экспедиций для пополнения фондов музеев области |
музеи области, муниципальные органы культуры |
750,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 |
7. | Издание научных и учебно-методических материалов по традиционной народной культуре. Издание сборника научных материалов "Исторические корни северорусской народной традиционной культуры" |
ОНМЦК и ПК | 1650,0 | 150,0 | 750,0 | 300,0 | 250,0 | 200,0 |
8. | Обеспечение центров традиционной народной культуры фольклорно-этнографи- ческими материалами |
ОНМЦК и ПК, музеи-заповедники, центры народной традиционной культуры |
250,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 |
9. | Издание серии сборников "Народные традиции Вологодской области" |
ОНМЦК и ПК | 750,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 |
10. | Создание электронного Кадастра народных традиций Вологодской области |
ОНМЦК и ПК | 100,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
11. | Выпуск периодического информационно- методического издания по проблемам изучения, сохранения и восстановления народных традиций и исторического наследия |
ОНМЦК и ПК | 500,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
12. | Создание и обеспечение работы экспериментального фольклорно-этнографическо- го коллектива |
ОНМЦК и ПК | 500,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
13. | Проведение научно-практических конференций "Народные традиции Вологодской области. Проблемы изучения и восстановления". |
департаменты культуры и образования администрации области, ОНМЦК и ПК |
100,0 | 0,0 | 50,0 | 0,0 | 50,0 | 0,0 |
14. | Экспертиза работы по восстановлению народных традиций в учреждениях культуры и художественно-музыкального образования районов области |
ОНМЦК и ПК | 250,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 |
15. | Поддержка уникальных самодеятельных фольклорно-этнографических коллективов |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры |
750,0 | 100,0 | 200,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 |
16. | Восстановление местных праздников в районах области |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры |
600,0 | 120,0 | 120,0 | 120,0 | 120,0 | 120,0 |
17. | Проведение межрегионального праздника вепской культуры "Древо жизни" |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры Бабаевского и Вытегорского районов |
250,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 |
18. | Организация межрегиональных культурных и творческих обменов в области вепской культуры |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры Бабаевского и Вытегорского районов |
120,0 | 0,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 |
19. | Создание музея вепской традиционной культуры в с. Григорьевское Бабаевского района |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры Бабаевского района |
500,0 | 150,0 | 150,0 | 75,0 | 75,0 | 50,0 |
20. | Поддержка вновь открывающихся Центров традиционной народной культура |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК |
1250,0 | 320,0 | 310,0 | 310,0 | 310,0 | |
Итого: | 10220,0 | 1570,0 | 2670,0 | 2035,0 | 2035,0 | 1910,0 |
2. Развитие культуры села (в тыс. рублей в ценах 2000 года)
1. | Развитие сферы культурно-досуговой деятельности |
|||||||
1.1. | Организация ежегодного смотра работы сельских учреждений культуры по организации досуга населения и самобытности народного творчества |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры |
1500,0 | 150,0 | 325,0 | 325,0 | 350,0 | 350,0 |
1.2. | Поддержка социально-значимых культурных инициатив в работе с ветеранами, инвалидами, многодетными семьями, детьми и подростками: |
|||||||
организация летних лагерей на базе учреждений культуры; |
750,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | ||
проведение областных фестивалей (1 раз в 2 года): |
||||||||
клубов ветеранов; | 200,0 | 100,0 | 100,0 | |||||
творчества инвалидов; | 200,0 | 100,0 | 100,0 | |||||
детского, подросткового творчества; |
600,0 | 200,0 | 200,0 | 200,0 | ||||
семейного творчества | 450,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | ||||
