Текст настоящего Устава в редакции от 28 ноября 1995 г.
Устав города Череповца
23 апреля 1996 г., 8 апреля, 24 июня 1997 г.
Глава 1. Город, его территория, жители города
Статья 1. Основание города и его статус
Город Череповец, основанный в 1777 году, является городом с 4 ноября 1777 года в соответствии с Указом Императрицы Екатерины II. Город Череповец является муниципальным образованием, входит в состав Вологодской области.
Четвертое ноября является Днем города.
Постановлением Череповецкой городской Думы от 8 апреля 1997 г. N 62 название статьи 2 настоящего Устава изложено в новой редакции
Статья 2. Символика города Череповца. Городские знаки отличия
Постановлением Череповецкой городской Думы от 8 апреля 1997 г. N 62 пункт 1 статьи 2 настоящего Устава изложен в новой редакции
1. Город Череповец имеет свой Герб. Изображение Герба и его описание прилагаются.
2. Город может иметь и другую символику, утверждаемую представительным органом городского самоуправления или общегородским референдумом.
3. Порядок официального использования символики утверждается представительным органом городского самоуправления.
4. Город имеет знаки отличия. За выдающийся вклад в экономическое, социальное и культурное развитие города могут присваиваться звание "Почетный гражданин города Череповца", вручаться памятный знак "За особые заслуги перед городом Череповцом", "Почетная грамота города Череповца". Порядок присвоения почетных званий, награждения знаками отличия определяется положениями о них, утвержденными городской Думой.
Статья 3. Граница города Череповца
1. Граница города определяет территорию, в пределах которой осуществляется городское самоуправление.
2. Официальным документом, фиксирующим границу города, является Проект расширения городской черты г. Череповца Вологодской области, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 21 апреля 1977 года N 240.
3. Изменение границы города производится в порядке, установленном действующим законодательством с учетом мнения населения города.
4. Развитие города осуществляется на основе Генерального плана, утвержденного в соответствии с действующим законодательством.
Статья 4. Земли города
1. Все земли в пределах городской черты находятся в ведении органов городского самоуправления при соблюдении прав собственников на земли и иных законных пользователей земельных участков.
Постановлением Череповецкой городской Думы от 8 апреля 1997 г. N 62 первое предложение пункта 2 статьи 4 настоящего Устава исключено
2.Отнесение земель города к категории земель производится в плате земельно - хозяйственного устройства города, утверждаемом представительным органом городского самоуправления.
Конкретное использование земель, отнесенных к той или иной категории, осуществляется в соответствии с Генеральным планом города.
Статья 5. Пригородная зона
1. Прилегающая к городской черте территория является пригородной зоной города.
2. Границы пригородной зоны и правовой режим ее использования определяются договором органов самоуправления города и прилегающих районов области.
Статья 6. Деление территории города в целях организации управления
1. Деление территории города в целях организации административно - территориального управления осуществляется по постановлению представительного органа городского самоуправления.
2. Границы внутри городских территориальных образований определяются постановлениями представительного органа городского самоуправления с учетом экономико - географических, экологических и демографических особенностей территории и исторических традиций города, а также целостности землепользования.
3. В составе территории города, исходя из предложений граждан, определяются территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения.
4. Границы территорий деятельности органов территориального общественного самоуправления устанавливаются представительным органом городского самоуправления.
Статья 7. Жители города
Жителями города признаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в городе.
Глава 2. Самоуправление города
Статья 8. Понятие городского самоуправления
1. Городское (местное) самоуправление на территории города Череповца - форма осуществления жителями своего волеизъявления, система, обеспечивающая возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения, исторических традиций и иных местных условий.
2. Обладателем всех прав самоуправления в городе является население города. Субъектами самоуправления, имеющими право участвовать в выборах органов и должностных лиц городского самоуправления, являются жители города, обладающие избирательными правами.
Статья 9. Формы участия населения в самоуправлении города
Население города осуществляет права самоуправления:
- посредством городских референдумов;
- путем участия в выборах органов и должностных лиц городского самоуправления;
- через выборные органы городского самоуправления;
- через органы территориального общественного самоуправления;
- через другие формы прямого волеизъявления граждан.
Статья 10. Основные задачи деятельности городского самоуправления
Основными задачами деятельности городского самоуправления являются:
Постановлением Череповецкой городской Думы от 8 апреля 1997 г. N 62 пункт 1 статьи 10 настоящего Устава изложен в новой редакции
1. Обеспечение гражданам города прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве.
Постановлением Череповецкой городской Думы от 8 апреля 1997 г. N 62 в пункте 2 статьи 10 настоящего Устава слова "охраны их здоровья" заменены словами "охрана их здоровья"
2. Создание для жителей города благоприятных условий проживания, охрана их здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность жителей.
Статья 11. Компетенция городского самоуправления
Компетенцию городского самоуправления образуют:
Постановлением Череповецкой городской Думы от 8 апреля 1997 г. N 62 в абзац второй статьи 11 настоящего Устава после слов "законами Вологодской области" дополнен словами "настоящим Уставом"
- все полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и законами Вологодской области, настоящим Уставом, и иные, предусмотренные действующим законодательством;
- отдельные государственные полномочия, возложенные на городское самоуправление законами Российской Федерации и Вологодской области;
- полномочия, переданные другими местными сообществами по договору.
Статья 12. Предметы ведения городского самоуправления
1. К предметам ведения городского самоуправления относятся:
1) принятие и изменение Устава города, контроль за его соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение городского бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) Регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
10) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальном образовании;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы;
31) иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Вологодской области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
2. Органы и должностные лица городского самоуправления исполняют государственные полномочия, делегированные местному самоуправлению федеральными законами, законами Вологодской области, при наличии необходимого материального и финансового обеспечения выполнения этих полномочий соответствующими органами государственной власти.
Глава 3. Структура органов городского самоуправления
Статья 13. Органы городского самоуправления
1. Структуру органов городского самоуправления составляют:
- представительный орган городского самоуправления - городская Дума;
- исполнительный орган городского самоуправления - мэрия.
2. Главой городского самоуправления является мэр города.
3. Органы городского самоуправления составляют единую систему городского самоуправления и являются юридическим лицом.
Глава 4. Представительный орган городского
самоуправления - городская дума
Статья 14. Городская Дума
1. Городская Дума представляет население города и осуществляет от его имени полномочия, установленные федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом.
