Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Губернатора Вологодской области
от 7 марта 1996 г. N 176
Концепция (основные принципы) экстренной медицинской помощи
населению Вологодской области в чрезвычайных ситуациях (ЭМП в ЧС)
1. Служба экстренной медицинской помощи области является государственной службой, так как спасение, защита и экстренная медицинская помощь населению - важнейшая государственная задача.
Приоритетный характер службы ЭМП среди других, наряду с областной межведомственной группировкой сил и средств быстрого реагирования гражданской обороны, обеспечивается предоставлением ей администрациями городов и районов, комиссиями по ЧС, штабами ГО максимально благоприятных условий для оказания экстренной медицинской помощи при ЧС. Эти условия гарантируются данной концепцией, обязательной для органов управления всех уровней (независимо от ведомственной принадлежности) на территории области и включает в себя:
проведение поисково-спасательных работ в очаге, в том числе оказание простейших приемов первой медицинской помощи пострадавшим и их вынос (вывоз) на временные пункты сбора (ВПС) силами быстрого реагирования ГО в оптимальные для спасения жизни и сохранения здоровья сроки, ведение разведки, обозначение и оцепление очага;
развертывание ВПС в местах, безопасных для пострадавших, их обогрев, выдача питья, подготовка и содержание путей эвакуации;
усиление бригад скорой помощи врачебно-сестринскими бригадами за счет ближайших ЛПУ, независимо от их ведомственной принадлежности, пассажирскими автобусами и бортовыми автомобилями, приспособленными для эвакуации пострадавших, погрузочно-разгрузочных команд из числа непострадавшего населения, студентов, учащихся, для погрузки пострадавших на ВПС и разгрузки в больницах, сопровождение автотранспорта с пострадавшими постами ГАИ;
выделение доноров и их доставка при необходимости на пункты забора крови;
экстренное развертывание при ЛПУ, ведущих массовый прием пострадавших, обмывочно-дезактивационных (дегазационных, дезинфекционных) пунктов для проведения полной санитарной обработки пострадавших, дезактивации (дегазации, дезинфекции) обуви, одежды, автотранспорта при необходимости;
выделение общественных зданий и сооружений для развертывания временных инфекционных стационаров или обсерваторов, их материально-техническое и коммунально-бытовое обеспечение;
дополнительное снабжение ЛПУ, ведущих массовый прием пострадавших, продуктами питания, медицинским кислородом, решение хозяйственных и коммунально-бытовых проблем;
выделение пассажирских автобусов для экстренной эвакуации из района ЧС стационарных больных, детей и сопровождающего медицинского персонала учреждений здравоохранения.
2. Служба ЭМП области в ЧС - областная территориальная служба, функционирует как составная часть (функциональная подсистема централизованной государственной службы ЭМП населению РФ).
Служба организуется по территориальному принципу с учетом основ правового статуса, экономической базы, административно-территориального деления области, прогнозируемой общей и медицинской обстановки, потребностей в силах и средствах для ликвидации медицинских последствий ЧС на базе учреждений здравоохранения области.
3. Управление и организация ЭМП обеспечивается сочетанием сильного централизованного областного управления экстренной добольничной медицинской помощью, медицинской эвакуацией и госпитализацией пострадавших по предназначению, оказанием экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощью с децентрализованным местным управлением ликвидацией медицинских последствий ЧС (усиление спасательных отрядов и формирований санитарными дружинами; бригад скорой медицинской помощи - врачебно-сестринскими бригадами; амбулаторно-поликлиническая помощь легко пострадавшим; медико-санитарное обеспечение непострадавшего населения, временно эвакуированного из района ЧС, поквартирные обходы, экстренная йодная профилактика населения, защита больных и персонала ЛПУ, оказавшихся в районе ЧС и др.
Централизация управления экстренной медицинской помощью обеспечивается областным центром ЭМП (медицины катастроф) при управлении здравоохранения области, которые взаимосвязаны с комитетом по ЧС при областной администрации и Всероссийским центром медицины катастроф "Защита".
Децентрализация управления предусматривает практику принятия решений комиссиями по ЧС и службами на местах и самостоятельного выполнения отдельных задач по ликвидации медицинских последствий ЧС местными силами и средствами в пределах возможностей и компетенции.
4. Данной концепцией на территории области предусматривается трехэтапная система организации спасения и экстренной медицинской помощи пострадавшим при ЧС:
на первом этапе (в очаге) - проведение поисково-спасательных работ, ведение разведки, обозначение и оцепление очага, розыск, извлечение, деблокирование пострадавших, оказание им первой медицинской помощи, как правило, медицинским персоналом, вынос (вывоз) за пределы очага на временные пункты сбора (ВПС) личным составом частей и формирований ГО, штатных и добровольных спасательных отрядов, входящих в состав сил быстрого реагирования ГО.
