Постановление Губернатора Вологодской области
от 13 ноября 1997 г. N 1111
"Об утверждении программы реализации концепции реформы
жилищно-коммунального хозяйства в Вологодской области"
Постановлением Правительства Вологодской области от 10 января 2006 г. N 2 настоящее Постановление признано утратившим силу
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", от 27 мая 1997 года N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", в целях реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на территории области постановляю:
1. Утвердить Программу реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Вологодской области (прилагается).
2. Рекомендовать органам муниципальных образований разработать до 1 января 1998 года местные программы реформы жилищно-коммунального хозяйства. При их разработке руководствоваться настоящей Программой.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области А.Н. Плеханова.
Губернатор области |
В.Е. Позгалев |
Программа реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства
в Вологодской области
(утв. постановлением Губернатора Вологодской области
от 13 ноября 1997 г. N 1111)
Паспорт Программы реализации концепции реформы
жилищно-коммунального хозяйства в Вологодской области
1. Наименование Реализация концепции реформы жилищно-
Программы коммунального хозяйства в Вологодской
области
2. Основание для Указ Президента Российской Федерации
разработки "О реформе жилищно-коммунального хозяйства
Программы в Российской Федерации" от 28.04.97 N 425
Указ Президента Российской Федерации
"О дополнительных мерах по реформированию
жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации" от 27.05.97 N 528
3. Исполнители Администрация Вологодской области, органы
Программы местного самоуправления
4. Разработчики Комиссия при департаменте строительства,
Программы архитектуры, энергетики, топлива и ЖКХ
5. Цель Программы Перевод жилищно-коммунального хозяйства
на рыночные, социально-ориентированные
принципы функционирования для обеспечения
населения необходимым качеством и
количеством жилищно-коммунальных услуг
6. Задачи Снижение стоимости и повышение качества
Программы услуг.
Совершенствование механизмов
финансирования отрасли.
Усиление социальной политики в сфере ЖКХ.
Обеспечение государственного контроля
за соблюдением жилищного фонда.
7. Основные Разработка нормативно-законодательных
мероприятия актов и методических материалов.
Программы Предложения по организации действий
Администрации области и органов местного
самоуправления по реформированию
жилищно-коммунального хозяйства
8. Сроки 1997-2003 годы с переходом на
реализации последующий период
Программы
9. Ожидаемые Переход от бюджетного дотирования к оплате
конечные в полном объеме жилищно-коммунальных услуг
результаты потребителями при условии обеспечения
реализации социальной защиты малообеспеченных семей и
Программы экономического стимулирования улучшения
качества обслуживания
10. План основных Изложены основные мероприятия по
мероприятий реализации Программы с указанием сроков
по реализации исполнения и исполнителей
Программы
I. Общие положения
1.1. Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства области разработана на основе Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации".
1.2. Основной целью выполнения Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства является перевод жилищно-коммунального хозяйства области на рыночные, социально ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг.
1.3. Программа носит долговременный характер и устанавливает основные направления реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве на 1997-2003 годы.
1.4. Программа наряду с другими нормативно-правовыми документами служит основой для подготовки местных программ реформирования ЖКХ, поскольку в соответствии с действующим законодательством большинство вопросов управления ЖКХ находится в компетенции органов местного самоуправления.
1.5. Процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства предусматривает учет следующих основных требований:
комплексный подход к вопросам реформирования;
дифференцированный подход к осуществлению мероприятий по реформированию, исходя из того, что жилищно-коммунальное хозяйство является сложным народнохозяйственным комплексом, включающим в себя ряд подотраслей, существенно отличающихся как по технологии производственных процессов, так и по процедуре предоставления услуг;
ориентация на защиту прав и интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг;
постоянный контроль за качеством, надежностью и экологической безопасностью услуг жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.
