Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Вологодской области от 30 октября 2001 г. N 717-ОЗ приложение 5 раздел III настоящего Закона дополнено частью 2
Приложение N 5
к закону области "Об областном
бюджете на 2001 год"
Основные направления межбюджетных отношений,
распределения нормативов отчислений от регулирующих налогов,
определения финансовой помощи бюджетам муниципальных
образований и порядок формирования фонда финансовой поддержки
муниципальных образований в Вологодской области на 2001 год
Настоящая методика основана на концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 годаN 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", а также бюджетных кодексах Российской Федерации и Вологодской области.
I. Цели распределения финансовой помощи
Основными целями распределения финансовой помощи являются:
выравнивание объективно сложившихся различий в бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
повышение возможностей органов местного самоуправления с низкой бюджетной обеспеченностью по финансированию закрепленных за ними расходов;
выравнивание доступа граждан, независимо от места их проживания, к основным бюджетным услугам, социальным гарантиям и социальной справедливости;
создание стимулов для наращивания собственных бюджетных доходов.
II. Принципы формирования межбюджетных отношений
Основными принципами формирования межбюджетных отношений являются:
установление муниципальным образованиям нормативов отчислений от федеральных и областных налогов в пределах нормативов, установленных для области федеральным законодательством;
выравнивание уровня бюджетной обеспеченности каждого муниципального образования до среднеобластного по всем муниципальным образованиям исходя из приведенной численности обслуживаемого населения;
обеспечение равных прав муниципальных образований по исполнению переданных им федеральных и региональных полномочий (мандатов) по законам "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
нормирование расходов местных бюджетов на основе социальных норм и нормативов в денежном выражении;
сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений и равенство их бюджетных прав;
самостоятельность бюджетов муниципальных образований;
единство бюджетной системы области.
III. Распределение нормативов отчислений
от федеральных и областных налогов
Распределение нормативов отчислений от федеральных и областных налогов между муниципальными образованиями осуществляется в пределах нормативов, установленных для области федеральным законодательством, и обеспечения минимальной бюджетной потребности в расходных полномочиях (определенных как доля от потребности по социальным нормам и нормативам).
Исходя из возможностей доходной базы на 2001 год по бюджетам муниципальных образований полностью обеспечиваются расходы по заработной плате с начислениями, стипендиям, компенсационным выплатам на приобретение книгоиздательской продукции, отопление, освещение, водоснабжение, льготам по коммунальным услугам работникам бюджетных учреждений, работающим в сельской местности, выплате пособий опекунам по городам Вологде и Череповцу, летнему отдыху детей и подростков, расходы на реализацию федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", финансируемых из федерального фонда компенсаций. В размере 50 процентов от потребности учтены расходы на питание и медикаменты по отрасли "Социальная политика", а также содержание социальных коек и расходы на погребение. В размере 30 процентов учтены расходы на питание и медикаменты по отраслям "Образование" и "Здравоохранение". Текущие расходы бюджетных организаций учтены на 20 процентов от потребности.
Муниципальным образованиям, у которых минимальная потребность по расходам не покрывается за счет отчислений от регулирующих налогов, предусматривается финансовая поддержка из областного бюджета.
Нормативы отчислений от регулирующих налогов бюджетам муниципальных образований установлены на принципах:
сбалансированности бюджета;
выравнивания бюджетной обеспеченности;
стабильности нормативов отчислений от регулирующих налогов;
максимальной обеспеченности минимального бюджета собственными доходами;
заинтересованности органов местного самоуправления в создании условий для экономического развития и наращивании налогового потенциала;
обеспечения исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
IV. Виды финансовой помощи муниципальным образованиям
Фонд финансовой поддержки муниципальных образований создается и распределяется с целью повышения возможностей бюджетов муниципальных образований финансировать закрепленные за ними социально значимые расходы при условии сохранения стимулов для развития собственной налоговой базы и оптимизации бюджетных расходов на местном уровне, выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований и компенсации расходов на осуществление переданных муниципальным образованиям полномочий.
Фонд финансовой поддержки муниципальных образований образуется за счет собственных доходов областного бюджета, за исключением доходов, имеющих целевое направление, и целевых бюджетных фондов.
Более четкое разделение финансовой поддержки муниципальных образований по различным каналам позволит повысить ее прозрачность и эффективность.
Для оказания финансовой поддержки в областном бюджете формируются фонд финансовой поддержки муниципальных образований, фонд компенсаций и предусматриваются субвенции на финансирование целевых расходов.
