Постановление Правительства Вологодской области от 7 июля 2009 г. N 1043
"О Стратегии развития отрасли земельных отношений Вологодской области до 2020 года"
29 ноября 2011 г., 11 марта 2012 г., 11 июля 2016 г.
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.
Во исполнение постановления Губернатора области от 12 июля 2007 года N 226 "О разработке Стратегий развития отраслей до 2020 года" Правительство области постановляет:
1. Одобрить Стратегию развития отрасли земельных отношений Вологодской области до 2020 года (прилагается).
2. Департаменту земельных отношений области (В.В. Белоречева) принять меры к реализации Стратегии развития отрасли земельных отношений Вологодской области до 2020 года.
Постановлением Правительства Вологодской области от 11 июля 2016 г. N 609 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, полномочного представителя Губернатора области и Правительства области в Законодательном Собрании области Э.Н. Зайнака.
Информацию о ходе выполнения постановления представлять ежегодно к 15 марта, начиная с 2010 года. Окончательную справку о выполнении постановления представить к 15 марта 2021 года.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области учитывать положения Стратегии развития отрасли земельных отношений Вологодской области до 2020 года при управлении и распоряжении земельными ресурсами.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области |
В.Е. Позгалев |
Постановлением Правительства Вологодской области от 29 ноября 2011 г. N 1491 в настоящую Стратегию внесены изменения
Одобрена
постановлением
Правительства Вологодской области
от 7 июля 2009 г. N 1043
Стратегия
развития отрасли земельных отношений Вологодской области до 2020 года
(далее - Стратегия)
29 ноября 2011 г.
1. Общие положения
Настоящая Стратегия имеет целью выполнение проводимой в Российской Федерации реформы в сфере совершенствования земельных отношений через создание современной системы кадастра, регистрации прав, вовлечения земли и недвижимого имущества в гражданско-правовой оборот, превращения земельной собственности в реальный финансовый актив, содействующий развитию рыночной экономики.
Развитие земельных отношений - составляющий фактор развития экономики как Вологодской области, так и Российской Федерации в целом. Актуальность развития земельных правоотношений продиктована необходимостью упорядочения способов распоряжения земельными участками, в том числе необходимостью совершенствования действующего законодательства.
Программной основой совершенствования земельных отношений стали основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, которые определяют цели, принципы, основные направления и стратегию государственной политики в сфере земельных отношений.
Стратегической целью государственной политики, реализуемой как Российской Федерацией в целом так и ее субъектами в области регулирования и реформирования земельных отношений, является обеспечение условий для эффективного развития рынка земли как одного из ключевых условий экономического развития, а также обеспечение устойчивого экономического роста области путем обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами области.
На настоящем этапе экономического развития основным направлением земельной реформы является создание условий для вовлечения в хозяйственный оборот земли как объекта права собственности и как особого объекта производства в сельском и лесном хозяйстве.
Государственная земельная политика - это целостная система мер правового, экономического и информационного характера, задачей которой является обеспечение устойчивого социально-экономического развития общества и рационального использования земельных ресурсов области.
Государственная земельная политика основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах области и органов местного самоуправления и является составной частью экономической и социальной политики области.
Процесс реформирования земельных отношений сталкивается со значительными трудностями и проходит недостаточно интенсивно. На первых этапах реализации земельной реформы основной причиной таких трудностей являлось отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу. На современном этапе правовое регулирование земельных отношений определено. Следующим должен стать этап совершенствования нормативной правовой базы.
Планомерная и системная реализация земельной политики на территории области предусматривает достижение следующих целей:
совершенствование областного земельного законодательства, реализация положений федерального законодательства;
участие в создании на территории области единого информационного ресурса (общая "электронная карта области") для планомерной и последовательной реализации политики по эффективному использованию земли и иной недвижимости;
вовлечение земли и недвижимости в хозяйственный оборот, обеспечение возможности гражданского оборота единых объектов недвижимости, оптимизация финансовой составляющей рынка земли; реализация принципа единства судьбы земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости;
учет интересов области и муниципальных образований при реализации положений федерального и областного законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения с целью создания благоприятных условий развития сельскохозяйственного производства и сохранения земель сельскохозяйственного назначения.
2. Характеристика ситуации в отрасли земельных отношений
Вологодская область является одной из самых крупных областей Российской Федерации и занимает 145,7 тыс. кв. км. Примерно 60% территории области занято землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, 31% - землями сельскохозяйственного назначения, 1% - землями населенных пунктов, 6% - землями запаса. Остальная территория области занята землями иных категорий.