2. Городской Думе принадлежит право выступать от лица всего населения города в отношениях с другими органами местного самоуправления, государственной власти, иными государственными, общественными организациями, включая зарубежные.
3. Городская Дума является постоянно действующим органом городского самоуправления.
4. Городская Дума состоит из 18 депутатов, избираемых населением города на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
5. Городская Дума формируется на принципе ротации путем проведения выборов через каждые 2 года по 9 депутатов.
Постановлением Череповецкой городской Думы от 24 июня 1997 г. N 104 статья 14 настоящего Устава дополнена п. 6
6. Городская Дума правомочна, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Статья 15. Депутаты городской Думы
1. Депутаты городской Думы избираются в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Депутат городской Думы имеет установленный законами Российской Федерации и Вологодской области срок полномочий, который не может быть уменьшен иначе, как в связи:
- с досрочным прекращением полномочий по основаниям, установленным законодательством (отзыв депутата, сложение полномочий, вступление в силу обвинительного приговора суда о совершении уголовного преступления, роспуск городской Думы);
- с назначением более ранней, чем время истечения полномочий, даты новых выборов, но не более чем на 3 месяца;
- с избранием в другие представительные органы.
3. Депутаты городской Думы представляют интересы своих избирателей и всего населения города, строят свою деятельность в соответствии с предвыборной программой, руководствуются законодательными и нормативными актами Российской Федерации, Вологодской области, постановлениями городской Думы, отчитываются о своей деятельности перед избирателями не реже одного раза в год.
4. Депутаты городской Думы ведут работу в городской Думе, как правило, на непостоянной основе. Количество депутатов городской Думы, работающих на постоянной основе, размер оплаты труда, порядок перехода на постоянную работу в городскую Думу и освобождение от нее устанавливаются постановлением городской Думы на основании законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Вологодской области.
5. Затраты, связанные с деятельностью депутатов городской Думы, производятся из средств городского бюджета.
6. Депутатам городской Думы, работающим в городской Думе на непостоянной основе, могут по постановлению городской Думы из средств городского бюджета выплачиваться фиксированные почасовые суммы за время участия в заседаниях городской Думы, комиссиях, рабочих группах, членами которых они являются. Городской Думой может быть установлен иной порядок оплаты труда депутатов, работающих в городской Думе на непостоянной основе.
Статья 16. Структура городской Думы
1. Городская Дума самостоятельно определяет свою структуру.
Постановлением Череповецкой городской Думы от 8 апреля 1997 г. N 62 в пункт 2 статьи 16 настоящего Устава внесены изменения
2. Секретарь городской Думы избирается городской Думой тайным голосованием из числа депутатов и выполняет функции по организации работы городской Думы.По статусу секретарь городской Думы является заместителем мэра города и выполняет функции по организации работы городской Думы. Мэр города может делегировать секретарю городской Думы решение и других, входящих в его компетенцию, вопросов. Права и обязанности секретаря городской Думы определяются Положением, утверждаемым городской Думой.
3. Секретарь городской Думы работает на постоянной основе.
4. Денежное содержание секретарю городской Думы устанавливается постановлением городской Думы по предложению мэра города и изменяется в соответствии с законодательством.
5. Секретарь городской Думы прекращает свои полномочия в связи с окончанием депутатских полномочий.
6. Досрочное прекращение полномочий секретаря городской Думы происходит по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 22 настоящего Устава, за исключением подпункта "в".
7. Секретарь городской Думы освобождается от должности постановлением городской Думы, принятым двумя третями голосов депутатов, избранных в городскую Думу, по предложению мэра города или по инициативе не менее одной трети от числа депутатов, избранных в городскую Думу.
8. Из числа депутатов городской Думы могут образовываться постоянные комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции. Отдельные вопросы могут быть закреплены за депутатами в качестве постоянных поручений, при этом городской Думой могут создаваться рабочие группы во главе с депутатом с включением в их состав специалистов, экспертов, не являющихся депутатами.
9. В целях обеспечения деятельности городской Думы в аппарате мэрии образуется структурное подразделение организационно - контрольной работы городской Думы с непосредственным подчинением секретарю городской Думы. Утверждение Положения о структурном подразделении организационно - контрольной работы городской Думы и утверждение в должностях его сотрудников производится городской Думой по предложению секретаря городской Думы.
Статья 17. Полномочия городской Думы
1. Городская Дума коллегиально решает следующие вопросы:
- принятие общеобязательных правил по предметам ведения городского самоуправления, предусмотренных Уставом города;
- утверждение городского бюджета и отчета о его исполнении;
- установление и отмена местных налогов и сборов;
- утверждение программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении;
- принятие проекта городской черты;
- отнесение земель города к категориям земель;
- деление территории города в целях организации самоуправления;
- утверждение перечня земельных участков, горных отводов и других природных объектов муниципальной собственности, не подлежащих приватизации, а также аналогичного перечня природных объектов, передача которых во владение, пользование или аренду может осуществляться мэрией только с согласия городской Думы;
- установление назначения, порядка формирования и расходования средств целевых фондов, участие средствами городского бюджета в иных фондах;
- утверждение перечня объектов муниципальной собственности, распоряжение которыми мэрия вправе осуществлять только с предварительного согласия городской Думы;
- вопросы, переданные в компетенцию городской Думы другими органами власти и управления; иные вопросы, отнесенные к компетенции городской Думы действующими законодательными и нормативными актами и настоящим Уставом, в том числе нормотворческая деятельность в пределах своей компетенции.
Постановлением Череповецкой городской Думы от 24 июня 1997 г. N 104 пункт 2 ст. 17 настоящего Устава признан утратившим силу
2. Постановления городской Думы, принятые в пределах ее компетенции, обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение постановлений городской Думы влечет ответственность должностных лиц и граждан, предусмотренную законодательством.
Постановлением Череповецкой городской Думы от 24 июня 1997 г. N 104 настоящий Устав дополнен статьей 17.1
Статья 17.1. Правовые акты городской Думы и порядок их принятия.
1. Городская Дума реализует свои полномочия исключительно путем принятия правовых актов в виде постановлений.
2. Постановления городской Думы принимаются большинством голосов избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Уставом. Порядок принятия постановлений и иных актов городской Думы устанавливается ее регламентом.