Фонд финансовой поддержки муниципальных образований создается в целях выравнивания возможностей бюджетов муниципальных образований финансировать закрепленные за ними социально значимые расходы, а также в целях оптимизации бюджетных расходов и определяется в абсолютной сумме по единой формуле для всех муниципальных образований в соответствии с порядком формирования фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Средства фонда не имеют целевого характера, направлены на повышение возможностей органов самоуправления финансировать закрепленные за ними расходные обязательства и вследствие этого распределяются с учетом объективных расходных потребностей и налогового потенциала регионов.
Фонд компенсаций создается с целью обеспечения равных возможностей финансирования в Российской Федерации и области расходов по реализации федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет субсидий, субвенций, дотаций и средств по взаимным расчетам, полученных из федерального бюджета на осуществление государственных полномочий, и части налога на доходы физических лиц в размере 15 процентов, зачисляемых в областной бюджет. Средства фонда распределяются пропорционально численности соответствующих категорий граждан и стоимости предоставляемых основных бюджетных услуг, сложившейся в среднем по Российской Федерации.
Субвенции предусматриваются для финансирования целевых расходов по платежам за неработающее население в доле выплаты заработной платы, компенсационным выплатам на приобретение книгоиздательской продукции, приобретению топлива, финансовым органам области в соответствии с соглашениями, а также на выполнение городом Вологдой функций областного центра.
V. Стимулирование деятельности муниципальных образований
в целях создания стимулов для развития собственной налоговой базы и оптимизации бюджетных расходов в областном бюджете в составе фонда развития предусматриваются средства для оказания дополнительной финансовой помощи муниципальным образованиям.
Порядок распределения средств определяется в соответствии с положением, утверждаемым Губернатором области, исходя из результатов работы, вклада каждого муниципального образования в развитие налогооблагаемой базы и укрепление экономики, собираемости налогов на территории муниципального образования, развития на территории муниципального образования сельскохозяйственных предприятий, создания новых рабочих мест, проведения мероприятий по оптимизации бюджетных расходов, а также на программы экономического развития территорий.
VI. Исходные данные для расчета фонда финансовой поддержки
муниципальных образований
При формировании бюджета Вологодской области на 2001 год за основу принимаются действующее налоговое и бюджетное законодательство с учетом вносимых изменений, нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджет области, а также показатели прогноза социально-экономического развития области на 2001 год.
Расчет исходных показателей по доходам исчисляется исходя из макроэкономических показателей с учетом прироста недоимки и заданий по ее сокращению.
Нормативы отчислений от федеральных и областных налогов в бюджеты муниципальных образований определяются исходя из нормативов, установленных для области на 2001 год.
В расчетах определения финансовой помощи из фонда финансовой поддержки муниципальных образований (далее-ФФПМО) используются:
а) данные о доходах местных бюджетов на 2001 год, согласованные с органами местного самоуправления, рассчитанные исходя из макроэкономических показателей с учетом прироста недоимки и задания по ее сокращению по нормативам отчислений от регулируемых доходов;
б) данные о расходах местных бюджетов муниципальных образований по социальным нормам и нормативам с учетом возможностей доходной базы бюджета. В исходных показателях по расходам не учитываются расходы, осуществляемые за счет целевых бюджетных фондов и субвенции, в том числе из фонда компенсаций;
в) данные комитета государственной статистики по Вологодской области и отраслевых структурных подразделений о численности постоянного населения муниципальных образований Вологодской области, численности детей в возрасте до 18 лет, численности нетрудоспособного населения, численности малоимущих слоев населения и инвалидов по состоянию на 1 января 2000 года.
Исходные показатели по расходам муниципальных образований не являются показателями бюджета муниципальных образований, а используются только для расчета индекса бюджетных расходов. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют свои бюджеты и отвечают за их сбалансированность.
При определении сумм фонда финансовой поддержки муниципальных образований в расчет принимаются расходы за минусом расходов муниципальных образований, осуществляемых за счет субвенций: по платежам за неработающее население, компенсационным выплатам на приобретение книгоиздательской продукции, приобретению топлива и финансовым органам в соответствии с соглашениями, а также выполнение городом Вологдой функций областного центра.
VII. Объем и критерии формирования фонда
Объем фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО) формируется в областном бюджете в размере 13,5 процента отчислений от собственных доходов, поступающих в областной бюджет, за исключением доходов, имеющих строго целевое направление (земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, платежей за пользование лесным фондом, платы за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами и целевых бюджетных фондов), компенсаций, полученных из федерального бюджета на осуществление государственных полномочий.
