Закон Вологодской области
от 5 июля 1996 г. N 89-ОЗ
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера"
16 октября 2000 г., 12 октября 2001 г., 1 июля, 28 декабря 2004 г., 29 ноября 2005 г.
Принят Законодательным Собранием области 26 июня 1996 г.
Законом Вологодской области от 25 марта 2008 г. N 1773-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
Законом Вологодской области от 29 ноября 2005 г. N 1374-ОЗ в настоящий Закон внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.
Настоящий закон определяет общие для Вологодской области организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Вологодской области (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Вологодской области или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального значения (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего закона Вологодской области распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Вологодской области, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Настоящий закон разработан на основе Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Статья 1. Законодательство в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций
Законодательство в области в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего закона Вологодской области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Вологодской области.
Статья 2. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
Границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации определяются решениями Губернатора области, руководителей органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации.
Границы зон чрезвычайных ситуаций устанавливаются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Вологодской области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с Правительством области, органами местного самоуправления и организациями, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.
Статья 3. Информационное обеспечение в области защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций и по их предупреждению
Информацию о защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций и по их предупреждению составляют разнообразны данные или сведения о состоянии производственно-промышленной, радиационной, химической, медико-биологической (бактериологической), взрывной, пожарной и экологической обстановки и возможной опасности, сейсмических, гидрометеорологических, гелиографических и иных явлениях, эпидемиях, эпизоотиях и эпифитотиях на конкретной территории, способных вызвать чрезвычайные ситуации или характеризующие масштабы и характер возникшего бедствия, а также соответствующие сведения по вопросам гражданской обороны.
Сбор, хранение, накопление, обработка и выдача заинтересованным органам государственной власти и управления, общественным, хозяйственным и иным организациям, населению и отдельным гражданам сведений, составляющих официальную информацию о чрезвычайных ситуациях, для последующего их использования и применения осуществляются уполномоченными на то государственными учреждениями и организациями и организациями.
Информация о защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти области, местного самоуправления муниципальных образований и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Система информационного обеспечения (информации) о чрезвычайных ситуациях всех структур и населения области на основе автоматизированной областной информационно управляющей системы включает в себя соответствующие органы исполнительной государственной власти области и органы местного самоуправления с подчиненными им информационно управляющими системами, пункты управления силами и средствами ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с автоматизированными системами централизованного оповещения, информационные центры системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами и иные учреждения, специализирующиеся на разработке этих проблем.
Все органы государственной власти и местного самоуправления, общественные, хозяйственные, иные организации, находящиеся на территории области, и граждане в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеют право на получение и использование полной и достоверной официальной информации о чрезвычайных ситуациях, необходимой для осуществления их законных прав, интересов и успешного выполнения возложенных на них обязанностей и полномочий.
Администрация области, органы местного самоуправления, организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов на всей территории области устанавливается единый номер "01".
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами ложной информации о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций влекут за собой ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций информацией в области защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Вологодской области.
Статья 4. Порядок проведения официальной информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и оповещения населения области о грозящей опасности
Порядок доведения официальной информации о чрезвычайных ситуациях устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами, издаваемыми органами исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований в пределах своей компетенции, договорами и соглашениями участников отношений в области информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, функциональных звеньев областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций необходимыми сведениями и данными в области защиты населения необходимыми сведениями и данными в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется через областной информационно управляющий центр (ОИУЦ) областной подсистемы РСЧС.
Основные задачи, организация и порядок деятельности ОИУЦ областной подсистемы РСЧС определяются настоящим законом и специальным положением, утверждаемым Правительством области.
Основу базы данных областного информационно-управляющего центра составляют программные продукты Единой областной системы экологического мониторинга органов исполнительной государственной власти области, входящих в единую систему управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и абонентских пунктов городов и районов.
В интересах областного информационно-управляющего центра областной подсистемы РСЧС используются существующие системы связи, оповещения и передачи данных. Создание новых и совершенствование действующих систем осуществляются уполномоченными на то органами исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований. Они же осуществляют контроль за функционированием этих систем в соответствии с существующими правилами.
Для передачи информации о чрезвычайных ситуациях на определенных условиях могут использоваться и системы, действующие на коммерческой основе.