Персональная ответственность за выполнение задач первого этапа возлагается на председателей областной, городских и районных комиссий по ЧС и начальников областного, городских и районных штабов ГО.
На втором этапе (вне воздействия поражающих факторов, препятствующих работе медицинского персонала, как правило, на ВПС) проведение медицинской сортировки, оказание первой врачебной помощи, направленной главным образом на поддержание основных жизненных функций пострадавших, чтобы не дать умереть, организация медицинской эвакуации по назначению.
Персональная ответственность за организацию медицинской помощи на втором этапе возлагается на начальника управления здравоохранения области; за усиление бригад скорой помощи врачебно-сестринскими бригадами на начальников управлений здравоохранения городов Вологды и Череповца и главный врачей ЦРБ; за выделение дополнительного автотранспорта для эвакуации пострадавших на председателя областной комиссии по ЧС.
На третьем этапе (в учреждениях здравоохранения, ведомственных и иных на территории области) - оказание экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным в больницах, центрах и поликлиниках.
Персональная ответственность за выполнение задач третьего этапа возлагается на начальника управления здравоохранения области, начальников управлений здравоохранения городов Вологды и Череповца и главных врачей ЦРБ.
5. Медицинская сортировка является одним из основополагающих принципов оказания ЭМП. Организационным методом службы, реализация которого обеспечивает своевременное оказание ЭМП пострадавшим и их рациональную эвакуацию. Наличие большого сходства в характере поражения населения при ЧС и военного времени позволяет службе ЭМП использовать основные принципы медицинской сортировки из теории и практики военно-полевой доктрины.
6. Эшелонирование сил и средств ЭМП в подготовительный период и маневр ими при возникновении ЧС - это комплекс организационных мероприятий, обеспечивающий адекватное реагирование службы на крупномасштабные медицинские последствия ЧС. Максимальный эффект от реализации этого принципа может быть достигнут только в масштабе всей области. Он предполагает разработку программ-планов организации медико-санитарного обеспечения населения в конкретных прогнозируемых ЧС областного, городского и районного значения, централизованное распределение заданий службами ЭМП всех уровней на создание и поддержание в готовности медицинских сил и средств.
Осуществление этого принципа повысит координационно-управляющие функции областного центра ЭМП (медицины катастроф), избавит региональные службы от нерациональных материальных и финансовых затрат, позволит строить службу на основе разумной достаточности сил и средств. Маневр эшелонирования силами и средствами службы ЭМП, расположенными на территории области - создание группировки для ликвидации медицинских последствий конкретной ЧС.
7. Принцип взаимодействия предусматривает согласование совместных действий по целям, задачам, месту, времени и объему выполняемых задач органов управления, сил и средств службы ЭМП населению области в ЧС со службой ЭМП всех уровней, ведомственным здравоохранением. Взаимодействие служб и сил, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС, осуществляется областной комиссией по ЧС. Взаимодействие со службой экстренной санитарно-эпидемиологической помощи и аптечной службой осуществляется на принципах распределения сфер ответственности.
8. Своевременность, непрерывность и эффективность экстренной медицинской помощи определяет спасение жизни и сохранение здоровья максимально возможному количеству пострадавших - это обеспечивается:
- оптимальными сроками спасательных работ, в том числе оказанием экстренной первой медицинской помощи пострадавшим непосредственно в очаге немедицинским персоналом;
- создание максимально благоприятных условий службе ЭМП для ликвидации медицинских последствий ЧС;
- постоянной готовностью сил и средств службы, в первую очередь, медицинских сил быстрого реагирования (областной центр ЭМП), их мобильностью, надежной системой взаимного оповещения и связи, автоматизированной системой управления, активным применением современных технологий ЭМП, высоким профессионализмом медицинских работников.
9. При ликвидации медицинских последствий ЧС очень актуальным является принцип единоначалия, который обеспечивается начальником управления здравоохранения области через непосредственно ему подчиненный областной центр ЭМП (медицины катастроф).
10. Подготовка населения, а также лиц с профессиями повышенного риска (личный состав частей ГО, УВД, пожарной охраны, специальных военизированных и невоенизированных отрядов, министерств и ведомств, формирований ГО, штатных и нештатных спасательных отрядов, авто- мотолюбителей и шоферов-профессионалов и т.д.), проведению, действиям и оказанию первой медицинской помощи в порядке само- и взаимопомощи в условиях ЧС. Эта работа организуется штабами ГО с привлечением заинтересованных служб на платной основе.
11. Расходы на содержание с оснащением структуры службы экстренной медицинской помощи покрываются за счет средств, предусмотренных в бюджете здравоохранения (на областном, городском и районном уровнях), которые не могут быть использованы на другие цели.
Председатель комиссии по ЧС
при Администрации области |
Р.П. Микконен |
Начальник управления
здравоохранения области |
И.А. Поздняков |
Начальник областного штаба ГО |
В.Л. Гаврищук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.