Законом об областном бюджете на очередной финансовый год утверждаются абсолютные суммы финансовой помощи из фонда финансовой поддержки и субвенций в разрезе муниципальных образований.
Утвержденные суммы финансовой помощи из фонда финансовой поддержки муниципальных образований подлежат ежемесячному перечислению муниципальным образованиям в соответствии с поквартальной разбивкой с учетом возникающих сезонных потребностей в процессе исполнения бюджетов муниципальных образований.
Объем фонда финансовой поддержки муниципальных образований определяется по единой формуле для всех муниципальных образований в целях выравнивания бюджетов муниципальных образований, для которых приведенные к сопоставимому виду среднедушевые бюджетные доходы не превышают среднего по всем муниципальным образованиям области показателя, пропорционально отклонению среднедушевых приведенных доходов от среднего по всем муниципальным образованиям области уровня. Распределение финансовой помощи осуществляется на основе сопоставления муниципальных образований по единственному параметру- удельным (в расчете на душу населения) налоговым доходам, приведенным к сопоставимому виду. Данный показатель характеризует реальную бюджетную обеспеченность территорий.
Объем фонда компенсаций на финансирование переданных полномочий по реализации федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяется исходя из количества граждан по каждому муниципальному образованию, имеющих льготы, и среднего по Российской Федерации объема расходов на реализацию указанных законов в расчете на одного получателя, рассчитанного Министерством финансов Российской Федерации.
Субвенции определяются исходя из прогнозируемого объема платежей за неработающее население в доле заработной платы в разрезе муниципальных образований в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, потребности в текущих выплатах на приобретение книгоиздательской продукции по данным департаментов образования и культуры администрации области, необходимых объемов приобретения топлива для нужд области и других целевых расходов.
VIII. Порядок формирования фонда финансовой поддержки
муниципальных образований на 2001 год
в целях выравнивания бюджетной обеспеченности доходные возможности бюджетов муниципальных образований оцениваются исходя из макроэкономических показателей с учетом прироста недоимки и заданий по ее сокращению.
Расходные потребности бюджетов муниципальных образований оцениваются по социально значимым расходам исходя из социальных норм и нормативов по отраслям социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и муниципального управления в денежном выражении с учетом индекса бюджетных расходов, рассчитанного исходя из численности потребителей бюджетных услуг.
В численности потребителей бюджетных услуг по отдельным категориям расходов учитывается следующая численность населения муниципального образования:
в численности потребителей услуг дошкольного и школьного образования принимается численность детей в возрасте до 18 лет;
численность потребителей услуг здравоохранения равняется численности нетрудоспособного населения, умноженной на коэффициент 2, плюс численность трудоспособного населения;
численность потребителей услуг социальной помощи ориентирована на малоимущие слои населения и инвалидов;
по прочим бюджетным услугам - численность всего населения.
Относительный уровень расходных полномочий оценивается с помощью индекса бюджетных расходов.
Расчет финансовой помощи из областного бюджета производится в три этапа.
На первом этапе исчисляется индекс бюджетных расходов, учитывающий социально-демографический состав населения.
В расчет индекса принимается объем расходов, исчисленный по социальным нормам и нормативам (за минусом расходов на осуществление переданных государственных полномочий) по видам бюджетных услуг: на образование, здравоохранение, социальную политику и прочие бюджетные услуги.
Определяется доля потребителей услуг данной отрасли в общей численности населения i-ого муниципального образования по следующей формуле:
ЧН.nyoi
Дyoi= -------, где
Чнaci
Дyoi- доля потребителей услуг определенной отрасли (образования, здравоохранения, социальной политики) в i-ом муниципальном образовании;
ЧН.nyoi- численность потребителей услуг определенной отрасли в i-ом муниципальном образовании;
Чнaci- численность населения i-ого муниципального района.
Затем определяется доля потребителей услуг определенного ида в общей численности жителей области:
Чнac.nyo
Дnyo= -------, где
Чнac.o
Дnyo - доля потребителей услуг определенной отрасли (образования, здравоохранения, социальной политики) по всем муниципальным образованиям в общей численности жителей области;
Чнac.nyo - численность потребителей услуг определенной отрасли по всем муниципальным образованиям;
Чнac.o- численность населения области.
Индекс бюджетных расходов потребителей услуг образования, здравоохранения, социальной политики и прочих бюджетных услуг (отраслевой индекс бюджетных расходов) определяется путем деления доли потребителей определенного вида услуг в общей численности населения i-ого муниципального образования (Дnyoi) на долю потребителей услуг данного вида в общей численности жителей области Дnyo:
ИБРi omp=Дyoi : Дnyo, где
ИБРi omp- отраслевой индекс бюджетных расходов i-ого муниципального образования.
