Постановление Череповецкой городской Думы
от 26 сентября 1995 г. N 136
"О положении об основах организации городского пассажирского транспорта"
3 марта 2009 г.
Решением Череповецкой городской Думы Вологодской области от 29 декабря 2014 г. N 273 настоящее постановление признано утратившим силу
Череповецкая городская Дума постановила:
1. Утвердить Положение об основах организации городского пассажирского транспорта (прилагается).
2. Руководителям транспортных предприятий города до 01.11.95 привести отраслевые правила в соответствие с данным Положением.
3. Обратиться в Законодательное собрание области с просьбой об изменении нормативной базы по увеличению размеров штрафов за безбилетный проезд в городском пассажирском транспорте.
4. Постановление вступает в силу со дня опубликования в газете "Голос Череповца".
Глава городского самоуправления,
Мэр города |
В.Е. Позгалев |
Решением Череповецкой городской Думы Вологодской области от 3 марта 2009 г. N 20 в настоящее Положение внесены изменения
Положение об основах организации городского пассажирского транспорта (ГПТ)
(утв. постановлением Череповецкой городской Думы от 26 сентября 1995 г. N 136)
3 марта 2009 г.
1. Общие положения
Статья 1.1. Субъекты отношений, регулируемые Положением.
Субъектами являются: юридические и физические лица, вступающие в отношения, связанные с деятельностью ГПТ.
Статья 1.2. Объекты отношений.
К объектам отношений ГПТ относятся; организация функционирования, финансирование, обеспечение работы, поддержка ГПТ со стороны органов городского самоуправления, порядок оказания услуг и защита прав пассажиров на ГПТ; обеспечение безопасности перевозок; основы деятельности транспортных организаций и предпринимателей (далее - перевозчики) при перевозках пассажиров с учетом специфических особенностей ГПТ как объекта управления.
Статья 1.3. Городской пассажирский транспорт - это система перевозчиков в их взаимосвязи, которые обеспечивают перевозку пассажиров. Применяемый для перевозки подвижной состав включает автобусы, вагоны трамвая и другие технические средства для надежного перемещения групп пассажиров, исключая средства транспорта, используемые внутри отдельных зданий и территорий предприятий и организаций, железные дороги и речные пути сообщений.
Основной целью работы ГПТ является обеспечение транспортных связей внутри города и в пригородной зоне для выполнения трудовых, общественных, культурных и бытовых поездок пассажиров с полным соблюдением установленных стандартов, правил и нормативов пассажирских перевозок. Работа ГПТ и меры по ее обеспечению рассматриваются как общественно значимая деятельность, имеющая особую социальную направленность.
Городской пассажирский транспорт работает в двух видах сообщений: перевозки на внутригородских маршрутах и перевозки по пригородным маршрутам.
Организация работы пригородных маршрутов, проходящих по территории одного или нескольких районов, регулируется администрацией соответствующих районов и области.
Статья 1.4. Маршруты ГПТ подразделяются на 3 категории:
а) муниципальные, организуемые в порядке муниципального заказа мэрии по договору с транспортными предприятиями;
б) заказные маршруты, организуемые перевозчиком по заказам (заявкам) различных предприятий, предпринимателей, общественных организаций, учреждений преимущественно для обслуживания определенных пассажиров;
в) коммерческие - это маршруты, организуемые самостоятельно перевозчиком, имеющими лицензию на перевозку пассажиров.
Независимо от категории маршрута ГПТ при перевозке пассажиров должно быть обеспечено выполнение всех предписаний правил обслуживания.
Статья 1.5. Пассажиры.
Пассажирами признаются все физические лица и их группы, которые заключили с перевозчиками договор на оказание услуг по перевозке на ГПТ в соответствии с действующими нормами гражданского права. Особенность договорных отношений на ГПТ - это возможность из оформления путем:
- своевременного приобретения пассажиром (их группой) проездных документов;
- вступление пассажиров в договорные отношения без оформления специальных документов между перевозчиком и пассажиром при наличии льгот в оплате проезда, подтвержденных соответствующим документом.