Распределение земельного фонда области по категориям земель
Распределение земельного фонда области по категориям земель представлено в таблице 1.
Таблица 1
(тыс.га)
N п/п |
Категория земель | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
1. | Земли сельскохозяйственного назначения |
4505,0 | 4505,1 | 4506,0 | 4506,0 |
2. | Земли населенных пунктов | 198,1 | 198,1 | 198,1 | 198,3 |
3. | Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения |
131,3 | 131,3 | 131,2 | 131,6 |
4. | Земли особо охраняемых территорий и объектов |
138,8 | 138,8 | 138,8 | 139,0 |
5. | Земли лесного фонда | 8636,7 | 8636,7 | 8636,6 | 8636,3 |
6. | Земли запаса | 842,8 | 842,7 | 842,0 | 841,5 |
Итого земель в административных границах области |
14452,7 | 14452,7 | 14452,7 | 14452,7 |
Специфичность отрасли земельных отношений заключается в том, что для каждой категории земель, определенной действующим законодательством, установлены самостоятельные принципы их использования, поэтому развитие земельных отношений необходимо рассматривать в разрезе каждой категории земель.
Основными направлениями государственной земельной политики в области являются:
создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и их вовлечения в хозяйственный оборот;
рациональное и эффективное использование земель населенных пунктов;
инвестиционное развитие земель промышленности;
рациональное и эффективное использование земель запаса;
рациональное использование и охрана земель особо охраняемых территорий и объектов.
разграничение государственной собственности на землю;
закрепление всех земельных участков за землепользователями;
контроль за соблюдением землепользователями разрешенного использования земельных участков.
3. Анализ внешних условий, влияющих на развитие отрасли земельных отношений, и ресурсного потенциала развития рынка земли
Развитие отрасли земельных отношений взаимосвязано с другими отраслями экономики области и Российской Федерации в целом. В решении любого экономического вопроса, в первую очередь, неизменно встает вопрос обеспечения землей. Без предоставления земельных участков невозможно строительство жилья, промышленных объектов, дорог, линий электропередач и других линейных объектов.
Решение задачи по развитию жилищного, в том числе малоэтажного строительства тесно связано с реализацией федеральных целевых программ "Жилище" и "Социальное развитие села до 2012 года", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Вологодская область является одним из участников реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В целях их реализации в области приняты следующие документы: долгосрочная целевая программа "Доступное жилье в Вологодской области на 2009-2010 годы" и долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села на 2009-2012 годы".
С 2001 года в области последовательно реализуется политика, направленная на обеспечение жителей области доступным и современным жильем. Данная политика закреплена системой нормативных правовых актов и осуществляется через комплекс взаимосвязанных долгосрочных целевых программ.
В последнее время объемы строительства жилья в области резко возросли, что неизбежно привело к росту спроса на земельные участки для строительства. Количество земельных участков в населенных пунктах области ограничено, в связи с этим встал вопрос о строительстве жилья за пределами населенных пунктов. Законодательство Российской Федерации позволяет включать земельные участки в границы населенных пунктов, в том числе для жилищного строительства, что в свою очередь создает условия для развития индивидуального жилищного строительства в сельской местности, вблизи крупных городов - Вологды, Череповца, Великого Устюга, а также вблизи планируемых промышленных зон (индустриальных парков) и центров муниципальных районов области. В настоящее время в Вологодском районе реализуется проект "Экспериментальный жилой поселок "Марфино-Семенково", строительство которого осуществляется на бывших землях сельскохозяйственного назначения площадью 41,9 га, которые включены в границы населенного пункта д. Марфино. Кроме того, планируется строительство второй очереди данного поселка на земельном участке площадью 60 га.
В настоящее время в области организовано активное взаимодействие с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - фонд "РЖС") в рамках действия Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", что позволит использовать для жилищного строительства земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в Вологодском, Грязовецком, Шекснинском муниципальных районах области, а также на территории муниципального образования "Город Вологда".
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции темпы роста объемов жилищного строительства намного отстают от потребностей населения. Отставание предложения жилья от спроса связано не столько с физическим отсутствием земельных участков, сколько с длительными сроками их подготовки для предоставления под строительство, включая обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой, определение параметров разрешенного строительства.
Отрицательное влияние на темпы роста объемов жилищного строительства оказывает то обстоятельство, что градостроительная документация большинства городских и сельских поселений области устарела и требует корректировки. Это сдерживает развитие рынка земли и усложняет процедуру формирования земельных участков для строительства. Кроме того, сроки предоставления земельных участков для строительства объектов жилищного строительства затянуты.
