Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 26 января 2005 г. N 19 в Программу настоящего Постановления внесены изменения
Приложение к постановлению
Законодательного Собрания Вологодской области
от 10 июля 2002 г. N 418
Целевая программа содействия занятости населения
Вологодской области на 2003-2005 годы
26 января 2005 г.
Паспорт программы
Наименование Программы Целевая программа содействия занятости
населения Вологодской области на 2003-2005
годы (далее - Программа)
Основание для Закон Российской Федерации от 19.04.91 N
разработки Программы 1032-1 "О занятости населения в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями)
(ст. 15), распоряжение Правительства
Российской Федерации от 11.01.2001 N 27-р "О
разработке проекта федеральной целевой
программы "Содействие занятости населения
Российской Федерации на 2002-2005 годы"
Государственный заказчик департамент Федеральной государственной
(заказчик-координатор) службы занятости населения по Вологодской
области
Основные разработчики департамент Федеральной государственной
Программы службы занятости населения по Вологодской
области, департамент труда и социального
развития области, департамент экономики
правительства области, департамент финансов
области
Исполнители Программы департамент Федеральной государственной
службы занятости населения по Вологодской
области, департамент труда и социального
развития области, департамент финансов
области, департамент образования области,
комитет по делам молодежи, городские и
районные центры занятости населения
Основная цель и обеспечение реализации государственной
основные задачи политики занятости населения путем:
Программы формирования благоприятных условий для
занятости населения; направления рабочей
силы на предприятия в соответствии с
запросами работодателей; повышения качества
и конкурентоспособности рабочей силы,
развития системы обучения кадров;
сдерживания роста численности безработных за
счет организации и проведения переобучения и
переподготовки персонала, организации
трудоустройства безработных граждан, особо
нуждающихся в социальной защите; расширения
масштабов и усиления финансовой поддержки
развития малого и среднего бизнеса,
индивидуального предпринимательства; оказания
материальной поддержки безработным гражданам
Сроки реализации 2003-2005 годы
программы
Объем и источники планируемые финансовые затраты на реализацию
финансирования Программы Программы составят 529512,9 тысячи рублей, из
них из федерального бюджета, при условии
поступления средств, - 524012,9 тысячи
рублей, из областного бюджета - 5500,0
тысячи рублей. В 2003-2005 годах объемы
финансирования Программы будут формироваться
исходя из возможностей федерального и
областного бюджетов, предусмотренных на
текущее финансирование
Ожидаемые конечные реализация Программы позволит:
результаты Программы сдержать уровень безработицы в пределах 2,5 %;
провести профориентационную работу со 105
тысячами граждан;
предоставить возможность получения
профессиональных навыков 8 тысячам человек;
провести 211 ярмарок вакансий учебных и
рабочих мест;
организовать общественные работы для 7,5 тысячи
безработных граждан;
организовать временное трудоустройство
несовершеннолетних граждан в количестве
16,9 тысячи человек;
организовать трудоустройство 2100 граждан,
особо нуждающихся в социальной защите;
провести работу по программам "Новый старт"
и "Клуб ищущих работу" с 1050 гражданами;
поддержать предпринимательскую инициативу
650 граждан
Контроль за выполнением контроль за реализацией Программы
Программы осуществляют департамент Федеральной
государственной службы занятости населения по
Вологодской области, департамент финансов
области, департамент труда и социального
развития области, областной координационный
комитет содействия занятости населения
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Позитивные изменения в экономике области в целом оказали благоприятное влияние на положение на рынке труда, однако ситуация с занятостью населения не носит устойчивого характера и требует постоянного контроля во избежание возникновения социальной напряженности в обществе.
Так, численность занятых в экономике области, достигшая в конце 2000 года 623 тысяч человек, уменьшилась до 615,2 тысячи человек в конце 2001 года. Одновременно общая численность безработных в соответствии с методологией МОТ возросла с 55 тысяч человек в конце 2000 года до 64,8 тысячи в конце 2001 года. Незначительно, но увеличилось и число официальных безработных.
Наметившаяся тенденция увеличения спроса на рабочую силу в 2000 году кардинально изменилась в 2001 году. Так, если в 2000 году численность выбытия работников компенсировалась приемом новых на 103,8 процента, то в 2001 году этот показатель составил 97,7 процента.
