Постановление Главы г. Вологды
от 30 марта 1998 г. N 701
"Об утверждении программы реализации концепции реформы
жилищно-коммунального хозяйства в г. Вологде"
Постановлением Главы г. Вологды от 17 января 2006 г. N 52 настоящее Постановление признано утратившим силу
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", от 27.05.97 N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" и постановления Губернатора Вологодской области от 13.11.97 N 1111 "Об утверждении Программы реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Вологодской области" постановляю:
1. Утвердить Программу реализации концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства в г. Вологде.
2. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.
Глава города |
А.С. Якуничев |
Программа реализации концепции реформы
жилищно-коммунального хозяйства в г. Вологде
(утв. постановлением Главы г. Вологды от 30 марта 1998 г. N 701)
1. Общие положения
1.1. Состояние жилищно-коммунального хозяйства города
На конец 1997 г. жилищное хозяйство города включает в себя 5.3 млн. кв.м общей площади жилых помещений, в т. ч.:
- в муниципальной собственности находится - 2.6 млн. кв.м;
- в собственности предприятий и организаций - 0.5 млн. кв.м;
- в частной собственности граждан - 1.6 млн. кв.м.
Приватизировано всего 32401 квартир с общей площадью 1.5 млн. кв.м.
Средняя обеспеченность общей площадью составляет 17.6 кв.м на одного жителя.
Жилищно-коммунальные услуги населению предоставляются муниципальными предприятиями, которые обслуживают:
- 27 котельных;
- 180 км тепловых сетей (всего в городе 258 км);
- 495 км водопроводных сетей;
- 325 км канализационных сетей;
- 405 км газовых сетей.
Для нужд населения в 1996 г. реализовано:
- 24 млн. куб.м воды;
- 1.9 млн. Гкал тепла.
Пропущено 23 млн. куб.м сточных вод.
Утилизировано 530 тыс. куб.м твердых отходов.
Изношенность основных жилищных фондов составляет 29%. Затраты на капитальный ремонт жилищного фонда за последние 5 лет снизились в несколько десятков раз.
Доля платежей населения от затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг составляет 40%.
Более 2 тыс. семей в 1997 г. получили субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Задолженность населения по оплате жилья и коммунальных услуг от начисленных сумм составляет 28%.
1.2. Цель и задачи реформы ЖКХ
Основной предпосылкой реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) является низкий уровень обслуживания и эксплуатации жилого фонда и инженерных систем при постоянном росте затрат.
Сложившаяся организационная система не обеспечивает минимальных стандартов качества обслуживания. Дефицит, нерациональное использование средств, и отсутствие инвестиций в коммунальное хозяйство ведут к нарастанию износа основных фондов.
Создавшееся положение диктует необходимость изменения системы финансирования и внутрихозяйственных отношений в направлении увеличения в оплате услуг доли потребителя при условии роста качества услуг и снижения эксплуатационных издержек предприятиями жилищно-коммунального комплекса.
Социальная ориентация реформы заключается в обеспечении экономической эффективности обслуживающих предприятий при соблюдении прав и интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Целью реформирования ЖКХ является снижение общих затрат на жилищно-коммунальные услуги при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг при условии смягчения для населения процесса реформирования.
Достижение поставленной цели может быть обеспечено при решении следующих задач:
1. Совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в ЖКХ.
2. Изменение структуры экономических отношений между владельцем, съемщиком жилья и обслуживающими предприятиями.
3. Снижение стоимости коммунальных услуг и создание условий для их рационального потребления.
4. Совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
5. Совершенствование системы социальной защиты населения.
6. Формирование условий для паритетного развития различных форм собственности в жилищной сфере.
7. Формирование условий для привлечения инвестиций в ЖКХ.
2. Основные пути реформирования ЖКХ
Реализацию поставленных цели и задач необходимо решать в следующих основных направлениях.