Немаловажное значение имеет отрасль земельных отношений при развитии транспортной инфраструктуры.
В Мероприятиях по реализации Плана Губернатора области на 2007-2012 годы, утвержденных постановлением Правительства области от 30 октября 2007 года N 1452, поставлена задача повышения эффективности транспортной системы.
Устойчивое и эффективное функционирование транспортного комплекса является одним из необходимых условий стабилизации и развития экономики области, а также улучшения условий и уровня жизни населения, поэтому необходимо создавать новые инфраструктуры, повышающие конкурентоспособность экономики области.
Мероприятия по реализации указанной задачи, развитие и совершенствование транспортной сети области невозможно без решения вопроса об отводе земельных участков как для строительства новых объектов, так и для реконструкции существующих, так как для строительства новых дорог необходимо 250 кв. км земель.
Активное развитие туристского бизнеса, особенно популярность проекта "Великий Устюг - Родина Деда Мороза", способствует проведению мероприятий по реконструкции существующих в области аэропортов.
Для реализации указанной задачи необходимо:
развивать транспортную инфраструктуру в соответствии с правилами землепользования и застройки;
учитывать необходимость резервирования земель для перспективного развития опорной транспортной сети.
В соответствии с Соглашением о взаимодействии Правительства области и ОАО РАО "ЕЭС России" по развитию электроэнергетической системы области и обеспечению надежного электроснабжения ее потребителей предусматривается реализация инвестиционных проектов по строительству и реконструкции электроэнергетических объектов на территории области с целью предотвращения дефицита мощности и обеспечения возможности присоединения новых потребителей. Планируется строительство пяти объектов генерирующего комплекса, строительство и реконструкция более двадцати подстанций, а также более 700 километров электрических сетей. Для строительства новых объектов электроэнергетики, размещаемых на территории области, предусматривается резервирование земельных участков площадью 3-4 га на каждый объект.
Намеченные мероприятия по развитию энергосистемы области будут способствовать повышению надежности электроснабжения потребителей и усилению связей между ОЭС Северо-Запад и ОЭС Центр.
Последние годы на территории области активно идет строительство объектов газотранспортной системы, которая в настоящее время представляет собой 3 414 км магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, 5 компрессорных станций, 30 газораспределительных станций, 4 041 км распределительных газовых сетей.
Для газификации 18 муниципальных районов области необходимо построить 3 097,7 км газораспределительных сетей.
Следует отметить, что строительство электрических сетей, газопроводов и сопутствующей им инфраструктуры планируется осуществлять в основном на бывших землях сельскохозяйственного назначения и землях лесного фонда. Так как полномочия по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий отнесены к компетенции субъекта Российской Федерации, то задача области обеспечить своевременность перевода земель из одной категории в другую для строительства электрических сетей и газопроводов как регионального, так и федерального значения.
Вологодская область является регионом с уникальными природными ресурсами и возможностями, поэтому государственная политика области имеет направление на сохранение существующих природных памятников и создание новых особо охраняемых природных территорий. На территории области существует уникальный природный памятник - национальный парк "Русский Север", который охватывает большую часть Кирилловского муниципального района. В настоящее время площадь существующих особо охраняемых природных территорий составляет 3,3% от всей площади области. Правительством области и органами местного самоуправления области ведется активная работа по созданию новых территорий, подлежащих особой охране, что позволит увеличить площадь особо охраняемых природных территорий до 10% от общей площади области.
Земля является основным средством производства в сельском хозяйстве.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения являются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", законом области от 19 декабря 2003 года N 976-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области".
На территории области земли сельскохозяйственного назначения составляют 31% от общей площади территории области и находятся в различной собственности.
Распределение земель сельскохозяйственного назначения на территории области по уровням собственности представлено в таблице 2.
Таблица 2
(тыс.га)
N п/п |
Земли сельскохозяйственного назначения |
2005 год | 2006 год | 2007 год |
1. | Общая площадь | 4505,1 | 4506,0 | 4506,0 |
2. | В собственности граждан | 867,0 | 863,3 | 853,9 |
3. | В собственности юридических лиц | 31,0 | 35,0 | 44,8 |
4. | В государственной и муниципальной собственности |
3607,1 | 3607,7 | 3607,3 |
4.1. | В собственности Российской Федерации | - | - | - |
4.2. | В собственности области | 0,2 | 0,2 | 1,3 |
4.3. | В неразграниченной государственной собственности, из них: - предоставлено гражданам - предоставлено юридическим |
3606,8 50,8 3287,9 |
3607,4 50,7 3229,8 |
3606,0 49,2 2902,0 |
5. | Фонд перераспределения | 201,7 | 218,2 | 996,2 |
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям представлено в таблице 3.