В 2001 году по сравнению с 2000 годом отмечено увеличение числа работников, высвобождаемых в связи с сокращением. В 2000 году численность сокращенных составила 0,7 процента к среднесписочной численности, в 2001 году - 0,9 процента.
В рассматриваемом периоде продолжал иметь место режим неполного рабочего времени. Так, в вынужденных административных отпусках в 2001 году побывало 15,2 тысячи человек, что на 0,7 тысячи меньше, чем в предыдущем году. В то же время средняя продолжительность вынужденного отпуска в расчете на одного работника составила 20 дней, в то время как в 2000 году этот показатель достигал 13 дней.
В анализируемом периоде на предприятиях области сохранились проблемы по оплате труда, а также условия, крайне негативно влияющие на возможность заполнения имеющихся вакансий.
Так, численность работников, занятых трудовой деятельностью в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, не только не снижается (в 2000 году она составила 48,3 тысячи человек), но в дальнейшем предполагается ее увеличение. Наиболее вредными остаются условия труда в отраслях черной металлургии, машиностроения и металлообработки.
Доля работников, занятых тяжелым физическим трудом, остается на уровне 8,3-8,5 процента. За два последних года уровень производственного травматизма увеличился по частоте случаев на 1000 человек и составил в 2000 году - 9,6, в 2001 году - 10,1.
В 2000-2001 годах сохранилась значительная разница в уровне оплаты труда между территориями области. Выше среднеобластного показателя среднемесячная зарплата сложилась в г. Череповце. С наиболее низким уровнем оплаты труда выделялись Никольский, Верховажский, Тарногский районы (в 2 раза ниже среднеобластного), Кичм.-Городецкий (в 2,1 раза), Устюженский (в 1,9 раза).
Сохраняется в области низкая территориальная и профессиональная трудовая мобильность рабочей силы, обусловленная отсутствием достаточно развитого рынка жилья и внутрипроизводственной системы профессионального обучения и переобучения кадров.
Ситуация на рынке труда складывается адекватно процессам, происходящим в экономике. Численность официально зарегистрированных безработных, снизившаяся к концу 2000 года до 11,4 тысячи человек, к концу 2001 года возросла до 11,7 тысячи, а по состоянию на конец мая 2002 года достигла 13,1 тысячи человек.
Среди безработных велика доля женщин - 64-69 процентов. Каждый четвертый безработный находится в возрасте от 16 до 29 лет. Значительное место среди безработных занимают инвалиды. Их доля в общем составе безработных продолжает расти и по состоянию на конец марта 2002 года она составила 6,4 процента (в конце 2000 года - 6 процентов).
В соответствии с ситуацией, складывающейся на рынке труда, Целевая программа содействия занятости населения на 2003-2005 годы призвана обеспечить в рамках государственной политики занятости населения гарантии социальной поддержки безработных граждан, а также реализацию их права на труд, при этом особое место в Программе отведено безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите.
II. Основные цели и задачи Программы
В прогнозируемом периоде региональная политика в области содействия занятости населения помимо социальной защиты безработных приобретет более четкую направленность на активизацию структурных процессов в занятости и рост производительности труда. Главными приоритетами станут снижение неполной занятости, восстановление кадрового потенциала на предприятиях и в организациях за счет решения внутрипроизводственных трудовых проблем и найма новой рабочей силы. Не менее важные направления: повышение мобильности, гибкости, профессиональной конкурентоспособности рабочей силы - по-прежнему сохранят свою актуальность.
На фоне указанных факторов политика службы занятости на рынке труда области будет осуществляться через постановку следующих основных задач:
развитие качества рабочей силы (профессиональное обучение) как составной части развития человеческих ресурсов;
профессиональная ориентация незанятого населения и учащейся молодежи;
содействие занятости безработных граждан через организацию общественных работ;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан;
содействие занятости неконкурентоспособных групп населения;
поддержка самозанятости и малого предпринимательства;
регулирование трудовой миграции;
материальная поддержка безработных граждан.