1.3. | Целевое финансирование лучших творческих программ и проектов, направленных на развитие культурно-досуговой деятельности на селе, основанной на традиционной народной культуре |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК |
2500, | 250,0 | 550,0 | 550,0 | 575,0 | 575,0 |
1.4. | Организация Дней культуры районов в Вологде и Череповце |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры |
600,0 | 100,0 | 150,0 | 100,0 | 150,0 | 100,0 |
2. | Поддержка художественного творчества, талантов села |
|||||||
2.1. | Участие лучших сельских художественных коллективов в областных, всероссийских фестивалях, смотрах, конкурсах народного творчества |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры |
1250,0 | 130,0 | 270,0 | 270,0 | 290,0 | 290,0 |
2.2. | Организация областных, районных фестивалей, смотров, конкурсов народного творчества (по жанрам художественного творчества) |
ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры |
750,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 |
2.3. | Организация районных, областных выставок живописи, декоративно-прикладного творчества |
ОНМЦК и ПК, музеи области, муниципальные органы культуры |
750,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 |
2.4. | Поддержка творчества самодеятельных поэтов, художников, композиторов и т.д. Издание сборников, презентации, творческие вечера, краеведческие чтения и т.д |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры, творческие союзы |
650,0 | 130,0 | 130,0 | 130,0 | 130,0 | 130,0 |
2.5. | Учреждение ежегодных стипендий творчески одаренным детям - лауреатам областных, районных смотров, конкурсов (30 стипендий по 150 руб.) |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры |
270,0 | 54,0 | 54,0 | 54,0 | 54,0 | 54,0 |
2.6. | Поддержка районных целевых программ, ориентированных на развитие творческих способностей детей |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры, творческие союзы |
2600,0 | 60,0 | 600,0 | 620,0 | 660,0 | 660,0 |
3. | Обеспечение функциональной деятельности музеев села |
|||||||
3.1. | Совершенствование форм и методов деятельности музеев по сохранению и изучению историко-культурного наследия, пропаганда его всеми доступными музейными средствами |
департамент культуры администрации области, муниципальные органы культуры, музеи области |
текущее финансиро- вание |
|||||
3.2. | Оказание научно-методической помощи музеям села по разработке и формированию комплексных программ сохранения и изучения историко-культурного наследия |
департамент культуры администрации области, музеи-заповедники |
текущее финансиро- вание |
|||||
3.3. | Оказание поддержки в вопросах комплектования музейных предметов, пополнения фондов |
департамент культуры администрации области, музеи-заповедники |
1150,0 | 230,0 | 230,0 | 230,0 | 230,0 | 230,0 |
3.4. | Организация областных семинаров, конференций, стажировок на базе музеев-заповедников Вологодской области и центральных музеев России |
департамент культуры администрации области, музеи-заповедники |
100,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
Итого: | 1432,0 | 1924,0 | 2979,0 | 3099,0 | 3109,0 | 3209,0 |
3. Материально-техническое обеспечение учреждений культуры
музыкально-художественного образования
(в тыс. рублей в ценах 2000 года)
1. | Приобретение передвижных учреждений культуры (автоклубы) |
5590,0 | 1040,0 | 1100,0 | 1150,0 | 1150,0 | 1150,0 |
2. | Приобретение оборудования для дома-музея традиционной народной культуры, централизованного фонда фольклорно-этнографических материалов и учебно-творческих мастерских- студий |
830,0 | 350,0 | 180,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
3. | Обеспечение компьютерной техникой Централизованного фонда фольклорно-этнографических материалов |
650,0 | 250,0 | 150,0 | 100,0 | 100,0 | 50,0 |
4. | Обеспечение звуко- видеозаписывающей и воспроизводящей техникой централизованного фонда фольклорно-этнографичес- ких материалов |
300,0 | 80,0 | 60,0 | 60,0 | 50,0 | 50,0 |
5. | Оснащение сельских центров традиционной народной культуры, домов ремесел компьютерной, звуко-видеозаписывающей и воспроизводящей техникой |
1654,0 | 306,2 | 353,1 | 337,3 | 341,1 | 316,3 |