Таблица 3
(тыс.га)
Земли сельскохозяйственного назначения |
2005 год | 2006 год | 2007 год |
Общая площадь, в том числе: |
4505,1 | 4506,0*(1) | 4506,0*(2) |
- сельскохозяйственные угодья; из них: - пашня - залежь - многолетние насаждения - сенокос - пастбища |
1096,8 718,4 42,4 6,4 182,5 147,1 |
1097,1 718,7 42,7 6,4 182,5 146,8 |
1097,4 717,4 44,0 6,4 182,7 146,9 |
- в стадии мелиоративного строительства |
0 | 0,2 | 0 |
- лесные земли и древесно-кустарниковая растительность, не входящая в лесной фонд |
3184,7 | 3185,2 | 3185,1 |
- под водой | 44,6 | 44,7 | 44,7 |
- под постройками, дорогами | 50,0 | 50,0 | 50,0 |
- нарушенные, прочие земли | 22,8 | 22,5 | 22,5 |
- болота | 106,2 | 106,3 | 106,3 |
Сельскохозяйственные угодья, которые являются основой производства сельскохозяйственной продукции, и, соответственно, основой развития сельских территорий, составляют лишь четвертую часть из общего количества земель сельскохозяйственного назначения.
Количество невостребованных земельных долей, собственники которых не распорядились ими в течение трех лет и более, составляет 545,4 тыс. га или 65,8 % от общей площади приватизированных в виде земельных долей сельскохозяйственных угодий. При этом в настоящее время наметилась тенденция к увеличению количества невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения.
По состоянию на 01 января 2007 года в собственности сельскохозяйственных организаций находилось 35 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, что составляет менее 1 % от общей площади земель сельскохозяйственного назначения, используется же сельскохозяйственными организациями области более 110 тыс. га сельскохозяйственных угодий (10,03 % от общей площади сельскохозяйственных угодий области), предоставленных им в аренду собственниками земельных долей в соответствии с действующим законодательством; то есть собственники земельных долей и сельскохозяйственные организации, использующие находящиеся в общей долевой собственности земельные участки, проявляют инертность в оформлении прав на такие земельные участки и определении порядка владения, пользования и распоряжения ими.
Таким образом, сложившаяся в отрасли ситуация оценивается следующим образом.
Собственниками не реализуется механизм распоряжения земельными долями, большинство земель сельскохозяйственного назначения используются без надлежащего оформления прав на эти земли.
На территории области фактически не реализуется механизм ипотечного кредитования (земельная ипотека).
Земли сельскохозяйственного назначения не стали тем экономическим потенциалом, которым должны быть. Вместе с тем, учитывая сложившуюся ситуацию на продовольственным рынке, следует вывод о том, что с каждым годом значимость сельскохозяйственных угодий будет возрастать. А это означает, что в ближайшие 20 лет в России будут востребованы земельные ресурсы, спрос на сельскохозяйственные угодья будет расти, и многое будет зависеть от того, в чьих руках они окажутся.
В целях совершенствования законодательного, организационного и административного обеспечения в сфере управления землепользованием на землях сельскохозяйственного назначения принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения". Указанным законом органы местного самоуправления поселений и городских округов:
наделяются полномочиями по признанию права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли;
в срок до 1 июля 2013 года обязаны обеспечить образование земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, из земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности.
Вместе с тем система земельного законодательства и, как ее следствие - управление землепользованием, по-прежнему нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
В соответствии с мероприятиями по реализации Плана Губернатора области на 2007-2012 годы, утвержденными постановлением Правительства области от 30 октября 2007 года N 1452, на территории области планируется значительное промышленное строительство, ориентированное на развитие лесоперерабатывающей промышленности и иных высокотехнологичных перерабатывающих отраслей, которое позволит увеличить инвестиции в экономику области и количество рабочих мест.
Так, до 2012 года планируется построить и ввести в эксплуатацию ряд новых предприятий лесоперерабатывающей промышленности и предприятий иных отраслей. Кроме того, строительство таких предприятий неизбежно повлечет за собой необходимость совершенствования дорожной инфраструктуры, в том числе развитие сети лесных дорог. Наиболее активно планируется развитие промышленного строительства в специально создаваемых промышленных зонах (Индустриальный парк "Шексна").
Для реализации такого строительства необходимы большие площади земель, что невозможно без плановой и эффективной политики области в сфере земельных отношений. Вологодская область обладает достаточными земельными ресурсами, чтобы обеспечить массовое промышленное строительство.