Решение поставленных задач и вся практическая работа службы занятости в прогнозируемом периоде будет направлена на достижение следующих целей:
сдерживание официальной безработицы в пределах социально допустимого уровня;
снижение застойных явлений официальной безработицы;
сокращение времени поиска работы безработными гражданами и незанятым населением;
снижение напряженности на рынке труда.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Достижению поставленных целей будет способствовать система программных мероприятий, реализация которых намечена на 2003-2005 годы, с ежегодной корректировкой в соответствии с реальной ситуацией на рынке труда области.
IV. Система программных мероприятий
Основные программные мероприятия определены исходя из прогноза развития занятости и безработицы в области, складывающейся конъюнктуры рынка, приоритетов политики и задач службы занятости.
1. Профессиональная ориентация незанятого населения и безработных
граждан
Профессиональная ориентация населения в 2003-2005 годах будет рассматриваться как одно из ключевых направлений активной политики занятости и осуществляться в рамках государственной политики развития человеческих ресурсов в соответствии с профориентационными технологиями и нормативами с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий.
В период устойчивого функционирования экономики система профессиональной ориентации будет совершенствоваться и развиваться. Все существующие направления этой работы будут носить актуальный, востребованный и социально значимый характер для различных возрастных и социальных групп населения. Приоритетное право на получение профессиональных услуг будут иметь граждане, проблемы трудоустройства которых решаются особенно сложно: молодежь, женщины, лица предпенсионного возраста, военнослужащие, подлежащие увольнению в запас, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей.
Профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения в 2003-2005 годах будет направлена на решение следующих приоритетных задач:
активизация безработных граждан к поиску работы в первые дни обращения в службу занятости;
сокращение периода поиска работы безработными гражданами;
оказание психологической помощи безработным гражданам, длительное время стоящим на учете, по обеспечению выхода из депрессивного состояния, повышения мотивации к труду и возвращению к социально значимой работе, формированию активной жизненной позиции;
расширение сферы взаимодействия структур, заинтересованных в профориентационной работе.
Реализация поставленных задач будет осуществляться по следующим направлениям:
предоставление безработным гражданам, незанятому населению, высвобождаемым работникам и другим категориям населения качественных профориентационных услуг в выборе сферы деятельности, в получении в минимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с личными интересами граждан, потребностями рынка труда;
оказание психологической поддержки длительно безработным гражданам;
организация и проведение превентивной профориентационной работы с молодежью в целях профилактики молодежной безработицы, оказания своевременной помощи в профессиональном самоопределении учащихся;
проведение мониторинга обращаемости выпускников учреждений профессионального образования по вопросам трудоустройства в службу занятости;
проведение социологических исследований с целью выявления профессиональных намерений, мотивов выбора профессии и оценки эффективности профориентационной работы среди выпускников школ;
разработка, издание и распространение справочно-информационных и методических материалов по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе выпускников школ и профессиональных учебных заведений;
обучение и повышение квалификации профконсультантов центров занятости по вопросам психологической компетентности, личностного самосовершенствования, освоения современных технологий и методов работы по социально-психологическому сопровождению личности (семинары, стажировки, консультации, тренинга, изучение опыта профориентационной работы других регионов).
В течение периода с 2003 по 2005 годы профориентационной работой будет охвачено 105 тысяч граждан.
2. Профессиональное обучение безработных граждан
Политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на совершенствование систем обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.
Концепция профессионального обучения безработных граждан будет учитывать интересы личности, социума и государства и выполнять функции социальной и профессиональной реабилитации, реализующиеся через содержание и технологии обучения.
Основной задачей профессионального обучения безработных граждан на предстоящий период будет повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности с целью трудоустройства посредством предоставления гражданам образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития рынка труда.
Основным организатором профобучения безработных граждан останется областная служба занятости населения, которая будет взаимодействовать с действующими образовательными учреждениями всех уровней, учебными подразделениями предприятий, организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность.
Отбор образовательных учреждений будет происходить на основе конкурса с учетом перестройки учебного процесса для обучения взрослого населения.
