В связи с необходимостью определения приоритетных направлений развития культуры и искусства в области с учетом уникального богатства, самобытности и разнообразия историко-культурного наследия, а также перспектив дальнейшего развития и формирования единого культурного пространства постановляю:
1. Утвердить концепцию развития культуры и искусства в Вологодской области (прилагается). Опубликовать текст документа в газетах "Красный Север", "Губернские новости" для широкого общественного обсуждения.
2. Комитету по делам культуры, искусства и печати (Евстафеева А.И.) в срок до 1 марта 1996 года разработать программу развития культуры и искусства в области на 1996-2000 г.г. в соответствии с утвержденной концепцией.
3. Финансовому управлению администрации Губернатора области (Суворова Г.А.) предусмотреть в бюджете области финансирование областных культурных программ, а также программы сохранения и изучения историко-культурного наследия.
4. Рекомендовать главам местного самоуправления районов и городов области разработать соответствующие программы применительно к местным условиям, оказывать всемерную поддержку в решении проблем развития культуры.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области Пахолкова Н.А.
Губернатор области |
Н.М. Подгорнов |
Концепция
развития культуры и искусства в Вологодской области
(утв. постановлением Губернатора Вологодской области от 9 января 2996 г. N 11)
Введение
Концепция развития культуры и искусства в Вологодской области основывается на самодовлеющем и непреходящем значении культуры в жизни каждого человека и всего населения региона в целом.
В современном понимании культуры как совокупности духовных и материальных ценностей определяющим ее общечеловеческое начало является ценностное содержание культуры, обращенность к человеку, смыслу и предназначению жизни, его духовному миру. Овладение культурой невозможно без выбора жизненных ориентиров, освоения моральных норм и других гуманистических ценностей, необходимых для становления и развития человека. Культура предопределяет необходимость освоения способов познания, общения и труда - основных составляющих жизнедеятельность любого общества, в котором процесс передачи культуры отражает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению. Духовная культура при этом рассматривается в качестве главного системообразующего фактора социальной, политической и экономической деятельности человека, раскрытия и реализации его духовных и творческих способностей.
Являясь вдохновляющей силой общественного и индивидуального развития, основой сохранения духовных ценностей, морали и нравственности человека, культура обеспечивает интеграцию наиболее важных сфер социальной жизни - воспитания, образования, искусства, науки, национального и религиозного самосознания и т. д.
Вологодчина - самобытный край со сложившейся и богатой в разнообразии своих проявлений национальной культурой, имеющей глубокие традиции и собственную ментальность. По количеству и значимости памятников истории и культуры Вологодская область занимает особое место в культурном наследии России.
Неизбежным проявлением любых, в том числе и происходящих социально-экономических преобразований является ослабление моральных устоев общества, особенно среди молодежи, падение нравственности, утрата приоритетов культуры и образования. Усиление этих негативных тенденций может привести к распаду традиционных духовных ценностей, разрушению неразрывно связанной с ними национальной культуры и, как следствие, к социальным потрясениям и катаклизмам. Поэтому вопросы нравственности и развития культуры в ее широком понимании имеют определяющее значение во всех сферах деятельности общества.
Вместе с тем существует и глубокая обратная связь, определяющая зависимость процессов культуры от уровня и эффективности экономики, роста доходов населения, общественного спокойствия, политической стабильности. Оценивая реальные возможности поддержки развития культуры региона со стороны экономики, следует отметить, что область располагает большим производственно-экономическим и природно-ресурсным потенциалом, отличается стабильностью социальных процессов, высоким творческим уровнем и трудовым менталитетом населения. Следовательно, в области имеется достаточный культурный и экономический потенциал, способный обеспечить устойчивое развитие обществ и его достойное вхождение в мировую культуру и экономику.
Несмотря на возникшие вследствие проводимых социально-экономических реформ кризисные явления в финансовой системе, спад материального производства и снижение уровня жизни большинства населения, в Вологодской области удалось предотвратить отмечаемое в других регионах страны резкое падение воспроизводства потребления ценностей культуры и искусства, а в ряде случаев - стимулировать развитие деятельности творческих объединений и учреждений культуры. При этом в областном бюджете расходы на культуры в 1994 году составили 3,4%, тогда как в федеральном бюджете - всего 0,7% от их большей суммы.
Дальнейшее увеличение доли затрат на развитие культуры в регионе позволить осуществить комплекс мер по сохранению историко-культурного наследия области, развитию традиционной культуры, народного творчества и искусства и повысить роль культуры в гармоничном воспитании подрастающего поколения.