Наибольшим потенциалом в сфере развития оборота земель на территории области обладает направление по реализации органами местного самоуправления поселений и городских округов мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения". Указанное направление деятельности до 1 июля 2013 года должно обеспечить выдел земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей и возможность регистрации прав всех форм собственности на выделенные земельные участки. Тем самым будут созданы условия для вовлечения в оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности.
Деятельность по реализации областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в условиях сложившейся экономической и финансовой нестабильности вряд ли реализуема в полном объеме в ближайшие два года. Между тем при стабилизации экономической обстановки в дальнейшие годы данное направление деятельности позволит области приобретать в свою собственность земельные участки как с целью их дальнейшего предоставления в интересах области, так и с целью пополнения казны области и дальнейшей продажи при необходимости изыскания дополнительных финансовых резервов.
Такое направление деятельности, как включение земельных участков (в основном из земель сельскохозяйственного назначения) в границы населенных пунктов, с одновременным изменением вида их разрешенного использования, позволит в соответствии с положениями статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решить вопрос обеспечения реализации на территории области национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России", нужды образования и здравоохранения, так как на включаемых в границы населенных пунктов земельных участках будет возможным осуществлять жилищное, в том числе малоэтажное, строительство, комплексную застройку земельных участков со строительством на них не только жилого комплекса, но и социальных объектов: детских садов, школ, больниц, медицинских пунктов, а также создавать зоны отдыха, в которых могут размещаться не только гостиничные комплексы, но и дома отдыха, санатории.
Земли населенных пунктов обладают огромным потенциалом. Именно земли населенных пунктов являются основным источником поступления средств от использования земли в бюджеты различных уровней. Завершение разграничения государственной собственности на землю позволит сделать земли населенных пунктов еще более рентабельными.
4. Определение сильных и слабых сторон отрасли (SWOT-анализ)
Анализ развития земельных отношений в области | |
S (сильные стороны) | W (слабые стороны) |
- наличие законодательного регулирования (системы федеральных и региональных нормативных правовых актов); - наличие достаточного количества земельных участков (ресурса и предмета регулирования отрасли) для реализации инвестиционной политики области; - высокие темпы роста строительства, в том числе жилищного, и развития промышленного производства в крупных населенных пунктах области и на территории, к ним прилегающей; - возможность признания права муниципальной собственности поселений и городских округов на невостребованные земельные доли; - обязанность органов местного самоуправления поселений и городских округов по месту расположения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности, до 1 июля 2013 года: 1) провести общие собрания участников долевой собственности; 2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; 3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков |
- отсутствие четкого правового регулирования взаимодействия и разграничения вопросов местного значения между уровнями местного самоуправления при предоставлении земельных участков, что влечет длительность процедур предоставления земельных участков и формирует устойчивое мнение о невозможности их приобретения; - разноуровневая система учета земельных участков и прав на земельные участки, отсутствие единой информационной системы учёта земельных участков и прав на них, фрагментарность сведений, содержащихся в имеющихся базах данных; - низкая эффективность системы взимания платы за пользование земельными участками; - недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров органов местного самоуправления в данной сфере; - низкий уровень правовой грамотности населения; - громоздкость установленной законом системы предоставления земельных участков |
O (возможности) | T (угрозы) |
- завершение процедур планирования территории муниципальных образований области; - принятие подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих правила землепользования и застройки, а в их составе градостроительных регламентов, что позволит собственнику земельного участка реализовать свои полномочия в полном объеме, без проведения дополнительных процедур согласования с органами власти; - совершенствование системы государственного учета объектов недвижимого имущества, в том числе сведений о границах земельных участков (государственного кадастра недвижимости) и учета прав на земельные участки (государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним), создание единого реестра, содержащего сведения о земельных участках и их правообладателях; - создание электронной карты области (геоинформационной системы) и обеспечение доступа к ней (в объеме, необходимом для осуществления функций) уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления; - создание системы обмена информацией между федеральными, региональными и местными органами власти о наличии свободных земельных участков, правообладателях земельных участков; - создание системы "одно окно" при оформлении прав на землю; - повышение собираемости земельного налога и арендной платы от использования земельных участков; - создание "прозрачной" процедуры предоставления земельных участков; - завершение разграничения государственной собственности на землю |
- экономический спад в промышленности, ухудшение экономической конъюнктуры и как следствие, ограничение финансовых возможностей потенциальных инвесторов, приобретающих земельные участки (в том числе для жилищного строительства); - уменьшение темпов процесса разграничения государственной собственности на землю; - отсутствие экономической заинтересованности со стороны физических и юридических лиц в оформлении прав на землю; - возможность снижения оборота земельных участков в виду мирового экономического кризиса. |