Организация профобучения безработных граждан обеспечит:
доступность обучения для всех категорий безработных граждан при одновременном приоритете для социально слабозащищенных групп - молодежи, женщин, инвалидов, лиц, уволенных с военной службы и т.д.;
ориентацию на текущие и перспективные потребности экономики региона;
способность к гибкой трансформации содержания, форм и методов обучения;
выявление перспективных учреждений профессионального образования (материальной базы, кадров, учебно-программной документации и т.д.) для организации соответствующего профессионального образования с учетом требований работодателей.
Формирование кадрового потенциала области будет происходить через развитие системы непрерывного образования, включающей в себя профпод-готовку, начальное, среднее, высшее профессиональное образование, представленной всеми типами образовательных учреждений.
Развитие непрерывного профессионального образования будет основываться на следующих подходах:
количество работников высококвалифицированного умственного труда (тенденция в сторону специалистов) должно опережать существующий спрос производства в кадрах подобной квалификации в целях формирования образовательно-профессионального потенциала, способного развернуться в будущем;
получение все более качественных профессиональных знаний и умений в целях повышения стоимости рабочей силы как человеческого капитала, способного давать высокие дивиденды в течение длительного времени.
Многовариантная разноуровневая система профессионального образования будет ориентирована, с одной стороны, на рынок труда, с другой стороны, сохранит элемент отраслевого заказа (металлургия, строительство, легкая промышленность и т.д.).
Профобучение безработных граждан в 2003-2005 годах останется гибким и мобильным звеном непрерывного образования и будет иметь ключевое значение для развития качества рабочей силы как составной части человеческих ресурсов. Роль профобучения безработных граждан, особенно молодежи, будет возрастать, так как предстоящий период будет характеризоваться старением трудовых ресурсов, а следовательно, снижением их мобильности.
Предполагается, что за период 2003-2005 годов профессиональное обучение пройдут 8 тысяч человек.
3. Организация ярмарок вакансий учебных и рабочих мест
В прогнозируемом периоде службой занятости совместно с учебными заведениями и работодателями будет продолжена работа по организации выставок-ярмарок вакансий учебных и рабочих мест.
Данные мероприятия, финансирование которых будет осуществляться из федерального бюджета, предусматривают два основных направления:
информирование населения о возможностях трудоустройства и обучения;
подбор для работодателей требуемых специалистов.
За три года предполагается провести 211 ярмарок в городах и районах области.
4. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда
С целью доведения информации до населения о проводимой государственной политике на рынке труда, разъяснения Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и оказания максимальной информационной помощи гражданам в поиске работы, возможностях профессионального обучения в прогнозируемом периоде предусматривается:
обеспечить подготовку и выпуск специализированного периодического издания департамента труда и социального развития области - информационного бюллетеня "Биржа труда";
осуществлять информационные связи департамента с общественностью через средства массовой информации;
размещать в прессе, на радио, телевидении тематические материалы о ситуации с занятостью и безработицей в области;
проводить пресс-конференции, "круглые столы" по проблемам занятости и рынка труда;
проводить предувольнительные консультации высвобождаемым работникам через справочно-информационные материалы, а в случае массовых высвобождений создавать временные консультационные пункты в организациях, которые планируют высвобождение.
5. Организация общественных работ
Основным направлением обеспечения временной занятости безработных и ищущих работу граждан как и прежде останутся общественные работы.
В прогнозируемом периоде предусматривается расширение общественных работ, усиление их социальной направленности, что позволит не только поддержать доходы безработных граждан, но и сохранить мотивацию к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе, не имеющих профессии, и других категорий незанятого населения, для которых в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" общественные работы считаются "подходящей" работой.
Основные виды общественных работ:
озеленение и благоустройство населенных пунктов;
сезонные сельскохозяйственные работы;
лесохозяйственные и лесовосстановительные работы;
ремонтно-строительные работы;
обслуживание престарелых граждан, инвалидов.
Предполагается в течение трех лет привлечь на общественные работы 7500 человек. Финансирование общественных работ будет осуществляться из федерального и областного бюджетов.
6. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан
В 2003-2005 годах в целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности предполагается трудоустроить на временную работу 16,9 тысячи несовершеннолетних граждан.
