Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая Программа
"Здоровье" на 2009-2012 годы
(утв. постановлением Главы Шекснинского муниципального района Вологодской области
от 17 октября 2008 г. N 1856)
Паспорт программы
Наименование Программы | Программа "Здоровье" на 2009-2012 годы |
Заказчик Программы | Управление образования Шекснинского муниципального района |
Основные разработчики Программы |
Управление образования Шекснинского муниципального района |
Участники Программы | Управление образования Шекснинского муниципального района Образовательные учреждения Шекснинского муниципального района |
Основная цель Программы | Основной целью мероприятий Программы является комплексное решение проблем профилактики, снижения уровня заболеваемости, укрепления здоровья детей, создание условий для формирования у них отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха |
Основные задачи Программы | Создание новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию и образованию детей и подростков, формирование здорового образа жизни; Использование образовательных учреждений для массового оздоровления и укрепления здоровья детей; Создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности детей и подростков; Улучшение материально-технической базы образовательных учреждений; Создание оптимальных условий, соответствующих гигиеническим стандартам на всех этапах образовательного процесса; Повышение квалификации специалистов (медико-санитарного просвещения по вопросам укрепления здоровья). |
Срок реализации Программы | 2009-2012 годы. |
Основные мероприятия Программы |
Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение работа. Организация взаимодействия работы органов управления образованием и управления здравоохранения по укрепление здоровья детей и подростков, снижение заболеваемости. |
Ожидаемые результаты Программы |
Укрепление здоровья детей и подростков, снижение заболеваемости, Уменьшение количества пропущенных уроков, увеличение жизненной активности подрастающего поколения, что повлечет за собой увеличение численности и трудоспособности населения. |
Источники финансирования Программы |
Осуществляется за счет средств бюджета района. |
Объемы финансирования | За период 2009-2012 г.г. - 17 775 тыс. руб. 2009 год - 800 тыс. руб. 2010 год - 5485 тыс. руб. 2011 год - 5645 тыс. руб. 2012 год - 5845 тыс. руб. |
Контроль за реализацией Программы |
Управление образования Шекснинского муниципального района |
1. Обоснование Программы
Результаты Всероссийской диспансеризации детей констатируют снижение доли здоровых детей с 45,5% до 33,9% с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хронические патологии и инвалидность. Соответственно, в сложившейся ситуации проблемы сохранения здоровья населения и в первую очередь формирование здоровьесберегающего стиля поведения у детей и подростков требуют реализации системного подхода к формированию здорового образа жизни. Согласно анализу заболеваемости среди школьников Шекснинского района их здоровье прогрессивно ухудшается. За минувшее десятилетие доля "практически здоровых" детей уменьшилась в 1,5 раза, с 37% до 57% увеличилось количество детей второй группы здоровья. Среди школьников появляются заболевания связанные с нарушением обменных процессов в организме, связанные с белково-энергетической недостаточностью от недоедания. При наблюдающемся демографическом спаде рождаемости одновременно ухудшается и состояние здоровья первоклассников. Вместе с тем, в процессе школьного обучения дети приобретают заболевания, которые приводят к ограничениям в выборе профессии. Наблюдается эпидемия социогенных заболеваний, среди которых по-прежнему актуально злоупотребление психоактивными веществами (табакокурение, пивной алкоголизм), связанное с риском половое поведение, растет уровень зависимости от азартных и компьютерных игр.
Современная ситуация, сложившаяся в нашем обществе, требует адекватной реакции всех образовательных структур России на проблему сохранения здоровья подрастающего поколения. Существующий социальный заказ на воспитание здорового подрастающего поколения актуален для всех образовательных учреждений. Назревшая необходимость в воспитании компетентной личности, способной адаптироваться к внезапным изменениям реальности привела к повсеместному внедрению здоровьеориентированных педагогических технологий. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития человека зависит от множества факторов, то основной задачей в реализации здоровьеориентированных педагогических технологий является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством метода воспитания, самовоспитания и создания программ обучения здоровью.
По данным мониторинга физического состояния учащихся школ, выявлено большое число детей, имеющих отклонения в развитии физических качеств. 58% мальчиков не укладывается в нормативные требования по проявлению силы, 48% - не выполняют нормативные требования в развитии выносливости, 33% - в развитии скоростной силы. У девочек число не выполняющих нормативные требования в проявлении быстроты составляет 22%; 58% девочек не справляется с нормативами в проявлении выносливости,51% - в проявлении скоростной силы. Снижение низких показателей развития быстроты, выносливости и силы отмечаются у мальчиков с 1 по 5 класс, у девочек - с 1 по 4 класс и в 9,11 классах.