На руководителей органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления, общественных, хозяйственных и иных организаций, деятельность которых связана с предупреждением и ликвидацией последствий крупных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, возлагается непосредственная ответственность за своевременный сбор, обработку и выдачу официальной информации о чрезвычайных ситуациях.
Статья 5. Ответственность руководителей органов местного самоуправления за организацию постоянного контроля за состоянием и содержанием в готовности местных систем (средств) оповещения населения об угрозе опасности
Руководители органов местного самоуправления, наделенные в соответствии с действующим законодательством полномочиями осуществлять на подведомственной территории руководство деятельностью комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления и организацией гражданской обороны, обязаны информировать население об экологической, радиационной, химической, биологической (бактериологической) и другой обстановке и принимать при возникновении чрезвычайных ситуаций меры по обеспечению личной безопасности граждан, защите их прав и законных интересов, охране всех форм собственности и правопорядка. На них возлагается ответственность за осуществление государственных полномочий в соответствии с договором и действующим законодательством.
Статья 6. Порядок финансирования и материально-технического обеспечения функционирования областной системы информационного обеспечения населения и территории
Финансирование расходов, связанных с функционированием, совершенствованием и дальнейшим развитием областной системы информационного обеспечения по защите населения и территории области, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется в зависимости от их подчиненности за счет средств соответствующих бюджетов области (централизованного оповещения, сбора и обработки информации) муниципальных образований (абонементских пунктов ОИУЦ).
Статья 7. Основные принципы защиты населения и территории
Основными принципами защиты населения и территории Вологодской области являются:
комплекс мероприятий по предупреждению и максимально возможному снижению размеров ущерба и потерь при их возникновении проводится заблаговременно;
планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик и особенностей и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;
силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законодательством;
ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами органов исполнительной государственной власти области, местного самоуправления муниципальных образований области, организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Статья 8. Комплекс мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций
Комплекс превентивных мер, снижающих последствия и уровень опасного воздействия на жизнь и здоровье населения области чрезвычайных ситуаций и предупреждающих их возникновение, включает следующие организационные мероприятия:
строительство зданий, сооружений, инженерных сетей, транспортных коммуникаций и магистралей с заданными уровнями безопасности и надежности;
мероприятия, обеспечивающие повышение степени безаварийного функционирования потенциально опасных объектов;
создание и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений, средств радиационной, химической и медицинской защиты;
заблаговременную подготовку районов для эвакуации населения, подготовку всех видов транспортных средств для проведения эвакуационных мероприятий;
создание и поддержание в готовности областной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, а также постоянно действующих локальных систем оповещения и информации в районах размещения потенциально опасных объектов;
создание и поддержание в готовности системы управления и связи;
организацию мониторинга за состоянием окружающей природной среды, радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением территории и объектов области;
создание, подготовку и поддержание в готовности аварийно-спасательных сил и средств;
создание неснижаемых запасов продовольствия, медикаментов, средств защиты, приборов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
заблаговременное осуществление мероприятий по защите продовольствия, продовольственного сырья, фуража, сельскохозяйственных животных, водоисточников и систем водоснабжения;
организацию всеобщего обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуаций, подготовку руководящего состава и должностных лиц.
Статья 9. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий области
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций проводятся заблаговременно и включают в себя комплекс следующих мероприятий:
учет особенностей экономических, климатических и иных характеристик области, муниципальных образований, потенциально опасных объектов, расположенных на их территории, степени реальной опасности при возникновении чрезвычайных ситуаций при разработке планирующих документов по организации защиты населения и территории и действий по ликвидации последствий;
учет возможных последствий чрезвычайных ситуаций при разработке соответствующих планов застройки и ведении градостроительства, рациональности размещения потенциально опасных производств и предприятий;
разработку и реализацию комплексных программ защиты населенных пунктов, предприятий и организаций от опасных природных процессов, местных и объектовых планов по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их ликвидации.