Договорные отношения возникают в момент посадки пассажира в транспортное средство и действуют до момента выхода пассажира из транспортного средства при условии своевременной оплаты проезда.
Статья 1.6. Перевозчики.
Перевозчиками являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж управомоченному на их получение лицу.
Статья 1.7. Заказчик перевозок.
Заказчиком перевозок признается юридическое или физическое лицо, по инициативе которого организован данный маршрут ГПТ.
Статья 1.8. Муниципальный заказ на ГПТ.
Для обеспечения перевозок пассажиров на муниципальных маршрутах ГПТ мэрия города формирует муниципальный заказ на перевозки.
Муниципальный заказ оформляется договором (контрактом) между заказчиком перевозок и перевозчиком в случае дотирования перевозок (регулируемые тарифы) и графиком (расписанием) движения транспорта, согласованным с мэрией города при свободных тарифах.
2. Обязанности и права Мэрии города и перевозчиков ГПТ
Статья 2.1. Основной целью управления ГПТ признается удовлетворение потребностей пассажиров в поездках с соблюдением безопасности движения и законодательства по обслуживанию и обеспечению прав пассажиров как потребителей услуг.
Цели управления реализуются путем осуществления органами городского самоуправления транспортной политики.
Статья 2.2. Организация перевозок.
Мэрия города организует в городе и пригородной зоне муниципальные маршруты ГПТ, соответствующие потребностям пассажиров в поездках по трудовым, учебным и культурно-бытовым целям с учетом имеющихся финансовых возможностей. Организация работы ГПТ производится исходя из спроса на перевозки. Для координации работы ГПТ, организации и контроля за перевозками, как правило, создается специализированное муниципальное предприятие, выполняющее функции единого заказчика транспорта от имени мэрии города.
Организация маршрутной сети, движения подвижного состава по маршрутам и мероприятия по совершенствованию транспортного обслуживания населения должны быть направлены на улучшение обслуживания большинства пассажиров.
Все муниципальные маршруты должны работать с использованием расписания движения подвижного состава, согласованного с заказчиком, и использованием систем контроля и управления.
Статья 2.3. Обязанности и права мэрии города.
Органы мэрии города, ведающие вопросами транспорта, в пределах своей компетентности обязаны:
- своевременно принимать и вводить в действие нормативные акты, способствующие достижению целей ГПТ;
- осуществлять распространение нормативных актов среди субъектов настоящего Положения и контроль за их выполнением;
- принимать установленные меры по обеспечению требований законодательства по защите прав пассажиров как потребителей услуг;
- разрабатывать и представлять в установленные сроки предложения по развитию и финансированию ГПТ.
Мэрия города имеет исключительное право в следующих вопросах организации работы муниципальных маршрутов ГПТ: режима работы, паспортизации муниципальных маршрутов, установления тарифов, системы и формы оплаты пассажирами проезда, предъявления муниципальных заказов на перевозки пассажиров, как правило, на конкурсной основе, координации работы различных видов ГПТ на муниципальных маршрутах. Мэрия города заключает договор с перевозчиками и согласовывает расписание движения (при свободных тарифах), определяет источники и суммы, необходимые для оплаты услуг перевозчиков, вводит с учетом местных возможностей дополнительные льготы по оплате пассажирами проезда, осуществляет контроль за исполнением перевозчиками муниципальных заказов и договорных обязательств, меры по рассредоточению времени работы предприятий и учреждений, надлежащему содержанию дорожно - уличной сети и обустройству маршрутов необходимыми линейными сооружениями, безотлагательно рассматривает жалобы и предложения по вопросам обслуживания на ГПТ.
Статья 2.4. Обязанности и права перевозчика.
Перевозчик обязан: получить лицензию на перевозки пассажиров и эксплуатацию обслуживаемых маршрутов; выполнять перевозки в соответствии с договором и действующими требованиями, Правилами и Положениями; обеспечить безусловное соблюдение прав пассажира как потребителя услуг; вести учет и предоставлять информацию в планово-статистические органы и заказчику; обеспечить беспрепятственный допуск представителей заказчика на объекты транспорта для контроля за перевозками; принимать и в установленные законодательством сроки рассматривать жалобы пассажиров на обслуживание.