2.1. Демонополизация и развитие конкурентной среды
Важнейшим элементом реформы ЖКХ должно стать создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам, для чего необходимо:
- привлечение на равноправной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг;
- организация системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров;
- формирование муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения;
- демонополизировать ЖКХ;
- привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и другие).
2.2. Организация ресурсосбережения в ЖКХ
- Для рационального потребления воды, тепла, газа необходима разработка технических и организационных мер, а также создание других условий для внедрения и установки приборов индивидуального учета и регулирования.
- Формирование внебюджетных источников кредитного финансирования работ по ресурсосбережению.
2.3. Регулирование деятельности естественных локальных монополий по поставке коммунальных услуг
Используя полномочия городского самоуправления во взаимодействии с региональными властями выработать механизм регулирования цен на поставку услуг естественных монополистов путем:
- контроля затрат и рентабельности;
- совершенствования взаимоотношений между органами власти и организациями монополистов;
- оказание содействия организациям-монополистам в совершенствовании их производства;
- выделение работ, которые могут проводится на конкурсных началах.
2.4. Совершенствование системы управления ЖКХ
Появление новых видов собственников, хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм обуславливают необходимость совершенствования системы управления ЖКХ, в которой повышается организующая роль органов городского самоуправления.
Участниками системы управления и сложных многосторонних взаимоотношений являются:
- инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации различных форм собственности;
- собственники жилого фонда и объектов коммунального хозяйства, представляющие их органы и управляющие компании;
- потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников жилья, другие организации.
Основные принципы совершенствования системы управления ЖКХ включают в себя:
- четкое разделение функций заказчиков и подрядчиков;
- договорные основы взаимоотношений, в т. ч. на конкурсной основе;
- нормативное обеспечение взаимоотношений всех субъектов системы ЖКХ.
2.5. Содействие и стимулирование образования кондоминиумов и товариществ собственников жилья
Объединение домовладельцев (собственников помещений в комплексе недвижимого имущества-кондоминиума) и определение ими формы управления кондоминиумом, в т. ч. в форме товарищества собственников жилья (ТСЖ) является важной составной частью реформы ЖКХ, которая будет способствовать более эффективной защите прав собственников жилья, влиянию на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволит привлечь дополнительные источники финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
Для регулирования процесса образования кондоминиумов и их управления предусматриваются следующие меры по содействию и стимулированию их образования:
- упрощение и удешевление процедуры образования и регистрации кондоминиумов и ТСЖ;
- передача ТСЖ домовладельцам (управляющим кондоминиумом самостоятельно) установленных муниципальных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, отдельным категориям граждан, а также иных дотаций и компенсаций;
- предоставление налоговых льгот в пределах компетенции Совета самоуправления.
2.6. Тарифная политика по жилищно-коммунальным услугам на период реформы
Поставленная цель реформы ЖКХ в наиболее полном виде может быть достигнута при условии, если владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений будут оплачивать все жилищно-коммунальные расходы по их себестоимости.
Подойти к такому положению необходимо путем постепенного повышения уровня платежей (доли платежей) в % от затрат на жилищно-коммунальные услуги. (При этом речь не идет о прямом, абсолютном росте этих оплат).
Темпы повышения уровня платежей на оплату жилья и коммунальных услуг в сторону приближения их к себестоимости должны идти параллельно с реализацией мер по снижению стоимости этих услуг с учетом повышения реальной заработной платы населения и социальных групп населения по уровням доходов, а также при условии сохранения норм предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным семьям.
Предлагаемый программой темп изменения уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением по годам (таблица - 1) должен ежегодно корректироваться.
Таблица 1
Годы | Уровень платежей населения в % от затрат на жилищно-коммунальные услуги |
1998 (II-й квартал) 1999 2000 2001 2002 2003 |
50 60 70 80 90 100 |
Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг также должна повышаться, но с меньшим темпом (таблица 2).