7. Организация трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите
7.1. Содействие занятости молодежи
Как показывает практика, молодежь чаще, чем представители старших возрастных групп, оказывается среди тех, кто ищет и не находит работу. И это при том, что молодежь обладает существенными преимуществами по сравнению с другими возрастными категориями трудоспособного населения.
Низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда объясняется, с одной стороны, отсутствием квалификации после окончания учебного заведения и нежеланием работодателей нести финансовые и организационные расходы, связанные с профессиональным обучением молодых работников, с другой стороны, идеалистическим представлением молодежи о работе, завышенными требованиями к условиям труда и первоначальному размеру заработной платы, а у части молодых людей - невысоким уровнем образования. Кроме того отрицательную роль играет недостаточная информированность молодежи о своих правах, возможностях и обязанностях.
В свете изложенного первоочередными задачами в вопросах содействия занятости молодежи в прогнозируемом периоде остаются профессиональная ориентация и обучение, создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, и сокращение периода поиска работы для остальной части молодежи.
Для решения этих задач предусматривается проведение широкого информирования выпускников образовательных учреждений о возможности обучения в учреждениях профессионального образования, получения дополнительной профессии для последующего трудоустройства, в том числе с помощью организации ярмарок вакансий и выставок учебных мест для молодежи с обязательным участием в них профконсультантов.
7.2. Содействие занятости женщин, в том числе многодетных и одиноких родителей
Социально-экономические и политические перемены в российском обществе повлияли на положение женщин в сфере занятости, в значительной мере усугубив их неравное положение на рынке труда.
Обострение проблем женской занятости объясняется возросшим значением экономических критериев оценки деятельности предприятий, усилившим противоречие между экономическими и социальными интересами предприятия и его отдельных работников. Рыночные принципы хозяйствования предполагают такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой у предприятия возникает экономический интерес в привлечении и сохранении рабочей силы, обладающей наиболее эффективными характеристиками - устойчивостью, хорошей адаптированностью к быстро изменяющимся производственным условиям и способной к решению прогрессивных идей.
В таких условиях и создаются предпосылки дискриминации по половому признаку в области трудоустройства.
Вологодская область не является исключением, поэтому ситуация на рынке труда складывается таким образом, что несмотря на относительную стабилизацию с занятостью населения, остается проблема обеспечения занятости женщин, в том числе многодетных и одиноких родителей.
С учетом сложившегося состояния занятости женщин в прогнозируемом периоде предусматривается:
профессиональная ориентация и психологическая поддержка в целях обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности;
максимально возможное трудоустройство женщин, завершивших образование в высших и средних учебных заведениях, если полученная специальность отвечает современным требованиям;
расширение службой занятости информационных и практических услуг в вопросах профобучения, переобучения и повышения квалификации;
развитие общественных работ, особенно в сфере социальной инфраструктуры, с достаточной продолжительностью прежде всего для молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, поскольку значительная ее часть не имеет профессии;
создание и развитие производств, применяющих гибкие формы занятости женщин, прежде всего из числа многодетных и одиноких родителей, в сфере услуг, народных промыслов, а также производств, использующих надомный труд;
использование возможностей трудоустройства безработных женщин из числа многодетных и одиноких родителей путем частичной компенсации расходов работодателей по оплате их труда.
7.3. Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью - инвалидов
К наиболее нуждающейся в поддержке на рынке труда категории граждан относятся инвалиды.
В прогнозируемом периоде продолжится опережающий рост общей численности инвалидов над численностью работающих инвалидов, следовательно, остается проблема трудоустройства данной категории граждан.
В связи с этим через систему службы занятости предусматривается:
содействие временной самостоятельной занятости инвалидов и поддержка их предпринимательской деятельности;
использование эффективных образовательных программ по обучению инвалидов приоритетным на рынке труда профессиям и специальностям;
стимулирование работодателей путем частичной компенсации расходов по оплате труда инвалидов.
7.4. Поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
В прогнозируемом периоде будет продолжен процесс сокращения Вооруженных сил Российской Федерации.
Граждане, уволенные из Вооруженных сил, отличаются мобильностью и высоким уровнем образования, а поэтому большая их часть имеет возможность
трудоустроиться самостоятельно, но некоторая часть обращается за содействием в службу занятости.