Перевозчик обязан возмещать пассажирам причиненный ущерб, обусловленный нарушением прав пассажиров как потребителя услуг согласно действующему законодательству.
Перевозчик имеет право на:
самостоятельную эксплуатацию маршрутов ГПТ;
своевременное, полное и гарантированное получение установленных государственных и муниципальных средств, направленных на оплату перевозок по муниципальным маршрутам и осуществление деятельности, обеспечивающей эти перевозки;
получение от заказчика данных, необходимых для надлежащей и эффективной организации перевозок;
прекращение движения на маршрутах при угрозе безопасности движения и оперативное изменение режима движения при возникновении независящих от перевозчика после аварии неблагоприятных дорожно - климатических условий.
Перевозчик, не получающий своевременную оплату за оказанные услуги по перевозке пассажиров на муниципальных маршрутах ГПТ, вправе сократить объем перевозок в соответствии с фактическими размерами финансирования, отнесенными к общим доходам перевозчика. Процедура данных действий должна быть четко изложена в договоре на обеспечение перевозок между заказчиком перевозок и перевозчиком.
3. Безопасность движения на ГПТ
Статья 3.1. Особые требования по обеспечению безопасности на ГПТ.
На ГПТ, помимо обязательных для всех видов транспорта, действуют особые требования по обеспечению безопасности эксплуатации подвижного состава и безопасных перевозок пассажиров, включающие в себя:
обязанность перевозчика в:
- аттестации каждого водителя для допуска к работе на соответствующем маршруте (маршрутах);
- организации предрейсового медицинского контроля состояния водителей;
- назначении из числа своих работников должностных лиц, ответственных за состояние и организацию безопасности движения и выпуск на маршруты технически исправного подвижного состава;
открытие и изменение маршрутов ГПТ, организация остановок с установкой погодочных павильонов в обязательном порядке согласовывается с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Статья 3.2. Контроль за соблюдением требований по безопасности движения.
Контроль за соблюдением требований по безопасности движения на ГПТ возлагается в пределах их компетенции:
на мэрию города, заказчика перевозок и в соответствии с действующим законодательством на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Предписания органов, осуществляющих контроль в пределах их компетенции, обязательны для перевозчика.
4. Финансирование ГПТ
Статья 4.1. Цели и задачи финансирования ГПТ.
Цель финансирования ГПТ - обеспечение перевозчика необходимыми финансовыми средствами для выполнения принятых на себя обязательств по обслуживанию соответствующих маршрутов ГПТ.
К задачам финансирования относятся:
- определение условий финансирования (размеры, авансирование, сроки, порядок и другие требования по предоставлению финансовых ресурсов на стадии организации перевозок);
- организация механизма своевременного и гарантированного финансирования ГПТ;
- изыскание необходимых финансовых ресурсов для текущего финансирования перевозок и их перспективного развития;
- распределение финансовых ресурсов между отдельными перевозчиками и видами работ;
- организация финансирования в виде авансовых платежей, предшествующих началу перевозок пассажиров;
- установление порядка расходования бюджетных средств, направляемых на финансирование ГПТ;
- организация и проведение контроля за надлежащим использованием финансовых ресурсов на ГПТ.
Статья 4.2. Организация финансирования ГПТ.
Порядок организации финансирования ГПТ и рассмотрения претензий по финансированию определяется договором между заказчиком и перевозчиком.
Статья 4.3. Финансирование муниципальных маршрутов.
Финансирование муниципальных маршрутов осуществляется на условиях получения перевозчиком из бюджета города разницы между расчетной калькуляцией расходов и суммой доходов от сбора платы за проезд по установленным мэрией города тарифам, а также сумм компенсаций за перевозки пассажиров, освобожденных частично или полностью от оплаты проезда по решению органов городского самоуправления, выплачиваемых через комитет социальной защиты населения.
Статья 4.4. Механизм финансирования перевозок на муниципальных маршрутах ГПТ.