3. Постановления городской Думы не позднее 5 дней со дня их принятия направляются мэру города для подписания, который в течение 7 дней со дня поступления подписывает либо отклоняет их и возвращает в городскую Думу с мотивированным заключением о причинах возврата.
До повторного рассмотрения отклоненного постановления может быть создана согласительная комиссия.
Если при повторном рассмотрении постановление принято не менее чем двумя третями голосов от числа избранных в городскую Думу депутатов, мэр города обязан в течение трех дней подписать и опубликовать (обнародовать) постановление.
4. Если постановление городской Думы было возвращено мэром города по мотивам противоречия действующему законодательству и настоящему Уставу, то после подтверждения городской Думой не менее чем двумя третями голосов от числа избранных депутатов и подписания указанного постановления мэр города вправе обжаловать постановление городской Думы в суде.
5. В случае принятия постановления в иной редакции оно направляется мэру города на подпись как вновь принятое.
6. Постановления городской Думы, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от подчиненности и форм собственности, структурными подразделениями городского самоуправления, должностными лицами и гражданами.
Постановлением Череповецкой городской Думы от 24 июня 1997 г. N 104 настоящий Устав дополнен ст. 17.2
Статья 17.2. Порядок вступления в силу правовых актов городской Думы.
1. Постановление городской Думы вступают в силу со дня подписания, если иное не установлено самим постановлением.
2. Нормативные правовые акты городской Думы, затрагивающие права и обязанности населения города, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Статья 18. Контрольная деятельность городской Думы
1. Городская Дума осуществляет контрольную деятельность по вопросам городского самоуправления с учетом разграничения полномочий органов самоуправления на территории города.
2. В своей контрольной деятельности городская Дума опирается на комиссии, рабочие группы, другие органы городского самоуправления, органы территориального общественного самоуправления населения. Контрольная функция Думы реализуется на ее заседаниях.
3. Мэрия подотчетна городской Думе в своей деятельности.
4. Городская Дума осуществляет контроль за деятельностью всех органов и должностных лиц городского самоуправления по вопросам выполнения бюджета города, планов и программ экономического и социального развития города, другим вопросам в пределах ее компетенции.
5. Городская Дума в пределах своей компетенции вправе осуществлять контроль за выполнением предприятиями, организациями, учреждениями различных форм собственности, находящихся на территории города, правил о создании или преобразовании предприятий и иных объектов рыночной структуры, их размещения на подведомственной территории, соблюдением правил пользования природных ресурсов, экологических, санитарных и строительных норм, договорных обязательств о проведении мероприятий, связанных с деятельностью городского самоуправления, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия.
6. Городская Дума вправе поставить обязательный для рассмотрения органами и должностными лицами городского самоуправления вопрос об отмене или изменении изданных этими органами и должностными лицами постановлений, распоряжений, приказов, противоречащих законодательству и постановлениям городской Думы, принятым в пределах ее компетенции. (в ред. Постановления Череповецкой городской Думы от 23.04.96 N 62)
7. Осуществляя контрольную деятельность, городская Дума вправе поставить вопрос об ответственности должностного лица органа городского самоуправления. Основаниями для этого могут быть:
- систематическое или грубое единичное нарушение (невыполнение) законодательства, финансовой дисциплины, постановлений городской Думы;
- совершение проступков, дискредитирующих органы городского самоуправления в глазах населения.
Должностные лица органов городского самоуправления, в подчинении которых находятся допустившие нарушение сотрудники, обязаны рассмотреть вопрос об ответственности указанных лиц, вплоть до освобождения от занимаемой должности, и о принятых мерах проинформировать городскую Думу. Городская Дума вправе оценить достаточность принятых мер.
Глава 5. Глава городского самоуправления - мэр города
Статья 19. Мэр города - высшее должностное лицо в системе городского самоуправления
1. Мэр города - высшее должностное лицо городского самоуправления.
2. Мэр города избирается населением города на 4-летний срок из числа его жителей. Выборы проводятся на альтернативной основе путем всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Дата выборов назначается постановлением городской Думы в соответствии с действующим законодательством.
3. Денежное содержание мэру города устанавливается постановлением городской Думы и изменяется в соответствии с действующим законодательством.
Статья 20. Полномочия мэра города как высшего должностного лица города
Мэр города как высшее должностное лицо города:
- представляет городское самоуправление во взаимоотношениях с органами власти всех уровней, другими органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями, включая зарубежные;
- возглавляет городскую Думу, председательствует на ее заседаниях, подписывает принятые городской Думой постановления. На заседаниях городской Думы имеет право решающего голоса;
- вправе в течение 7 дней вернуть в городскую Думу принятое ею постановление в случаях несогласия с постановлением, его несоответствия законодательству с мотивированным заключением о причинах возврата. Если при повторном рассмотрении постановление принято не менее чем двумя третями голосов от числа избранных в городскую Думу депутатов, мэр города обязан в течение трех дней подписать и обнародовать постановление;
- вносит в городскую Думу предложения о структуре городского самоуправления, утверждении в должности и освобождении от нее должностных лиц. Перечень должностей, назначение на которые и освобождение от них производится мэром города по контракту с согласия городской Думы, утверждается постановление городской Думы;
- имеет право внесения в городскую Думу предложений по любым вопросам, входящим в ее компетенцию;
- заключает договоры с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти;
- в случае несоответствия законодательству, противоречия постановлениям городской Думы, постановлениям и распоряжениям мэра города вправе приостановить действие постановлений, распоряжений и приказов руководителей органов мэрии частично или в полном объеме, отменить такие постановление, распоряжения и приказы;
- осуществляет координацию деятельности городской Думы и мэрии;
- имеет право первой подписи при подписании документов финансово - хозяйственной деятельности;
- вносит в городскую Думу предложения об избрании заместителя мэра (вице - мэра) и об освобождении его от должности.
Статья 21. Полномочия мэра города как руководителя исполнительного органа
1. Мэр города как руководитель исполнительного органа - мэрии:
- осуществляет руководство мэрией на принципах единоначалия и подотчетен в этой работе городской Думе;
- обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности города, за исключением полномочий, отнесенных действующим законодательством и настоящим Уставом к компетенции городской Думы;
- по вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения;
- в рамках утвержденного городской Думой бюджета города осуществляет непосредственно или через руководителей структурных подразделений оперативное распоряжение финансами, по решению городской Думы - средствами целевых внебюджетных фондов.