Управление и руководство планированием и осуществлением мероприятий по защите населения и территории области, муниципальных образований производят соответствующие комиссии органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления по чрезвычайным ситуациям через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - управления, отделы (сектора или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Статья 10. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
Комплекс мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций включает в себя:
оповещение органов управления, должностных лиц, сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий, а также населения о возникновении чрезвычайной ситуации и постоянное информирование об обстановке;
защиту населения на территории (в районе, зоне чрезвычайной ситуации);
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах бедствий и очагах поражения;
управление выполнением мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Статья 11. Порядок реализации принципов защиты населения и территории
Реализация основных принципов защиты населения осуществляется путем принятия Правительством области, органами местного самоуправления муниципальных образований соответствующих постановлений и решений по вопросам защиты населения, разработки и осуществления специальных целевых программ обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, разработки типовых планов защиты персонала и населения, проживающего вокруг потенциально опасных объектов, создания системы нормативно-правовой документации по вопросам защиты населения, подготовки и обучения всех категорий населения, органов управления и сил способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Статья 12. Вологодская областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Вологодская областная подсистема РСЧС является составной частью единой государственной системы и объединяет органы управления области всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях, силы и средства этих органов управления и организаций в целях координации их деятельности по предупреждению ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Подсистема включает в себя территориальные, функциональные и ведомственные звенья.
Территориальные звенья подсистемы соответствуют принятому административно-территориальному делению.
Каждое звено предназначено для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и, как правило, включает в себя руководящий орган - комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (муниципальную, объектовую) или другой орган, выполняющий ее функции, орган повседневного управления единую дежурно-диспетчерскую службу, силы и средства функциональных и ведомственных звеньев на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Конкретные структуры территориальных звеньев определяются соответствующими органами местного самоуправления.
Статья 13. Руководящие органы Вологодской областной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
На каждом уровне Вологодской областной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются координирующий орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления.
Координирующими органами в подсистеме и в ее территориальных звеньях являются областные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а в функциональных звеньях - соответственно органы управления этих звеньев.
Создание, реорганизация и ликвидация комиссий, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются Правительством области, органами местного самоуправления, руководителями организаций.
Председателями областной комиссии, комиссий органов местного самоуправления и организаций назначаются, как правило, первые заместители руководителей соответствующих органов и организаций.
Статья 15. Органы повседневного управления Вологодской областной подсистемы РСЧС
Органами повседневного управления Вологодской областной подсистемы РСЧС являются:
центр управления в кризисных ситуациях Правительства области;
дежурно-диспетчерские службы территориальных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности всех уровней;
дежурные службы и специализированные подразделения функциональных звеньев;
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения министерств и ведомств, организаций (объектов);
информационные центры, абонентские пункты объединенной автоматизированной информационной управляющей системы;
дежурные службы других добровольных общественных организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Органы повседневного управления осуществляют управление и контроль за функционированием звеньев.
Размещение органов повседневного управления осуществляется на городских и загородных пунктах управления (стационарных или подвижных), которые оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения и поддерживаются в постоянной готовности к использованию техническими средствами управления.
Статья 16. Силы и средства Вологодской областной подсистемы РСЧС
Силы и средства областной подсистемы РСЧС состоят из специально подготовленных сил и средств ее структурных звеньев, организаций и общественных объединений, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств, их структура определяются соответствующими положениями об областной подсистеме и ее структурных звеньях, утвержденными соответственно Правительством области, органами местного самоуправления муниципальных образований, приказами и распоряжениями руководителей организаций, общественных объединений области. Деятельность сил областной подсистемы РСЧС строится на принципе единоначалия и двойной подчиненности в период выполнения задач органам управления территориями и непосредственным руководителям работ (организаций).
В состав сил и средств каждого уровня входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работы по их ликвидации. Перечень сил постоянной готовности областной подсистемы РСЧС утверждается постановлением Правительства области по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. К ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории области могут привлекаться специально подготовленные силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с планами взаимодействия, утвержденными в установленном порядке).
Состав сил и средств определяется соответствующими постановлениями Правительства области, органами местного самоуправления городов, районов, приказами и распоряжениями руководителей организаций. Их деятельность строится на принципе единоначалия и двойной подчиненности в период выполнения задач органам управления территорий и непосредственным руководителям работ (организаций).
Силы постоянной готовности привлекаются к выполнению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ по заданию комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на контрактной основе с возмещением произведенных затрат за счет виновных в возникновении чрезвычайных ситуаций или чрезвычайных резервных фондов в соответствии с действующим законом о них.
Основными задачами сил и средств областной подсистемы ЧС являются:
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
проведение первоочередных мероприятий по спасению людей, локализации очагов чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
обеспечение развертывания группировки сил в зоне чрезвычайных ситуаций.