За последние годы отмечается тревожная тенденция увеличения числа учащихся с хроническими заболеваниями, отклонениями в состоянии здоровья, более раннее формирование патологии. Если сравнить структуры острой и хронической заболеваемости детей и подростков, становится, очевидно, что острая заболеваемость детей складывается, в первую очередь, независимо от возраста, из высокого уровня:
? инфекционной и паразитарной заболеваемости;
? болезней органов дыхания,
? болезней органов пищеварения;
а хроническая зависит, в основном, от уровня заболеваемости:
? болезнями костно-мышечной системы;
? болезни нервной системы;
? болезни глаза и его придатков;
? болезни уха и сосцевидного отростка;
? болезней органов пищеварения.
Проведя анализ заболеваемости и факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье детей, выделены основные ущербообразующие факторы, влияющие на формирование конкретно тех, заболеваний, которые занимают в структуре острой и хронической заболеваемости три первых места.
Основные ущербообразующие факторы, влияющие на формирование основных заболеваний обучающихся
N | Патология | Фактор |
1. | Болезни органов пищеварения |
? качество питания ? качество физкультурно-оздоровительной работы ? нарушение санитарно-эпидемиологического режима на пищеблоках ОУ |
2. | Инфекционные и паразитарные болезни |
? неисправные сети водоснабжения ? неисправные, требующие замены оконные блоки ? % неудовлетворительных замеров микроклимата |
3. | Болезни органов дыхания | ? качество питания ? неисправность тепловых сетей ? качество физкультурно-оздоровительной работы |
4. | Болезни костно-мышечной системы |
? качество физкультурно-оздоровительной работы ? % неудовлетворительных замеров освещенности |
5. | Болезни нервной системы | ? качество питания ? % неудовлетворительных замеров искусственной освещенности |
6. | Болезни глаза и его придатков |
? укомплектованность учебной мебелью в соответствии с возрастом и ростом ? % неудовлетворительных замеров искусственной освещенности |
7. | I группа здоровья | ? качество питания ? качество физкультурно-оздоровительной работы |
2. Основные направления реализации Программы
Реализация программы "Здоровье" предполагает осуществление деятельности по ряду основных направлений: Создание единого, ориентированного на сохранение здоровья, развивающего пространства в образовательном учреждении, позволяющего обучающимся в процессе креативной жизнедеятельности освоить ключевую компетенцию "быть здоровым" и сформировать здоровый образ жизни. Улучшение состояние внутри школьного пространства через создание аудио-визуального здоровьеориентированного имиджа учреждения. Организовать условия для социальной рекламы ценностей здорового образа жизни в подростковой субкультуре внутри школы и микрорайоне. Предоставить условия для комплексной реабилитации (педагогической, социальной, психологической, медицинской и т.д.) в условиях образовательного учреждения. Сформировать психологические и социальные ресурсы для поддержания всех участников педагогического взаимодействия.
Основное содержание программы здоровье реализуется через создание внутри системы, способствующей ведению здорового образа жизни и освоению ключевой компетенции "быть здоровым" детьми и подростками, через разработанный трехэтапный алгоритм включения их в процесс креативной жизнедеятельности. Реализация данного алгоритма происходит при создании системы воспитательных мероприятий, обеспечивающих проживание ситуации успеха и формирование поддерживающих социальных ресурсов, в виде постоянной группы подростков, носителей ценностей здорового образа жизни в молодежной субкультуре внутри района. Процесс поэтапного вовлечения обучающихся в освоение здорового образа жизни и реализацию ключевой компетенции "быть здоровым" в образовательном учреждении включает следующие этапы (уровни) развития содержания, форм и методов: Досуговый этап (начальный уровень) предполагает вовлечение детей в круглогодичную систему конкурсно-игровых массовых мероприятий по здоровью ("Пространство здоровья"), в которых они могут пережить ситуацию успеха и приобрести внутреннюю мотивацию для вовлечения в деятельность клуба здоровья. Клубный этап (второй уровень) направлен на вовлечение детей в деятельность клубов здоровья, в котором, посещая занятия на постоянной основе, осваивается блок начальной подготовки. В него входит минимальный объем необходимых знаний, умений и навыков, который постоянно востребован в процессе межличностного общения с референтной группой сверстников, для которых здоровье является значимой ценностью. Креативно-волонтерский этап (третий уровень) характеризуется освоением знаний, умений и навыков сохранения потенциала своего здоровья, профилактики болезней, оказания до врачебной помощи, преодоление вредных привычек и т.д., в зависимости от индивидуальных проблем со здоровьем, переходом к самостоятельному исследованию доступных информационных источников и созданием своего образовательного продукта. Как следствие, проявление активной жизненной позиции в своем микросоциальном окружении, что приводит к вовлечению в досуговый этап сверстников и детей младшего возраста, способствуя распространению идей сохранения здоровья в подростковой субкультуре. Координация процесса применения здоровьеориентированных педагогических технологий осуществляется при создании центра содействия укреплению здоровья с позиций системного подхода, обеспечивающего педагогический коллектив научно-методическими рекомендациями по внедрению здоровьеориентированных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс и способствующего распространение полученного положительного опыта по созданию школы, содействующей укреплению здоровья. Педагоги являющиеся носителями ценностей здорового образа жизни, при помощи здоровьеориентированных педагогических технологий, создают обучающимся единое, ориентированное на здоровье, пространство, в котором успешно реализуется ключевая компетенция "быть здоровым".