2. Все органы мэрии находятся в подчинении мэра города, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним в своей деятельности.
Постановлением Череповецкой городской Думы от 24 июня 1997 г. N 104 настоящий Устав дополнен ст. 21.1
Статья 21.1. Правовые акты мэрии города
1. К правовым актам мэрии города относятся:
- постановления, распоряжения мэра города, принятые в рамках его компетенции;
- постановления, распоряжения заместителей мэра города, руководителя аппарата мэрии, а также руководителей структурных подразделений мэрии, изданные в пределах полномочий, делегированных им мэром города;
- решения, распоряжения и приказы, принятые руководителями структурных подразделений мэрии города с правами юридического лица в пределах собственной компетенции.
2. Порядок подготовки правовых актом мэрии города определяется ее регламентом.
3. Правовые акты мэрии города вступают в силу со дня их подписания, если иное не определено в самих документах.
4. Правовые акты мэрии, имеющие нормативный характер или затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию (обнародованию).
Статья 22. Досрочное прекращение полномочий мэра города
1. Мэр города, избранный на этот пост населением города, не может быть освобожден от должности иначе, чем:
а) по истечении срока полномочий;
б) по личному заявлению, с согласия городской Думы;
в) в результате общегородского голосования о недоверии;
г) по постановлению городской Думы в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда по совершенному преступлению;
д) при невозможности дальнейшего исполнения обязанностей мэра города, подтвержденной соответствующими медицинскими или иными документами, по постановлению городской Думы.
2. Городская Дума вправе своим постановлением, принятым двумя третями голосов депутатов городской Думы, выразить недоверие мэру города и вынести вопрос на городской референдум.
Постановлением Череповецкой городской Думы от 8 апреля 1997 г. N 62 в пункте 2 статьи 22 настоящего Устава исключено последнее предложение
При подтверждении населением полномочий мэра города он своим постановлением распускает городскую Думу и назначает новые выборы.
3. В случае досрочного прекращения полномочий мэра города его функции постановлением городской Думы передаются заместителю мэра города (вице - мэру) и осуществляются последним до вступления в должность вновь избранного мэра города.
Статья 23. Заместители мэра города
1. Первый заместитель мэра города (вице - мэр):
- избирается тайным голосованием городской Думой по предложению мэра города из числа жителей города;
- выполняет делегированные мэром города и согласованные с городской Думой функции главы городской самоуправления;
- в отсутствие мэра города председательствует на заседаниях городской Думы. Не являющийся депутатом городской Думы, заместитель мэра города (вице - мэр) на заседаниях городской Думы имеет право совещательного голоса. Постановления городской Думы, принятые на заседаниях под председательством заместителя мэра города (вице - мэра) подписываются заместителем мэра города (вице - мэром).
2. Денежное содержание заместителю мэра города (вице - мэру) устанавливается городской Думой по предложению мэра города и изменяется в соответствии с действующим законодательством.
3. Сроки полномочий заместителя мэра города (вице - мэра) заканчиваются с окончанием полномочий мэра города.
4. При досрочном прекращении полномочий мэра города заместитель мэра города (вице - мэр) исполняет свои обязанности до вступления в должность вновь избранного мэра города.
5. Досрочное прекращение полномочий заместителя мэра города (вице - мэра) происходит по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 22 настоящего Устава, за исключением подпункта "в", а также по представлению мэра города постановлением городской Думы.
6. Мэр города может по постановлению городской Думы, принимаемому по его предложению, иметь других заместителей, а также советников, нанимаемых по контракту.
Глава 6. Исполнительный орган городского
самоуправления - мэрия города
Статья 24. Органы мэрии города
1. Органами мэрии являются структурные подразделения (департаменты, комитеты, управления, отделы), обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении и настоящим Уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления городом.
2. Структура органов мэрии утверждается городской Думой по предложению мэра города.
3. Функции и полномочия органов мэрии, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об органах, утвержденными их руководителями по согласованию с мэром города или его соответствующим заместителем.
4. Деятельность органов мэрии финансируется из городского бюджета, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
5. Органы мэрии могут быть юридическими лицами. Имущество органов, являющихся юридическими лицами, закрепляется за ними на правах оперативного управления актами мэра города, если иное не предусмотрено законодательством.
6. Органы мэрии возглавляются единоличными руководителями. Руководители этих органов в целях осуществления их полномочий издают приказы.
7. В качестве совещательных органов при руководителях структурных подразделений мэрии могут создаваться коллегии или консультативные общественные советы. Их рекомендации, в случае необходимости, оформляются приказами соответствующих руководителей. Полномочия и порядок деятельности таких органов определяются в положениях о структурных подразделениях мэрии или отдельными актами, которые утверждаются мэром города или его соответствующими заместителями.
8. Органы мэрии самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями при соблюдении установленных законодательством гарантий самостоятельности этих предприятий, учреждений и организаций.
9. По вопросам совместного ведения с органами государственной власти структурные подразделения подконтрольны и подотчетны этим органам.
10. Структурные подразделения мэрии не вправе принимать акты, ограничивающие права и свободы граждан и их объединений.
11. Акты структурных подразделений мэрии, противоречащие законодательству, постановлениям городской Думы, постановлениям и распоряжениям мэра города, отменяются мэром города или судом.
12. Должностные инструкции для сотрудников органов мэрии утверждаются руководителем соответствующего структурного подразделения.
Постановлением Череповецкой городской Думы от 8 апреля 1997 г. N 62 пункт 13 статьи 24 настоящего Устава дополнен словами "или по контракту"
13. Денежное содержание должностным лицам органов мэрии устанавливается мэром города в соответствии с утвержденной органами государственной власти и управления схемой должностных окладов или по контракту. Денежное содержание другим сотрудникам органов мэрии устанавливается руководителями этих органов в соответствии с имеющимися схемами должностных окладов.
Статья 25. Порядок замещения должностей руководителей мэрии
1. Руководители структурных подразделений и служб мэрии назначаются и освобождаются от должности мэром города самостоятельно за исключением должностных лиц, указанных в части четверной статьи 20 настоящего Устава.
2. Заместители руководителей, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи, назначаются мэром города по представлениям соответствующих руководителей.