Поддержание в готовности сил и средств территориальных и отраслевых звеньев, входящих в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достигается путем их своевременного укомплектования личным составом, оснащения необходимыми материальными и техническими средствами, систематическим проведением учений и тренировок с практической отработкой задач по предназначению.
Командно-штабные учения в органах управления областной подсистемы чрезвычайных ситуаций проводятся один раз в два г., в органах местного самоуправления - один раз в три г.
Тактико-специальные учения проводятся с формированиями повышенной готовности предприятий, учреждений и организаций один раз в год, с остальными формированиями - один раз в три г.
Созданные на базе частей и подразделений государственной противопожарной службы, газоспасательных подразделений, медицинских формирований, строительных и монтажных организаций и других соответствующих профессиональных служб организаций и управлений области аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные силы постоянной готовности могут привлекаться комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности различных уровней в пределах их возможностей для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всей территории области.
Статья 17. Привлечение воинских частей, формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут в установленном порядке привлекаться специально подготовленные силы и средства воинских частей Вологодского гарнизона, частей гражданской обороны, других войск и воинских формирований.
Статья 18. Применение сил и средств управления внутренних дел Вологодской области при ликвидации чрезвычайных ситуаций
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства управления внутренних дел Вологодской области применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел в соответствии с действующим законодательством.
Статья 19. Применение ведомственных сил и средств постоянной готовности при ликвидации чрезвычайных ситуаций
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее трех суток.
Силы постоянно готовности привлекаются к выполнению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ по заданию комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на контрактной основе с возмещением производственных затрат.
Статья 20. Специальные учебные заведения
Специальными учебными заведениями являются:
на областном уровне - учебно-методический центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области;
на местном уровне - курсы гражданской обороны городов и районов.
Деятельность специальных учебных заведений определяется действующими законами и другими нормативными документами на основании Положения о них.
Статья 21. Полномочия Законодательного Собрания Вологодской области по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций
Законодательное Собрание Вологодской области:
принимает в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
обеспечивает единообразие в законодательном регулировании по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций;
утверждает бюджетные ассигнования на финансирование расходов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год;
проводит слушания по вопросам защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций.
Статья 22. Полномочия Губернатора Вологодской области по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций
Губернатор Вологодской области:
определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Вологодской области основные направления единой государственной политики и принимает решения по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
вносит на рассмотрение координационного совета по безопасности Вологодской области и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в районах воздействия потенциально опасных объектов;
вводит при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным законодательством на территории Вологодской области или в отдельных муниципальных образованиях режимы функционирования областной подсистемы РСЧС: режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации;
принимает решение об использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
выходит с ходатайством к Президенту Российской Федерации о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций воинских частей, других войск и воинских формирований.
Статья 23. Полномочия Правительства области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера
Правительство области непосредственно и через образуемые им органы ор ганизует и осуществляет мероприятия по защите населения и территорий от чрез вычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, в том числе издает в соответствии с федеральными законами, законами области нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвы чайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обеспечивает их исполнение;
осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил v средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
осуществляет обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвы чайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивает их проведение;
осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения;
осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
принимает решения на использование областного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
организует проведение научных исследований, разработку и осуществление специальных целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности органов исполнительной государственной власти области и подведомственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществляет руководство областной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
принимает решения о привлечении необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера сил и средств, при недостаточности собственных сил и средств обраща ется за оказанием помощи к Правительству Российской Федерации.
Статья 24. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Органы местного самоуправления муниципальных образований в своей деятельности самостоятельно организуют и осуществляют мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством.
Статья 27. Обязанности органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Органы исполнительной государственной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований, другие органы управления организуют работу по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне", Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", настоящим законом и иными правовыми актами Российской Федерации и области.
В своей деятельности по выполнению обязанностей они руководствуются законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Обязанности предприятий, учреждений, организаций по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций
1. Предприятия, учреждения, организации обязаны:
планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и специального назначения от чрезвычайных ситуаций;
планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе формирований;
создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. Руководители предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за невыполнение указанных в п. 1 ст. 29 обязанностей организаций в соответствии со статьей 41 настоящего закона.
Статья 29. Участие общественных организаций и объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Общественные организации и объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территории Вологодской области от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими уставами.
Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими уставами.
Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления Вологодской областной подсистемы РСЧС. На органы управления Вологодской областной подсистемы РСЧС возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций об общественных объединений обязаны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций
За нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области.