3. Механизм реализации Программы
Для реализации программы потребуется координация действий всех заинтересованных организаций и консолидация финансовых ресурсов. Администрация района определяет из числа исполнителей орган, осуществляющий координацию работы и взаимодействие с другими исполнителями. Взаимодействие между структурами осуществляется на основании заключенных договоров о сотрудничестве и совместной деятельности.
В каждом комитете, службе определяются меры по выполнению мероприятий программы и ответственный исполнитель на уровне заместителя руководителя органа.
При решении организационных вопросов на первое место выходит совершенствование форм и методов работы по сохранению здоровья детей и подростков. О проделанной работе исполнители информируют орган, координирующий выполнение программы.
Психолого-педагогические условия реализации программы должны обеспечить создание такого пространства образовательного учреждения, внутри которого ребенок, проходя основные периоды развития способен познавая себя, развиваться в безопасном пространстве. Материально-технические условия реализация программы "Здоровье" обеспечивает поэтапное достижение цели через выполнение ключевых задач, ориентированных на целостное взаимодействие внутри развивающейся открытой образовательной системы.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация программы приведет к созданию единого здоровьеориентированного пространства для всех участников педагогического процесса в районе, которое будет способствовать:
- освоению ключевой компетенции "быть здоровым" через разработанный трехэтапный алгоритм включения в процесс креативной жизнедеятельности;
- созданию в образовательных учреждениях аудио-визуального здоровьеориентированного имиджа;
- формированию постоянной группы подростков, носителей ценностей здорового образа жизни в молодежной субкультуре внутри школы и микрорайоне, района;
- осуществлению условий для реабилитации и оздоровления в образовательном учреждении; - формированию психологических и социальных ресурсов для поддержания всех участников педагогического взаимодействия;
- созданию системы воспитательных мероприятий, обеспечивающих проживание ситуации успеха и формирование поддерживающих социальных ресурсов;
- обеспечению педагогического коллектива научно-методическими рекомендациями по внедрению здоровьеориентированных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс;
- распространение полученного положительного опыта по созданию школы, содействующей укреплению здоровья.
5. Контроль за ходом выполнения Программы
Контроль за выполнением Программы осуществляют в соответствии с их полномочиями: Управление образования Шекснинского муниципального района, Управление здравоохранения Шекснинского муниципального района.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Успешная реализация программы должна обеспечить улучшение ряда социально-экономических характеристик:
- Укрепление здоровья детей и подростков, снижение заболеваемости.
- Уменьшение количества пропущенных уроков, увеличение жизненной активности подрастающего поколения, что повлечет за собой увеличение численности и трудоспособности населения.
- Создание системы мониторинга здоровья и среды обитания и регулярный анализ динамики и прогноз заболеваемости на его основе.
- Внедрение системы непрерывного обучения и воспитания детей навыкам здорового образа жизни с момента рождения до 18 лет.
- Создание целостной системы медико-гигиенического обучения учащихся с учетом поло-возрастных особенностей.
- Создание целостной системы валеологического обучения педагогических работников.
- Создание целостной системы воспитания у детей активного положительного отношения к своему здоровью. Создание посредством культуры и средств массовой информации у молодежи "моды на здоровье".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы Шекснинского муниципального района Вологодской области от 17 октября 2008 г. N 1856 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.