Концепция развития культуры и искусства Вологодской области базируется на результатах социологических исследований населения области, мнения деятелей культуры и специалистов по вопросам развития культуры региона, материалах исследований вузов и ряда научных учреждений (ВНКЦ РАН и др.), данных социальной и текущей статистики Вологодской области, материалах комитета по делам культуры, искусства и печати, итогах экспертного опроса представителей творческой интеллигенции, положениях Конституции Российской Федерации, Закона РФ "Основы законодательства РФ о культуре", Концепции развития культуры и искусства Российской федерации и других документах и материалах.
Концепция определяет приоритетные направления и идеологию развития культуры и искусства в Вологодской области на среднесрочную перспективу (1996-1999 г.г.).
1. Принципы развития культуры и искусства в Вологодской области
В основе культурной политики, реализуемой в рамках концепции развития культуры и искусства области, лежат следующие принципы:
- возможность раскрытия духовного и творческого потенциала личности каждого человека; освобождение от массовых стереотипов в сознании, мышлении и культуре, реализация права свободы творчества;
- исключительная значимость своего культурного прошлого и настоящего, самобытности культуры русского Севера;
- принятие главенствующей роли национальной, в том числе и традиционной народной культуры в качестве основы развития культурной жизни региона, обеспечивающей и предпосылки для последующего социально-экономического обновления области;
- сохранение преемственности духовной культуры, эффективное решение задач сохранения и развития традиционного слоя культуры;
- неразрывность культуры с гармоничным воспитанием личности ребенка, развитием экологического самосознания и бережного отношения к природе;
- признание самоценности культуры провинции, стимулирование самостоятельности и инициативы на местах в условиях местного самоуправления;
- взаимодействие светской культуры с Русской Православной Церковью в оздоровлении морального и нравственного состояния общества;
- воссоздание национальных духовных приоритетов и устоев семьи, чувства гражданственности, патриотизма и других нравственных ценностей, неразрывно связанных с традиционной культурой России.
2. Цели и задачи развития культуры и искусства в Вологодской области
Основной целью культурной политики в области является сохранение и развитие национальной духовной культуры и закономерное становление ее определяющей роли в экономическом, политическом и социальном поведении людей.
В этом контексте общестратегическими целями следует признать:
- дальнейшее формирование демократических основ общества и создание условий для полного раскрытия потенциала личности;
- сохранение национально-культурной идентичности населения региона, формирование единого культурного пространства области в его неразрывной связи с культурной жизнью страны;
- создание условий для самоорганизации культурной жизни на территории области, свободного творчества, духовного роста личности, культурного самоопределения различных социальных и этнических групп и территорий, развития и воспроизводства творческого потенциала населения;
- создание высоконравственной атмосферы в регионе, что наряду с возрастанием роли воспитания и образования обеспечивает устойчивое развитие общества;
- изучение и сохранение историко-культурного достояния области как части российской и мировой культуры.
Основными задачами, решение которых планируется на этом этапе, являются:
- сохранение, изучение и использование историко-культурного и природного наследия с учетом сложившихся народных традиций и динамики современных процессов социально-экономического развития;
- развитие самобытной культурной жизни исторических городов, районных центров и других населенных пунктов, воссоздание их исторического облика;
- дальнейшее стимулирование и активизация различных форм культурной жизни населения на местном уровне (городском и районном), создание и гарантирование равных условий для творческого и духовного развития личности;
- создание благоприятных условий для широкого доступа к имеющимся на Вологодчине культурным ценностям всем социальным слоям населения Вологодской области, независимо от места их проживания;
- сохранение сети учреждений культуры и искусства, повышение их кадрового потенциала, усиление материально-технической базы и дальнейшее развитие инфраструктуры культуры;
- дальнейшее развитие системы детских музыкальных и художественных школ, студий, школ искусств и т.д.;
- участие в создании и осуществлении государственной (областной) Программы развития туризма Вологодской области;
- участие в разработке единой информационной сети области;
- разработка и осуществление комплексной программы работы с детьми и молодежью;
- разработка системы правовой и социальной защиты работников культуры и деятелей искусства.