1.6. Для реализации поставленных задач Программой предусматривается:
демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг;
регулирование деятельности естественных локальных монополий по поставке коммунальных услуг;
организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве;
формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ собственников жилья;
переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг;
реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ;
создание механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в ЖКХ;
обеспечение адресной социальной защиты в виде жилищных субсидий для семей с низкими доходами;
предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг ЖКХ;
организация государственной жилищной инспекции.
1.7. При разработке Программы особое внимание уделено деятельности отраслей жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающих условия проживания граждан в доме (квартире).
II. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства области
Жилищное хозяйство области включает в себя 28.3 млн. кв. м общей площади жилых помещений, в т. ч. в муниципальной собственности находится 14.7 млн. кв. м, в собственности предприятий и организаций - 6.2 млн. кв. м.
Жилищно-коммунальные услуги населению предоставляются муниципальными предприятиями, которые обслуживают 908 котельных, 1.6 тыс. км тепловых сетей, 8 тыс. км электрических сетей, 1.97 тыс. км водопроводных, 1.2 тыс. км канализационных сетей. Для нужд населения в 1996 году выработано 4.1 млн. Гкал тепловой энергии, подано 118 млн. куб. м воды, реализовано 605.9 млн. квт/ч электроэнергии, 14.7 тыс. тонн сжиженного газа, 125 млн. куб. м природного газа, принято 90 млн. куб. м стоков, утилизировано 1.5. млн. куб. м отходов.
С началом реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве доля муниципального жилищного фонда с 1992 года по 1997 год возросла с 5.6 млн. кв. м в 1992 году до 14.7 млн. кв. м, количество муниципальных предприятий за этот же период возросло с 34 до 120. Путем приватизации муниципального и государственного жилищного фонда в собственность граждан передан 31% жилого фонда или 114 тыс. квартир или 4.4 млн. кв. метров.
Средняя обеспеченность общей площадью составляет 20.3 кв. м на одного жителя области.
На учете нуждающихся в улучшении жилищный условий состоит более 94 тыс. семей.
Изношенность основных фондов отрасли составляет:
жилищный фонд - 25%;
системы водоснабжения и водоотведения - 41%;
котельные и тепловые сети - 52%;
спецавтохозяйство - 50%.
Затраты на капитальный ремонт в 1992 году составили 11% балансовой стоимость жилищного фонда, в 1996 году соответственно 0.2%.
Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг позволил увеличить возмещение издержек по предоставлению услуг с 3.8% до 34%, стоимость услуг возросла в 7 тысяч раз.
Дотации предприятиям ЖКХ из бюджета в 1996 год составили 62.2% от затрат. Максимально допустимая доля расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг в области составляет 15% совокупного дохода, фактически население на оплату жилья и коммунальных услуг тратит 6.9% от среднего дохода на душу населения (данные сентября т.г.). На территории области введена система предоставления малообеспеченным слоям населения субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; по состоянию на 1 октября текущего года их получает 2.5% населения или более 11 тыс. семей.
Все граждане, имеющие право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с существующим законодательством, получают эти льготы. Расходы по предоставлению льгот составляют 12% суммы, начисленной населению Возмещение данных затрат практически не производится и является выпадающими доходами предприятий.
Задолженность населения по оплате жилья и коммунальных услуг от начисленных сумм составляет 28%.
Несовершенство системы бюджетного финансирования отрасли ставит предприятия в еще более трудное положение.
Отсутствует контроль за целевым расходованием средств.
Такое состояние отрасли требует незамедлительного принятия мер, что и предусмотрено данной Программой.
III. Направления реализации основных задач реформирования ЖКХ
Для реализации поставленной цели следует решить четыре группы задач:
3.1. Снижение стоимости и повышение качества услуг ЖКХ.
3.1.1. Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирования рынка услуг.
Разделение функций заказчика услуг ЖКХ и подрядчиков по их предоставлению.
Создание эффективных механизмов управления муниципальным жилым фондом и его инфраструктурным обеспечением достигается путем четкого выделения функций собственника жилищного фонда (муниципалитета) и делегирование им на конкурсной основе функций управления и обслуживания муниципальной недвижимости специализированным организациям.