3. Руководители подразделений органов (подотделов, секторов и т. п.) назначаются руководителями соответствующих органов мэрии.
4. Перечень должностей в органах, имеющих двойное подчинение, назначение и смещение по которым должно производиться вышестоящими органами по согласованию с мэром города или городской Думой, утверждается постановлением городской Думы по предложениям мэра города.
Статья 26. Обеспечение деятельности органов городского самоуправления
Организационное, материально - техническое, информационное и иное обеспечения деятельности органов городского самоуправления осуществляется, в основном, аппаратом мэрии.
Глава 7. Имущественные основы городского самоуправления
Статья 27. Экономическая основа городского самоуправления
Экономическую основу городского самоуправления составляют природные ресурсы, недра, производственный и научно - культурный потенциал, имущество, находящееся в муниципальной собственности, городские земли, финансы города, государственные собственности и средства, переданные органам городского самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, а также в соответствии с законом, иная собственность.
Статья 28. Муниципальная собственность
1. Муниципальная собственность является достоянием жителей города и служит источником получения доходов и удовлетворения потребностей населения города.
2. Для эффективного управления муниципальной собственностью жители города передают право пользования и распоряжения муниципальной собственностью органам и должностным лицам городского самоуправления. Органы и должностные лица городского самоуправления самостоятельного управляют муниципальной собственностью в порядке, установленном настоящим Уставом и нормативными актами органов городского самоуправления.
3. В состав муниципальной собственности входят:
- городские земли, не переданные в иные формы собственности;
- имущество органов городского самоуправления;
- средства бюджета города, внебюджетных и валютных фондов;
- муниципальный жилищный фонд;
- нежилые помещения в домах муниципального и иного жилищного фонда;
- имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, другие объекты, используемые для удовлетворения коммунально - бытовых и социально - культурных потребностей населения;
- имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности;
- имущество, переданное органам городского самоуправления безвозмездно на основе соглашений и договоров, а также односторонних актов передачи имущества;
- муниципальные финансово - кредитные учреждения;
- муниципальные предприятия, учреждения и организации;
- паи города в предприятиях, учреждениях и организациях;
- ценные бумаги и другие финансовые активы;
- иное движимое и недвижимое имущество, необходимое для удовлетворения коммунально - бытовых и социально - культурных потребностей населения, принадлежащее городу на законных основаниях.
4. Имущество, признанное бесхозным на территории города в установленном законодательством Российской Федерации порядке, включается в состав муниципальной собственности.
5. Реестр муниципальной собственности ведется мэрией города.
Статья 29. Имущественные права органов городского самоуправления
1. Жители города владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в муниципальной собственности, через органы городского самоуправления.
2. Органы городского самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов городского самоуправления либо по решению суда.
4. Город вправе получить в соответствии с законодательством Российской Федерации полную компенсацию за причиненный ущерб в случае изъятия объектов муниципальной собственности и передачи их в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность.
5. Любое имущество, созданное или приобретенное органами городского самоуправления, муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями за счет имеющихся у них средств, либо полученное ими безвозмездно, включается в состав муниципальной собственности.
Статья 30. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности
1. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляет мэрия города в соответствии с ее компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации и Вологодской области, настоящим Уставом и нормативными актами органов городского самоуправления.
2. Порядок распоряжения и управления объектами муниципальной собственности устанавливается городской Думой.
3. Реализуя право распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, мэрия города вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать в аренду, передавать, отчуждать в установленном порядке, определять в договорах и соглашениях условия использования продаваемых или передаваемых в пользование объектов.
4. Мэрия города осуществляет предоставление и изъятие земельных участков на территории города в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, Вологодской области и нормативными актами городского самоуправления.
Статья 31. Пределы хозяйственной деятельности мэрии города
1. Мэрия города вправе создавать в соответствии с законодательством предприятия муниципальной и смешанной форм собственности, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности в порядке и на условиях, установленных законом.
2. Мэрия города несет имущественную ответственность по своим обязательствам в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Статья 32. Взаимоотношения мэрии города с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности
1. Мэрия города определяет условия и порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей данных предприятий.
2. Права по управлению предприятиями, учреждениями, организации, находящимися в муниципальной собственности, могут быть переданы мэрией города отдельным юридическим лицам и гражданам с обязательным установлением ответственности за пользование указанными правами.
3. Отношения между мэрией города и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
4. Имущество, закрепленное за предприятиями, находящимися в муниципальной собственности и не состоящими на бюджете, принадлежит им, как правило, на праве хозяйственного ведения. Имущество, закрепленное за предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности и финансируемыми из бюджета, находится в их оперативном управлении.
5. По отношению к объектам федеральной и государственной собственности субъекта федерации органы городского самоуправления осуществляют контроль за размещением на территории города объектов производственного назначения, за социальной защитой работников, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды.
Статья 33. Отношения мэрии города с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
1. Отношения мэрии города с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.
2. Мэрия города вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально - экономическом развитии территории, объединять на добровольной основе средства предприятий, учреждений и организаций для финансирования программ развития территории, привлекать на договорных началах предприятия, учреждения и организации к участию в строительстве, благоустройстве, содержанию объектов на территории города.
3. Мэрия города вправе получать на правах оперативного управления, аренды, иных видов пользования от органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, граждан имущество, находящееся в их собственности.
Статья 34. Муниципальные земли
1. Все земли в пределах городской черты находятся в муниципальной собственности, если они не переданы другим владельцам в соответствии с действующим законодательством.
2. В состав городских земель входят земли: городской застройки, общего пользования, занятые городскими лесами, сельскохозяйственного использования и иные угодья, оздоровительного, рекреационного, историко - культурного назначения, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.
3. Порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также порядок распоряжения земельными участками на территории города утверждается городской Думой в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области.
Статья 35. Муниципальный заказ
1. Органы городского самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории города, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально - культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
2. Мероприятия, осуществляемые по муниципальному заказу, а также соответствующие расходы органов городского самоуправления ежегодно отражаются в планах, программах и бюджете города.
Статья 36. Финансы городского самоуправления
1. Финансовые ресурсы городского самоуправления составляют средства бюджета города, средства внебюджетных и валютных фондов города, ассигнования из бюджетов Российской Федерации и Вологодской области, заемные средства, иные финансовые активы, которыми город располагает в соответствии с законодательством. Финансовые ресурсы города могут в соответствии с законодательством на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации, других муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций общественных объединений для финансирования совместных, в том числе межтерриториальных программ социально - экономического развития.