3. Основные положения концепции развития культуры и искусства
3.1. В сфере сохранения историко - и природно-культурного наследия области:
- осуществление государственной политики в сфере сохранения памятников истории и культуры, координация взаимодействия органов государственной власти всех уровней, ведомств и организаций в интересах сохранения национального фонда историко-культурного наследия;
- создание организационно-правовой базы охраны и использования памятников историко-культурного наследия;
- обоснование, создание и законодательное оформление системы уникальных исторических территории, создание полного реестра объектов их населения, включая памятники истории и культуры, окружающую природную среду;
- сохранение своеобразия исторических городов и сел области, содействие восстановлению их архитектурного облика, участие в разработке программ развития исторических и малых городов области;
- создание единой системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры и их ландшафтного окружения, подготовка "Атласа культурного и природного наследия Вологодской области";
- составление плана проведения первоочередных работ по консервации, реставрации и выводу из аварийного состояния памятников истории и культуры, преодоление негативной практики музеефикации исторического наследия;
- разработка плана возможной переориентации использования памятников и вывода из них непрофильных учреждений, не обеспечивающих сохранность памятников или оскверняющих их суть;
- осуществление мер по подготовке и совершенствованию специалистов в области реставрации, развитие сети реставрационных мастерских и содействие формированию их производственной базы, внедрение современных, регенерация утраченных форм и методов сохранения, реставрации и использования памятников;
- изучение, сохранение и использование объектов историко-культурного наследия, в том числе всех форм традиционной народной культуры: памятников археологии, этнографии, письменности, фольклора, изобразительного искусства и т.д. создание информационного банка данных;
- сохранение музейных и библиотечных фондов, книжных и других памятников, защита их от физического разрушения, обеспечение системы безопасности хранения и использования памятников;
- содействие в разработке и реализации программ международного сотрудничества в области охраны памятников истории и культуры, в том числе традиционной.
3.2. В сфере содействия развитию профессиональной культурной деятельности и творчества.
Государственная политика в сфере содействия устойчивому развитию профессионального искусства осуществления на основе принципа социально-культурного партнерства органов государственной (региональной) власти всех уровней и творческих профессиональных объединений при полной самостоятельности их деятельности. В этих условиях планируется:
- создание благоприятных условий для свободного развития профессионального искусства и проведение в отношении его политики культурного плюрализма;
- активное сотрудничество с профессиональными творческими Союзами и коллективами, использование разнообразных форм социальной, материальной и административной поддержки их деятельности;
- содействие в сохранении и развитии инфраструктуры профессионального художественного творчества;
- назначение стипендий одаренной творческой молодежи и деятелям культуры и искусства;
- координация гастрольно-концертной деятельности в области;
- содействие в создании и реализации художественных произведений для детей и подростков;
- участие в российских и международных программах по развитию и пропаганде профессионального искусства.
3.3. В сфере распространения ценностей культуры:
- обеспечение конституционных прав граждан на участие в культурной жизни области, пользование учреждениями культуры и искусства, доступ к информации и культурным ценностям;
- сохранение системы льготных цен в учреждениях культуры и искусства для малоимущих и социально незащищенных групп населения;
- создание оптимальных условий для работы и развития сети библиотек, музеев, театров, выставочных залов, всей системы культурно-досуговых учреждений области;
- использование значительного культурного потенциала музеев и повышение их роли в духовном воспитании населения, особенно детей, создание правовых, организационный и экономических условий для развития их материально-технической базы;
- координация и проведение гастрольно-концертной выставочной деятельности, организация конкурсов, традиционных праздников, фестивалей и т.д.;
- развитие зарубежных культурных связей, участие в общероссийских и международных программах культурного сотрудничества и обмена, достойное представление традиционной культуры Русского Севера, современного профессионального искусства и народного творчества области за рубежом;
- обеспечение гарантированного доступа всех категорий населения к информации, сохранение и развитие сети библиотек области, модернизация их деятельности на базе современных технологий;
- развитие библиотечных фондов, создание информационной и библиотечной среды, необходимой для воспроизводства региональной культуры, образования и науки, удовлетворения информационных, духовных и культурных потребностей населения;
- введение системы непрерывного эстетического образования на всех уровнях обучения и воспитания, включающей предметы по истории края, фольклору и другим компонентам традиционной культуры;
- сотрудничество с учреждениями образования в выработке общих гуманистических подходов в воспитании нравственности, чувства патриотизма, экологической культуры и гражданственной зрелости;
- создание условий максимально благоприятствующих содержательному досугу населения, повышение культуры досуга, в том числе и семейного, развитие народного творчества;
- развитие перспективных культурно-досуговых инициатив реактивного, релаксационного тепа для разрешения личностных, социальных и др. проблем;
- просветительская работа, особенно среди молодежи, направленная на сохранение воссоздание традиционной народной культуры, национального своеобразия во всех сферах жизни.