При таком подходе система управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством города рассматривается как трехуровневая система:
собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
заказчики жилищно-коммунальных услуг;
подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Формирование службы заказчика.
При формировании или выборе службы заказчика (управляющей компании) собственник (муниципалитет) должен руководствоваться двумя соображениями:
- служба заказчика должна быть в максимальной степени ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг;
- такая ориентация может быть достигнута выбором соответствующих организационных и финансовых механизмов.
Основными задачами службы заказчика являются:
выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;
заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного количества, качества и стоимости;
обеспечение контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления.
Сегодня при формировании экономических взаимоотношений в сфере обслуживания жилья лучшими организационными формами службы заказчика является муниципальное унитарное предприятие или учреждение. Для обеспечения эффективности своей деятельности оно должно быть заинтересовано:
- в расширении объема обслуживания муниципального жилого фонда;
- в получении заказов на обслуживание других объектов муниципальной недвижимости (школ, детских садов);
- в заключении договоров на обслуживание кондоминиумов с товариществами собственников жилья;
- в минимализации задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- в выборе, где это возможно, на конкурсной основе самого эффективного подрядчика для предоставления услуг;
- в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций.
Деятельность службы заказчика может финансироваться или из бюджета или затраты на ее содержание включаются в стоимость услуг. Выбор зависит от финансового состояния, структуры муниципалитета, функций службы заказчика.
Эффективная работа службы заказчика возможна только в случае четкого определения правил игры. В первую очередь это договор с муниципалитетом на управление жилищным фондом, в котором определен объем жилищного фонда, передаваемый в хозяйственное ведение предприятию, размеры и источники финансовых средств на его обслуживание.
В условиях нестабильного финансирования можно предусмотреть такую систему заключения договоров на выполнение подрядных работ, когда объем и перечень работ будут изменяться в зависимости от уровня финансирования по заданию заказчика.
Для стабилизации взаимоотношений службы заказчика с теплоснабжающими организациями целесообразно заключать трехсторонний договор, где заказчик гарантирует оплату услуг теплоснабжающей организации в пределах тарифа для населения, а покрытие разницы между ценой услуги и тарифом для населения за счет бюджетных или других источников находится в компетенции местных органов власти.
Реализация таких мер может дать существенный толчок по развитию реальных рыночных механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышению качества и снижению стоимости услуг.
Проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья и проведения капитальных ремонтов.
Главные вопросы успешного проведения конкурсов:
- грамотно подобранные группы домов, выставляемые на конкурс;
- активная информационная компания;
- полностью формализованная процедура подведения итогов, строгие и четкие критерии отбора.
Формирование системы эффективных договорных отношений на поставку жилищно-коммунальных услуг - достаточно длительный и непростой процесс, связанный с окончательным переходом от административных рычагов управления к рыночным.
Разработка и широкое внедрение формализованных процедур контроля за деятельностью подрядных организаций.
3.1.2. Регулирование деятельности естественных локальных монополий по поставке коммунальных услуг.
Регулирование цен на поставку услуг естественных монополистов путем контроля затрат и рентабельности.
Выделение работ, которые могут проводится на конкурсных началах.
Содействие внедрению альтернативных технологий с целью демонополизации предоставленных услуг.
3.1.3. Организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Для организации ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве программа должна предусматривать:
разработку технических и организационных мер по установке приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг;
необходимые организационные меры включают обеспечение обслуживание, метрической проверки, порядка съема и обработки результатов измерений, и в конечном счете, обеспечение оплаты услуг по факту показаний счетчика;
формирование внебюджетных источников кредитного финансирования работ по ресурсосбережению;
разработка рекомендаций по выбору технологий для ресурсосбережения в жилищном фонде;
методическое обеспечение тарифной политики ресурсоснабжающих организаций в связи с проведением мероприятий по ресурсосбережению.