Анализ развития сферы оборота земель сельскохозяйственного назначения | |
S (сильные стороны) | W (слабые стороны) |
- наличие земельных ресурсов - земель сельскохозяйственного назначения; - возможность приобретать в собственность области земельные участки, доли в праве общей собственности на земельный участок; - возможность обращаться в суд с заявлением о принудительном изъятии и прекращении прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; - преимущественное право покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность области; - возможность образования земельных участков в счет невостребованных земельных долей и признания права собственности области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей; - наличие потребности в приобретении сельскохозяйственных земель для организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств, садоводства, огородничества |
- снижение общего количества используемых для сельскохозяйственного производства сельскохозяйственных угодий; - основная масса земель сельскохозяйственного назначения не относится к ценным сельскохозяйственным угодьям; - не осуществлен переход земель сельскохозяйственного назначения к сельхозтоваропроизводителям, эффективно осуществляющим свою деятельность; - неиспользование собственниками земельных долей механизма распоряжения земельными долями; - использование земель без оформления прав на них; - инертность населения и сельскохозяйственных организаций, использующих земельные участки, при оформлении прав на земельные участки; - большие затраты, необходимые для производства кадастровых работ; - низкий уровень доходов населения |
O (возможности) | T (угрозы) |
- вовлечение земель сельскохозяйственного назначения, в том числе неиспользуемых, в сельскохозяйственное производство; - обеспечение заинтересованных в осуществлении сельскохозяйственного производства лиц необходимыми для этого земельными участками; - создание благоприятного инвестиционного климата в области; - развитие использования в сельском хозяйстве механизма ипотечного кредитования; - развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения. |
- выбытие земель сельскохозяйственного назначения из сельскохозяйственного производства; - деградация земель сельскохозяйственного назначения; - снижение уровня производимой сельскохозяйственной продукции; - общий экономический спад |
Анализ развития единой геоинформационной системы области | |
S (сильные стороны) | W (слабые стороны) |
- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти при обновлении картографического материала |
- отсутствие нормативной базы для осуществления взаимодействия в области информационного обмена между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления; - быстрое устаревание картографического материала; - недостаточное развитие телекоммуникационных технологий в муниципальных образованиях области; - недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в органах местного самоуправления; - низкая степень оцифровки картографического материала; - высокая стоимость работ по обновлению и оцифровке картографического материала; - отсутствие нормативного регулирования по оформлению картографических документов в едином формате |
O (возможности) | T (угрозы) |
- создание дополнительных рабочих мест; - обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия; - обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и организациями; - повышение качества и сокращение сроков подготовки документов органами государственной власти и местного самоуправления |
- оставление сферы развития геоинформационных систем на прежнем уровне |
5. Направления развития отрасли земельных отношений
С учетом особенностей области, разработаны основные направления развития отрасли земельных отношений и мероприятия, направленные на конкретный результат:
проведение анализа использования земельных участков, выделенных под жилищное строительство, и изъятие участков, не используемых по целевому назначению, в установленном законодательством порядке;
формирование перечня земельных участков для перспективной комплексной застройки под жилищное строительство;
комплексная застройка территорий, реконструкция и обновление кварталов застройки;
малоэтажная жилая застройка земельных участков, которые используются при реализации на территории области пилотных проектов (участок в поселке Марфино-Семенково Вологодского района, участок в п. Устье, участки в д. Стризнево Вологодского района);
использование для жилищного строительства земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и переданных в распоряжение области в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
проведение кадастровых работ по установлению на местности границ земельных участков, а также перевод в электронный формат имеющегося планово-картографического материала;
обеспечение предоставления земельных участков под застройку на конкурсной основе, а по жилищному строительству - исключительно на аукционах;
создание общедоступной информационной базы земельных участков;
создание благоприятных условий для выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости, а также приобретения земель сельскохозяйственного назначения организациями и гражданами, заинтересованными в развитии сельскохозяйственного производства;
реализация областью права преимущественной покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
реализация органами местного самоуправления поселений и городских округов полномочий по работе с земельными долями на землях сельскохозяйственного назначения;
создание экономических, в том числе налоговых, административных условий и предпосылок для завершения работ по формированию земельных участков;
завершение фактического разграничения государственной собственности на землю для обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками на территории области;
создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики области с обеспечением юридических гарантий прав инвесторов на землю;
формирование полноценной базы налогообложения земель и обеспечение увеличения налоговых поступлений;
развитие ипотеки земли и создание благоприятных условий для инвестиций в агропромышленный комплекс области;
развитие правовой базы регулирования земельных отношений;
создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и их вовлечения в хозяйственный оборот.