6. | Техническое оснащение культурно-досуговых учреждений культуры компьютерной, звуко-видеозаписывающей и воспроизводящей техникой |
8961,0 | 1109,8 | 1871,1 | 1914,6 | 2032,6 | 2032,9 |
7. | Техническое оснащение библиотечных учреждений компьютерной, звуко-видеозаписывающей и воспроизводящей техникой |
3802,6 | 450,1 | 767,4 | 825,8 | 878,8 | 880,5 |
8. | Техническое оснащение муниципальных музеев компьютерной, звуко-видеозаписы- вающей и воспроизводящей техникой |
623,1 | 136,4 | 142,9 | 109,4 | 117,2 | 117,2 |
9. | Техническое оснащение детских музыкальных школ, школ искусств компьютерной, звуко-видеозаписывающей и воспроизводящей техникой |
898,9 | 99,9 | 201,5 | 201,5 | 208,0 | 188,0 |
10. | Обеспечение оборудованием Вологодского областного училища культуры |
900,0 | 100,0 | 400,0 | 150,0 | 150,0 | 100,0 |
11. | Обеспечение техническим оборудованием, мебелью, одеждой сцены, театральными костюмами клубных учреждений, сельских музеев |
28493,0 | 2718,0 | 6419,4 | 6440,1 | 6470,4 | 6445,1 |
12. | Обеспечение музыкальными инструментами детских музыкальных школ, школ искусств, клубных учреждений |
4217,1 | 599,4 | 1015,7 | 947,0 | 785,0 | 876,0 |
13. | Обеспечение сельских музеев системами охранно-пожарной сигнализации |
1621,3 | 1621,3 | ||||
Итого: | 58541,0 | 8861,1 | 12661,1 | 12335,7 | 12383,1 | 12306,0 |
4. Подготовка специалистов (в тыс. рублей в ценах 2000 года)
1. | Подготовка специалистов в высших учебных заведениях системы МК РФ - 1 человек в год |
35,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 |
Итого: | 35,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | |
2. | Подготовка и переподготовка через Российский университет переподготовки работников искусства, культуры, туризма по специальностям: |
||||||
2.1. | Организация культурно-досуговой деятельности - 10 человек в год |
190,0 | 38,0 | 38,0 | 38,0 | 38,0 | 38,0 |
2.2. | Экономика и менеджмент - 5 человек в год |
95,0 | 19,0 | 19,0 | 19,0 | 19,0 | 19,0 |
2.3. | Музейное дело - 2 человека в год |
38,0 | 7,6 | 7,6 | 7,6 | 7,6 | 7,6 |
2.4. | Библиотечное дело - 5 человек в год |
95,0 | 19,0 | 19,0 | 19,0 | 19,0 | 19,0 |
2.5 | Информатика - 3 человека в год |
57,0 | 11,4 | 11,4 | 11,4 | 11,4 | 11,4 |
2.6. | Педагогические работники ДМШ., ДХШ, ДШИ - 5 человек в год |
95,0 | 19,0 | 19,0 | 19,0 | 19,0 | 19,0 |
Итого: | 570,0 | 114,0 | 114,0 | 114,0 | 114,0 | 114,0 | |
3. | Повышение квалификации 1800 работников культуры через областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации в течение 5 лет, в том числе: клубные работники - 1044 человека, библиотечные работники - 432 человека, работники музеев - 72 человека, работники кино - 90 человек, экономисты, бухгалтеры - 54 человека, работники отделов культуры - 108 человек |
||||||
3.1. | Расходы на учебную деятельность (аренда помещения, аренда транспорта для выездных занятий, командировочные расходы, оплата педагогических часов с начислениями, учебные мероприятия) |
357,5 | 71,5 | 71,5 | 71,5 | 71,5 | 71,5 |
3.2. | Оплата информационно-вычислительных услуг, предоставляемых для учебных целей |
15,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
3.3. | Комплектование библиотечных фондов методической литературой, сценариями, разработками, видеотекой |
50,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
3.4. | Организация областных показательных культурно-просветительных мероприятий |
200,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
3.5. | Организация и проведение областных совещаний, консультаций, стажировок 6 раз в год |
60,0 | 12,0 | 12,0 | 12,0 | 12,0 | 12,0 |
3.6. | Приобретение учебных пособий, письменных и канцелярских принадлежностей, предметов инвентаря в год |
25,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
3.7. | Подписка и приобретение периодических изданий в год |
25,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
3.8. | Командировочные расходы методистам, преподавателям, направляемым в базовые учреждения культуры для проведения занятий |
15,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
Итого: | 647,5 | 129,5 | 129,5 | 129,5 | 129,5 | 129,5 | |
4. | Подготовка специалистов по традиционной народной культуре |
||||||