Таблица 2
Годы | Доля в % собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг |
1998 1999 2000 2001 2002 2003 |
16 17 19 21 23 25 |
3. Этапы реализации Программы
1 этап 1998-1999 годы.
- Создание нормативной и организационной базы для реализации Программы.
- Введение в практику конкурсную основу для отбора подрядчиков для текущего обслуживания и проведения капитального ремонта муниципального жилья, а также закупки материалов на бюджетные средства.
- Разработка программ энергосбережения и ресурсосбережения.
- Содействие образованию кондоминиумов и ТСЖ.
- Совершенствование управления системой ЖКХ.
- Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги для естественных монополистов.
- Поэтапное введение в практику обязательного страхования жилья.
- Создание условий для массовой установки индивидуальных водяных счетчиков.
2 этап 2000-2001 годы.
- Массовое образование ТСЖ и создание условий для массовой установки приборов учета и регуляторов потребления коммунальных услуг.
- Реализация программы энергосбережения.
- Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги для естественных монополистов.
- Поэтапное введение в практику обязательного страхования жилья.
- Создание условий для массовой установки индивидуальных водяных счетчиков.
- Массовое образование ТСЖ и создание условий для массовой установки приборов учета и регуляторов потребления коммунальных услуг.
- Реализация программы энергосбережения.
- Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги для естественных монополистов.
- Завершение внедрения механизма обязательного страхования жилья.
- Переход на полную оплату населением затрат на содержание жилья.
3 этап 2002-2003 годы.
- Завершение перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт (включая капитальный ремонт) жилья и коммунальных услуг.
- Переход на обязательную установку в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов.
- Создание условий для широкого внедрения механизма привлечения кредитных средств для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования.
4. План мероприятий по реализации Программы на 1998 г.
N | Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. |
Разработка и утверждение плана проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания и проведения капитального ремонта муниципального жилья. Производить закупку строительных материалов для выполнения работ по содержанию жилья на конкурсной основе. Изучение технических вопросов, связанных с установкой и эксплуатацией индивидуальных счетчиков воды. Подготовка предложений по условиям, стимулирующим установку счетчиков. Провести расчеты и разработать проект по переводу на самоокупаемость для населения потребления питьевой воды, услуги по вывозу бытового мусора, а также повышения платы за наем жилого помещения и внести соответствующие изменения в постановление Главы города. Разработать меры по снижению задолженности населением по оплате жилья и коммунальных услуг и утвердить постановлением Главы города. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации управления жилищно-коммунальным комплексом и типовых договоров с получателями жилищно-коммунальных услуг применительно к г. Вологде. Разработать Положение о плате за "второе жилье", сверхнормативной площади жилья и потребления коммунальных услуг и подготовить соответствующие проекты постановления Главы города и решения Совета самоуправления. Разработать Положение об образовании кондоминиумов и товариществ собственников жилья на территории города Вологды и подготовить соответствующий проект решения Совета самоуправления. Разработка проектов постановления Главы города и решения Совета самоуправления по страхованию жилого и нежилого фондов. Разработать Программу энерго- и ресурсосбережения в ЖКХ Разработать концепцию тарифной политики на тепловую энергию на 1999 г. Организация информационного обеспечения реализации Программы для населения города. |
Март - апрель в течение года I квартал I квартал I квартал в течение года II квартал II квартал II квартал II квартал IV квартал в течение года |
Комитет ЖКХ, Конкурсная комиссия Комитет ЖКХ, конкурсная комиссия Комитет ЖКХ, Отдел цен Комитет ЖКХ, Отдел цен Комитет ЖКХ Комитет ЖКХ Комитет ЖКХ Комитет ЖКХ Совет страховщиков при Главе города Комитет ЖКХ, Энергетическая комиссия Энергетическая комиссия Рыбников В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы г. Вологды от 30 марта 1998 г. N 701 "Об утверждении программы реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Вологде"
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Главы г. Вологды от 17 января 2006 г. N 52 настоящее Постановление признано утратившим силу