2. Город имеет бюджет, который утверждается городской Думой по представлению мэра города. Бюджет города формируется в соответствии с требованиями бюджетной классификации и в сроки, предусмотренные законодательством Вологодской области.
Статья 37. Доходы и расходы городского бюджета
1. В доход городского бюджета зачисляются средства местных налогов и сборов, штрафов, отчисления от федеральных налогов и налогов Вологодской области в соответствии с долговременными нормативами, установленными федеральными законами и законами Вологодской области, а также за счет иных источников в соответствии с действующим законодательством.
2. Местные налоги и сборы, определенные действующим законодательством, а также льготы по их уплате устанавливаются городской Думой по представлению мэра города. Порядок введения налога или сбора, срок его действия, перечень плательщиков, ставки налогообложения, льготы и другие условия введения налога или сбора, порядок взимания налогов и боров определяются положениями о налоге или сборе, утвержденными городской Думой.
3. Органы городского самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами городского бюджета. Сумма превышения дохода над расходами городского бюджета по результатам отчетного года не подлежит изъятию, остается в распоряжении города.
4. Увеличение расходов или уменьшение доходов городского самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Вологодской области, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов городского самоуправления, реализуются органами городского самоуправления в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.
Статья 38. Учет и контроль уплаты налогов и сборов
Учет и контроль уплаты налогов в бюджет города осуществляется государственными налоговыми органами по городу Череповцу, а по отдельным сборам и неналоговым платежам - соответствующими подразделениями органов городского самоуправления.
Статья 39. Внебюджетные и валютные фонды
1. Городские (целевые) внебюджетные фонды и валютные фонды образуются по постановлению городской Думы в соответствии с действующим законодательством.
2. Средства внебюджетных и валютных фондов находятся на специальных счетах в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назначением, определяемым положением о каждом из фондов.
Статья 40. Участие городского самоуправления в кредитных отношениях
Мэрия города с согласия городской Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово - кредитные учреждения.
Глава 8. Муниципальная служба городского самоуправления
Статья 41. Муниципальная служба
1. Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность по реализации функций и полномочий, осуществляемых органами городского самоуправления в интересах населения города.
2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется действующим законодательством и настоящим Уставом.
Статья 42. Финансирование муниципальной службы
1. Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств городского бюджета.
2. При наделении органов городского самоуправления отдельными государственными полномочиями одновременно передаются соответствующими органами необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.
Статья 43. Муниципальный служащий
1. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном настоящим Уставом, оплачиваемую муниципальную должность в органах городского самоуправления.
2. Служащий, занимающий муниципальную должность и осуществляющий полномочия представителя городской власти или наделенный по должности административно - распорядительными полномочиями, является должностным лицом городского самоуправления.
Статья 44. Прием на муниципальную службу
1. Прием на муниципальную службу осуществляется в порядке назначения, выборов или конкурса при наличии соответствующего образования, опыта работы.
2. Для гражданина, принимаемого на муниципальную службу, может устанавливаться испытательный срок до 6 месяцев.
3. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу или занимать муниципальную должность в случаях:
- признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лишения его судом права занимать муниципальные должности в течение определенного срока;
- наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных обязанностей;
- наличия близкого родства или свойства (родители, супруги, их братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью и непосредственной подконтрольностью одного другому.
Статья 45. Ограничения, связанные с муниципальной службой
1. Впредь до принятия соответствующего законодательства о муниципальной службе на муниципальных служащих распространяются ограничения, установленные федеральным законодательством для государственных служащих.
2. Муниципальный служащий не вправе:
- занимать другую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях, заниматься другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно - правовой формы, кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении хозяйствующим субъектом входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательными и нормативными актами;
- быть представителем по делам третьих лиц в муниципальном органе, в котором он состоит на службе, либо ему непосредственно подконтрольном;
- использовать в неслужебных целях средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое муниципальное имущество и служебную информацию;
- получать в связи с исполнителем должностных полномочий подарки, денежные и иные вознаграждения от юридических лиц и граждан;
- выезжать в служебные командировки за границу за счет юридических лиц и граждан, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными иностранными организациями;
- использовать должностные полномочия муниципального служащего в период избирательных кампаний для поддержки каких-либо кандидатов в депутаты, общественных объединений, движений, политических партий.
Статья 46. Гарантии муниципальной службы
1. На муниципальных служащих городского самоуправления распространяются правовые и социальные гарантии, установленные федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом и актами городского самоуправления.
2. Время работы на должностях в органах городского самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.
Постановлением Череповецкой городской Думы от 8 апреля 1997 г. N 62 в первом абзаце пункта 3 статьи 46 настоящего Устава слова "но не более одного года" заменены словами "в течение срока, определенного действующим законодательством"
3. Лица, осуществляющие свою деятельность на муниципальных должностях, согласно перечню, утвержденному городской Думой или предусмотренных действующим законодательством, продолжают получать назначенную им заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место службы (работы), в течение срока, определенного действующим законодательством после освобождения их от должности в следующих случаях:
- неизбрания или неназначения на должность после окончания срока полномочий;
- упразднения должностей в связи с изменением административно - территориального деления или структуры городского самоуправления;
- удовлетворения заявления о добровольной отставке должностных лиц городского самоуправления, работающих не менее года. В случае, если на новом месте службы (работы) указанные должностные лица получают заработную плату ниже размеров прежней, то производится доплата до уровня заработной платы, установленной в органах городского самоуправления, на срок не более календарного года со дня ухода с должности. Выплаты производятся из средств городского бюджета.
4. Положения пункта 3 настоящей статьи не применяются в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении указанных должностных лиц.
Глава 9. Городской референдум
Статья 47. Городской референдум и его назначение
1. По вопросам местного значения может проводиться городской референдум.
2. Городской референдум - голосование жителей города по важнейшим вопросам городской жизни.
3. Решения, принятые на городском референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами городского самоуправления и обязательны для исполнения всеми органами городского самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями города, а также гражданами. Они могут быть отменены и изменены также посредством референдума. Принятое на городском референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
4. Порядок подготовки и проведения референдума должен соответствовать законодательству Российской Федерации, Вологодской области и настоящему Уставу.