4.1. | Открытие на базе Вологодского музыкального училища фольклорного отделения |
1200,0 | 300,0 | 300,0 | 300,0 | 300,0 | |
4.2. | Переподготовка и повышение квалификации кадров работников культуры и образования, занимающихся освоением и восстановлением народных традиций. Проведение ежегодно 2-х областных и 2-х кустовых семинаров |
180,0 | 36,0 | 36,0 | 36,0 | 36,0 | 36,0 |
4.3. | Годичные стажировки специалистов на базе Вологодского музыкального училища - 1 человек в год |
30,0 | 0,0 | 0,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
4.4. | Годичные стажировки специалистов Санкт-Петербургского фольклорно-этнографического центра - 1 человек в год |
50,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
Итого: | 1460,0 | 46,0 | 346,0 | 356,0 | 356,0 | 356,0 | |
Всего: | 2712,5 | 296,5 | 596,5 | 606,5 | 606,5 | 606,5 |
5. Развитие традиционной народной культуры в сфере
"Образование" (в тыс.рублей в ценах 2000 года)
1. | Разработка программ по изучению традиционной народной культуры в сфере общего и дополнительного образования. Издание научных и учебно-методических материалов по традиционной народной культуре |
департамент образования администрации области |
40,0 | 7,0 | 7,0 | 8,0 | 8,0 | 10,0 |
2. | Проведение фольклорно-этнографических детско-юношеских экспедиций и лагерей в районах области |
департамент образования администрации области, муниципальные органы управления образованием |
280,0 | 50,0 | 50,0 | 55,0 | 60,0 | 65,0 |
3. | Организация подготовки студентов педагогических учебных заведений к работе в фольклорно-этнографических экспедициях и лагерях |
департамент образования администрации области, ВВПУ, ВГПУ |
50,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
4. | Обеспечение учреждений образования, занимающихся традиционной народной культурой, специализированной литературой, фольклорно-этнографическими материалами |
департамент образования администрации области |
30,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 7,0 | 8,0 |
5. | Поддержка детско-юношеских фольклорных коллективов |
департамент образования администрации области, муниципальные органы управления образованием |
100,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
6. | Участие детских коллективов в областных и всероссийских мероприятиях |
департамент образования администрации области, муниципальные органы управления образованием |
500,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
7. | Проведение областных выставок детско-юношеского художественного творчества |
департамент образования администрации области, учреждения образования |
400,0 | 80,0 | 80,0 | 80,0 | 80,0 | 80,0 |
Итого: | 1400,0 | 272,0 | 272,0 | 278,0 | 285,0 | 293,0 |
VII. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
сформировать и стабилизировать единое культурное пространство области, ориентированное на решение проблемы восстановления национальных традиций духовной и материальной культуры;
сохранить и восстановить разнообразные виды и формы традиционной народной культуры, определяющие самобытность культуры вологодского села;
обеспечить широкий доступ различных слоев сельского населения Вологодской области к ценностям традиционной и современной культуры, художественному образованию;
создать кадровый потенциал в сфере традиционной народной культуры;
обеспечить совершенствование системы музыкально-художественного образования сельских детей;
обеспечить совершенствование культурно-досуговой и просветительской деятельности, художественного творчества, творческих инициатив;
отработать формы, организационно-правовые и финансовые механизмы работы центров традиционной народной культуры, центров и домов ремесел, сельских учреждений культуры и музыкально-художественного образования; добиться их устойчивого функционирования;
укрепить материально-техническую базу центров традиционной народной культуры, центров и домов ремесел, сельских учреждений культуры и музыкально-художественного образования;
VIII. Финансирование Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в установленном порядке.
Объем финансирования Программы на 2001-2005 годы из областного бюджета составляет - 87193,5 тыс. рублей (приложения N 1, 2).