В связи с этим предполагаются следующие направления работы службы занятости:
профессиональное консультирование и психологическая поддержка военнослужащих;
профессиональная подготовка с последующим трудоустройством военнослужащих и членов их семей;
оказание гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей помощи в организации предпринимательской деятельности и самозанятости;
трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей через стимулирование работодателей путем частичной компенсации расходов по оплате труда граждан, принятых на работу.
7.5. Поддержка длительно безработных граждан
Среди лиц, официально зарегистрированных в службе занятости, сохраняется значительная доля длительно безработных граждан. Данную категорию формируют безработные, у которых возникают особые проблемы с поиском работы, - это женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, граждане предпенсионного возраста, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, граждане, не имеющие профессии.
В целях приобретения навыков, сокращения сроков поиска подходящей работы гражданам, ищущим работу, и безработным гражданам, смягчения последствий длительной безработицы служба занятости будет осуществлять работу по социальной адаптации граждан на рынке труда путем реализации программ "Клуб ищущих работу" и "Новый старт" как наиболее эффективных и малозатратных программ содействия занятости населения.
Кроме того трудоустройству длительно безработных граждан будет способствовать частичная компенсация расходов работодателей по оплате труда данной категории граждан.
7.6. Содействие занятости граждан, освобожденных из мест лишения свободы
Вследствие негативного отношения общества к гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, недопонимания остроты проблемы, а зачастую нежелания отдельных структур заниматься ею создается атмосфера повышенных трудностей при подборе нового рабочего места, а также трудностей психологического характера для данной категории граждан.
В целях усиления социальной защиты лиц, освободившихся из мест лишения свободы, повышения эффективности их трудоустройства в прогнозируемом периоде службой занятости предполагаются следующие меры:
профессионально-трудовая адаптация граждан, психологическая поддержка;
оказание практических услуг в вопросах профобучения и переобучения;
стимулирование работодателей путем частичной компенсации расходов
по оплате труда лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
7.7. Поддержка граждан предпенсионного возраста
К категории граждан, обладающих низкой конкурентоспособностью на рынке труда, относятся граждане предпенсионного возраста.
Служба занятости в рамках Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" оказывает содействие гражданам предпенсионного возраста.
В прогнозируемом периоде данная работа будет продолжена по следующим направлениям:
психологическая поддержка граждан предпенсионного возраста;
трудоустройство на временные и общественные работы;
содействие в организации собственного дела;
стимулирование работодателей путем частичной компенсации расходов по оплате труда граждан предпенсионного возраста, принятых на работу;
досрочный выход на пенсию.
Последнее направление используется службой занятости в случаях, не имеющих альтернативы.
8. Социальная адаптация граждан на рынке труда, программы "Клуб ищущих работу" и "Новый старт"
Программы "Клуб ищущих работу" и "Новый старт" рассчитаны как на длительно безработных граждан, так и на впервые вступающих в трудовую деятельность. Первая группа формируется обычно из женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, граждан предпенсионного возраста, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание. Вторая группа формируется из молодежи, впервые вступающей в трудовую деятельность.
Учитывая категории безработных граждан, основными целями программ являются:
дополнительное повышение шансов трудоустройства;
преодоление негативных последствий безработицы;
формирование навыков самостоятельного поиска работы;
восстановление мотивации к труду.
За период с 2003 по 2005 годы социальную адаптацию пройдут 1050 человек.
9. Содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности
Широкое развитие малого предпринимательства (самозанятости) содействует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров людей, является альтернативой социальному иждивенчеству.
Малый бизнес сглаживает колебания экономической конъюнктуры, балансируя между спросом и предложением рабочей силы. Малый бизнес отличается гибкостью и мобильностью, способностью к быстрым техническим и структурным переменам.
В целом следует выделить следующие особенности малого бизнеса, позволяющие быстро создать конкурентную среду:
высокая приспособляемость к рыночной конъюнктуре;
непосредственная связь с потребителем;
узкая специализация;
возможность начать предпринимательскую деятельность с небольшим стартовым капиталом.
Именно эти качества малого предпринимательства соответствуют требованиям и возможностям безработных граждан, желающих организовать собственное дело.