3.1.4. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ).
Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья (ТСЖ) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создавать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
Содействие на местном уровне становлению ТСЖ в существующем жилищном фонде:
- упрощение и удешевление процедуры регистрации товарищества;
- возможность получения товариществами установленных дотаций из местных бюджетов на текущее содержание кондоминиума и капитальный ремонт в пределах дотирования муниципального жилищного фонда с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда;
- предоставление налоговых льгот в пределах компетенции представительных органов региональной и местной власти.
Организация ТСЖ в процессе строительства должна стать постоянной практикой работы органов местного самоуправления и застройщиков, если возводимое жилье предполагается продавать разным собственникам.
Выделение земельных участков в общую долевую собственность членов товарищества.
Урегулирование вопросов бухгалтерской отчетности и налогообложения ТСЖ.
3.2. Изменение механизмов финансирования отрасли.
3.2.1. Переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг:
- определение темпов повышения уровня оплаты услуг ЖКХ населением в соответствии с рекомендациями Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации по годам:
1998 1999 2000 2001 2002 2003
Уровень платежей населения
в % от затрат на
предоставление жилищно-
коммунальных услуг 50 60 70 80 90 100
Доля собственных расходов
граждан на оплату жилищно-
коммунальных услуг с
учетом роста доходов
населения 18 19 20 22 23 25
- определение социальных стандартов услуг ЖКХ и источников бюджетной поддержки отрасли;
- введение полной оплаты не первого жилья и жилья, превышающего социальные нормативы;
- ускоренные темпы роста оплаты населением тех услуг, в предоставлении которых возможно развитие конкуренции или создание эффективной системы антимонопольного регулирования;
- разработка подходов по повышению ответственности жителей за оплату услуг ЖКХ.
3.2.2. Реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ:
- введение в структуру оплаты жилищных услуг населением накоплений на капитальный ремонт;
- введение платы за найм муниципального жилья;
- включение затрат по страхованию жилья в оплату жилищных услуг;
- ликвидация перекрестного субсидирования коммунальных услуг.
3.2.3. Создание механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в ЖКХ:
- разработка методологии привлечения заемных или кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры коммунального хозяйства;
- приведение бухгалтерской отчетности жилищно-коммунальных предприятий к международным стандартам.
3.3. Реформирование социальной политики в сфере ЖКХ:
3.3.1. Обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами в виде жилищных субсидий:
- создание служб жилищных субсидий во всех муниципальных образованиях;
- совершенствование и упрощение методики предоставления субсидий;
- бюджетное обеспечение предоставления субсидий вне зависимости от формы собственности жилищного фонда.
Программа жилищных субсидий должна охватывать не более 30% населения.
3.3.2. Предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг ЖКХ:
- упорядочить льготные категории граждан и размер предоставляемых льгот;
- обеспечить финансовое возмещение предоставления льгот различным категориям граждан из бюджетных источников.
3.3.3. Введение обязательного страхования жилья.
3.3.4. Защита прав потребителей услуг:
- регулирование отношений между потребителями и исполнителями услуг;
- определение параметров качества предоставляемых услуг.
3.4. Обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда:
- организация государственной жилищной инспекции Вологодской области;
- обеспечение контроля за соблюдением параметров качества содержания жилищного фонда вне зависимости от его формы собственности.
IV. Управление реализацией Программы
Важнейшей функцией управления и контроля является регулирование хода реформы ЖКХ:
4.1. Функции управления на областном уровне.
Важнейшей функцией областных органов управления и контроля является регулирование хода реформы ЖКХ на территории области.
Постоянно в сфере внимания областной администрации должны находиться вопросы:
- своевременного принятия нормативно-правовых актов по вопросам, относящимся к ведению субъекта Российской Федерации, по всем направлениям преобразований;
- организации взаимоотношений с муниципальными (районными бюджетами), которые стимулируют ход реформы на местах;
- организации информационного обеспечения и мониторинга хода реформы на территории области;
- контроля и регулирования деятельности естественных и локальных монополий через региональную энергетическую комиссию и территориальное управления ГАК РФ.