Объем финансирования Программы из областного бюджета в 2001 году составляет 12917,6 тыс. рублей (приложения N 1, 3).
Объемы финансирования областной целевой программы "Сохранение и восстановление традиционной народной культуры как основы развития культуры села" на 2001-2005 годы ежегодно утверждаются при принятии бюджета.
Приложение N 1
Объем финансирования мероприятий Программы на 2001 год
N п/п |
Содержание мероприятий | Стоимость мероприятий | |
на 2001-2005 гг. |
на 2001 г. | ||
1. | По департаменту культуры | ||
1.1. | Развитие традиционной народной культуры |
1022,0 | 1570,0 |
1.2. | Развитие культуры села | 14320,0 | 1924,0 |
1.3. | Материально-техническое обеспечение учреждений культуры |
58541,0 |
8855,1 |
1.4. | Подготовка кадров для учреждений культуры |
2712,5 |
296,5 |
Итого: | 85793,5 | 12645,6 | |
2. | По департаменту образования |
||
2.1. | Развитие традиционной народной культуры в сфере "Образование" |
1400,0 |
272,0 |
Итого: | 1400,0 | 272,0 | |
Всего: | 87193,5 | 12917,6 |
I. Развитие традиционной народной культуры на 2001 год
(в тыс.рублей, в ценах 2000 года)
N п/п |
Содержание мероприятий | Стоимость мероприятий |
Исполнители | |
на 2001- 2005 гг. |
2001 год | |||
1. | Грант губернатора области за лучшую программу по развитию традиционной народной культуры |
250,0 |
50,0 |
администрация Вологодской области |
2. | Договоры с научными фондами на реставрацию, обработку, тиражирование вологодских коллекций и передачу материалов в Централизованный фонд фольклорно-этнографичес- ких материалов |
750,0 |
150,0 |
ОНМЦК и ПК, музеи области, муниципальные органы культуры |
3. | Подготовка закона Вологодской области "О защите традиций народной культуры" |
текущие расходы |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК |
|
4. | Создание в Централизованном фонде фольклорно - этнографических материалов компьютерного банка данных по фольклору и этнографии Вологодской области |
150,0 |
30,0 |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК |
5. | Проведение фольклорно-этнографичес- ких экспедиций в районах области |
750,0 |
150,0 |
ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры |
6. | Проведение этнографических экспедиций для пополнения фондов музеев области |
750,0 |
150,0 |
музеи области, муниципальные органы культуры |
7. | Издание научных и учебно-методических материалов по традиционной народной культуре. Издание сборника научных материалов "Исторические корни северорусской народной традиционной культуры" |
1650,0 |
150,0 |
ОНМЦК и ПК |
8. | Обеспечение Центров традиционной народной культуры фольклорно-этнографически ми материалами |
250,0 |
50,0 |
ОНМЦК и ПК, музеи-заповедники, центры |
9. | Издание серии сборников: "Народные традиции Вологодской области" |
750,0 |
150,0 |
ОНМЦК и ПК |
10. | Создание электронного кадастра народных традиций Вологодской области |
100,0 |
20,0 |
ОНМЦК и ПК |
11. | Выпуск периодического информационно- методического издания по проблемам изучения, сохранения и восстановления народных традиций и исторического наследия |
500,0 |
100,0 |
ОНМЦК и ПК |
12. | Создание и обеспечение работы экспериментального фольклорно-этнографичес- кого коллектива |
500,0 |
100,0 |
ОНМЦК и ПК |
13. | Проведение научно-практических конференций "Народные традиции Вологодской области. Проблемы изучения и восстановления" |
100,0 |
Департаменты культуры и образования администрации области, ОНМЦК и ПК |
|
14. | Экспертиза работы по восстановлению народных традиций в учреждениях культуры и художественно-музыкально- го образования районов области |
250,0 |
50,0 |
ОНМЦК и ПК |
15. | Поддержка уникальных самодеятельных фольклорно-этнографичес- ких коллективов |
750,0 |