Статья 48. Вопросы, выносимые на городской референдум
1. На городской референдум могут выноситься вопросы, входящие в компетенцию городского самоуправления.
2. Формулировка вопроса, вносимого на референдум, должна обеспечивать возможность ясного, однозначного ответа на поставленный вопрос.
Статья 49. Порядок назначения референдума
Постановлением Череповецкой городской Думы от 8 апреля 1997 г. N 62 в пункт 1 статьи 49 настоящего Устава внесены изменения
1. Референдум назначается городской Думой по собственной инициативе или по требованию жителей в количестве не менее 10 процентов от числа граждан, имеющих право участвовать в референдуме. В городской Думе вопрос о проведении референдума может быть поставлен на обсуждение по инициативе не менее чем 1/3 депутатов городской Думы или мэра города. Решение о проведении референдума принимается городской Думой не менее, чем двумя третями голосов избранных депутатов.
2. Отказ городской Думы в назначении референдума (кроме референдума о недоверии) может иметь место только в случаях, если предполагаемый вопрос не относится к компетенции городского самоуправления, либо по нему не может быть получен ясный однозначный ответ, или в связи с нарушением порядка составления петиции граждан о проведении референдума.
Статья 50. Право на участие в референдуме
1. В городском референдуме, имеют право участвовать жители города, обладающие избирательными правами в соответствии с действующим законодательством.
2. Жители города участвуют в городском референдуме непосредственно и на добровольной основе.
3. Голосование на городском референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Каждый участник имеет один голос.
Статья 51. Муниципальные выборы
1. Выборы депутатов (членов иных выборных органов) городского самоуправления, выборных должностных лиц городского самоуправления осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законодательством избирательных прав граждан.
2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами Вологодской области и настоящим Уставом.
Статья 52. Народная правотворческая инициатива
Жители города имеют право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенных жителями в органы городского самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на заседании городской Думы с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию.
Глава 10. Собрания жителей города
Статья 53. Роль собраний в городском самоуправлении
1. Собрания горожан по месту жительства являются формой непосредственного осуществления ими функций территориального общественного самоуправления.
2. Собрания проводятся по домам, улицам, жилищным комплексам или иным участкам территории города.
3. По вопросам общегородского значения проводятся общегородские собрания представителей постоянного населения города.
Статья 54. Порядок созыва и проведения собраний горожан
1. Собрания граждан по месту жительства проводятся по мере необходимости мэром города, депутатами городской Думы и органами территориального общественного самоуправления.
2. Собрания для решения вопроса о создании органа территориального общественного самоуправления, проведения выборов в этот орган, а также для заслушивания внеочередного отчета депутата городской Думы может быть созвано также инициативной группой граждан из числа постоянных жителей данной территории в составе не менее 50 человек.
3. Вопросы повестки дня собрания определяются инициаторами созыва и утверждаются на собрании большинством голосов присутствующих граждан. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь.
4. Принятие решения о проведении общегородского собрания граждан, о представительстве на собрании и вносимых вопросах осуществляется мэром города и городской Думой.
Статья 55. Функции и полномочия собраний граждан
1. Собрания граждан по месту жительства, общегородские собрания жителей осуществляют следующие функции и полномочия:
- обсуждают вопросы городской жизни, имеющие существенное значение для населения данных территорий, проекты постановлений городской Думы и мэрии города, выражают по ним свои мнения и дают предложения городской Думе и мэрии города;
- рассматривают сообщения и отчеты депутатов городской Думы, должностных лиц органов городского самоуправления;
- принимают решения о добровольном принятии жителями общественных обязанностей по участию в благоустройстве, в охране общественного порядка, в сохранении городского жилого фонда, в охране природы, памятников истории и культуры, оказании помощи нуждающимся гражданам;
- принимают решения о создании и избрании органов территориального общественного самоуправления, об утверждении положений о них, одобрении программы деятельности этих органов, использовании имущества и средств, находящихся в распоряжении органов общественного самоуправления, заслушивают и утверждают отчеты об этих органах;
- решают вопросы о добровольных взносах и пожертвованиях граждан на общественные нужды.
2. Решения по вопросам, связанным с выборами, организацией и деятельностью органов территориального общественного самоуправления, с отчетами депутатов городской Думы и должностных лиц мэрии города, с распоряжением имуществом и денежными средствами, принимаются собраниями при участии в них не менее половины постоянных жителей данной территории (при проведении общегородских собраний - не менее половины делегированных на них представителей), большинством голосов присутствующих.
3. Решения, принятые собраниями в пределах их компетенции по вопросам организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления, имеют для последних обязательную силу.
Глава 11. Иные формы прямого участия
населения в управлении городом
Статья 56. Коллективные обращения (петиции) граждан
1. Жителям города обеспечивается право на коллективные обращения в органы городского самоуправления. Коллективное обращение может иметь своей целью:
- внесение мэру города или в городскую Думу предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, касающихся интересов населения и относящихся к ведению органов городского самоуправления;
- внесение на общегородское собрание жителей отчета городской Думы или должностного лица мэрии, соответственно о работе городской Думы и мэрии города, докладов этих органов о состоянии природной среды, перспективах развития города, состоянии борьбы с преступностью и других важных вопросов общегородского значения.
2. Коллективные обращения граждан в соответствии с законодательством подлежат рассмотрению, соответственно мэром города, городской Думой и о результатах рассмотрения информируются граждане, подавшие петицию.
3. Правила внесения и рассмотрения обращений, связанных с отзывом депутата городской Думы или мэра города, определяются законодательством Российской Федерации и Вологодской области.
Статья 57. Право граждан присутствовать на заседании городской Думы
1. Жители города имеют право присутствовать на заседаниях городской Думы, кроме закрытых заседаний.
2. Порядок посещения заседаний городской Думы горожанами регулируется Регламентом городской Думы.
Статья 58. Право граждан на обращение в органы городского самоуправления
1. Граждане, обратившиеся в связи с нарушением их прав и интересов на территории города, относящихся к ведению городского самоуправления, вправе быть выслушанными коллегиальным органом или должностным лицом.
2. Процедура рассмотрения обращений жителей города определяется регламентом городской Думы и Регламентом мэрии города.