Индекс бюджетных расходов i-ого муниципального образования, учитывающий социально-демографический состав населения, определяется суммой индексов бюджетных расходов данного вида услуг, умноженной на удельный вес данного вида услуг в общем объеме расходов бюджетов муниципальных образований.
Обр Здр Соц Пр
ИБРiдем =ИБРобрi--- + ИБРздрi--- + ИБРсоцi---- + --- , где
р р р р
ИБРiдем - единый индекс бюджетных расходов i-ого муниципального образования, учитывающий социально-демографический состав населения;
Обрi,Здрi,Соцi - индекс бюджетных расходов потребителей услуг образования, здравоохранения, соцобеспечения i-ого муниципального образования;
P - сумма всех видов расходов местных бюджетов;
Обр- сумма расходов местных бюджетов на образование;
Здр- сумма расходов местных бюджетов на здравоохранение;
Соц- сумма расходов местных бюджетов на социальную политику;
Пр- сумма расходов местных бюджетов на прочие бюджетные услуги.
На втором этапе определяется индекс бюджетных расходов, учитывающий специфический фактор.
В качестве такого фактора применяется индекс корректировки расходов по насыщенности учреждений социальной сферы в расчете на одного жителя.
Данный индекс бюджетных расходов определяется отношением количества учреждений в i-ом муниципальном образовании в расчете на одного жителя к количеству учреждений в расчете на одного жителя в целом по области.
КУi КУo
ИБРif = -------- : --------, где
Чнас.i Чнас.о
ИБРif - индекс корректировки бюджетных расходов по фактору для муниципального образования;
КУi - количество учреждений в муниципальном образовании i;
Чнас.i - численность постоянного населения i-ого муниципального образования;
КУo - количество учреждений по всем муниципальным образованиям области;
Чнас.о - численность постоянного населения по области.
Итоговый индекс бюджетных расходов для каждого муниципального образования рассчитывается как произведение индекса бюджетных расходов, отражающего особенности социально-демографического состава обслуживаемого населения, на индекс бюджетных расходов по специфическому фактору:
ИБРi = ИБРiдем х ИБРif, где
ИБРi - итоговый индекс бюджетных расходов;
ИБРiдем - единый индекс бюджетных расходов i-ого муниципального
образования, учитывающий социально-демографический состав населения;
ИБРif - индекс, отражающий специфический фактор.
В расчеты ИБР не включена кредиторская задолженность муниципальных образований, поскольку это привело бы к перераспределению финансовой помощи в пользу муниципальных образований, накапливающих задолженность.
Приведенная численность населения (Чнас.пр), которая используется в формуле расчета финансовой поддержки, определяется умножением численности жителей каждого муниципального образования (Чнас.i) на итоговый индекс бюджетных расходов по данному муниципальному образованию, учитывающий социально- демографический состав населения (ИБРi):
Чнас.пр = (Чнас.пр х ИБРi)
Показатель подушевой бюджетной обеспеченности БО определяется путем деления показателя доходов на постоянную численность населения:
ДПi
БОi = ------, где
ЧНасi
ДПi - доходный потенциал муниципального образования;
ЧНасi - численность постоянного населения данного муниципального образования;
Затем находится разница между среднедушевой бюджетной обеспеченностью в среднем по всем муниципальным образованиям области и среднедушевой бюджетной обеспеченностью по каждому муниципальному образованию (БОдуш обл - БОi). Полученная разница умножается на приведенную численность населения каждого муниципального образования, в результате определяется объем недостающих средств, необходимый для повышения бюджетной обеспеченности до среднеобластного уровня Snil=(БОдуш обл - БОi) х Чнас.пр.i, где
Snil-сумма, необходимая бюджету муниципального образования для повышения приведенных доходов до среднеобластного уровня.
Сумма финансовой помощи из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, предоставляемая муниципальному образованию для выравнивания бюджетных доходов до среднеобластного уровня, определяется путем умножения доли расчетной суммы, необходимой для выравнивания приведенных доходов данного муниципального образования в общем объеме недостающих средств по области, на общую сумму ФФПМО, рассчитанную по установленному нормативу.
На третьем этапе определяется дополнительная финансовая помощь из фонда финансовой поддержки муниципальных образований для тех муниципальных образований, которым полагается финансовая помощь, рассчитанная на предыдущих этапах, и у которых общий объем доходов с учетом финансовой помощи из областного бюджета ниже ожидаемого объема поступления доходов в 2000 году, приведенного в сопоставимые условия с 2001 годом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.