Непосредственный контроль за реализацией единой технической политики, соблюдением нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и за качеством и надежностью обслуживания потребителей на территории области должна осуществлять жилищная инспекция. Так же функциональной обязанностью жилищной инспекции должен быть контроль за фактом заключения договоров, наличия в них реальных и контролируемых требований по качеству обслуживания.
4.2. Функции управления реализацией программы на уровне органов местного самоуправления.
На муниципальном уровне осуществляется непосредственное управление жилищным фондом, принимаются конкретные решения по тем или иным направлениями преобразований в жилищно-коммунальной сфере в рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления.
V. Нормативно-правовое обеспечение программы
Проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно осуществляться в соответствии с нормативными актами по следующим направлениям:
5.1. Отношения собственности:
Изменение структуры собственности в жилищном фонде - Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-1, с последующими изменениями и дополнениями.
Создание товариществ собственников жилья - Федеральный закон "О товариществах собственников жилья" от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ.
Преобразования предприятий ЖКХ - Гражданский кодекс РФ; Положение о порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве, утверждено решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству 18 мая 1993 г. N 1-1; Примерное положение о службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам, утверждено Комитетом РФ по муниципальному хозяйству 24 августа 1993 года.
5.2. Развитие договорных отношений:
Заключение договоров, обеспечивающих сочетание прав, обязанностей и ответственности участников договорных отношений - Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Положение о порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве, утверждено решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству 18 мая 1993 г. N 1-1; Методические рекомендации по формированию цен на жилищно-коммунальные услуги в службе заказчика, утверждены приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 7 октября 1994 г. N 7; Методические рекомендации по бухгалтерскому учету в условиях создания служб заказчика, приказ Минстроя РФ от 15 июня 1996 г. N 17-94; постановление Губернатора Вологодской области от 23 апреля 1996 г. N 305 "О договорах пользования жилыми помещениями".
5.3. Управление и государственное регулирование ЖКХ.
Организация управления ЖКХ основана на разграничении прав и ответственности уровней и субъектов управления:
распоряжение Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-РП "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г. N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг";
Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 года с последующими изменениями и дополнениями;
Указ Президента Российской Федерации "О новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище" от 29 марта 1996 г. N 431;
Указ Президента Российской Федерации "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов" от 29 марта 1996 г. N 432;
Положение о государственной жилищной инспекции Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1086 (с последующими изменениями);
Примерное положение о службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам, утверждено Комитетом РФ по муниципальному хозяйству 24 августа 1993 года;
Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1073.
5.4. Защита прав потребителя:
Разработка методов и форм защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг:
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ;
Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1099 с последующими изменениями и дополнениями;
Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155;
Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 707;
Методика исчисления среднего совокупного дохода семьи, постановление Министерства труда Российской Федерации от 28 января 1994 г. N 11.
5.5. Совершенствование финансирования и ценообразования:
поэтапный переход к безубыточной работе отрасли:
Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 с последующими изменениями и дополнениями;
постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг";
постановление Губернатора Вологодской области от 17 июля 1997 г. N 765 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг";
Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, утверждена приказом Комитетом РФ по муниципальному хозяйству от 22 ноября 1993 г. N 60;
Методика расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги ЖКХ, утверждена приказом Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 9 ноября 1993 г. N 56;
Методические указания по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержания и ремонт жилья (техническое обслуживание) государственного и муниципального жилищного фонда, приказ Минстроя РФ от 2 декабря 1996 г. N 17-152.
VI. Финансовое обеспечение реализации Программы
Для формирования механизма межбюджетных взаимодействий, направленного на стимулирование проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства Администрации области определяет областные стандарты:
- областной стандарт социальной нормы площади жилья;
- областной стандарт уровня платежей граждан;
- областной стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг;
- областной стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Размер дотации из областной бюджета будет определяться, исходя их областных стандартов.