Статья 59. Право жителей города на информацию
1. Подлежат обязательной публикации в средствах массовой информации постановления, распоряжения органов городского самоуправления, затрагивающие интересы жителей города, а также планы экономического и социального развития города, городского бюджета, городские программы. В целях обсуждения населением города на собраниях, в средствах массовой информации и использования материалов обсуждения для учета общественного мнения проекты таких нормативных документов могут публиковаться в печати по решению мэра города или городской Думы.
2. По решению мэра города и городской Думы могут выноситься на обсуждение и другие важные вопросы городской жизни.
3. Текущая информация о деятельности органов городского самоуправления систематически доводится до сведения населения через средства массовой информации должностными лицами органов городского самоуправления.
Постановлением Череповецкой городской Думы от 8 апреля 1997 г. N 62 статья 59 настоящего Устава дополнена пунктом 4 следующего содержания:
4. При городской Думе и мэрии города могут быть аккредитованы представители средств массовой информации. Правила аккредитации устанавливаются городской Думой и мэрией города соответственно.
Статья 60. Право гражданина на обращение в суд о восстановлении нарушенного права на участие в городском самоуправлении
1. Каждый житель города имеет право на обращение в суд о восстановлении права на участие в городском самоуправлении, закрепленного действующим законодательством и настоящим Уставом.
2. Каждый житель города имеет право на юридическую помощь.
Глава 12. Территориальное самоуправление в городе
Статья 61. Территориальное деление города
С учетом особенностей территориального деления города в пределах административных округов может осуществляться территориальное самоуправление.
Статья 62. Порядок создания органов территориального общественного самоуправления
Порядок создания органов территориального общественного самоуправления определяется законодательством Российской Федерации, Вологодской области и нормативными актами городского самоуправления.
Глава 13. Виды и формы ответственности органов
и должностных лиц городского самоуправления
Статья 63. Основания и виды ответственности
1. Органы городского самоуправления, а также их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством за принятые ими решения.
2. Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед населением реализуется жителями города в виде права на выражение недоверия соответствующим органам и должностным лицам.
Статья 64. Формы ответственности
1. Формами ответственности органов и должностных лиц городского самоуправления являются выражение недоверия городской Думе и мэру города, досрочное прекращение их полномочий.
2. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений органов городского самоуправления и их должностных лиц, совершение ими неправомерных действий возмещается в полном объеме предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, которым причинен это ущерб, на основании решения суда или арбитражного суда за счет собственных средств органов городского самоуправления.
3. Органы городского самоуправления, возместившие ущерб, причиненный их работниками или должностными лицами, имеют право предъявить регрессный иск к этим лицам в размере выплаченной суммы, если иной размер не установлен законом.
Глава 14. Досрочное прекращение полномочий органов
и должностных лиц городского самоуправления
Статья 65. Выражение недоверия населением
Недоверие городской Думе и мэру города может быть выражено населением на городском референдуме.
Статья 66. Порядок назначения и проведения референдума о недоверии
1. Решение о проведении референдума принимается городской Думой в следующих случаях:
- если за него проголосовало не менее 2/3 от числа депутатов, избранных в городскую Думу;
- по предложению мэра города;
- по требованию не менее 10 процентов жителей города, обладающих избирательным правом.
2. При принятии решения о назначении референдума городская Дума, по представлению мэра города, создает городскую комиссию по проведению референдума.
3. Порядок проведения городского референдума регламентируется действующим законодательством, Положением о городском референдуме, принимаемым городской Думой.
4. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования результатов голосования.
Глава 15. Порядок принятия и изменения устава города
Статья 67. Устав города - основополагающий правовой акт городского самоуправления
Настоящий Устав является основополагающей правовой основой для нормативных и регламентирующих актов органов городского самоуправления.
Статья 68. Принятие Устава города
1. Устав города разрабатывается городским самоуправлением самостоятельно.
2. Устав города принимается городской Думой, если за него проголосует не менее 2/3 избранных депутатов, либо населением на городском референдуме.
3. Устав города подлежит государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 69. Вступление Устава города в силу
Устав города вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Статья 70. Внесение изменений и дополнений в Устав города
1. Срок действия настоящего Устава не ограничен. В него могут вноситься изменения, дополнения.
2. Право внесения предложений по изменениям и дополнениям в Устав имеют:
- отдельные граждане или группа граждан, обладающие избирательным правом;
- общественные и политические объединения граждан, зарегистрированные в управлении юстиции Вологодской области и действующие на территории города;
- органы городского самоуправления.
Предложения вносятся на имя мэра города и городской Думы.
3. Изменения и дополнения вносятся в Устав и принимаются городской Думой в порядке, определенном пунктом 2 статьи 68 настоящего Устава.
4. Положения Устава, принятые на городском референдуме, могут быть изменены и дополнены только городским референдумом.
Глава 16. Переходные положения
Постановлением Череповецкой городской Думы от 8 апреля 1997 г. N 62 статьи 71 и 72 настоящего Устава признаны утратившими силу
Статья 71. О главе городского самоуправления, мэре города
До проведения выборов мэра города в соответствии с действующим законодательством его обязанности исполняет ранее назначенный на эту должность глава городского самоуправления, мэр города.
Статья 72. Введение в действие принципа ротации депутатов городской Думы
До введения в действие принципа ротации городская Дума работает в составе 9 депутатов. Принцип ротации вводится по истечении половины срока полномочий депутатов городской Думы второго созыва.
Приложение 1
к Уставу г. Череповца
Описание
герба города Череповца
Герб города Череповца утвержден 29 марта 1811 года Императором Александром I и восстановлен 9 февраля 1991 года Череповецким городским Советом народных депутатов двадцать первого созыва. Герб города выполнен в виде щита в обрамлении из дубовых листьев перевитом Александровской лентой синего цвета. В верхней, серебряной, половине щита изображен исторический герб Новгородский - стул, обитый малиновым бархатом, на котором расположены крестообразно державный жезл и длинный крест. Над стулом расположен тройной подсвечник с горящими свечами. По сторонам стула два черных медведя, стоящие на задних лапах. В средней части расположены четыре рыбы, плавающие в воде. В нижней половине в правом красном поле видна каменная гора, а в левом голубом поле изображены солнечные лучи и руль. Щит увенчан серебряной башенной короной с тремя зубцами и крестом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.