Статья 31. Права граждан по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших
1. Граждане, проживающие на территории Вологодской области, имеют право:
на обеспечение безопасности жизнедеятельности и защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество области, муниципальных образований и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они подвергнутся в определенных местах пребывания на территории области, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться лично в государственные органы и в органы местного самоуправления, направлять индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, проживающим на территории Вологодской области, в соответствии с п. 1 ст. 31 настоящего закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Вологодской области.
Статья 32. Обязанности граждан по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций
Граждане обязаны:
соблюдать законы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Вологодской области, органов местного самоуправления по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
оказывать при необходимости содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 33. Подготовка населения Вологодской области к защите от чрезвычайных ситуаций
Порядок подготовки населения к защите от чрезвычайных ситуаций определяется правительством Российской Федерации.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Подготовка должностных лиц и специалистов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям организаций (далее - ГОЧС), а также сил областной подсистемы РСЧС по обучению действиям в чрезвычайных ситуациях и защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, в специальном учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области, на курсах гражданской обороны муниципальных образований и непосредственно по месту работы в соответствии с программами, разработанными МЧС России.
Ответственность за подготовку должностных лиц и специалистов ГОЧС организаций и населения области к действиям в чрезвычайных ситуациях несут руководители соответствующих органов, организаций.
Статья 34. Пропаганда знаний по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется органами исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований, постоянно действующими органами управления ГОЧС, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, организациями.
Для пропаганды знаний по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.
Статья 35. Финансирование целевых программ на территории Вологодской области
Финансирование целевых программ по защите населения и территории Вологодской области от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации и законодательством Вологодской области.
Статья 36. Финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций
Финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территории Вологодской области от чрезвычайных ситуаций, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Статья 37. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является расходным обязательством области.
Статья 38. Порядок создания и использования областного резерва финансовых материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Порядок создания и использования областного резерва финансовых материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются Правительством области.
Статья 39. Ответственность руководителей предприятий, учреждений и организаций за нарушение порядка использования объектов и имущества гражданской обороны и невыполнение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Руководители предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, за невыполнение обязанностей, возложенных на организацию в соответствии со статьей 29 настоящего закона, несут ответственность согласно действующему законодательству.
Статья 40. Государственная экспертиза по защите населения и территории Вологодской области от чрезвычайных ситуаций
Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти области в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 41. Обязательность государственной экспертизы Вологодской области
Государственная экспертиза в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций является обязательной мерой, предшествующей принятию хозяйственного или организационного решения, осуществление которого может повысить вероятность возникновения чрезвычайной ситуации или снизить степень безопасности жизнедеятельности населения и его защиты, а также по определению степени надежности безопасности производства, использования, хранения и транспортировки разрядных и иных опасных грузов, веществ и материалов на территории области.
Государственная экспертиза обязательна для всех предприятий повышенного производственного и техногенного риска на территории Вологодской области.
Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам, связанным с обеспечением безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций производится только при наличии положительного заключения государственной экспертизы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Статья 42. Надзор и контроль по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на Вологодскую областную подсистему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, органов управления, сил и средств к действиям в случае их возникновения, а также выполнения законодательных требований по защите населения и территории в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области.
Государственный надзор и контроль осуществляется постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач по защите населения и территории в чрезвычайных ситуациях и органами государственного надзора Вологодской области по планам, утверждаемым Губернатором области, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 43. Вступление настоящего закона в силу
Настоящий закон Вологодской области вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом Вологодской области
Нормативные акты Правительства области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим законом Вологодской области.
Губернатор области |
В.Е. Позгалев |
г. Вологда
5 июля 1996 года
N 89-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Вологодской области от 5 июля 1996 г. N 89-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Настоящий Закон Вологодской области вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Красный Север" от 13 августа 1996 г. N 157
Законом Вологодской области от 25 марта 2008 г. N 1773-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Вологодской области от 29 ноября 2005 г. N 1374-ОЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Закон Вологодской области от 28 декабря 2004 г. N 1190-ОЗ
Закон Вологодской области от 1 июля 2004 г. N 1036-ОЗ
Закон Вологодской области от 12 октября 2001 г. N 710-ОЗ
Закон Вологодской области от 16 октября 2000 г. N 546-ОЗ