100,0 |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК муниципальные органы культуры |
16. | Восстановление местных праздников в районах области |
600,0 |
120,0 |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК муниципальные органы культуры |
17. | Проведение межрегионального праздника вепской культуры "Древо жизни" |
250,0 |
50,0 |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры Бабаевского и Вытегорского районов |
18. | Организация межрегиональных культурных и творческих обменов в области вепской культуры |
120,0 |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры Бабаевского и Вытегорского районов |
|
19. | Создание музея вепской традиционной культуры в с. Григорьевское |
500,0 |
150,0 |
департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры Бабаевского района |
20. | Поддержка вновь открывающихся Центров традиционной народной культуры |
1250,0 |
Департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК |
|
Итого: | 10220,0 | 1570,0 |
II. Развитие культуры села на 2001 год
(тыс.рублей в ценах 2000 года)
1. | Развитие сферы культурно-досуговой деятельности |
|||
1.1. | Организация ежегодного смотра работы сельских учреждений культуры по организации досуга населения и самобытности народного творчества |
1500,0 |
150,0 |
Департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры |
1.2. | Поддержка социально-значимых культурных инициатив в работе с ветеранами, инвалидами, многодетными семьями, детьми и подростками: |
|||
организация летних лагерей на базе учреждений культуры; |
750,0 |
150,0 |
||
Проведение областных фестивалей - 1 раз в 2 года: |
||||
клубов ветеранов; | 200,0 | |||
творчества инвалидов; | 200,0 | |||
детского, подросткового творчества; |
600,0 |
200,0 |
||
семейного творчества | 450,0 | 150,0 | ||
1.3. | Целевое финансирование лучших творческих программ и проектов, направленных на развитие культурно-досуговой деятельности на селе, основанной на традиционной народной культуре |
2500,0 |
250,0 |
Департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК |
1.4. | Организация Дней культуры районов в Вологде и Череповце |
600,0 |
100,0 |
Департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры |
2. | Поддержка художественного творчества, талантов села |
|||
2.1. | Участие лучших сельских художественных коллективов в областных, российских фестивалях, смотрах, конкурсах народного творчества |
1250,0 |
130,0 |
Департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры |
2.2. | Организация областных, районных фестивалей, смотров, конкурсов народного творчества (по жанрам художественного творчества) |
750,0 |
150,0 |
ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры |
2.3. | Организация районных, областных выставок живописи, декоративно-прикладного творчества |
750,0 |
150,0 |
ОНМЦК и ПК, музеи области, муниципальные органы культуры |
2.4. | Поддержка творчества самодеятельных поэтов, художников, композиторов и т.д. Издание сборников презентации, творческие вечера, краеведческие чтения и т.д. |
650,0 |
130,0 |
Департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры, творческие союзы |
2.5. | Учреждение ежегодных стипендий творчески одаренным детям - лауреатам областных, районных смотров, конкурсов (30 стипендий по 150 руб.) |
270,0 |
54,0 |
Департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры |
2.6. | Поддержка районных целевых программ, ориентированных на развитие творческих способностей детей |
2600,0 |
60,0 |
Департамент культуры администрации области, ОНМЦК и ПК, муниципальные органы культуры, творческие союзы |
3. | Обеспечение функциональной деятельности музеев села |
|||
3.1. | Совершенствование форм и методов деятельности музеев по сохранению и изучению историко-культурного наследия, пропаганда его всеми доступными музейными средствами |