6. Характеристика целей и задач развития отрасли земельных отношений
6.1. Цели и задачи развития отрасли земельных отношений
Стратегическая цель развития земельных отношений - обеспечение условий для эффективного развития рынка земли как одного из ключевых условий экономического развития, а также обеспечение устойчивого экономического роста области путем обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами области.
Стратегическая цель вытекает из необходимости социально-экономического развития области, которое зависит от инвестиционной привлекательности региона, от его экономического потенциала и дальнейшего развития.
В соответствии с этим формируются цели и задачи развития отрасли земельных отношений области.
Цели:
1. Обеспечение разграничения государственной собственности на землю в целях эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами области.
2. Обеспечение эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и их вовлечения в хозяйственный оборот.
Задачи:
1. Создание полноценного рынка земли с соответствующей инфраструктурой и системой регулирования.
2. Формирование реестра свободных земель под жилищную и производственную застройку.
3. Создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и их вовлечения в хозяйственный оборот.
4. Создание системы "одно окно" при оформлении прав на землю.
5. Создание единой геоинформационной системы области (единой базы данных), содержащей данные о всех земельных участках и обладающей широкой степенью доступности.
6. Разработка долгосрочных целевых программ по отдельным направлениям деятельности в сфере оборота земель на территории области.
6.2. Разработка сценариев развития отрасли
Исходя из проведенного SWOT-анализа отрасли земельных отношений в области и поставленных задач следует предположить, что развитие земельных отношений может пойти двумя путями. В связи с этим предлагается два варианта развития отрасли.
1. Инерционный вариант развития (как есть) предполагает минимальное вмешательство Правительства области и специально уполномоченного в сфере земельных отношений органа исполнительной государственной власти области в сферу оборота земель, реализацию данными органами только тех полномочий, которые являются обязательными.
Инерционный вариант предполагает при минимальных ресурсах и рисках достаточно медленное формирование рынка земель, причем темпы формирования в различных территориях будут зависеть от степени развития этих территорий.
2. Инновационный (активный) вариант развития предполагает активное участие Правительства области и специально уполномоченного в сфере земельных отношений органа исполнительной государственной власти области по следующим направлениям деятельности:
использование системного подхода для реализации всех возможных полномочий субъекта Российской Федерации в области оборота земель, в том числе земель сельскохозяйственного назначения;
создание необходимого уровня землеобеспеченности как для достижения стратегических задач и реализации долгосрочных проектов, так и получения быстрого экономического эффекта от предоставления земельных участков;
создание условий привлекательности и надежности для потенциальных инвесторов в сферу сельскохозяйственного производства, формирование малого и среднего бизнеса.
Инновационный вариант развития требует больших ресурсов как материальных, так и кадровых, поэтому более рискован. Тем не менее, при благоприятном прогнозе затраченные ресурсы будут много меньше полученного от его реализации экономического и социального эффекта. Реализация активного варианта является возможностью установления устойчивых доходов для сельскохозяйственных производителей, повышения доходов и занятости населения территорий, создаст базу для реализации крупных проектов, а также будет способствовать совершенствованию управления земельными ресурсами.
Именно второй вариант - активных действий - выбран основным сценарием развития сферы оборота земель в области.