Органы местного самоуправления в местных бюджетах предусматривают дотации жилищно-коммунальному хозяйству с выделением отдельной строкой финансирования субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным гражданам.
Проведение анализа тарифов на жилищно-коммунальные услуги с целью их понижения за счет исключения необоснованных затрат, что позволит увеличить уровень платежей граждан за услуги ЖКХ в процентах от затрат без изменения стоимости этих услуг.
Способствование вовлечению внебюджетных средств для финансирования инвестиций в жилищно-коммунальную инфраструктуру, главным образом в тепло- и энергосберегающие проекты.
VII. Организационное обеспечение реализации Программы
Для реализации Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства необходимо, чтобы на каждом уровне ответственности были созданы соответствующие структуры. На уровне области это управление по энергетике, топливу и ЖКХ департамента строительства, архитектуры, энергетики, топлива и ЖКХ и выполняющее часть государственных функций на договорной основе Головное государственное предприятие "Вологдаоблжилкомхоз".
Соответствующие структуры на местном уровне должны выполнять следующие задачи:
- определение тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
- определение ставок оплаты услуг ЖКХ населением;
- формирование политики реконструкции и модернизации жилищного фонда;
- распоряжение и контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, направленных в ЖКХ;
- формирование договорных отношений;
- формирование конкурсной среды в сфере обслуживания жилья;
- контроль за деятельностью предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;
- формирование политики ресурсосбережения;
- формирование нормативной базы и административная поддержка в создании товариществ собственников жилья;
- учет и контроль недвижимости в жилищной сфере.
VIII. Информационное обеспечение реализации Программы
Для отслеживания хода реформ необходима разработка единой системы отчетности с отражением следующих показателей:
- стоимость жилищно-коммунальных услуг;
- тарифы на жилищно-коммунальные услуги;
- ставки оплаты населения;
- задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг населением;
- субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг;
- бюджетные дотации;
- доля жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе;
- товарищества собственников жилья;
- договорные отношения.
Отчетность должна быть обязательной для выполнения.
Важной частью проведения реформы является информирование населения, формирование у него понимания необходимости преобразований в жилищно-коммунальной сфере.
IX. Этапы реализации Программы
1. 1997-1998 годы
Разработка нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации.
Разграничение функций собственника, управляющей организации и обслуживающей организации. Проведение необходимых структурных преобразований.
Организация обучения кадров.
Переход к заключению договоров.
Упорядочение системы льгот отдельным категориям граждан и определение источника их финансирования.
Включение в оплату жилищных услуг платы за найм и затрат на капитальный ремонт.
Демонополизация определенных видов коммунальных услуг, а также отдельных технологических стадий.
Контроль за установлением тарифов на коммунальные услуги.
Установка приборов учета, создание государственной жилищной инспекции.
2. 1998-2000 годы
Переход на обслуживание государственного и муниципального фонда на конкурсной основе.
Массовое создание товариществ собственников жилья.
Усиление дифференциации ставок оплаты в зависимости от качества услуг.
Установка приборов учета и регуляторов потребления коммунальных услуг (100% во вновь построенном жилье).
3. 2000-2003 годы
Завершение перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Повсеместная установка приборов учета и регуляторов потребления коммунальных услуг в жилищном фонде. Внедрение поквартирных приборов.
4. После 2003 года
Увеличение размера инвестиционной составляющей в ставках оплаты населением и в тарифах на жилищно-коммунальные услуги с учетом роста реальных доходов населения.
Переход к финансированию сооружений объектов коммунальной инфраструктуры при помощи долгосрочных кредитов или выпуска муниципальных займов.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить как решение общегосударственных задач, так и учет экономических, социальных, климатических особенностей области.