текущее финанси рование |
Департамент культуры администрации области, муниципальные органы культуры, музеи области |
|
3.2. | Оказание научно-методической помощи музеям села по разработке и формированию комплексных программ сохранения и изучения историко-культурного наследия |
Текущее Финанси Рование |
Департамент культуры администрации области, музеи-заповедники |
|
3.3. | Оказание поддержки в вопросах комплектования музейных предметов, пополнения фондов |
1150,0 |
230,0 |
Департамент культуры администрации области, музеи-заповедники |
3.4. | Организация областных семинаров, конференций, стажировок на базе музеев-заповедников Вологодской области и центральных музеев России |
100,0 |
20,0 |
Департамент культуры администрации области, музеи-заповедники |
Итого: | 14320,0 | 1924,0 |
III. Материально-техническое обеспечение учреждений
культуры музыкально-художественного образования на 2001 год
(в тыс.рублей в ценах 2000 года)
N п/п |
Содержание мероприятий |
Стоимость мероприятий |
|
2001-2005 гг. |
2001 год | ||
1. | Приобретение передвижных учреждений культуры (автоклубы) |
5590,0 |
1040,0 |
2. | Приобретение оборудования для дома-музея традиционной народной культуры, централизованного фонда фольклорно-этнографических материалов и учебно-творческих мастерских- студий |
830,0 |
350,0 |
3. | Обеспечение компьютерной техникой Централизованного фонда фольклорно-этнографических материалов |
650,0 |
250,0 |
4. | Обеспечение звуко- видеозаписывающей и воспроизводящей техникой централизованного фонда фольклорно-этнографических материалов |
300,0 |
80,0 |
5. | Оснащение сельских центров традиционной народной культуры, домов ремесел компьютерной, звуко-видеозаписывающей и воспроизводящей техникой |
1654,0 |
306,2 |
6. | Техническое оснащение культурно-досуговых учреждений культуры компьютерной, звуко-видеозаписывающей и воспроизводящей техникой |
8961,0 |
1109,8 |
7. | Техническое оснащение библиотечных учреждений компьютерной, звуко-видеозаписывающей и воспроизводящей техникой |
3802,6 |
450,1 |
8. | Техническое оснащение муниципальных музеев компьютерной, звуко-видеозаписывающей и воспроизводящей техникой |
623,1 |
136,4 |
9. | Техническое оснащение детских музыкальных школ, школ искусств компьютерной, звуко-видеозаписывающей и воспроизводящей техникой |
898,9 |
99,9 |
10. | Обеспечение оборудованием Вологодского областного училища культуры |
900,0 |
100,0 |
11. | Обеспечение техническим оборудованием, мебелью, одеждой сцены, театральными костюмами клубных учреждений, сельских музеев |
28493,0 |
2718,0 |
12. | Обеспечение музыкальными инструментами детских музыкальных школ, школ искусств, клубных учреждений |
4217,1 |
593,4 |
13. | Обеспечение сельских музеев системами охранно-пожарной сигнализации |
1621,3 |
1621,3 |
Итого: | 58541,0 | 8855,1 |
IV. Подготовка специалистов на 2001 год
(в тыс.рублей в ценах 2000 года)
1. | Подготовка специалистов в высших учебных заведениях системы МК РФ - 1 человек в год |
35,0 |
7,0 |
Итого: | 35,0 | 7,0 | |
2. | Подготовка и переподготовка через Российский университет переподготовки работников искусства, культуры, туризма по специальностям |
||
2.1. | Организация культурно-досуговой деятельности - 10 человек в год |
190,0 |
38,0 |
2.2. | Экономика и менеджмент - 5 человек в год |
95,0 | 19,0 |
2.3. | Музейное дело - 2 человека в год | 38,0 | 7,6 |
2.4. | Библиотечное дело - 5 человек в год |
95,0 | 19,0 |
2.5. | Информатика - 3 человека в год | 57,0 | 11,4 |
2.6. | Педагогические работники ДМШ, ДХШ, ДШИ - 5 человек в год |
95,0 |
19,0 |
Итого: | 570,0 | 114,0 | |