6.3. Мероприятия для решения задач и главной стратегической цели
Для решения поставленных задач и достижения главной стратегической цели необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) создание благоприятных условий для приобретения земель путем регулирования ценовой политики области;
2) реализация механизма принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
3) организация работы правовому, методическому и финансовому обеспечению реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения;
4) создание условий для организации предоставления земельных участков по системе "одно окно";
5) использование программно-целевого метода управления отраслью земельных отношений с целью оптимизации оборота земельных участков в области, организации выкупа земель сельскохозяйственного назначения в областную собственность в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством и выделенными на эти цели средствами в областном бюджете, формирования земельных участков под объектами недвижимого имущества, находящегося в собственности области. С учетом того, что реализация областью права преимущественной покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в случае их продажи носит случайный характер и зависит от предложений собственников данных участков, оптимально запланировать необходимые средства на реализацию данного направления не представляется возможным. Проведение кадастровых работ по формированию земельных участков под объектами недвижимого имущества, находящегося в собственности области, потребует не менее 1 000 000 (один миллион) рублей в год из расчета формирования не менее 75 земельных участков в год. Это позволит области:
осуществлять учет, контроль и рациональное использование земель;
получать достоверные сведения о земельных участках, находящихся в собственности области;
6) участие областного бюджета в софинансировании в реализации органами местного самоуправления поселений и городских округов мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения", путем предоставления субсидий бюджетам поселений и городских округов. Это позволит:
образовать в счет имеющихся на территории области земельных долей земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
иметь информацию, позволяющую принимать решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов, а также включать земельные участки в границы населенных пунктов для решения вопросов, определенных национальными проектами, в том числе "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", для предоставления бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей (в том числе для индивидуального жилищного строительства);
способствовать наполняемости бюджетов поселений и городских округов за счет арендной платы и поступлений от продажи земельных долей и земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
способствовать формированию финансовой основы местного самоуправления за счет увеличения на территории муниципальных образований количества налогооблагаемых объектов недвижимости (земельных участков, образованных в счет земельных долей);
создать на территории области благоприятный инвестиционный климат;
7) разработка долгосрочной целевой программы по созданию единой географической информационной системы на территории области на период 2009-2015 года. Указанная программа должна быть направлена на разработку программного продукта, отражающего сведения о земельных участках на территории области, позволяющего доступно и оперативно получать достоверную информацию на основе картографического материала с целями:
обеспечения принятия решений органами государственной власти при подготовке стратегий развития в различных отраслях экономики;
обеспечения разработки документов территориального планирования на муниципальном уровне;
обеспечения разработки долгосрочных целевых программ, обеспечивающих реализацию утвержденных стратегий и документов территориального планирования и последующий мониторинг их реализации;
обеспечения повышения сборов всех видов земельных платежей: налогов и арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
повышения качества и сроков проведения государственной кадастрового учета на территории области;
предоставления доступа к информации о территориальном развитии для граждан и юридических лиц.
6.4. Механизмы реализации Стратегии
Основой реализации Стратегии является совокупность организационных, экономических и правовых механизмов, взаимосвязанных между собой.
В процессе реализации Стратегии в первую очередь должны учитываться общественные интересы и возможность создания благоприятных условий для достижения стратегической цели.
Организационно-управленческий механизм предусматривает:
взаимодействие органов государственной власти области с органами государственного и муниципального земельного контроля в целях сохранения целевого использования земель, в том числе земель сельскохозяйственного назначения;
системное применение программно-целевых методов управления на основе реализации соответствующих федеральных и региональных программ, национальных проектов.
Нормативный правовой механизм предусматривает совершенствование законодательной базы и включает в себя:
подготовку предложений по внесению изменений в действующее федеральное законодательство;
подготовку областных нормативных актов по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения;
разработку методических рекомендаций, алгоритмов, необходимых для реализации основных направлений Стратегии.
Финансово-экономический механизм предусматривает участие областного бюджета в финансировании мероприятий в сфере оборота земель, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, мероприятия по повышению собираемости арендной платы за землю, а также регулирование ценовой политики области.
6.5. Целевые индикаторы
Ожидаемые результаты от реализации мероприятий Стратегии представлены в таблице 4:
Таблица 4
N п/п |
Целевой индикатор | 2010 год | 2015 год | 2020 год |
1. | Формирование земельных участков в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения |
5% | 100% | 100% |
2. | Завершение разграничения государственной собственности на землю на территории области |
30% | 70% | 100% |
3. | Формирование земельных участков под зданиями, строениями и сооружениями, находящимися в собственности области, а также земельных участков, предоставленных органам государственной власти области, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям и некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти области |
30% 75 участков 1 млн. руб. |
50% 450 участков 6 млн. руб. |
70% 825 участков 11 млн. руб. |
4. |
Исключен См. текст пункта 4 |
*(1) - по состоянию на 1 января 2007 года площадь земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с предшествующим годом увеличилась на 0,9 тыс. га в результате возврата земель временного пользования из земель промышленности и предоставления земель гражданам для сельскохозяйственного производства из земель запаса;
*(2) - по состоянию на 1 января 2008 года площадь земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с предшествующим годом в целом не изменилась, но произошло движение за счет перевода земель данной категории в земли промышленности (0,2 тыс. га) и земли населенных пунктов (0,2 тыс. га), а также перевода в земли данной категории земель запаса (0,4 тыс. га)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 7 июля 2009 г. N 1043 "О Стратегии развития отрасли земельных отношений Вологодской области до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст настоящего постановления официально опубликован в газете "Красный Север" N 81 от 21 июля 2009 г.
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 11 июля 2016 г. N 609
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 11 марта 2012 г. N 194
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 29 ноября 2011 г. N 1491