Средства, направляемые на финансирование перевозок на муниципальных маршрутах, включают выручку перевозчика от реализации всех видов проездных документов и установленные целевые выплаты и дотации, выплачиваемые перевозчикам непосредственно из бюджета города и через комитет социальной защиты населения. Размер дотаций и целевых выплат устанавливается договором между заказчиком и перевозчиком и должен покрывать разницу между установленными тарифами и себестоимостью перевозок и обеспечивать рентабельную работу перевозчика.
5. Тарифы на ГПТ
Статья 5.1. Порядок установления тарифов определяется постановлением мэрии города.
6. Объекты транспортной инфраструктуры
Статья 6.1. К объектам транспортной инфраструктуры относятся сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.
Статья 6.2. Обязанности по содержанию и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры возлагаются на соответствующих перевозчиков.
Статья 6.3. Требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, используемых для перевозок пассажиров и багажа, определяются правилами перевозок пассажиров.
7. Права и обязанности пассажиров
Статья 7.1. Правовой статус пассажиров.
7.1.1. Пассажир является потребителем транспортной услуги.
7.1.2. Перечень категорий пассажиров, пользующихся правом бесплатного, льготного проезда на ГПТ, устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Статья 7.2. Права пассажира.
Пассажир имеет право: - по собственному выбору пользоваться услугами ГПТ;
- требовать от перевозчика соблюдения установленных правил перевозок, стандартов обслуживания и тарифов;
- при невозможности завершения начатой поездки по вине перевозчика после возобновления движения на маршруте продолжить свою поездку без оплаты;
- пользоваться установленными льготами;
- требовать от перевозчика возмещения ущерба, причиненной пассажиру и ручной клади;
обращаться в органы государственного управления и городского самоуправления с предложениями по совершенствованию работы ГПТ;
- обращаться в суд для защиты своих интересов;
- требовать у контролера служебное удостоверение.
Пассажиры, несвоевременно, не полностью или неправильно оплатившие свой проезд и провоз ручной клади, не могут пользоваться правами потребителя услуг до исправления допущенного нарушения.
Статья 7.3. Обязанности пассажира.
Пассажир обязан:
- выполнять установленные правила проезда;
- соблюдать при поездках на ГПТ общественный порядок и общепринятые нормы поведения;
- своевременно и правильно оплачивать проезд и провоз ручной клади;
- возмещать перевозчику и другим пассажирам ущерб, причиненный собственными неосторожными либо умышленными действиями;
- при отсутствии необходимой суммы денег для уплаты штрафа, предъявлять лицу, осуществляющему контроль за соблюдением правил перевозок, документ, удостоверяющий личность пассажира для последующего взыскания штрафов.
Статья 7.4. Информация в подвижном составе и на остановочных пунктах.
7.4.1. Внутри подвижного состава:
- максимальное число посадочных мест;
- правила перевозок на данном виде транспорта;
- схемы маршрутов;
- указание тарифов;
- обозначение аварийных выходов и устройств, мест для преимущественного проезда инвалидов, беременных женщин, пассажиров с детьми;
- номера телефонов уполномоченного по претензиям;
- адреса перевозчика;
- обозначения номера единицы подвижного состава;
- функционирующих устройств в виде обязательного звукового объявления названий остановочных пунктов.
7.4.2. Снаружи подвижного состава:
указатели номера маршрута и его основных остановочных пунктов, наименование перевозчика.
7.4.3. На остановочных пунктах: наименование остановки, указатели маршрутов и интервалы (расписание) движения.
7.4.4. В многолюдных местах города: схемы и планы, позволяющие пассажирам произвести правильный выбор маршрутов ГПТ.
8. Контроль и ответственность за исполнение положения
Статья 8.1. Контроль за исполнением настоящего Положения возлагается на должностных лиц органов мэрии города, ответственных за организацию ГПТ в пределах компетенции органов местного самоуправления.
Статья 8.2. Несоблюдение Положения влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Череповецкой городской Думы от 26 сентября 1995 г. N 136 "О положении об основах организации городского пассажирского транспорта"
Текст постановления опубликован в газете "Голос Череповца" от 18 ноября 1995 г. N 220
Решением Череповецкой городской Думы Вологодской области от 29 декабря 2014 г. N 273 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Череповецкой городской Думы Вологодской области от 3 марта 2009 г. N 20