3. | Повышение квалификации 1800 работников культуры через областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации в течение 5 лет, в том числе: клубные работники - 1044 человека, библиотечные работники - 432 человека, работники музеев - 72 человека, работники кино - 90 человек, экономисты, бухгалтеры - 54 человека, работники отделов культуры - 108 человек |
||
3.1. | Расходы на учебную деятельность (аренда помещения, аренда транспорта для выездных занятий, командировочные расходы, оплата педагогических часов с начислениями, учебные мероприятия) |
357,5 |
71,5 |
3.2. | Оплата информационно-вычислительных услуг, предоставляемых для учебных целей |
15,0 |
3,0 |
3.3. | Комплектование библиотечных фондов методической литературой, сценариями, разработками, видеотекой |
50,0 |
10,0 |
3.4. | Организация областных показательных культурно-просветительных мероприятий |
100,0 |
20,0 |
3.5. | Организация и проведение областных совещаний, консультаций, стажировок 6 раз в год |
60,0 |
12,0 |
3.6. | Приобретение учебных пособий, письменных и канцелярских принадлежностей, предметов инвентаря в год |
25,0 |
5,0 |
3.7. | Подписка и приобретение периодических изданий в год |
25,0 |
5,0 |
3.8. | Командировочные расходы методистам, преподавателям, направляемым в базовые учреждения культуры для проведения занятий |
15,0 |
3,0 |
Итого: | 647,5 | 129,5 | |
4. | Подготовка специалистов по традиционной народной культуре |
||
4.1. | Открытие на базе Вологодского музыкального училища фольклорного отделения |
1200,0 |
|
4.2. | Переподготовка и повышение квалификации кадров работников культуры и образования, занимающихся освоением и восстановлением народных традиций. Проведение ежегодно 2-х областных и 2-х кустовых семинаров |
180,0 |
36,0 |
4.3. | Годичные стажировки специалистов на базе Вологодского музыкального училища - 1 человек в год |
30,0 |
|
4.4. | Годичные стажировки специалистов Санкт-Петербургского фольклорно-этнографического центра - 1 человек в год |
50,0 |
10,0 |
Итого: | 1460,0 | 46,0 | |
Всего: | 2712,5 | 296,5 |
V. Развитие традиционной народной культуры в сфере
"Образование" на 2001 г.
(в тыс.рублей в ценах 2000 года)
N п/п |
Содержание мероприятий | Исполнители | Стоимость мероприятий |
|
2001- 2005 гг. |
2001 год |
|||
1. | Разработка программ по изучению традиционной народной культуры в сфере общего и дополнительного образования. Издание научных и учебно-методических материалов, по традиционной народной культуре |
департамент образования администрации области |
40,0 |
7,0 |
2. | Проведение фольклорно-этнографических детско-юношеских экспедиций и лагерей в районах области |
департамент образования администрации области, муниципальные органы управления образованием |
280,0 |
50,0 |
3. | Организация подготовки студентов педагогических учебных заведений к работе в фольклорно-этнографических экспедициях и лагерях |
департамент образования администрации области, ВВПУ, ВГПУ |
50,0 |
10,0 |
4. | Обеспечение учреждений образования, занимающихся традиционной народной культурой, специализированной литературой, фольклорно-этнографическими материалами |
департамент образования администрации области |
30,0 |
5,0 |
5. | Поддержка детско-юношеских фольклорных коллективов |
департамент образования администрации области, муниципальные органы управления образованием |
100,0 |
20,0 |
6. | Участие детских коллективов в областных и всероссийских мероприятиях |
департамент образования администрации области, муниципальные органы управления образованием |
500,0 |
100,0 |
7. | Проведение областных выставок детско-юношеского художественного творчества |
департамент образования администрации области, учреждения образования |
400,0 |
80,0 |
Итого: | 1400,0 | 272,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.