X. План основных мероприятий по реализации Программы
N п/п |
Наименование мероприятия | Срок выполнения |
Ответственные | Примечание |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. |
Приемка в муниципальную собственность жилищного фонда и объектов коммунального назначения Приватизация жилищного фонда Совершенствование системы предоставления жилых помещений Реорганизация управления по энергетике, топливу и ЖКХ в соответствии с требованиями Программы Создание государственной жилищной инспекции Переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства: - с нанимателями жилых помещений; - с субъектами хозяйствования жилищными ремонтно- эксплуатационными и коммунальными организациями Совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг а) определение размера оплаты жилищно- коммунальных услуг населением б) определение предельно допустимой доли затрат на оплату ЖК услуг в совокупном доходе семьи в) упорядочение порядка предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг Разработка методики оплаты сверхнормативной площади жилья и потребления коммунальных услуг Совершенствование порядка предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг Разработка программы энергосбережения Определение социальных стандартов в жилищной сфере Разработка единой системы отчетности о ходе выполнения реформы Упорядочение системы налогообложения жилищно-коммунального хозяйства (местные, областные) Разработка методики ценообразования на жилищно-коммунальные услуги Методическое обеспечение организации конкурсного отбора подрядчиков по жилищно-коммунальным услугам Методическое обеспечение организации и деятельности товариществ собственников жилья Создание базы данных по жилищному фонду и объектам ЖКХ Для изучения и анализа нормативов потребления коммунальных услуг провести эксперимент по оборудованию 2-х домов приборами учета (газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение) Изучение, обобщение и внедрение опыта других регионов по проведению реформы ЖКХ Обеспечение информированности населения Подготовка и переподготовка кадров ЖКХ Создание областной комиссии по реформированию жилищно- коммунального хозяйства Проведение совещаний и семинаров по ходу реализации реформы ЖКХ |
Согласно графику Постоянно Постоянно III кв. 1997 г. III кв. 1997 г. 1997- 1998 г.г. Постоянно IV кв. 1997 г. Постоянно 1998 г. IV кв. 1997 г. до 01.01.98 1 полуго- дие 1998 г. 1 кв. 1998 г. Постоянно Постоянно 1999 г. 1998 г. Постоянно Постоянно Постоянно III кв. 1997 г. Ежеквар- тально |
Органы местного самоуправле- ния Органы местного самоуправле- ния Департамент строительства архитектуры, энергетики, топлива и ЖКХ Департамент строительства архитектуры, энергетики, топлива и ЖКХ Департамент строительства архитектуры, энергетики, топлива и ЖКХ Органы местного самоуправле- ния Управление по ЭТ и ЖКХ Управление по ЭТ и ЖКХ Управление по ЭТ и ЖКХ Региональная энергетичес- кая комиссия Управление по ЭТ и ЖКХ, департамент финансов Управление по ЭТ и ЖКХ, комитет статистики, ГГП "ВОЖКХ" Департамент финансов Управление по ЭТ и ЖКХ, ГГП "ВОЖКХ" Управление по ЭТ и ЖКХ Управление по ЭТ и ЖКХ Управление по ЭТ и ЖКХ, комитет по управлению имуществом Администра- ция г. Вологды, мэрия г. Череповца Управление по ЭТ и ЖКХ Управление по ЭТ и ЖКХ, средства массовой информации Управление по ЭТ и ЖКХ, Вологодский политехниче- ский институт Департамент строительства архитектуры, энергетики, топлива и ЖК Управление по ЭТ и ЖКХ |
(В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования современных систем жизнеобеспечения территорий большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в первую очередь - связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями). При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами городов и районов (исключения в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, сети водопроводов и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение).
не первое жилье - имеются в виду жилые помещения, принадлежащие гражданам на правах собственности, в которых собственники не проживают.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Вологодской области от 13 ноября 1997 г. N 1111 "Об утверждении программы реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Вологодской области"
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Вологодской области от 10 января 2006 г. N 2 настоящее Постановление признано утратившим силу