Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение о Вологодской областной подсистеме единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением Губернатора Вологодской области
от 14 октября 1997 г. N 1007)
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования Вологодской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОПЧС) в условиях повседневной деятельности и при введении режимов функционирования мирного времени.
2. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" основными задачами ОПЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - организации), а также подведомственных им объектов производственного и специального назначения (далее именуются - объекты) в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления всех уровней, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - силы и средства);
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения области к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание областных и местных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - резервы финансовых и материальных ресурсов);
- осуществление экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. ОПЧС объединяет органы управления области всех уровней, силы и средства органов исполнительной власти Вологодской области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций.
4. ОПЧС состоит из территориальных и функциональных звеньев и имеет три уровня: областной, местный и объектовый.
5. Территориальные звенья ОПЧС создаются в городах и районах области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий в соответствии с принятым административно-территориальным делением.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных звеньев ОПЧС определяются положениями об этих звеньях, утверждаемыми соответствующими органами местного самоуправления после согласования с главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
6. Функциональные звенья ОПЧС создаются областными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций в сфере их основной деятельности и порученных им отраслях экономики.
Для обеспечения действий сил и средств ОПЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются службы областной подсистемы чрезвычайных ситуаций (приложение 2).
Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных звеньев и служб ОПЧС определяется положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих областных органов исполнительной власти после согласования с главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области. При этом в состав отдельных функциональных звеньев и служб могут входить учреждения и организации, решающие аналогичные задачи.
К функциональным звеньям ОПЧС относятся:
- информационно-управляющее (КЧС Администрации области, эвакуационная комиссия области, АО "Электросвязь", государственная телерадиокомпания, областной информационно-управляющий центр);
- защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях (КЧС Администрации области);
- защиты городов и населенных пунктов от катастроф, аварий и стихийных бедствий (управление строительства, стройиндустрии и стройматериалов департамента строительства, архитектуры, энергетики, топлива и жилищно-коммунального хозяйства Администрации области);
- экологической безопасности, наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды (управление координации научно-исследовательских работ и мониторинга департамента промышленности, развития предпринимательства и туризма, комитет охраны окружающей среды, Вологодский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды);
- контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах и транспорте (Северный округ Федерального горного и промышленного надзора РФ, Вологодская инспекция по надзору за радиационной безопасностью, АО "Вологдаоблгаз", Вологодское областное отделение Российской транспортной инспекции, Вологодская транспортная прокуратура, Вологодский участок Северной региональной инспекции по надзору на железнодорожном транспорте, УВД области, УГПС УВД области, предприятия Энергонадзора);
- санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием здоровья населения и среды его обитания (Центр госсанэпиднадзора Вологодской области);
- охраны лесов и торфяников от пожаров (Вологодское управление лесами, Союз межхозяйственных лесхозов Вологодской области, АО "Вологдаторф", департамент сельского хозяйства и продовольствия);
- экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (управление здравоохранения Администрации области);
- предотвращения и ликвидации последствий аварий и катастроф на транспорте (Вологодское авиапредприятие, Вологодское отделение СЖД, АК "Вологдаавтотранс", АО "Сухонское речное пароходство", Вологодский район водных путей);
- резервных фондов:
а) финансовых (департамент финансов);
б) материальных ресурсов (департамент по межрегиональным и внешним связям, материальным ресурсам, торговле и услугам, управление по энергетике, топливу и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации области, управление здравоохранения Администрации области, АО "Вологдаоблснаб", АО "Вологодская коммерческая компания", ГПТП "Фармация", АО "Вологдаоблагропромснаб" и другие организации, уполномоченные на решение задач по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций).
7. Каждый уровень ОПЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и соответствующих территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
8. Координирующими органами ОПЧС являются:
- на областном уровне, охватывающем территорию Вологодской области, - комиссия по чрезвычайным ситуациям Администрации области;
- на местном уровне, охватывающем территорию района, города, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы.
Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям Администрации области и ее состав утверждаются Губернатором Вологодской области. Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, а также объектовых комиссиях по чрезвычайным ситуациям и составы этих комиссий утверждаются решениями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций после согласования с руководителями вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
9. Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям Администрации области и органов местного самоуправления являются:
- организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;
- организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке федеральных целевых и научно - технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
- взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;
- планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
- организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений ОПЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
10. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
11. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
- на областном уровне - главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области;
- на местном уровне - управления (отделы) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
12. Органами повседневного управления ОПЧС являются:
- пункты управления (центры управления) в кризисных ситуациях, оперативно - дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней;
- дежурно - диспетчерские службы и специализированные подразделения органов исполнительной власти и организаций.
Размещение органов повседневного управления ОПЧС осуществляется на пунктах (центрах) управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
13. В состав сил и средств ОПЧС входят силы и средства Администрации области, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее именуются - силы постоянной готовности), силы экстренного реагирования.
Силы постоянной готовности создаются на базе подразделений УВД области, УГППС УВД области, газоспасательных служб потенциально опасных объектов, медицинских формирований и других профессиональных служб различных организаций и могут привлекаться органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
14. Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских подразделений привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом России.
15. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений могут создаваться внештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
16. Информационное обеспечение функционирования ОПЧС осуществляется объединенной единой областной автоматизированной информационно-управляющей системой экологического мониторинга, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - единая областная система экологического мониторинга и чрезвычайных ситуаций - ЕОСЭМЧС), в состав которой входят:
- областная автоматизированная информационно-управляющая система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ОАИУС ЧС);
- единая областная система экологического мониторинга;
- единый страховой фонд документации на объекты повышенного риска (потенциально опасные объекты) и объекты систем жизнеобеспечения населения для документального обеспечения аварийно - спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуемый - ОСФД ЧС);
- информационно-управляющие (локальные) системы (информационные сети, посты) организаций, занимающихся госнадзорной и природоохранной деятельностью.
Структурно-организационное построение ОАИУС ЧС включает в себя:
- областной информационно-управляющий центр по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Комиссии по чрезвычайным ситуациям Администрации области (ОИУЦЧС) - на базе главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области;
- пункты комиссий по чрезвычайным ситуациям городов, районов, функциональных звеньев.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям определяется Губернатором области.
17. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ОПЧС:
- режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, бактериологической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, бактериологической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
18. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ОПЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых видов страхования.
б) в режиме повышенной готовности:
- принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием территориальных и функциональных звеньев, служб ОПЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территорий, прогнозирование возможности чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижения при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации.
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
- организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
- определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях.
19. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
а) резерв финансовых и материальных ресурсов области:
- за счет средств областного бюджета.
б) местные резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления:
- за счет средств местных бюджетов.
в) объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов:
- за счет собственных средств организаций.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим, в соответствии с законом Вологодской области "О резервах материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций".
20. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.
При недостаточности имеющихся в области сил и средств в установленном порядке могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
21. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из других резервов ОПЧС по ходатайству соответствующего руководства администрации организации, органа местного самоуправления.
22. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций руководством соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
23. Финансирование ОПЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Вологодской области.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
24. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимального снижения возможных размеров ущерба и потерь, в случае их возникновения, осуществляется планирование действий в рамках ОПЧС, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организацию и методическое руководство планированием действий ОПЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.