3.4. В сфере развития и воспроизводства культурного потенциала общества.
Развитие культуры и искусства в области сдерживается нестабильностью демографической ситуации и депопуляцией. В эти условиях особую роль приобретает модификация структуры геокультурного пространства, с одной стороны, и необходимость постоянного воспроизводства населения и творческих кадров, с другой стороны. В этой связи предусматривается:
- развитие системы многоуровневого профессионального образования в сфере культуры и искусства;
- создание комплексной системы подготовки, переподготовки и ротации кадров работников культуры: приоритет подготовки таких специалистов, как искусствоведы, музейные работники, культурологи, библиотекари, социальные работники;
- сохранение и развитие учебных заведений начального профессионального образования и взаимодействие с учреждениями дополнительного образования в сфере культуры РФ;
- сотрудничество с учреждениями образования по подготовке специалистов в области культуры и искусства; подготовка и издание: "Вологодская область. Энциклопедический справочник";
- совершенствование методической работы специалистов по преподаванию новых видов и форм профессионального искусства и народного творчества, содействие внедрению в практику раздельного обучения детей;
- участие в поддержке семьи как базового носителя ценностей традиционной народной культуры, в том числе и позитивных моделей нравственного поведения;
- создание благоприятных условий для обеспечения преемственности опыта традиционной культуры, включая получение практических навыков в учебных заведениях сферы культуры и учреждениях основного образования, соответствующих Госстандартам;
- тесное взаимодействие с вузами, общественными (воиск, Русское географическое общество и т. д.), научно-исследовательскими (ВНКЦ РАН) и другими организациями, Российским НИИ культурного и природного наследия в комплексном изучении историко-культурного и природного наследия русского Севера, традиционной народной культуры и разработке методических рекомендаций;
- создание условий для развития традиционной народной культуры-традиционного зодчества, художественных ремесел, фольклора, обрядов и т.д., воссоздание экологически чистых технологий народных промыслов;
- участие в межведомственной интеграции Программ социального развития Вологодской области в вопросах улучшения демографической ситуации в регионе, формирования и обеспечения духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития человека - потребителя ценностей культуры.
3.5. В сфере содействия развитию туризма в регионе:
- участие в разработке единой государственной (региональной) программы развития туризма и рекреации в Вологодской области;
- решение правовых и организационных вопросов взаимодействия властных, ведомственных и других структур в реализации развития туризма;
- содействие в создании целевых программ развития социального и специализированного-познавательного, научного, спортивного и других видов туризма, обеспечивающих сохранение и расширение сети музеев, восстановление памятников истории и культуры, возрождение художественных промыслов, создание новых рабочих мест с целью сокращения оттока молодежи из сельской местности и малых городов.
Формирование туриндустрии на территории области приведет к привлечению инвестиций и росту экономики региона.
Комплексная программа развития туризма включает следующие подпрограммы: обоснование объектов показа, гостиничное хозяйство, транспорт, подготовка кадров и развитие народных промыслов, развитие музеев и информационно-издательская деятельность.
3.6. В сфере правового и экономического обеспечения развития культуры и искусства в Вологодской области.
Реализация Концепции осуществляется в условиях претворения государственной политики в сфере культуры, предопределяющей расширение прав региональных органов власти и поощрение инициативы.
Полнота ответственности за состояние и развитие сферы культуры при этом возлагается на региональные и местные власти.
Основой сохранения и развития культуры является государственное финансирование.
В этих условиях необходимо:
- соблюдение уровня финансирования сферы культуры, предусмотренного Основами законодательства Российской Федерации о культуре;
- обеспечение неуклонного роста по года доли затрат из федерального, областного и районных бюджетов;
- привлечение дополнительных внебюджетных финансовых средств от платных форм деятельности учреждений культуры, областного, местного и российского предпринимательства, использование банковского капитала и т.д.; разработка на этой основе и внедрение системы многоканального финансирования;
- концентрация выделенных средств из федерального, областного и местных территориальных бюджетов для развития культуры и искусства;
- привлечение средств от международных и отечественных инвестиционных фондов по культурному и научному сотрудничеству;
- поэтапная передача в государственную и муниципальную собственность объектов культуры, находящихся в ведении других ведомств и предприятий, финансирование содержания переданных объектов из соответствующих бюджетов;
- создание благоприятных условий для развития негосударственных учреждений культуры;
- проведение протекционистской политики по отношению к юридическим и физическим лицам, осуществляющим благотворительную деятельность в адрес учреждений культуры и искусства;
- получение финансовых средств от туристического бизнеса в регионе.