В прогнозируемом периоде в целях расширения возможностей обеспечения занятости населения служба занятости будет использовать следующие направления:
информирование о возможностях заняться предпринимательской деятельностью, включая ознакомление с законодательством, предоставление информации об организациях, занимающихся вопросами развития предпринимательства;
содействие в разработке и экспертизе бизнес-планов;
информирование о возможностях и условиях обучения основам малого бизнеса;
организация обучения безработных граждан в целях подготовки к предпринимательской деятельности.
Информирование по данному вопросу безработных граждан даст возможность решить проблему трудоустройства в течение трех лет 650 безработным.
10. Материальная поддержка безработных
В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в прогнозируемом периоде (2003-2005 годы) планируется обеспечить за счет средств федерального бюджета гарантии материальной поддержки безработных граждан, в том числе:
выплату пособий по безработице 68 тысячам человек. Всего затраты составят 434239,2 тысячи рублей;
оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей. Предполагается, что такая возможность будет предоставлена 18 тысячам человек. Финансовые затраты в течение всего периода составят 5825,7 тысяч рублей;
возможность выхода на досрочную пенсию 660 человек. Финансовые затраты составят 8066,4 тысячи рублей.
Система мероприятий приведена в приложении N 1.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация комплексного подхода к решению проблем содействия занятости населения предусматривает следующие затраты на мероприятия Программы:
организация профессиональной ориентации - из федерального бюджета 1000,0 тысяч рублей;
организация профессионального обучения - из федерального бюджета 46185,0 тысяч рублей;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест - из федерального бюджета 1446,2 тысячи рублей;
информирование населения и работодателей о положении на рынке труда - из федерального бюджета 561,0 тысяча рублей;
организация общественных работ - из федерального бюджета 8311,8 тысячи рублей;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан - 18939,2 тысячи рублей, в том числе из федерального бюджета -13439,2 тысячи рублей и из областного бюджета - 5500,0 тысяч рублей;
организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, - из федерального бюджета 4295,0 тысяч рублей;
социальная адаптация граждан на рынке труда, программы "Клуб ищущих работу" и "Новый старт" - из федерального бюджета 183,4 тысячи рублей;
содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности - из федерального бюджета 460,0 тысяч рублей;
материальная поддержка (выплата пособий, материальной помощи и досрочных пенсий) лицам, признанным безработными, - из федерального бюджета 448131,3 тысячи рублей.
Средства на реализацию мероприятий Программы ежегодно предусматриваются в областном и федеральном бюджетах исходя из возможностей доходной базы.
Объемы финансирования приведены в приложении N 2..
VI. Эффективность реализации Программы
Реализация Программы на 2003-2005 годы позволит создать условия для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долгосрочной безработицы и достичь следующих результатов:
оказать услуги профессиональной ориентации 105 тысячам человек;
предоставить возможность профобучения 8 тысячам человек;
организовать 211 ярмарок вакансий учебных и рабочих мест;
обеспечить трудоустройство на общественные работы 7,5 тысячи безработных граждан;
организовать временную занятость 16,9 тысячи несовершеннолетних граждан;
организовать трудоустройство 2100 граждан, особо нуждающихся в социальной защите (молодежи, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, многодетных и одиноких родителей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, граждан предпенсионного возраста, лиц, длительное время неработающих);
поддержать предпринимательскую инициативу 650 граждан;
провести работу по социальной адаптации с 1050 гражданами через программы "Клуб ищущих работу" и "Новый старт";
сдержать уровень официальной безработицы в пределах 2,5 процентов.
VII. Механизм реализации Программы
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляется департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Вологодской области (заказчиком-координатором), а также по соответствующим мероприятиям Программы - ответственными органами исполнительной государственной власти области.
VIII. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией целевой Программы осуществляется департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Вологодской области (заказчиком-координатором) и первым заместителем Губернатора области, курирующим соответствующую отрасль (сферу).
Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Вологодской области (заказчик-координатор) несет ответственность за конечные результаты реализации Программы, целевое и эффективное использование выделяемых средств и предоставление в установленном порядке аналитической информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.