4. Механизмы реализации приоритетных направлений культурной политики
Осуществление приоритетных направлений развития культуры и искусства связано с комплексом мер:
- оптимизация системы управления в сфере культуры на государственном (областном) и муниципальном уровнях;
- разработка Законов области "О культуре и искусстве", "О библиотечном деле", "Об уникальных исторических территориях", "Об охране и использовании памятников историко-культурного наследия", "Об архивных фондах и архивных учреждениях" и других;
- совершенствование правоприменительной практики существующих и разрабатываемых законов Российской Федерации в области охраны природы и историко-культурного наследия, в том числе музейных фондов, книжных памятников; и регламентирующих развитие культуры, местного самоуправления, свободы прав личности, социальной защиты деятелей искусств, определяющих социальный статус творческих работников и т.д.;
- совершенствование правового и нормативного регулирования деятельности системы учреждений культуры и искусства и их взаимоотношений с другими ведомствами, организациями, предприятиями и т.д. на основе действующего законодательства;
- предоставление в законодательном порядке льгот по налогообложению меценатам и спонсорам культуры и искусства;
- создание специализированных фондов и других финансово-организационных структур для расширения притока финансовых средств в систему учреждений культуры, формирование системы нормативного, многоканального финансирования учреждений культуры;
- привлечение соотечественников из-за рубежа к восстановлению памятников и развитию национальной культуры;
- разработка и осуществление рекламных и просветительских проектов повышения престижа культуры и искусства с целью привлечения дополнительных инвестиций;
- снижение доли затрат на реставрацию путем разработки и реализации комплекса правовых, организационных и экономических мер по выводу памятников архитектуры и истории из состояния заброшенности, "ничейности" за счет использования средств заинтересованных юридических и физических лиц;
- участие в разработке и реализации комплексных программ сохранения и восстановления памятников, соединения их исторической среды с современными условиями жизни, существующими аграрной и производственной базами с целью культурного и социально-экономического развития области;
- кадровое обеспечение учреждений культуры, повышение уровня и содержания подготовки и переподготовки кадров, закрепление их на местах;
- повышение уровня жизни, правовой и социальной защищенности работников культуры и искусства;
- создание комплексной программы развития и искусства и целевыми, отраслевыми и территориальными подпрограммами по основным направлениям: сохранение историко - и природно-культурного наследия развитие библиотечного дела; переподготовка и реквалификация кадров культуры; развитие музейной деятельности и краеведения; содействие развитию профессионального искусства и творческого потенциала населения области; развитие народного творчества и художественных промыслов; социальное обустройство работников сферы культуры; внедрение современных технологий в учреждения культуры и информатизация сферы культуры; духовное развитие общества средствами театрального и музыкального искусства; развитие туризма; культурно-досуговая деятельность населения; взаимодействие культуры и Русской Православной Церкви в повышении морально-нравственных устоев общества и воспитании подрастающего поколения в Вологодской области.
Важнейшими условиями реализации Концепции являются внедрение новых технологий в деятельность учреждений культуры и искусства, анализ и прогноз развития культурологических процессов в области и консолидация всех общественных организаций и движений в поднятии престижа традиций народной культуры.
Одним из основных механизмов при этом является участие в создании областной информационной инфраструктуры, базирующейся на сетях интегрального обслуживания и входящей в единое информационное поле России. Программа информатизации сети культурных учреждений предусматривает также осуществление прикладных научно-исследовательских разработок по созданию информационного банка данных памятников истории и культуры, системы мониторинга и электронного атласа историко-культурного наследия.
Создание Губернского совета по делам культуры и искусства при администрации Вологодской области, а также авторских коллективов по разработке целевых и других программ развития культуры позволит обеспечить широкое привлечение деятелей культуры, искусства, науки, Вологодской епархии, общественных и других организаций и учреждений к делу приумножения отечественной культуры и духовной жизни на территории области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Вологодской области от 9 января 1996 г. N 11 "О концепции развития культуры в Вологодской области"
Текст Постановления опубликован в газете "Губернские новости" от 19 января 1996 г. N 4, газете "Губернские новости" от 23 января 1996 г. N 5